«Вырежи две новые скрижали, подобные первым двум, и Я напишу на них те же слова, написанные на первых двух, которые были разбиты.
«Иегова, Господь, добрый и милосердный Бог, долготерпеливый и полный любви, Ему можно довериться.
«Я заключаю соглашение со всем твоим народом: Я совершу удивительные чудеса, каких никогда раньше не совершалось ни для какого другого народа на земле, и народ, который с тобой, увидит, что Я, Господь, велик и увидит, какие необыкновенные чудеса Я сотворю для тебя.
«Запиши всё, что Я сказал тебе, так как это и есть Соглашение, которое Я заключил с тобой и с народом Израиля».
Толкование Далласской семинарии
б. Возобновление завета (глава 34)
Господь дал Моисею новые каменные скрижали (таблицы) с текстом Десятисловия на них; Он провел перед ним как перед зачинателем завета, получившего название Моисеева, всю славу Свою, и перечислил все требования к народу, которые вытекали из заключения с ним завета. О возобновлении некоторых положений завета и дополнениях к нему записано во Втор 5:2−3; 29:1; Иис Н. 24:25; 4Цар 23:21−27.
1) Вторая пара каменных скрижалей.
Исх 34:1−4. Материально ощутимым символом совершенно особых отношений Бога с Израилем были те две скрижали каменные с текстом десяти заповедей, которые Моисей разбил (32:19). Снова призван, был Моисей подняться на гору Синай с двумя скрижалями, вытесанными наподобие прежних. Это явно указывает на то, что Бог намеревался возобновить Свой завет с Израилем. Как и в первый раз Моисей должен был идти один.
2) Откровение Бога Моисею.
Исх 34:5−9. На горе Моисей пережил новое видение славы Господа как Того, Кто заключает завет с Израилем. Во исполнение Своего обещания (33:19) Бог открыл Моисею Свое имя (Свою природу, характер). Имя Его — Иегова (Господь) означает, что Он — Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный… прощающий вину.
Все это, перечисленное Им, служит добавлением к тому, что было сказано об имени Его ранее (сравните толкование на 3:13−14). Само это имя — Иегова — говорит о связи Бога с Его народом. Все или некоторые из вышеупомянутых атрибутов Божиих встречаются в Ветхом Завете еще в семи местах (Чис 14:18; Неем 9:17, Пс 85:15; 102:8; 144:8; Иоиль 2:13; Иои. 4:2).
Он, Которому присущи великие благожелательность и добросердечие, обладает и чувством абсолютной справедливости, и она-то вынуждает Его наказывать всякого, кто бросает вызов Его праведной природе (Он не оставляет без наказания, Исх 34:7). Относительно того, что Бог наказывает вину отцов в детях… до третьего и четвертого рода, толкование на 20:5.
В ответ на это откровение о Божием характере Моисей… поклонился Богу, а затем стал молить Его о милости к Его жестоковыйному народу, как назвал его Сам Бог (32:9; 33:3, 5). Моисей, кроме того, просил, чтобы Бог вновь обещал идти с ними (сравните 33:3, 12, 14), то есть возобновил обещание поселиться среди Своего народа и владеть им как Своим «наследием» (сравните Втор 4:20).
3) Возобновление завета (34:10−28).
Исх 34:10−11. Эти стихи служат преамбулой (введением) к условиям завета, которые изложены в стихах 12−28. Бог дал обещание возобновить Моисеев завет и совершить через еврейский народ могучие дела, явить им такие чудеса (сравните с «чудесами» в 3:20), что другие народы проникнутся благоговейным ужасом перед Богом и Его делами. В числе этих чудес будет и изгнание Им с территории Палестины языческих племен (относительно этих этнических групп толкование на 3:8). Однако условием победы, обещанной Им, было послушание Израиля, его покорность Богу.
Исх 34:12−17. Бог открыл Свой характер (стихи 5−7) и обещал народу присутствие Свое и явление силы Своей (стихи 10−11). Об обязательстве послушания, налагаемом заветом, которое подробно расшифровывается в главах 21−23, здесь (34:12−18) говорится вкратце. Предупреждения, перечисляемые здесь, в сущности, соответствуют тому, о чем было сказано прежде в «книге завета» (24:7), хотя в 34:12−28 все это звучит более строго — по причине недавнего согрешения Израиля (глава 32).
Предупреждения эти прежде всего были направлены на то, чтобы удержать Израиль от поклонения идолам, немыслимого, казалось бы, дела в условиях теократии. Израиль, между тем уже впал в этот грех. Заключение политического или военного союза (сравните 23:32) с каким-либо народом предполагало и «доброжелательное» отношение к его богам, а этого-то и надо было избегать израильтянам. Против идолов следовало предпринимать самые беспощадные действия.
