«Моисей вывел нас из Египта, но мы не знаем, что с ним случилось, поэтому сделай нам богов, чтобы они шли впереди и вели нас».
«Принесите мне золотые серьги ваших жен, сыновей и дочерей».
«Вот боги твои, Израиль! Вот боги, которые вывели тебя из Египетской земли!»
«Завтра будет особый праздник в честь Господа».
«Спустись с этой горы. Твой народ, который ты вывел из Египетской земли, совершил великий грех!
«Господи, пусть не истребит Твой гнев народ Твой! Ты вывел этот народ из Египта Своей великой силой и властью.
«Судя по звукам, в стане — война!»
«Те, кто хочет следовать Господу, подойдите ко мне!» И все сыны Левия поспешили к Моисею,
«Я скажу вам, что говорит Господь, Бог Израиля: пусть каждый опояшется своим мечом и пройдёт по стану из шатра в шатёр, и пусть каждый убьёт брата своего, друга своего, ближнего своего — всех, кто против Господа».
«Сегодня вам пришлось идти против своих собственных сыновей и братьев. Так посвятите же себя Господу, чтобы Он дал вам благословение».
«Вы совершили страшный грех! Но я сейчас поднимусь к Господу и, может быть, смогу сделать так, чтобы Он простил вам ваш грех!»
«Прошу Тебя, выслушай меня! Эти люди совершили великий грех. Они сделали себе бога из золота.
«Я стираю из книги только имена тех, кто согрешил против Меня.
Толкование Далласской семинарии
Б. Падение и восстановление Божиего народа (главы 32−34)
I. ИЗРАИЛЬ НАРУШАЕТ ЗАВЕТ (32:1 — 33:6)
а. Идолопоклонство народа (32:1−6)
Исх 32:1. В то время как Моисей переживал радость духовного триумфа, народ Божий пал в духовном отношении крайне низко. Бог неоднократно являл им Свою силу и сострадание, но они скоро позабыли все это. Книга Исхода не раз свидетельствует нам о том, что на чудные проявления Его благодати израильтяне отвечали бесчувственностью и недовольством, переходившим в бунт.
Народ устрашился долгого отсутствия Моисея (он пробыл на горе 40 дней; 24:18), и вот пришел к Аарону, своему временному вождю (24:14). Высказав предположение, что Моисей больше не вернется, чтобы вести их и успокаивать (ибо с этим человеком, с Моисеем… не знаем, что сделалось), они стали просить о замене, некоем суррогате «бога», который бы шел перед ними. Желая, чтобы Аарон сделал им бога, они не столько искали «замены» Яхве, сколько выражали потребность в некоем видимом, осязаемом объекте, за которым могли бы следовать.
Исх 32:2−4. С целью удовлетворить их требование Аарон сказал людям, чтоб дали ему свои золотые серьги (вероятно, полученные ими у египтян в день Исхода;, 12:35−36), затем он расплавил их и отлил идола в виде тельца. И «поклонился» народ тельцу. Вторая заповедь (20:4−6; сравните 20:23), которую они, хоть и устно, но уже получили от Бога через Моисея, была недвусмысленно нарушена. Представляется, однако, маловероятным, чтобы и Аарон приписывал заслуги избавления их из Египта кому-либо еще, кроме истинного Бога.
Исх 32:5−6. Затем Аарон сделал жертвенник, и на следующий день, объявленный им праздником господу, израильтяне принесли всесожжения и привели жертвы мирные. Но далее их действия вылились в разгул (и сел народ есть и пить, а после встал играть; сравните 1Кор 10:7; употребляемое в последнем случае еврейское слово предполагает безнравственные действия). Так была нарушена седьмая заповедь (Исх 20:14). Израильтяне пели и танцевали (32:18−19) и сделались «необузданны» (стих 25). Безнравственное поведение зачастую сопутствовало поклонению идолам (Рим 1:22−24). И при всем при этом народ полагал, что поклоняется истинному Богу!
б. Ходатайство Моисея (32:7−14)
Исх 32:7−10. Моисей все еще был на горе, когда Бог сказал ему, что развратился народ (стих 7), что это народ… — жестоковыйный (стих 9), значит — упорный и неспособный на отзывчивость (сравните 33:3, 5; 34:9; Втор 9:6, 13; 10:16; 31:27).
В гневе Своем Бог отказался впредь именовать этот народ как Свой собственный, Он даже не захотел более напоминать, что вывел его из Египта (народ твой, который ты вывел из земли Египетской, — говорит Он Моисею, 32:7; сравните «народ сей» в стихе 9). Поведав Моисею, что они сделали (стих 8), Бог сказал, что накажет их за бунт, уничтожив их, и что от Моисея Он произведет новый народ (и произведу многочисленный народ от тебя, стих 10).
