Притчи 17 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Лучше иметь корку хлеба, но с миром в душе, чем богатый дом, в котором все ссорятся.
2 Умный слуга будет господствовать над ленивым сыном хозяина. Этот слуга получит наследство, подобно одному из сыновей.
3 Золото и серебро очищают огнём, но сердца людей очищает Господь.
4 Злобный слушает о зле других. Лжец слушает ложь других.
5 Кто насмехается над бедными, над окружёнными несчастьями, тот не чтит сотворившего его Господа и поэтому понесёт наказание.
6 Внуки делают счастливыми стариков, а дети гордятся родителями своими.
7 Не стоит надеяться, что глупый сможет убедительно говорить, также не следует ждать от правителя лжи.
8 Некоторые люди считают, что взятка — это амулет, приносящий удачу везде, куда бы они ни пошли.
9 Если ты прощаешь обидчика своего, вы можете стать друзьями, но, если ты продолжаешь помнить обиду, это повредит дружбе.
10 Умный извлекает больше пользы из одного урока, чем глупец из сотни поучений.
11 Злой стремится делать зло, но Господь пошлёт ему суровое наказание.
12 Опасно встретить медведицу, у которой украли медвежат, но это лучше, чем встретить погружённого в свою глупость человека.
13 Не причиняй зла тем, кто делает тебе добро, иначе беды тебя не покинут до конца дней твоих.
14 Начать спор, словно пробить дыру в плотине. Поэтому прекрати спор, пока дыра не стала ещё больше.
15 Господь ненавидит, когда люди наказывают невиновных и когда виновных оправдывают.
16 Глупому не будет пользы от денег, он мудрость никогда не сможет приобрести.
17 Друг любит во все времена, истинный брат поддерживает в несчастье.
18 Только глупый берёт на себя ответственность за долги другого.
19 Кто любит споры, тот любит грех. Кто себя хвалит, тот призывает беды.
20 Коварный никогда не наживётся на своих преступлениях, а смутьяны попадут в ловушки, расставленные ими же.
21 Печален отец, чей сын глуп, он никогда не будет счастлив.
22 Счастье словно целебное лекарство, печаль же подобна иссушающей болезни.
23 Злой судья берёт взятку за то, чтобы извратить правосудие.
24 Мудрый занимается насущными делами, в то время как глупый всегда мечтает о том, что маловероятно.
25 Глупый сын — скорбь для отца и грусть для матери своей.
26 Наказывать правителей за правду так же несправедливо, как наказывать невинного.
27 Мудрый обращается со словами осторожно, он не впадает легко в гнев.
28 Даже глупый кажется мудрым, когда молчит. Люди считают мудрым того, кто ничего не говорит.

Толкование Далласской семинарии

Притч 17:1. Едва ли не каждый из стихов 1−20 касается в той или иной мере темы раздоров и мира. Под «заколотым скотом» в стихе 1 подразумеваются жертвы, принесенные Господу, так называемые «мирные жертвы» (сравните 7:14), мясо которых шло в пищу приносившим их.

Притч 17:2. Порой раб (слуга), будучи разумным (мудрым), мог унаследовать в древнееврейском обществе «имение» господина своего, вместо беспутного сына его, либо часть этого имения (наследства), получив ее наравне с братьями того сына, который стал позором для своих родителей (сравните 19:26). Напомним в этой связи, что Иеровоам, некогда служивший царю Соломону («раб Соломонов»; 3Цар 11:26 и далее), поднялся над неразумным и бесчестным сыном царя Ровоамом и возглавил 10 из 12 колен Израилевых (3Цар 12).

Притч 17:3. Очевидно, в основе этого сравнения лежит та мысль, что как серебро и золото очищаются сильным огнем и обнаруживают в результате его действия на них свои «достоинства», так и сердца людей, «призванных по… изволению» Бога (Рим 8:28), очищаются в «огне» посылаемых им испытаний, чтобы окрепнуть в своем уповании на Господа и в бескорыстной любви к Нему (сравните Иак 1:2−3; 1Пет 1:7).

