Исход 34 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Затем Господь сказал Моисею:
«Вырежи две новые скрижали, подобные первым двум, и Я напишу на них те же слова, написанные на первых двух, которые были разбиты.
2 Будь готов к завтрашнему утру, поднимись на гору Синай и встань предо Мной на вершине горы.
3 Никому не дозволено будет прийти с тобой, никто не должен показываться на этой горе. Даже ваши стада не должны пастись у её подножия».
4 Моисей снова вытесал две каменные скрижали, подобные первым двум и, сделав всё, как велел Господь, рано утром на следующий день поднялся на гору Синай, неся скрижали в руках.
5 Когда Моисей оказался на горе, Господь спустился к нему в облаке и стоял там вместе с Моисеем, и Моисей провозгласил имя Господнее.
6 Господь прошёл перед Моисеем и сказал:
«Иегова, Господь, добрый и милосердный Бог, долготерпеливый и полный любви, Ему можно довериться.
7 Господь показывает Свою любовь тысячам. Он прощает людям их грехи, но не забывает наказывать виновных. Господь наказывает не только виновных, но и их детей, внуков, и правнуков их Он накажет за грехи этих людей».
8 Моисей тотчас пал ниц и, поклонившись Господу, сказал:
9 «Господи, если Ты благоволишь ко мне, то прошу Тебя, пойдём с нами. Я знаю, что этот народ упрям, но прости нам наши грехи! Прими нас как Свой народ».
10 Тогда Господь сказал:
«Я заключаю соглашение со всем твоим народом: Я совершу удивительные чудеса, каких никогда раньше не совершалось ни для какого другого народа на земле, и народ, который с тобой, увидит, что Я, Господь, велик и увидит, какие необыкновенные чудеса Я сотворю для тебя.
11 Исполни всё, что Я прикажу тебе сегодня, и Я изгоню твоих врагов с твоей земли, изгоню аморреев, хананеев, хеттеев, ферезеев, евеев и иевусеев.
12 Будь осторожен! Не вступай в союз ни с какими народами, живущими в той земле, куда ты идёшь. Если ты вступишь с ними в союз, они принесут вам беду.
13 Поэтому разрушь их алтари, разбей камни и сруби деревянных идолов, которым они поклоняются.
14 Не поклоняйся никакому другому богу. Я — Иегова Кана, ревнивый Бог! Таково Моё имя, Я — Эл-Кана, ревнивый Бог!
15 Будь осторожен, не вступай в союз ни с какими народами, живущими в той земле, чтобы не оказаться вместе с ними, когда они будут поклоняться своим богам. Эти народы позовут тебя, и ты станешь есть их жертвоприношения.
16 И если ты выберешь их дочерей в жёны своим сыновьям, то их дочери, служа лжебогам, смогут убедить твоих сыновей делать то же самое.
17 Не делай себе идолов.
18 Соблюдай праздник Пресных Хлебов. В течение семи дней ешь хлеб, приготовленный без закваски, о котором Я заповедовал тебе раньше. Отмечай этот праздник в том месяце, который Я выбрал, так как в месяце авиве ты вышел из Египта.
19 Первенец каждой женщины всегда принадлежит Мне, даже вся твоя перворождённая скотина, от крупного скота до овец, принадлежит Мне.
20 Если захочешь выкупить перворождённого осла, ты можешь выкупить его ягнёнком, а если не выкупишь этого осла ягнёнком, то должен сломать ему шею. Ты должен выкупать у Меня всех своих сыновей-первенцев. И никто не должен являться предо Мной без дара.
21 Работай шесть дней, а на седьмой день отдыхай. Отдыхай даже во время сева и жатвы.
22 Соблюдай праздник Жатвы и бери для этого праздника первое зерно урожая хлеба. Осенью же соблюдай праздник Укрытий.
23 Три раза в год все мужчины твоего народа должны являться перед Господом Богом, Богом Израиля.
24 Когда придёшь в свою землю, Я изгоню твоих врагов из этой земли и расширю твои границы — у тебя будет всё больше и больше земли. Три раза в год ты будешь являться перед Господом, Богом твоим, и в это время никто не осмелится отнять у тебя эту землю.
25 Когда заколешь животное и принесёшь его кровь в жертву, не приноси хлеб, в котором есть закваска. И не оставляй мяса с Пасхи до следующего утра.
26 Отдавай Господу самый первый урожай во время жатвы и приноси всё это в дом Господа, Бога твоего. Не вари козлёнка в молоке его матери».
27 Господь сказал Моисею:
«Запиши всё, что Я сказал тебе, так как это и есть Соглашение, которое Я заключил с тобой и с народом Израиля».
28 И пробыл там Моисей с Господом сорок дней и сорок ночей, он ничего не ел и не пил. Моисей написал слова Соглашения (десять заповедей) на двух плоских камнях.
29 Когда Моисей спустился с горы Синай, неся с собой два плоских камня с Соглашением, он не знал, что его лицо сияло от того, что Бог говорил с ним.
30 Аарон же и весь израильский народ, увидев, что лицо Моисея ярко сияет, боялись подойти к нему.
31 Но Моисей призвал их, и Аарон и все вожди народа подошли к нему, и Моисей говорил с ними.
32 После этого весь народ приблизился к Моисею, и он передал им заповеди, которые Господь дал ему на горе Синай.
33 Закончив говорить, Моисей закрыл лицо покрывалом.
34 Каждый раз, когда Моисей представал перед Господом, чтобы говорить с Ним, он снимал покрывало. После этого он возвращался, чтобы передать израильскому народу всё, что заповедал Господь.
35 Тогда народ видел, что лицо Моисея ярко сияет, и Моисей снова закрывал лицо и не снимал покрывала с лица до тех пор, пока снова не шёл говорить с Господом.

