Притчи 11 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Некоторые пользуются неверными весами, чтобы обманывать людей. Господь ненавидит это, но точные весы Ему по нраву.
2 Гордость — причина позора, но мудрость приходит к кротким и смиренным.
3 Честность управляет поступками праведных людей, но злые, обманывая других, уничтожают самих себя.
4 На суде Господнем не помогут деньги, но добрые дела спасут от смерти.
5 Жизнь доброго человека будет лёгкой, если он честен, а злого погубит собственное зло.
6 Честного человека спасает доброта, но злые будут пойманы тем злом, которое они творят.
7 Злому после смерти не остаётся надежды — все его надежды погибают и ничего не стоят.
8 Добрый человек избежит беды, а зло творящий попадётся в её сети.
9 Своими речами лицемер приносит людям вред, но доброго мудрость сохранит.
10 Успехами доброго счастлив весь город, когда уничтожен злой человек, все торжествуют.
11 От благословения доброго город процветает, но сказанное злым способно разрушить город.
12 Глупец клевещет на своих соседей, но мудрому известно, когда лучше смолчать.
13 Не заслуживает доверия тот, кто разглашает чужие секреты, но верный человек не сеет слухи.
14 Падёт то царство, чей правитель слаб, но при мудрых советниках этот народ спасётся.
15 Если ты пообещал заплатить долг другого, ты пожалеешь об этом. Ты будешь в безопасности, если не возьмёшь эту ответственность на себя.
16 Кроткая женщина приобретает уважение, наглый же приобретает лишь богатство.
17 Добрый получит прибыль, но жестокий — причина собственных бед.
18 Злой деньги берёт обманом, справедливый получает истинную награду.
19 Искренность и доброта ведут к жизни, но злые следуют за злом и обретают смерть.
20 Господь ненавидит творящих зло, но счастлив теми, кто поступает праведно.
21 Это верно, что будут наказаны злые, а добрые будут освобождены.
22 Если женщина красива, но глупа, то это можно сравнить с золотым кольцом в пятаке у свиньи.
23 Исполнение желаний доброго человека приумножает добро, но исполнение желаний злых влечёт за собою только беды.
24 Дающий щедро получает ещё больше, но бедность ждёт того, кто жаден.
25 Дающий щедро получит прибыль и, помогая другим, ты больше получишь сам.
26 Проклят жадный человек, не продающий зерно, но благословен тот, кто продаёт зерно, чтобы накормить других.
27 Стремящийся делать добро пользуется уважением, но ничего, кроме бед, не получает творящий зло.
28 Кто верит лишь в своё богатство, упадёт как мёртвый лист, но добрый расцветёт словно молодой побег.
29 Кто приносит несчастья своей семье, ничего не приобретает и будет в итоге прислуживать мудрым.
30 Дела добрых людей — это дерево жизни, мудрый даёт людям новую жизнь.
31 Если доброму воздаётся на земле, то, несомненно, и злым воздастся по заслугам.

Толкование Далласской семинарии

Притч 11:1. Предостережение против нечестных приемов в торговле неоднократно повторяется в Притчах — потому, конечно, что грех этот был весьма распространенным. Соломон пишет, что пользоваться неправильными весами с тем, чтобы обмануть покупателя, — мерзость пред Господом, Которому угодно, чтобы торгующие пользовались «правильным весом» (сравните 16:11; 20:10, 23). Здесь в сущности повторяется сказанное в законе (Лев 19:35−36; Втор 25:13−16; также Мих 6:10−11 и Ам 8:5).

В древности торговцы пользовались каменными гирями; с целью увеличить свой «прибыток» многие из них употребляли два комплекта таких гирь: те, что полегче, клались на весы, когда товар продавался (чтобы за условленную цену «отпустить» покупателю поменьше), а к тем, что потяжелее, прибегали, когда покупали сами (чтобы за ту же цену купить побольше). Соломон и торговые операции как бы переводит здесь в сферу духовной ответственности, поскольку ссылается на авторитет Господа.

Притч 11:2. Гордость неизбежно будет посрамлена, утверждает Соломон. Смирение (здесь подразумеваются смирение и скромность не только перед Богом, но и перед людьми) — свойство, противоположное гордости, он приравнивает мудрости.

