Исход 32 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Народ увидел, что прошло уже много времени, а Моисей всё не спускается с горы. Тогда люди собрались вокруг Аарона и сказали ему:
«Моисей вывел нас из Египта, но мы не знаем, что с ним случилось, поэтому сделай нам богов, чтобы они шли впереди и вели нас».
2 Аарон сказал народу:
«Принесите мне золотые серьги ваших жен, сыновей и дочерей».
3 И вот весь народ собрал свои золотые серьги и принёс их Аарону.
4 Аарон взял у народа золото и сделал из него статую тельца, придав ему форму с помощью резца. Тогда народ воскликнул:
«Вот боги твои, Израиль! Вот боги, которые вывели тебя из Египетской земли!»
5 Увидев всё это, Аарон соорудил перед тельцом алтарь и объявил:
«Завтра будет особый праздник в честь Господа».
6 На следующий день люди встали очень рано, закололи животных, принесли их в дар как жертвы всесожжения и приношения содружества, потом все сели и стали есть и пить, а затем встали и устроили буйное празднество.
7 И сказал Господь Моисею:
«Спустись с этой горы. Твой народ, который ты вывел из Египетской земли, совершил великий грех!
8 Быстро они отвернулись от всего, что Я заповедал им: они сделали себе тельца из золота, поклоняются ему, принося ему жертвы. Народ сказал: „Вот боги твои, Израиль! Вот боги, которые вывели тебя из Египетской земли”».
9 «Я видел, что эти люди упрямы, — сказал Господь Моисею, — они всегда будут против Меня.
10 В гневе Своём, Я истреблю их, а затем произведу от тебя великий народ».
11 Но Моисей стал молить Господа:
«Господи, пусть не истребит Твой гнев народ Твой! Ты вывел этот народ из Египта Своей великой силой и властью.
12 Если Ты истребишь Свой народ, то египтяне, увидев это, скажут: „Господь задумал недоброе против Своего народа. Он вывел израильтян из Египта, чтобы убить в горах, так как хотел стереть их с лица земли”. Не гневайся на Свой народ! Прошу Тебя, измени своё решение, не губи этих людей!
13 Вспомни Авраама, Исаака и Израиля — эти люди служили Тебе, и Ты Своим именем поклялся им, сказав: „Я сделаю твой народ многочисленным, подобно звёздам небесным, Я отдам твоему народу всю эту землю, как и обещал, и эта земля будет их землёй навечно”».
14 И тогда Господь пожалел их и не сделал того, что сказал, — Он не истребил народ.
15 А Моисей спустился с горы, неся с собой каменные скрижали Соглашения. Эти заповеди были написаны на обеих сторонах камня: на той и на другой стороне.
16 Сам Бог сделал те камни, и Сам Бог высек те заповеди на них.
17 Иисус Навин, услышав шум праздника в лагере, сказал Моисею:
«Судя по звукам, в стане — война!»
18 «Этот шум — не крики победившей армии и не вопль побеждённой, — ответил Моисей. — Я слышу звуки музыки!»
19 Подойдя к стану, Моисей увидел золотого тельца и танцующий народ. В сильном гневе Моисей бросил на землю плоские камни, и они раскололись на куски у подножия горы.
20 Затем Моисей уничтожил сделанного людьми тельца: он расплавил его в огне, потом истолок золото в пыль, бросил её в воду и заставил израильский народ выпить эту воду.
21 «Каким образом эти люди уговорили тебя совершить такое преступление? — спросил Моисей Аарона. — Что побудило тебя ввести их в такой великий грех?»
22 «Не гневайся, господин, — ответил Аарон. — Ты знаешь, что этот народ всегда готов совершить недоброе.
23 Люди сказали мне: „Моисей вывел нас из Египта, но мы не знаем, что с ним случилось, поэтому сделай нам богов, чтобы они вели нас”.
24 И я сказал людям: „Если у вас есть золотые кольца, то отдайте их мне”. Они дали мне своё золото, я бросил его в огонь, и из огня вышел этот телец!»
25 Моисей увидел, что Аарон позволил народу погрязнуть в распущенности, что люди стали необузданными, и все враги их видят, как глупо они себя ведут.
26 Тогда Моисей встал у входа в стан и сказал:
«Те, кто хочет следовать Господу, подойдите ко мне!» И все сыны Левия поспешили к Моисею,
27 и Моисей сказал им:
«Я скажу вам, что говорит Господь, Бог Израиля: пусть каждый опояшется своим мечом и пройдёт по стану из шатра в шатёр, и пусть каждый убьёт брата своего, друга своего, ближнего своего — всех, кто против Господа».
28 Сыны Левия исполнили сказанное Моисеем, и в тот день погибло около 3 000 человек из израильского народа.
29 Тогда Моисей сказал:
«Сегодня вам пришлось идти против своих собственных сыновей и братьев. Так посвятите же себя Господу, чтобы Он дал вам благословение».
30 На следующее утро Моисей сказал народу:
«Вы совершили страшный грех! Но я сейчас поднимусь к Господу и, может быть, смогу сделать так, чтобы Он простил вам ваш грех!»
31 Затем Моисей возвратился к Господу и взмолился:
«Прошу Тебя, выслушай меня! Эти люди совершили великий грех. Они сделали себе бога из золота.
32 Так прости же им этот грех! Если Ты не простишь их, то сотри Моё имя из книги, которую Ты написал».
33 Но Господь ответил Моисею:
«Я стираю из книги только имена тех, кто согрешил против Меня.
34 Спустись вниз и поведи за собой народ, куда Я тебе укажу, а Мой Ангел пойдёт перед тобой и поведёт тебя за собой. Те, кто согрешили, будут наказаны, когда придёт время наказания для тех, кто согрешил».
35 И послал Господь страшный мор на израильтян за то, что они просили Аарона сделать золотого тельца.

