Притчи 20 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вино и пиво лишают человека разума. Он едва стоит на ногах, становится шумным и совершает глупости.
2 Гнев царя словно рык льва. Если рассердишь царя, можешь лишиться жизни.
3 Любой глупец может начать спор, поэтому уважай того, кто отказывается спорить.
4 Ленивый слишком ленив, чтобы сеять, поэтому во время жатвы он ищет хлеб, но не находит ничего.
5 Людские советы словно глубокий колодец, мудрый будет черпать из них.
6 Многие могут называть себя «верными друзьями», но трудно найти такого, на кого можно положиться.
7 Добрый человек живёт доброй жизнью, и дети его будут благословенны.
8 Когда царь судит людей, он должен внимательно разобраться, кто прав, а кто виноват.
9 Может ли человек сказать, что всегда поступает хорошо? Может ли сказать, что он безгрешен? Нет!
10 Господь ненавидит тех, кто обманывает других, пользуясь неверными весами.
11 Даже ребёнок своими поступками показывает, хороший он или плохой. Следя за ним, легко узнаёшь, честен ли он и хорош.
12 У нас есть глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, которые Господь сотворил для нас.
13 Если любишь спать, то проснёшься бедным, но используй время для работы, и у тебя будет много хлеба.
14 Человек, покупающий что-либо у тебя, всегда говорит:
«Этот товар никуда не годен, и к тому же он слишком дорого стоит», но потом хвалится перед всеми удачной покупкой.
15 Разум и знания могут обогатить человека золотом, жемчугом и другими драгоценностями.
16 Если кто-либо поручился за долги другого, тогда возьми его пальто в залог до тех пор, пока долг не будет полностью выплачен.
17 Если получаешь что-либо обманом, то поначалу эта вещь может показаться хорошим приобретением, но в итоге окажется, что она ничего не стоит.
18 Прежде чем строить планы, получи добрый совет, и если начинаешь войну, то найди для себя мудрых советников.
19 Кто разносит слухи о других, не заслуживает доверия. Не будь другом того, кто много говорит.
20 Кто говорит против отца или матери, тот подобен угасающему свету.
21 Если ты легко получил богатство, ты его не будешь ценить.
22 Не стремись сам наказать того, кто тебе вредит. Господь его накажет и сделает тебя победителем.
23 Иные пользуются неправильными гирями и неточными весами, обманывая других. Это неправедно и ненавистно Господу.
24 Господь решает, что случится в жизни каждого, и поэтому никто не знает, что будет дальше.
25 Осторожно подумай перед тем, как дать Богу обещание, чтобы потом не пожалеть о данном обете.
26 Подобно земледельцу, который отделяет зерно от шелухи, так и мудрый царь определит, кто из людей злой, и тогда накажет виновных.
27 Твой дух словно лампа для Господа, Он видит самые сокровенные помыслы твои.
28 Истинный и преданный царь сохранит свою силу, преданность поддержит царство его.
29 Мы восхищаемся силой юноши, но уважаем седину старого.
30 Наказание может очистить человека от совершённых им неправедных поступков.

Толкование Далласской семинарии

Притч 20:1. Вино и сикера в притче персонифицированы: им приписываются порочные человеческие свойства. Мысль здесь та, что вино как бы глумится над пьющим его человеком, затмевая его сознание и лишая нравственной ориентации, а сикера делает его буйным (сравните Ис 5:11; 28:7). (Если вино изготовлялось из винограда, то сикерой называли на древнем Востоке крепкий пьянящий напиток, изготовленный из ячменя, фиников или плодов гранатового дерева.) Потреблять сикеру (как и вино) запрещено было священникам (Лев 10:9) и принявшим обет назорейства (Чис 6:1−3). Помимо этого стиха, в книге Притчей немало других мест в которых осуждается пьянство (23:20−21, 29−35; 31:4−5).

Притч 20:2. Трижды упоминается в этой главе царь (стихи 2, 8, 26), который рассматривается Соломоном как идеальный правитель и справедливый судия, как некий эталон нравственности. Подразумевается, что попусту такой царь гневаться не станет, но в гневе своем он страшен, подобен рычащему льву (сравните 19:21), и горе тому, кто вызвал у него раздражение. о царском гневе в 14:35 и в 16:14.