Притч 17:4. Злой человек, как и человек лживый от природы, с готовностью «впитывают» в себя то, что соответствует их внутренней сути: они внимают устам беззаконным (нечистым, бессовестным, сеющим клевету) и «слушаются» языка пагубного (буквально: «наносящего урон, разорение другому человеку»).

Притч 17:5. Независимо от своего материального достатка, человек есть образ Творца, создавшего его; поэтому «ругаться», т. е. издеваться над ним, значит хулить Создателя (сравните 14:31). Надо заметить, что тут (как и во многих других местах Библии, особенно в Притчах и Псалмах) «нищий» противопоставляется человеку надменному, злобному, нечестивому. Он «нищ» не по причине своей праздности, которая Библией осуждается (Притч 28:19), а потому, что чужд духа стяжания и ищет лишь близости с Богом, к Которому исполнен безграничного доверия.

Такие «библейские нищие» являются, как правило, образом людей нравственно чистых и благочестивых. Мысль о том, что не останется ненаказанным злорадствующий чужому несчастью, перекликается здесь с той, что кара непременно настигнет каждого порочного человека и всякого «надменного сердцем» (11:21 и 16:5).

Притч 17:6. В основе этой притчи — высокое значение, которое придавалось древними евреями роду, семье, потомству. Радостью и гордостью друг для друга члены ветхозаветной семьи могли быть, однако, лишь в случае их должного отношения к Богу (Втор 6:2) и друг ко другу.

Притч 17:7. Первую часть этого стиха лучше прочитать так: «Не глупцу (евр. набал, подразумевающее человека, не отличающегося разумением и чуткостью в вопросах духовных) изрекать важные вещи (или — говорить красноречиво)» Тем более «неприлично» (вторая часть) знатному (подразумевается, тому, кто имеет власть, пользуется авторитетом) лгать.

Притч 17:8. Полагают, что в стихе 8 речь идет о даре (в значении одного из «даров совершенных»; Иак 1:17), которым награждается, словно драгоценным камнем, человек благочестивый; обладая им, он преуспевает во всяком деле.

Притч 17:9. Готовность «забыть» проступок ближнего противопоставляется злопамятности; первое свойство свидетельствует о любви, второе есть залог раздоров (10:12 и комментарий на этот стих).

Притч 17:10−11. Каждый из стихов 10−16 касается тех или иных форм зла или проявлений глупости. Так, в стихе 10 говорится о нечувствительности глупца к доброму наставлению (ему и ста ударов мало, чтобы проникнуться здравым смыслом), которой противопоставляется нравственная чуткость разумного (этому, чтобы понять свою неправоту, достаточно простого «выговора»). Возмутитель в стихе 11 — тот же «глупец», т. е. человек нравственно тупой, нечуткий, лишенный сострадания к другим; в силу этих своих «особенностей» он ищет только зла. Однако ему не избежать наказания; покарать его, говорит царь Соломон, будет послан ангел зла.

Притч 17:12. Общеизвестно, что медведица, лишившись своих детенышей, впадает в ярость и становится особенно опасной (сравните Ос 13:8). Но едва ли не большую опасность представляет из себя глупец с его глупостью, замечает Соломон. Конечно не каждый глупец одинаково опасен, тем не менее, мысль эта может быть понята как буквально (представьте себе столкновение с человеком явно глупым, который вооружен ножом или пистолетом!), так и в переносном смысле человек нравственно тупой (какими обычно бывают неумные люди), упорствуя в своей глупости, может принести окружающим немалые душевные страдания; в этом смысле он действительно опасен!

Притч 17:13. Воздавать злом… за добро во все века и у всех народов считалось преступлением, которое не останется ненаказанным. Здесь содержится прямая угроза проклятия, которое не отойдет… от дома человека, нарушающего этот нравственный закон.