Толкование Далласской семинарии

Б. Падение и восстановление Божиего народа (главы 32−34)

I. ИЗРАИЛЬ НАРУШАЕТ ЗАВЕТ (32:1 — 33:6)

а. Идолопоклонство народа (32:1−6)

Исх 32:1. В то время как Моисей переживал радость духовного триумфа, народ Божий пал в духовном отношении крайне низко. Бог неоднократно являл им Свою силу и сострадание, но они скоро позабыли все это. Книга Исхода не раз свидетельствует нам о том, что на чудные проявления Его благодати израильтяне отвечали бесчувственностью и недовольством, переходившим в бунт.

Народ устрашился долгого отсутствия Моисея (он пробыл на горе 40 дней; 24:18), и вот пришел к Аарону, своему временному вождю (24:14). Высказав предположение, что Моисей больше не вернется, чтобы вести их и успокаивать (ибо с этим человеком, с Моисеем… не знаем, что сделалось), они стали просить о замене, некоем суррогате «бога», который бы шел перед ними. Желая, чтобы Аарон сделал им бога, они не столько искали «замены» Яхве, сколько выражали потребность в некоем видимом, осязаемом объекте, за которым могли бы следовать.

Исх 32:2−4. С целью удовлетворить их требование Аарон сказал людям, чтоб дали ему свои золотые серьги (вероятно, полученные ими у египтян в день Исхода;, 12:35−36), затем он расплавил их и отлил идола в виде тельца. И «поклонился» народ тельцу. Вторая заповедь (20:4−6; сравните 20:23), которую они, хоть и устно, но уже получили от Бога через Моисея, была недвусмысленно нарушена. Представляется, однако, маловероятным, чтобы и Аарон приписывал заслуги избавления их из Египта кому-либо еще, кроме истинного Бога.

Исх 32:5−6. Затем Аарон сделал жертвенник, и на следующий день, объявленный им праздником господу, израильтяне принесли всесожжения и привели жертвы мирные. Но далее их действия вылились в разгул (и сел народ есть и пить, а после встал играть; сравните 1Кор 10:7; употребляемое в последнем случае еврейское слово предполагает безнравственные действия). Так была нарушена седьмая заповедь (Исх 20:14). Израильтяне пели и танцевали (32:18−19) и сделались «необузданны» (стих 25). Безнравственное поведение зачастую сопутствовало поклонению идолам (Рим 1:22−24). И при всем при этом народ полагал, что поклоняется истинному Богу!

б. Ходатайство Моисея (32:7−14)

Исх 32:7−10. Моисей все еще был на горе, когда Бог сказал ему, что развратился народ (стих 7), что это народ… — жестоковыйный (стих 9), значит — упорный и неспособный на отзывчивость (сравните 33:3, 5; 34:9; Втор 9:6, 13; 10:16; 31:27).

В гневе Своем Бог отказался впредь именовать этот народ как Свой собственный, Он даже не захотел более напоминать, что вывел его из Египта (народ твой, который ты вывел из земли Египетской, — говорит Он Моисею, 32:7; сравните «народ сей» в стихе 9). Поведав Моисею, что они сделали (стих 8), Бог сказал, что накажет их за бунт, уничтожив их, и что от Моисея Он произведет новый народ (и произведу многочисленный народ от тебя, стих 10).

Исх 32:11−14. Отвергая ссылку Бога на Израиль как на его, Моисея, народ (стих 7), он называет израильтян народом Твоим — (стих 12), напоминая Ему, что праотцам его — Аврааму, Исааку и Израилю (Иакову) Он клялся… Собою (стих 13). Затем Моисей стал молить Бога о милости, ссылаясь не только на обещания Его патриархам, но и на свои свидетельствования египтянам (32:12).