Толкование Далласской семинарии

б. Возобновление завета (глава 34)

Господь дал Моисею новые каменные скрижали (таблицы) с текстом Десятисловия на них; Он провел перед ним как перед зачинателем завета, получившего название Моисеева, всю славу Свою, и перечислил все требования к народу, которые вытекали из заключения с ним завета. О возобновлении некоторых положений завета и дополнениях к нему записано во Втор 5:2−3; 29:1; Иис Н. 24:25; 4Цар 23:21−27.

1) Вторая пара каменных скрижалей.

Исх 34:1−4. Материально ощутимым символом совершенно особых отношений Бога с Израилем были те две скрижали каменные с текстом десяти заповедей, которые Моисей разбил (32:19). Снова призван, был Моисей подняться на гору Синай с двумя скрижалями, вытесанными наподобие прежних. Это явно указывает на то, что Бог намеревался возобновить Свой завет с Израилем. Как и в первый раз Моисей должен был идти один.

2) Откровение Бога Моисею.

Исх 34:5−9. На горе Моисей пережил новое видение славы Господа как Того, Кто заключает завет с Израилем. Во исполнение Своего обещания (33:19) Бог открыл Моисею Свое имя (Свою природу, характер). Имя Его — Иегова (Господь) означает, что Он — Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный… прощающий вину.

Все это, перечисленное Им, служит добавлением к тому, что было сказано об имени Его ранее (сравните толкование на 3:13−14). Само это имя — Иегова — говорит о связи Бога с Его народом. Все или некоторые из вышеупомянутых атрибутов Божиих встречаются в Ветхом Завете еще в семи местах (Чис 14:18; Неем 9:17, Пс 85:15; 102:8; 144:8; Иоиль 2:13; Иои. 4:2).

Он, Которому присущи великие благожелательность и добросердечие, обладает и чувством абсолютной справедливости, и она-то вынуждает Его наказывать всякого, кто бросает вызов Его праведной природе (Он не оставляет без наказания, Исх 34:7). Относительно того, что Бог наказывает вину отцов в детях… до третьего и четвертого рода, толкование на 20:5.

В ответ на это откровение о Божием характере Моисей… поклонился Богу, а затем стал молить Его о милости к Его жестоковыйному народу, как назвал его Сам Бог (32:9; 33:3, 5). Моисей, кроме того, просил, чтобы Бог вновь обещал идти с ними (сравните 33:3, 12, 14), то есть возобновил обещание поселиться среди Своего народа и владеть им как Своим «наследием» (сравните Втор 4:20).

3) Возобновление завета (34:10−28).

Исх 34:10−11. Эти стихи служат преамбулой (введением) к условиям завета, которые изложены в стихах 12−28. Бог дал обещание возобновить Моисеев завет и совершить через еврейский народ могучие дела, явить им такие чудеса (сравните с «чудесами» в 3:20), что другие народы проникнутся благоговейным ужасом перед Богом и Его делами. В числе этих чудес будет и изгнание Им с территории Палестины языческих племен (относительно этих этнических групп толкование на 3:8). Однако условием победы, обещанной Им, было послушание Израиля, его покорность Богу.

Исх 34:12−17. Бог открыл Свой характер (стихи 5−7) и обещал народу присутствие Свое и явление силы Своей (стихи 10−11). Об обязательстве послушания, налагаемом заветом, которое подробно расшифровывается в главах 21−23, здесь (34:12−18) говорится вкратце. Предупреждения, перечисляемые здесь, в сущности, соответствуют тому, о чем было сказано прежде в «книге завета» (24:7), хотя в 34:12−28 все это звучит более строго — по причине недавнего согрешения Израиля (глава 32).

Предупреждения эти прежде всего были направлены на то, чтобы удержать Израиль от поклонения идолам, немыслимого, казалось бы, дела в условиях теократии. Израиль, между тем уже впал в этот грех. Заключение политического или военного союза (сравните 23:32) с каким-либо народом предполагало и «доброжелательное» отношение к его богам, а этого-то и надо было избегать израильтянам. Против идолов следовало предпринимать самые беспощадные действия.