Притч 17:14. Казалось бы, начало ссоры — житейская «мелочь» Но, начавшись, она быстро выходит из-под контроля. Поэтому Соломон как бы уподобляет ее небольшой трещине в плотине, которая, однако, быстро расширяется под напором воды. пока плотину не прорвет.

Притч 17:15. Стих касается показаний на суде. При совершении его любое отступление от истины будь то попытка оправдать нечестивого или обвинить праведного — мерзость пред Господом.

Притч 17:16. Более полно эта притча передана в английских переводах Библии; смысл ее в том, что глупец полагает, будто мудрость можно приобрести за деньги, тогда как для этого нужно искреннее желание, или соответствующее расположение сердца. А поскольку ничего этого у глупца нет, то безнадежна его попытка обрести разум в обмен на сокровище.

Притч 17:17. Мысль, основанная на вековечном опыте человечества: истинный друг, как и брат не оставит человека во время несчастия; он, напротив, в несчастье познается.

Притч 17:18. Неоднократно встречающаяся в Притчах мысль о неосторожности, свойственной неразумным, давать финансовое поручительство за другого (сравните с 6:1−5; 11:15).

Притч 17:19. В первой части этого стиха можно усмотреть некое обобщение сказанного прежде. Итак: дружественное расположение к ближним (стих 17) помогает преодолевать раздоры, однако, необдуманное финансовое поручительство (стих 18) может привести к ссоре; в ссорах же (стих 19) сплошь и рядом искажаются причины и следствия, и они, свидетельствующие о низкой морали ссорящихся, всегда есть грех; ссоры неизбежно ведут к несчастьям (сравните со стихом 14).

Высоко поднятые ворота во второй части притчи могут быть истолкованы как буквально (богатый человек возводит «высокие ворота» как символ силы своей и «неприступности»), так и в переносном смысле — как образ хвастовства; то есть в обоих случаях это свидетельство гордыни, которая раньше или позже приведет к падению (сравните 11:2; 16:18; 18:12; 29:23).

Притч 17:20. Коварное сердце не найдет Божьего благословения, следовательно не увидит и добра; лукавый, т е. лживый, склонный к клеветам, язык как раз и присущ «коварным сердцем», которым не миновать беды.

Притч 17:21. Неоднократно повторяющаяся в Притчах мысль о горе родителей, имеющих глупого сына. Примечательно, что слово «глупый» выражено в этом стихе двумя разными еврейскими словами; в первом случае это кесил (понимаемое как «тупой»), а во втором набал, подразумевающее человека, лишенного духовного восприятия вещей.

Притч 17:22. Тут та же мысль, что в 15:13, 15, 30 и в 18:14, о воздействии душевного состояния человека на его физическое здоровье. Веселое (сравните 15:13), точнее, счастливое сердце обладает свойством «врачевать», тогда как дух «не радующийся», унылый (как, к примеру, в случае отца, имеющего глупого сына) сушит кости (относительно этого образа в толковании на 3:8).

Притч 17:23. О взяточничестве, которое совершается втайне и направлено на извращение путей правосудия.

Притч 17:24. Сосредоточенность разумного на предмете, изучаемом им, противопоставляется невниманию глупца, который рассеянно «блуждает мыслями» тут и там.

Притч 17:25. Та же мысль, что в стихе 21, выраженная, однако, по-еврейски в более сильных терминах.

Притч 17:26. Здесь под «вельможами» понимаются представители законности, власти, поступающие честно, возможно, дающие непредвзятые показания в суде. Сводить с ними счеты за это (такой возможностью, очевидно, располагали только царь или вельможи, занимавшие еще более высокое положение) столь же безнравственно, как и обвинять в суде правого.

Притч 17:27−28. Разумный человек не произнесет необдуманного слова; он воздержен, или, что в данном контексте то же самое, — хладнокровен. Это свойство настолько похвально, что даже глупец, если немногословен, может показаться мудрым.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.