Исход 33 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Тогда Господь повелел Моисею:
«Ты и народ, который ты вывел из Египта, должны уйти отсюда. Идите в ту землю, которую Я обещал отдать Аврааму, Исааку, Иакову и их потомкам.
2 Я пошлю перед тобой Ангела и одолею хананеев, аморреев, хеттеев, ферезеев, евеев и иевусеев. Я изгоню эти народы из твоей земли.
3 Иди в землю, изобилующую всякими благами, но Я не пойду с тобой: вы — народ неподатливый, и если Я пойду с вами, то как бы Мне не погубить вас в пути».
4 Услышав плохую новость, весь народ очень опечалился, и люди перестали носить украшения,
5 потому что Господь сказал Моисею:
«Вы — народ неподатливый. Я могу погубить вас, если проведу с вами в пути хотя бы короткое время. Снимите с себя все свои украшения, а Я решу, что с вами делать».
6 Тогда израильский народ снял с себя все украшения у горы Хорив.
7 В то время Моисей взял и поставил шатёр вне стана и назвал его шатром собрания. Каждый, желавший просить о чём-то Господа, приходил в этот шатёр собрания, находившийся за пределами лагеря.
8 Каждый раз, когда Моисей шёл в шатёр, народ наблюдал за ним, люди стояли у входа в свои шатры и смотрели вслед Моисею, пока он не войдёт в шатёр.
9 Когда же Моисей входил в шатёр, туда спускался облачный столб и становился у входа, и Господь говорил с Моисеем.
10 Увидев облако у входа в шатёр, люди выходили, и каждый поклонялся у входа в свой шатёр.
11 Господь говорил с Моисеем лицом к лицу, как говорят с другом. Поговорив с Господом, Моисей возвращался обратно в стан, а его помощник Иисус, сын Навина, никогда не отлучался из шатра.
12 Моисей обратился к Господу с такими словами:
«Ты сказал Мне, чтобы я вёл этот народ, но не сказал, кого пошлёшь со мной. Ты сказал мне: „Я хорошо знаю тебя, ты приобрёл Моё благоволение”.
13 Если я и в самом деле приобрёл Твоё благоволение, то открой мне, как лучше узнать Тебя, чтобы мне и впредь иметь Твоё благоволение. И не забудь, что эти люди — Твой народ!»
14 «Я Сам пойду с тобой, — сказал Господь, — Я поведу тебя».
15 И сказал тогда Моисей:
«Если Ты не пойдёшь с нами, то не выводи нас из этого места.
16 И ещё, как мы узнаем, что я и Твой народ обрели Твоё благоволение? Если Ты пойдёшь с нами, тогда мы будем знать наверняка! Если же Ты не пойдёшь с нами, то я и этот народ не будем отличаться от любого другого народа на земле!»
17 Господь сказал Моисею:
«Я сделаю то, что ты просишь, сделаю это потому, что благоволю к тебе и хорошо знаю тебя».
18 Тогда Моисей сказал Господу:
«Прошу Тебя, покажи мне Твою славу».
19 Господь ответил:
«Я проведу перед тобой Мою совершенную славу, Я — Господь, и Я объявлю Моё имя, Иегова, чтобы ты мог услышать его, потому что Я могу показать Свою милость и любовь тому, кого изберу.
20 Но тебе нельзя видеть Моё лицо, так как человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
21 Вот тут, неподалеку от Меня, есть скала. Встань на этой скале,
22 и Моя слава пройдёт мимо этого места. Я сделаю большую расселину в скале и покрою тебя Своей рукой пока не пройду,
23 а затем уберу руку, и ты увидишь Мою спину, но Моего лица не увидишь».

Толкование Далласской семинарии

д. Уничижение народа (33:1−6)

Исх 33:1−6. Затем Бог повторил Моисею, чтобы он и народ продолжали идти к земле Обетованной. Это и было Его ответом на молитву Моисея (32:13). Действуя через Ангела (сравните 32:34 и толкование на 23:23), Бог поразит их врагов (толкование относительно этих этнических групп в 3:8), и они будут продолжать свой путь к земле, где течет молоко и мед (толкование на 3:8).