Жертвенники их разрушать, столбы (сравните Втор 7:5; 12:3), которые: видимо, являлись символами мужского плодородия, — разбивать, священные рощи их — вырубать. Последние состояли из вбитых в землю древесных стволов с вырезанными на них изображениями языческой богини Астарты, супруги Ваала, которой поклонялись хананеяне (толкование на 2Пар 14:3). Поскольку Израиль уже впал в грех идолопоклонства (Исх 32), наставлениями здесь (34:12−13) предусмотрено больше чем в тех, которые даны в 23:24.

Моисеев завет лежал в основе осуществлявшегося Богом теократического управления Его народом. И поскольку лишь Он — Бог, то никаких соперников Он не терпит (сравните 20:3). Именно в этом смысле надо понимать слова, что Он — Бог ревнитель (сравните 20:5).

Вступая в союзы с идолопоклонниками, израильтяне стали бы принимать участие в их пиршествах, во время которых они поедали то, что приносили в жертву своим идолам (34:15); они стали бы жениться на их дочерях (многие из которых занимались ритуальной проституцией при храмах языческих богов; сравните Ос 4:13−14) и даже отливать изображения «чужих» богов (Исх 34:17; сравните 20:4), как они уже поступили, отлив золотого тельца (32:4). К несчастью, Израиль не внял всем этим предостережениям, и народ действительно стал «во след хананеянам» поклоняться как их, так и другим лжебогам. В конце-концов именно за это был уведен Израиль в плен.

Исх 34:18−26. Объяснив Израилю, каких видов поклонения ему надо избегать (стихи 12−17), Бог затем напомнил, что Ему народ должен поклоняться рьяно, особенно в предназначенные для этого священные праздники. Перечисляются три главных праздника (стихи 18, 22), с обещанием, что, если будут праздновать их, как положено, то Господь даст им обещанную землю и сохранит ее для них (стих 24).

Семидневный праздник опресноков должно было отмечать (сравните 12:15−20; 23:15) в месяце Авиве (марте-апреле), т. е. в месяце исхода из Египта, а всех перворожденных мужского пола следовало посвящать Господу (34:19−20; сравните 13:12−13; 22:29−30). Праздник опресноков ассоциировался с посвящением перворожденных потому, что 10-ая казнь (гибель египетских первенцев) ассоциировалась с Исходом.

Прежде чем упомянуть о втором и третьем праздниках (34:22), Бог напомнил израильтянам о том, что в субботу они должны отдыхать (сравните 20:8), даже в те субботы, которые придутся на самое горячее время в году — на время посева и жатвы. Сезон жатвы упомянут здесь потому, что он «связан был» с двумя другими ежегодными «праздниками урожая «. С праздником седьмиц, т. е. недель, называемым также праздником жатвы (23:16), и с праздником Пятидесятницы, который должен был праздноваться через 50 дней после праздника опресноков. Этот второй праздник приходился на начало жатвы пшеницы.

Праздник собирания плодов, тоже связанный с сельским трудом, должен был отмечаться в дни сбора урожая в конце года (толкование на 23:16). Всем израильтянам-мужчинам полагалось являться пред лице Господа (34:23) в дни упомянутых трех праздников; впоследствии это вылилось в паломничество в Иерусалим — в скинию или в храм. Таким образом эти праздники связывали народ воедино — посредством религиозного паломничества и поклонения Господу. Бог обещал, что пока мужчины будут отсутствовать, уходя из домов своих, чтоб поклониться Ему, Он будет хранить их землю.

Этот отрывок включает и другие наставления: правила относительно праздника опресноков — чтоб избегали квасного и не оставляли пасхальной еды до утра (34:25; сравните 23:18) — дополняются еще двумя уставами — законом о первых плодах (связанным с праздником седьмиц) и запрещением варить козленка в молоке матери его (толкование на 23:19).

Исх 34:27−28. Так же, как в первый раз, когда давалась ему Книга завета, Моисею надо было написать заповеди (сравните 24:4). По прошествии сорока дней, т е. такого же отрезка времени, какое провел он на горе Синай в первый раз (24:18), Моисей получил каменные скрижали с текстом десяти заповедей — символом завета. Десять заповедей (34:28) явились дополнением к «словам сиим» (стих 27). В отличие от тех первых 40 дней, на этот раз народ не стал предаваться безумию идолопоклонства.

4) Слава Божия на Моисее.

Исх 34:29−35. Когда Моисей в первый раз возвратился со скрижалями, лицо его пылало святым гневом (32:19), а теперь оно излучало славу Божию (сравните 2Кор 3:7), однако, он не сознавал этого. Народ же, увидев это, испугался его, но Моисей ободрил их и призвал выслушать его, и рассказал им об условиях обновленного завета.

По-видимому, люди сказали Моисею, что от него исходит сияние, почему и набросил он на лицо покрывало. Заметим, однако, что в присутствии Господа Моисей снимал покрывало с лица (сравните 2Кор 3:18).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.