Притчи 16 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Человек лишь предполагает, что сказать, но только Господь вкладывает ему в уста нужные слова.
2 Человек считает праведными свои дела, но Господь судит искренность поступков.
3 Во всех делах твоих обращайся за помощью к Господу, и тогда тебя ждёт успех.
4 У Господа на всё есть планы, и поэтому Он уничтожит злобных.
5 Господу неугоден тот, кто ставит себя выше других. Он непременно накажет гордецов.
6 Истинная любовь и верность сделают тебя чистым от греха. Почитай Господа, и будешь ты вдали от зла.
7 Живущий праведно Господу угоден, и даже враги такого человека будут в мире с ним.
8 Лучше немного приобрести правдой, чем много, но обманом.
9 Человек строит планы, но лишь Господь ведёт по жизни человека.
10 Слово царя — закон, его решения справедливы.
11 Господь хочет, чтобы все весы были верны и все соглашения справедливы.
12 Цари ненавидят дела злых. Доброта придаёт его царству силу.
13 Цари всегда хотят слышать правду, им нравятся люди, которые не лгут.
14 Царь в гневе может убить, но мудрый человек постарается, чтобы царь был счастлив.
15 Если счастлив царь, то жизнь лучше для всех. Его расположение — приятный весенний дождь.
16 Мудрость стоит дороже золота, разум стоит дороже серебра.
17 Добрые люди стараются жить вдалеке от зла. Кто осторожен, тот защитит себя.
18 Гордому человеку грозит погибель, высокомерному грозит поражение.
19 Лучше быть смиренным и жить среди бедных, чем делить богатство с высокомерными.
20 Тот, кто слушает советы других, преуспеет, и тот, кто надеется на Господа, будет благословен.
21 Если мудр человек, другие это поймут, и тот, кто осторожно выбирает слова, может убедить любого.
22 Здравый смысл словно источник чистой воды, а глупые ничего не видят, кроме глупости своей.
23 Мудрый думает, прежде чем говорить, и сказанное им внимания достойно.
24 Добрые слова подобны мёду: приятны и целебны для человека.
25 Есть путь, который людям кажется правильным, но он ведёт к смерти.
26 Голод работающего заставляет его работать ради хлеба.
27 Ничтожный человек замышляет недоброе, его советы опасны, как бушующий огонь.
28 Склочник — всегда причина ссор, а сплетник разрушает дружбу.
29 Вспыльчивый причиняет беды друзьям и ведёт их по неверной дороге.
30 Подмигивая и ухмыляясь, злые задумывают обмануть и оскорбить друзей.
31 Седина — корона славы, она приходит от праведной жизни.
32 Лучше быть терпеливым, чем смелым воином, лучше владеть своим гневом, чем целым городом.
33 В поисках решения люди бросают жребий, но ответ лишь от Господа приходит.

Толкование Далласской семинарии

Б. Притчи, восхваляющие праведную жизнь (16:1 — 22:16)

Притч 16:1. То, что человек предполагает в сердце своем, т. е. его планы и намерения, лишь Бог в состоянии оценить в истинном свете, а потому словесное выражение их (ответ языка) направляется Им, как и исполнение их Он не выпускает из-под Своего контроля. (Сравните с русской пословицей: «Человек предполагает, а Бог располагает» Ред.) Этот и два последующих стиха объединены идеей несомненной зависимости человека и всего, что с ним происходит, от Бога (сравните со стихом 9 и с Иер 10:23).

Притч 16:2. Что бы ни делал человек, он так или иначе оправдывает себя: все пути его чисты в его глазах. Но Господь досконально знает все мотивы, скрытые в его душе (сравните 21:2), которые побуждают его к тем или иным действиям, знает, действительно ли они чисты. И именно на этом основании судит человека (сравните 17:3; Мф 6:4, 8, 18).

Притч 16:3. Важная мысль о том, что, предавшись в волю Господа, человек, если задуманное им Господу угодно, может рассчитывать на то, что предприятия его будут успешны.

Притч 16:4. Притча говорит о том, что все, что сделал Господь (и что Он делает) имеет известные Ему причины и преследует поставленную Им цель. В свете этого вторую фразу (о «нечестивом») может быть непросто принять, но ее следует вероятно, читать в том смысле, что наказание нераскаявшегося грешника совершается (или совершится) в соответствии с Божиим представлением о справедливости. В Писаниях эта идея присутствует во многих местах, включая и данный стих.

Притч 16:5−6. Надменность — то же, что гордость, и это мерзость пред Господом, которая не останется ненаказанной (стих 5). Стих 6 понимается двояко (хотя оба толкования, в сущности, близки друг к другу): 1) милосердие и правда (по другим переводам — «верность») Божии открывают перед человеком путь к очищению от греха; 2) если грешный человек станет милосердно и, руководствуясь правдою Божией, относиться к своим ближним и проникнется страхом Господним, то будет «отведен» им от зла и очистится от своего греха.

Притч 16:7. Если человек ведет жизнь, угодную Господу, всячески, к примеру, избегая злых желаний и поступков (стих 6), то Господь и врагов такого человека побудит примириться с ним.

Притч 16:8. Этот стих с оборотом лучше… нежели созвучен стиху с таким же оборотом в главе 15 (15:16). Но здесь, вместо «страха Господнего», — «правда» (точнее — «праведность»), а, вместо «тревоги», — «неправда» (неправедность, отсутствие правоты). Мысль та, что нажитое неправедно радости в конечном счете не принесет. Так что праведное житие и при малом достатке лучше.