Народ был огорчен словами Бога: Сам не пойду среди вас. Им были обещаны Его защита и водительство через Ангела, но не личное Его присутствие. Ибо в этом случае, сказал Бог, Он мог бы погубить их по причине их «жестоковыйности». Однако в ответ на молитву Моисея (33:12−16) Бог в конце-концов согласился идти среди них (стих 17). Охваченные раскаянием, люди не пожелали надевать на себя свои украшения (кольца, ожерелья, ручные и ножные браслеты и т. п.).

2. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЗАВЕТА БОГОМ (33:7 — 34:35)

а. Привилегированное положение Моисея (33:7−23).

В отличие от Израиля, чьи отношения с Господом были натянутыми, Моисей пребывал в близких взаимоотношениях с Ним. Стихи 7−23 свидетельствуют об уникальности этих взаимоотношений, проявлявшихся в двух связанных друг с другом аспектах.

Исх 33:7−11. Моисей был связан с Богом узами дружбы, и это явствовало из происходившего в шатре, который вождь еврейского народа поставил себе вне стана. Люди могли приходить туда, чтобы вопрошать Господа, искать Его духовного руководства. Этот шатер, хоть и не являлся собственно скинией, тоже назывался скиниею собрания. Когда…

Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный (сравните 3:21) и становился у входа в нее. О размерах этого шатра и о том, что в нем находилось, нам не говорится, но Моисеев шатер напоминал народу, что его грех — это фактор отчуждения, действующий в его взаимоотношениях с Богом. Евреям можно было поклоняться Богу, но только на расстоянии (33:10); Он находился вне их общества.

И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим (стих 11), что означает, что Он говорил с ним ясно и откровенно. А то, что Моисей соответственно говорил «лицом к лицу» с Богом, не противоречит тому факту, что ему не позволено было видеть Божиего лица (стих 20): «лицом к лицу» употреблено здесь в переносном смысле для обозначения упомянутых откровенных, дружеских отношений (сравните Чис 12:8; Втор 34:10 и толкование на Ин 1:18). Иисус Навин оставался в шатре. Возможно, чтобы так или иначе охранять его, когда Моисей уходил в стан.

Исх 33:12−23. Близкие отношения Моисея с Богом подтверждаются и занимавшими Господа заботами (о людях) духовного порядка. Этот текст может быть поделен на три части, каждая из которых начинается словами Моисей сказал (стихи 12, 15, 18). Вначале Моисей хотел узнать, каковы намерения Господа относительно Его народа. Бог повелел Моисею вести народ, но вне Его присутствия тот ощущал беспокойство.

Бог знал Моисея по имени, и это означает, что он принадлежал Богу. Итак, Моисей хотел и впредь познавать пути Божии и пользоваться Божиим благоволением. Моисей ходатайствовал перед Ним от имени всего народа, напоминая Богу, что они — Его народ (сравните стихи 13, 16; 32:11). И вот — ради того, чтоб не беспокоился Моисей (стих 14), — Бог отказался от своей угрозы не идти с ними (сравните 33:3, 5).

Вторая просьба Моисея как раз и касалась подтверждения Господом Его намерения действительно идти со Своим народом (стихи 15−17). Если бы Бог не сопровождал их в пути к земле Обетованной, то у них возникло бы немало серьезных проблем, и под угрозой оказалась бы репутация как народа, — так и Самого Бога. И снова Господь согласился удовлетворить просьбу Моисея, заверив его, что он приобрел благоволение Его (стих 17; сравните стих 16).

В-третьих, Моисей выразил желание увидеть славу Божию (стих 18). И эта его просьба была выполнена: Бог дал Ему более глубокое видение величия Своего и благости (33:19−23); провозглашая перед Моисеем имя Божие (стих 19, т. е. открывая перед ним Свою природу), Бог позволил ему лицезреть славу Его (стих 19) и увидеть Себя сзади, но не в лицо (сравните 3:6 и толкование на 33:11; Ин 1:18). Данный текст свидетельствует о том, что, хотя людям дано познавать Бога, познать Его до конца они не могут.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.