Жертвенники их разрушать, столбы (сравните Втор 7:5; 12:3), которые: видимо, являлись символами мужского плодородия, — разбивать, священные рощи их — вырубать. Последние состояли из вбитых в землю древесных стволов с вырезанными на них изображениями языческой богини Астарты, супруги Ваала, которой поклонялись хананеяне (толкование на 2Пар 14:3). Поскольку Израиль уже впал в грех идолопоклонства (Исх 32), наставлениями здесь (34:12−13) предусмотрено больше чем в тех, которые даны в 23:24.
Моисеев завет лежал в основе осуществлявшегося Богом теократического управления Его народом. И поскольку лишь Он — Бог, то никаких соперников Он не терпит (сравните 20:3). Именно в этом смысле надо понимать слова, что Он — Бог ревнитель (сравните 20:5).
Вступая в союзы с идолопоклонниками, израильтяне стали бы принимать участие в их пиршествах, во время которых они поедали то, что приносили в жертву своим идолам (34:15); они стали бы жениться на их дочерях (многие из которых занимались ритуальной проституцией при храмах языческих богов; сравните Ос 4:13−14) и даже отливать изображения «чужих» богов (Исх 34:17; сравните 20:4), как они уже поступили, отлив золотого тельца (32:4). К несчастью, Израиль не внял всем этим предостережениям, и народ действительно стал «во след хананеянам» поклоняться как их, так и другим лжебогам. В конце-концов именно за это был уведен Израиль в плен.
Исх 34:18−26. Объяснив Израилю, каких видов поклонения ему надо избегать (стихи 12−17), Бог затем напомнил, что Ему народ должен поклоняться рьяно, особенно в предназначенные для этого священные праздники. Перечисляются три главных праздника (стихи 18, 22), с обещанием, что, если будут праздновать их, как положено, то Господь даст им обещанную землю и сохранит ее для них (стих 24).
Семидневный праздник опресноков должно было отмечать (сравните 12:15−20; 23:15) в месяце Авиве (марте-апреле), т. е. в месяце исхода из Египта, а всех перворожденных мужского пола следовало посвящать Господу (34:19−20; сравните 13:12−13; 22:29−30). Праздник опресноков ассоциировался с посвящением перворожденных потому, что 10-ая казнь (гибель египетских первенцев) ассоциировалась с Исходом.
Прежде чем упомянуть о втором и третьем праздниках (34:22), Бог напомнил израильтянам о том, что в субботу они должны отдыхать (сравните 20:8), даже в те субботы, которые придутся на самое горячее время в году — на время посева и жатвы. Сезон жатвы упомянут здесь потому, что он «связан был» с двумя другими ежегодными «праздниками урожая «. С праздником седьмиц, т. е. недель, называемым также праздником жатвы (23:16), и с праздником Пятидесятницы, который должен был праздноваться через 50 дней после праздника опресноков. Этот второй праздник приходился на начало жатвы пшеницы.
Праздник собирания плодов, тоже связанный с сельским трудом, должен был отмечаться в дни сбора урожая в конце года (толкование на 23:16). Всем израильтянам-мужчинам полагалось являться пред лице Господа (34:23) в дни упомянутых трех праздников; впоследствии это вылилось в паломничество в Иерусалим — в скинию или в храм. Таким образом эти праздники связывали народ воедино — посредством религиозного паломничества и поклонения Господу. Бог обещал, что пока мужчины будут отсутствовать, уходя из домов своих, чтоб поклониться Ему, Он будет хранить их землю.
Этот отрывок включает и другие наставления: правила относительно праздника опресноков — чтоб избегали квасного и не оставляли пасхальной еды до утра (34:25; сравните 23:18) — дополняются еще двумя уставами — законом о первых плодах (связанным с праздником седьмиц) и запрещением варить козленка в молоке матери его (толкование на 23:19).
Исх 34:27−28. Так же, как в первый раз, когда давалась ему Книга завета, Моисею надо было написать заповеди (сравните 24:4). По прошествии сорока дней, т е. такого же отрезка времени, какое провел он на горе Синай в первый раз (24:18), Моисей получил каменные скрижали с текстом десяти заповедей — символом завета. Десять заповедей (34:28) явились дополнением к «словам сиим» (стих 27). В отличие от тех первых 40 дней, на этот раз народ не стал предаваться безумию идолопоклонства.
4) Слава Божия на Моисее.
Исх 34:29−35. Когда Моисей в первый раз возвратился со скрижалями, лицо его пылало святым гневом (32:19), а теперь оно излучало славу Божию (сравните 2Кор 3:7), однако, он не сознавал этого. Народ же, увидев это, испугался его, но Моисей ободрил их и призвал выслушать его, и рассказал им об условиях обновленного завета.
По-видимому, люди сказали Моисею, что от него исходит сияние, почему и набросил он на лицо покрывало. Заметим, однако, что в присутствии Господа Моисей снимал покрывало с лица (сравните 2Кор 3:18).