Притч 16:9. Утверждение зависимости человеческой судьбы от Бога. По смыслу стих почти идентичен стиху 1.

Притч 16:10. Этот стих и за ним — стихи 12−15 посвящены царскому теократическому правлению, в центре которого сам царь (или цари), выступающий как некий нравственный эталон для общества и справедливый его судия (стих 10б). Здесь образ идеального царя (сравните Втор 17:18−20), осуществляющего правление от имени Бога: в стихе 10а он выступает как царь-пророк; евр. кесем, переведенное на русский язык как слово вдохновенное, во многих других переводах, как старых, так и современных, передано как «пророчество» или как «изречение от Бога».

Притч 16:11. Тема этого стиха, хотя «царь» и не упоминается в нем, звучит в контексте стих 10−15 как «царская», так как торговые операции в обществе регулировались царем, и им же утверждались весы и меры. Но тут говорится, что они, если верные, то от Господа; другими словами, царь, учреждая правильные весы и весовые чаши, делал это по воле Господа, и «вносить в них изменения» в свою пользу значило бросать вызов Богу и царю, Его представителю на земле. сравните этот стих с 11:1 и толкование на него; сравните также с 20:10, 23.

Притч 16:12−15. Продолжение «царской темы» и вместе с нею — характеристики идеального царя, чей престол утвержден на соблюдении правды, и которому ненавистно всякое нарушение закона; уста правдивые, напротив, приятны такому царю (стихи 12−13). Гнев древневосточного владыки нередко сулил смерть тому, кто вызвал его (Есф 7:7).

Отсюда первая фраза в стихе 14. В продолжение этой притчи говорится, однако, что мудрый человек в состоянии умилостивить властителя; эта мысль перекликается со сказанным в Еккл 10:4 (мудрость и кротость сродни друг другу). «Светлый взор» царя свидетельствует о его благоволении, которое сулит жизнь; оно поэтому сравнивается с поздним (весенним, выпадающим в Палестине в марте-апреле) дождем, от которого зависит обилие урожая.

Притч 16:16. Та же мысль звучит в 3:13−15; 8:10−11, 19.

Притч 16:17. Праведные избегают зла и, будучи искушаемы им на своем пути, «уклоняются» от злых мыслей, слов и поступков. Это и означает «хранить путь свой» и «сберегать душу свою» от греха, не позволяя ей идти на поводу сомнительных стремлений, аппетитов, желаний.

Притч 16:18−19. Гордость (или, что то же самое, надменность) противопоставляется смирению. Гордыня предполагает бессовестность и безжалостность. «Добыча гордых» в стихе 19 это, очевидно, то, что было отнято, захвачено силой. Такое «обогащение» долгого счастья не сулит, но, как и гордость, толкнувшая к нему, ведет к погибели… падению. Поэтому лучше, говорит Соломон, смиряться духом, пребывая в среде людей невысокого положения, очевидно, небогатых (в русском тексте — «кротких») чем разделять добычу с гордыми.

Притч 16:20. Ведущий дело разумно потому найдет благо и будет счастлив (блажен), что он благословляем Господом, на Которого надеется.

Притч 16:21−24. О значении мудрости и «мудрого слова», которым, как это часто бывает в Притчах, противопоставляется глупость. Сладкая речь в стихе 21 понимается как речь, услаждающая слух своим построением, логикой, литературными достоинствами, а потому звучащая убедительно; такая речь, исходящая от мудрого сердцем, прибавляет знания слушающим ее. Та же мысль звучит в стихе 23, стих 22 понимается в том смысле, что разум дает имеющим его полноту жизни, тогда как глупые лишь возрастают в своей глупости, в стихе 24 — образ «приятной речи» (сравните стих 21), которая полезна для души и способствует продлению жизни.

Притч 16:25. Притча полностью идентична той, которую находим в 14:12 (соответствующий комментарий).

Притч 16:26. Голод заставит трудиться даже ленивого.

Притч 16:27−30. Эти притчи — о людях злых и лживых от природы, которым доставляет удовольствие сеять в обществе раздор, распространять сплетни и клевету (стих 27б, 28б) и тем разлучать друзей, развращать ближнего своего.

Притч 16:31. Здесь та мысль, что если седина — свидетель долголетия, украшает голову человека, прожившего праведную жизнь, то она подобна венцу славы.

Притч 16:32. Долготерпеливый лучше храброго в том смысле, что научиться владеть собою и быть терпеливым в любых обстоятельствах труднее чем храброму воину стать одним из завоевателей чужого города. Примечательно, что это мудрое изречение возникло в обществе, в котором завоевательные войны были обычным делом (хотя царь Соломон прославился именно как мирный царь). Мы видим таким образом, что способность владеть и управлять собой ценилась в древнееврейском обществе выше храбрости воина (сравните 14:17, 29; 25:28; 29:11).

Притч 16:33. Решение жребия, как может показаться, есть дело случая, но и оно, утверждает Соломон, определяется Господом, от Которого жизнь человеческая зависит и в малом и в большом. Этой мыслью, которая проходит через всю главу 16 (стихи 1−2, 9, 11, 20), она и завершается.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.