Уничтожение Израиля послужило бы к отмщению фараона и богов Египта, и египтяне стали бы насмехаться над истинным Богом. Кроме того, на Бога стали бы смотреть как на Нарушающего обещания Свои — ведь Он сказал, что сделает потомков патриархов бесчисленными (Быт 15:5; 22:17а; 26:4а; 28:14; 32:13) и что введет их в землю Обетованную (Быт 15:18−21; 22:17б; 26:46; 28:13; 32:13).

Моисей сознавал, что израильский народ согрешил и не искал оправдания его действиям. В конце-концов Бог отменил Свое решение, осуществлением которого угрожал Израилю. Это означало, однако, не изменение мнения Его, а взятие Им «нового курса» по отношению к народу. Употребленное в оригинале еврейское слово говорит именно об облегчении планировавшегося, нежелательного для евреев курса действий. Не следует думать, что Богу не присуща гибкость; Он откликается на нужды отдельных людей, реагирует на занимаемую ими позицию, на их поступки и поведение.

в. Гнев Моисея (32:15−29)

Исх 32:15−18. Когда Моисей спускался с горы, неся две скрижали Десятисловия (сравните 31:18), к нему присоединился Иисус Навин, который, видимо, ожидал его где-то на полпути (сравните толкование на 24:13) и не знал, что творят израильтяне. Иисус думал, что стан подвергся нападению врагов. Но Моисей, который все уже знал от Бога, сказал ему, что слышит голос поющих и дал понять Навину, что народ пьянствует и занимается безнравственными делами.

Исх 32:19−20. Вот что в гневе проделал Моисей, у подножия горы он разбил… скрижали закона — в знак того, что народ нарушил завет; он сжег идола, стер его в порошок, который растворил в воде (горного потока, Втор 9; 21), и дал людям ее пить. Этими действиями он продемонстрировал как бессилие идола-тельца, так и гнев Бога. Хотя золотой идол, будучи проведен через огонь, не был уничтожен, он был истолчен в мельчайшие кусочки. Питье воды, в которой они были растворены, символизировало, что народ должен был нести последствия своего греха.

Исх 32:21−24. Затем Моисей призвал к ответу за то, что произошло, Аарона. Объяснение Аарона прозвучало столь же нелепо, сколь нелепо выглядели действия народа. Он обвинил народ (стихи 22−23) и затем солгал, будто идол «получился сам собой»: я бросил его (золото) в огонь и вышел этот телец. Между тем, Аарон сделал идола своими руками (стих 4). Бог так прогневался на Аарона, что хотел было умертвить его (Втор 9:20).

Исх 32:25−29. Наконец Моисей совершил суд над непокаявшимися. Он собрал у ворот стана всех, кто не поклонился тельцу. Единой группой собрались левиты. И им приказано было пройти по стану, из конца в конец его, убивая всех, кто продолжал упорствовать в грехе идолопоклонства. Три тысячи израильтян были поражены мечами левитов. Позднее погибли и другие от какой-то болезни, посланной Господом (стих 35). После исполнения этого ужасного задания левиты были отделены для Господа посвятите руки ваши Господу… да ниспошлет Он вам … благословение). Позднее они были назначены для несения службы при скинии (Чис 1:50−53).

г. Возобновление Моисеева ходатайства (32:30−35)

Исх 32:30−35. Хотя главные подстрекатели к бунту были преданы мечу (за исключением Аарона, за которого заступился Моисей; Втор 9:20), Моисей признал, что весь народ повинен в происшедшем. И вот он снова стал молить Господа: прости им грех их… Моисей сказал Богу, что если Он не пожелает простить Свой народ, то и он, вождь их, предпочтет, чтобы имя его было «изглажено» из книги Божией (Исх 32:32). Некоторые считают, что речь здесь идет о книге жизни (Откр 20:15; 21:27), в которой перечислены имена верующих, но более вероятным представляется, что Моисей имел в виду книгу переписи народа.

В таком случае слова Моисея, по-видимому, свидетельствуют о его желании преждевременно умереть (но не о желании страдать в вечности). Он не хотел принадлежать к грешному, непрощенному народу. Отвергнув мольбу Моисея Бог сказал ему, что накажет согрешивших (преждевременной смертью). Часть их действительно умерла от упоминавшейся выше болезни (Исх 32:35), а позднее и все израильские бойцы (за исключением Иисуса Навина и Халева) погибли в пустыне (Втор 1:35−36; 2:14). Но при этом Бог повелел Моисею продолжать вести народ (имелось в виду младшее поколение его) в землю, обещанную им (Исх 32:34). (Относительно Божиего Ангела в 33:2.)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.