Притч 11:3. В стихах 3−8 праведность рассматривается как начало, руководящее и хранящее от жизненных невзгод. Непорочность, как атрибут праведности, подразумевающая прежде всего нравственную целостность, выступает здесь как пастырь; ей противопоставляется лукавство, которое в конечном счете приведет «руководствующихся» им коварных к гибели.

Притч 11:4. Под «днем гнева» может пониматься день смерти, либо день всеобщей гибели от ярости Господней, суда Его (сравните Иез 7:19; Соф 1:18). Никаким богатством не откупиться тогда человеку, не продлить жизни своей. Лишь праведность сулит долголетие.

Притч 11:5−6. В каждом из этих стихов разными словами выражены мысли очень близкие как друг к другу, так и к той, что заключена в стихе 3. В них — противопоставление судьбы непорочного (прямодушных) судьбе нечестивого (беззаконников). Правда (праведность) делает жизненный путь человека, который избирает ее, прямым, свободным от многих опасных поворотов и тупиков. Нечестивый же в конце-концов становится жертвой своего нечестия (стих 5), или, что то же самое, беззаконники будут уловлены беззаконием своим (стих 6).

Притч 11:7. Беззаконные, как правило, амбициозны и властолюбивы. Ради осуществления своих вожделений они попирают ногами праведность. Но есть ли в этом смысл, восклицает Соломон, если в день, когда застигнет их смерть, рухнут, превратятся в ничто все их нечистые «надежды и ожидания»!

Притч 11:8. Праведник спасается от беды. Так во всяком случае бывает нередко (сравните стих 3, 5, 6), хотя в жизни немало и обратных свидетельств. Классический пример того, как, вместо праведника, в беду попадает… нечестивый, находим в книге Есфирь (Мардохей-Аман). Вера в то, что праведные, хотя и им выпадают несчастья, находятся под особой защитой Господа, созвучна с древним убеждением в том, что присутствие в городе праведников благодатно для него (стихи 10−11; сравните Быт 18:24).

Притч 11:9. О гибельности лицемерия одного человека для окружающих. Прозорливость, свойственная людям мудрым и честным («праведникам»), не дает им «попасться на крючок» к лицемерам, удерживает их в стороне от них и тем спасает.

Притч 11:10−11. Окончание комментария на стих 8. Древние евреи верили, что если в городе живут праведные, то они являются благословением для него, ими он возвышается (Иер 22:2−5). Потому и радовались они благоденствию праведников, как радовались и погибели нечестивых, ибо последние не только делами своими, но и словами (устами), т. е. распространением лжи, сплетен, раздоров, содействовали разрушению общественных, экономических связей, нравственного климата — всего того, что «вмещается» в понятие город.

Притч 11:12−13. Меткие изречения, касающиеся личной нравственности. Лишь неумный человек ведет себя высокомерно, «задирает нос» перед ближними. «Молчание» разумного человека здесь синоним его скромности; подразумевается, возможно, и то, что такой человек не даст волю языку и тогда, когда сосед его («ближний») не заслуживает уважения (стих 12).

Умение хранить тайну, дорожить оказанным доверием удостаивается похвалы Соломона. Осуждение вызывают у него легкомысленные переносчики слухов, распространители сплетен.

Притч 11:14. Словом «попечение» здесь переведен мореходный термин, который относился к управлению кораблем. Тут подразумевается, что царь (направляющий народ «взятым курсом») нуждается в надежных советниках; если он станет прислушиваться к их мнению, то страна будет благоденствовать (сравните 15:22; 24:6). При недостатке же советников у царя не избежать народу бедствий.

Притч 11:15. Повторение житейской мудрости о вреде легкомысленного поручительства (толкование на 6:1−5; сравните 17:18; 22:26−27).

Притч 11:16. Поскольку в еврейском тексте соотнесенность первой и второй фразы неясна (вторая звучит примерно так: «а сильные (безжалостные) мужчины приобретают лишь богатство»; в англ. текстах Библии сохранено именно такое прочтение), то русский синодальный перевод сделан был на основании текста Септуагинты.

Представляется, что в нем мысль стиха 16 обретает последовательное, логическое звучание: никакое благо (будь то моральное или материальное: слава — богатство) не дается человеку без усилий с его стороны («усилий» ведь требует как «благонравное» (по другим переводам — «милосердное») поведение, так и неустанный труд). При таком звучании стих 16 получает дальнейшее развитие в последующих стихах.