Исх 32:11−14. Отвергая ссылку Бога на Израиль как на его, Моисея, народ (стих 7), он называет израильтян народом Твоим — (стих 12), напоминая Ему, что праотцам его — Аврааму, Исааку и Израилю (Иакову) Он клялся… Собою (стих 13). Затем Моисей стал молить Бога о милости, ссылаясь не только на обещания Его патриархам, но и на свои свидетельствования египтянам (32:12).
Уничтожение Израиля послужило бы к отмщению фараона и богов Египта, и египтяне стали бы насмехаться над истинным Богом. Кроме того, на Бога стали бы смотреть как на Нарушающего обещания Свои — ведь Он сказал, что сделает потомков патриархов бесчисленными (Быт 15:5; 22:17а; 26:4а; 28:14; 32:13) и что введет их в землю Обетованную (Быт 15:18−21; 22:17б; 26:46; 28:13; 32:13).
Моисей сознавал, что израильский народ согрешил и не искал оправдания его действиям. В конце-концов Бог отменил Свое решение, осуществлением которого угрожал Израилю. Это означало, однако, не изменение мнения Его, а взятие Им «нового курса» по отношению к народу. Употребленное в оригинале еврейское слово говорит именно об облегчении планировавшегося, нежелательного для евреев курса действий. Не следует думать, что Богу не присуща гибкость; Он откликается на нужды отдельных людей, реагирует на занимаемую ими позицию, на их поступки и поведение.
в. Гнев Моисея (32:15−29)
Исх 32:15−18. Когда Моисей спускался с горы, неся две скрижали Десятисловия (сравните 31:18), к нему присоединился Иисус Навин, который, видимо, ожидал его где-то на полпути (сравните толкование на 24:13) и не знал, что творят израильтяне. Иисус думал, что стан подвергся нападению врагов. Но Моисей, который все уже знал от Бога, сказал ему, что слышит голос поющих и дал понять Навину, что народ пьянствует и занимается безнравственными делами.
Исх 32:19−20. Вот что в гневе проделал Моисей, у подножия горы он разбил… скрижали закона — в знак того, что народ нарушил завет; он сжег идола, стер его в порошок, который растворил в воде (горного потока, Втор 9; 21), и дал людям ее пить. Этими действиями он продемонстрировал как бессилие идола-тельца, так и гнев Бога. Хотя золотой идол, будучи проведен через огонь, не был уничтожен, он был истолчен в мельчайшие кусочки. Питье воды, в которой они были растворены, символизировало, что народ должен был нести последствия своего греха.
Исх 32:21−24. Затем Моисей призвал к ответу за то, что произошло, Аарона. Объяснение Аарона прозвучало столь же нелепо, сколь нелепо выглядели действия народа. Он обвинил народ (стихи 22−23) и затем солгал, будто идол «получился сам собой»: я бросил его (золото) в огонь и вышел этот телец. Между тем, Аарон сделал идола своими руками (стих 4). Бог так прогневался на Аарона, что хотел было умертвить его (Втор 9:20).
Исх 32:25−29. Наконец Моисей совершил суд над непокаявшимися. Он собрал у ворот стана всех, кто не поклонился тельцу. Единой группой собрались левиты. И им приказано было пройти по стану, из конца в конец его, убивая всех, кто продолжал упорствовать в грехе идолопоклонства. Три тысячи израильтян были поражены мечами левитов. Позднее погибли и другие от какой-то болезни, посланной Господом (стих 35). После исполнения этого ужасного задания левиты были отделены для Господа посвятите руки ваши Господу… да ниспошлет Он вам … благословение). Позднее они были назначены для несения службы при скинии (Чис 1:50−53).
г. Возобновление Моисеева ходатайства (32:30−35)
Исх 32:30−35. Хотя главные подстрекатели к бунту были преданы мечу (за исключением Аарона, за которого заступился Моисей; Втор 9:20), Моисей признал, что весь народ повинен в происшедшем. И вот он снова стал молить Господа: прости им грех их… Моисей сказал Богу, что если Он не пожелает простить Свой народ, то и он, вождь их, предпочтет, чтобы имя его было «изглажено» из книги Божией (Исх 32:32). Некоторые считают, что речь здесь идет о книге жизни (Откр 20:15; 21:27), в которой перечислены имена верующих, но более вероятным представляется, что Моисей имел в виду книгу переписи народа.
В таком случае слова Моисея, по-видимому, свидетельствуют о его желании преждевременно умереть (но не о желании страдать в вечности). Он не хотел принадлежать к грешному, непрощенному народу. Отвергнув мольбу Моисея Бог сказал ему, что накажет согрешивших (преждевременной смертью). Часть их действительно умерла от упоминавшейся выше болезни (Исх 32:35), а позднее и все израильские бойцы (за исключением Иисуса Навина и Халева) погибли в пустыне (Втор 1:35−36; 2:14). Но при этом Бог повелел Моисею продолжать вести народ (имелось в виду младшее поколение его) в землю, обещанную им (Исх 32:34). (Относительно Божиего Ангела в 33:2.)