Притч 11:17. В стихах 17−21 противопоставляются друг другу «плоды», пожинаемые нечестивыми и праведными. Напомним, что благотворительность. которую предписывал евреям Моисеев закон, ценилась особенно высоко (как нравственное достоинство); она вытекала из милосердия (кстати, «благонравная жена» в стихе 16 звучит и как «милосердная (раздающая милостыню) жена»). Так вот: человек милосердый благотворит и собственной душе, читаем в стихе 17 (сравните стих 25).

Следующая мысль в этом стихе построена по принципу антитетического параллелизма: а жестокосердый разрушает плоть свою (т. е. навлекает на себя бедствия, гибель). Здесь и далее проводится таким образом столь часто звучащая в Притчах мысль о зависимости земной судьбы человека от его нравственного и духовного состояния.

Притч 11:18. Этот стих читается в том смысле, что какое богатство ни составил (ни сделал) бы себе нечестивый, — все оно ненадежно (сравните стих 4), а того, кто учит других добру и благочестию («сеющего праведность») ожидает награда верная. Заметим, что по-еврейски тут имеет место намеренная звуковая аллитерация (чередование сходно звучащих слов): тикер («ненадежное») и секер («награда»).

Притч 11:19−21. Повторение мыслей, постоянно звучащих в Притчах. Непорочные в пути (стих 20) означает «люди непорочного поведения».

Притч 11:22. Кольцо в носу было обычным украшением древней израильтянки. Но могло ли украсить золотое кольцо свинью, животное уродливое и традиционно нечистое! Смысл этого образа в том, что внешняя красивость лишь подчеркивает нравственное уродство. Напомним, что понятие «безрассудства» в Притчах в общем синонимично понятию нечестия, развращенности. Что, с которого начинается стих 22, соответствует «как». Это первый в книге случай употребления сравнения, или так называемого эмблематичного параллелизма.

Притч 11:23. Здесь мысль о противоположных стремлениях праведных и нечестивых: если первые стремятся к добру, то вторые ожидают всякой возможности дать выход переполняющему их злу (гневу).

Притч 11:24−26. Эти три стиха объединены общей мыслью о том, что щедрость благословляется свыше (сравните 2Кор 9:6), а чрезмерная «бережливость», или попросту жадность — наказывается. Хлеб, или зерно, был в древнем аграрном обществе главной статьей торгового обмена, и «удержание» его в запасниках скверно сказывалось на состоянии цен на рынке (стих 26). Тех же, кто припрятывал хлеб в закромах в голодные годы — с целью обогатиться, народ проклинал (стих 26).

Притч 11:27−28. Стремящийся делать добро для других обретает благоволение (доброе отношение) с их стороны; тот же, кто творит зло другому, сам попадает в ловушку зла. В богатстве как таковом нет греха, но надеющийся только на него упадет (1Тим 6:9−10), потому что богатство преходяще, а человек смертен (сравните Пс 61:10; Притч 23:5; 27:24; Иак 1:11). Праведники же, надеющиеся на Господа, как лист будут зеленеть (сравните Пс 1:3−4; 91:12−15; Иер 17:7−8).

Притч 11:29. Расстраивающий дом свой понимается двояко: как «разоряющий дом свой» и как «навлекающий на него несчастье, бесчестие». Во втором случае он будет (подразумевается) лишен наследства, и в обоих случаях получит в удел ветер, т. е. не получит ничего. Глупцу этому ничего не останется, как пойти в услужение к умному человеку. С точки зрения Соломона это справедливо (сравните 17:2).

Притч 11:30. Первая фраза этого стиха может быть истолкована в двух смыслах. Древо жизни — как символ полной благословенной жизни — становится уделом («плодом») праведника. Существует и такое толкование. Праведник становится источником жизни (как библейское «древо жизни») для других. При этом толковании более очевидна смысловая «привязка» второй фразы — и мудрый (праведный) привлекает души — к первой; вторую фразу не следует, конечно, понимать в значении христианского евангелизма — тут, очевидно, подразумевается привлекательность (в житейском, человеческом плане) «мудрого» для других людей, которых он «питает» (наподобие «древа жизни») своей мудростью.

Притч 11:31. Если согласно высшим законам нравственности, управляющим вселенной, праведнику воздается добром, то тем паче воздается (в сугубо негативном смысле) нечестивому и грешнику, которые не остаются без наказания. Союз так, с которого начинается этот стих, подтверждает его связь (по крайней мере, первой части его) с предыдущим стихом (при обоих его толкованиях).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.