Притч 20:3. Ввязываться в ссоры свойственно людям глупым (сравните 12:16), умные ссор избегают (17:14), и это делает им честь.

Притч 20:4. На Среднем Востоке сезон пахоты и сева приходится на зимние месяцы, на время дождей. Потому-то и сказано тут, что ленивец зимою не пашет; ему неохота трудиться в грязи, под холодным дождем. Зато и летом напрасно он станет искать урожая на своем поле. Не употребив усилий, не получишь ничего.

Притч 20:5. Обращает на себя внимание идентичность метафор в этой притче и в 18:4. Здесь, однако, «глубоким водам» уподоблены помыслы человеческие; вычерпать эти «воды» дано лишь умному человеку. Соломон, очевидно, подразумевает, что только тот, кто умен и проницателен, в состоянии проникнуть в чужие «помыслы» и правильно оценить их — с тем, в частности, чтобы помочь другому человеку разобраться в собственных мыслях, мотивах и намерениях. Ведь нередко люди нуждаются в мудром советнике, чтобы понять до конца самих себя.

Притч 20:6. В английских текстах Библии этот стих звучит в значении самовосхваления, присущего многим людям. (Вспомним, что во дни Христа превозносить себя за дела милосердия свойственно было фарисеям; Мф 6:2.) Во второй фразе стиха с горечью констатируется, что среди таких любителей хвалиться своим милосердием немного сыщется действительно милосердных (и в этом смысле правдивых).

Притч 20:7. Добрая слава праведника освящает и детей его, которые блаженны (счастливы) и благодаря этой славе, и потому, что наученные добрым примером отца, стремятся соответствовать ей.

Притч 20:8. О проницательности царя — справедливого судии; толкование на стих 2.

Притч 20:9. Люди, объявляющие себя чистыми от греха, обманывают себя и других. сравните 3Цар 8:46; Еккл 7:20; 1Ин 1:8; Рим 3:9−12, 23.

Притч 20:10. Пользование неодинаковыми весами и мерами в целях наживы было грехом, распространенным на древнем Востоке, и потому в Притчах о нем упоминается неоднократно (11:1 и комментарий на этот стих, а также 16:11). Как и всякое другое проявление человеческой порочности, он был мерзостью пред Господом.

Притч 20:11−12. Продолжение «темы порочности», являющей себя в поступках и действиях. Уже по занятиям, которые избирает для себя ребенок, можно судить о чистоте или нечистоте его натуры и, следовательно, каким будет поведение его, когда он вырастет. Для правильности такого суждения надо не только слышать, но и видеть — ведь не зря Господь… создал и дал нам уши и глаза.

Притч 20:13. Часто повторяющаяся тема лени и прилежания, от которого зависит благосостояние человека, ибо любящему спать грозит бедность (сравните 6:10−11; 10:4а; 19:15б).

Притч 20:14. Изречение из житейской практики: некоторые покупатели ругают товар, чтобы сбить цену, а, купив его, хвалятся тем, что «перехитрили» продавца.

Притч 20:15. Смысл этого изречения в том, что как ни редки золото и жемчуг, сколь ни драгоценны они, все же большую драгоценность (и еще реже встречающуюся!) представляют собой уста разумные, т. е. способные к месту и ко времени произносить слова мудрости и знания.

Притч 20:16. Дословно этот совет повторяется в 27:13. Обращает на себя внимание, как часто встречается в книге Притчей предостережение против поручительства за постороннего (сравните 6:1−5 и толкование на эти стихи; сравните также с 11:15; 17:18; 22:26−27). Дающему в долг не возбранялось (хоть и с известной оговоркой! Исх 22:26) взять у должника в залог верхнюю его одежду. Здесь взять такой залог предлагается у того, кто поручился за должника ему неизвестного.

Притч 20:17. Это притча о первоначальной «сладости греха» (сравните со словами «женщины безрассудной» в 9:17 «Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен»), которая в конечном счете обернется горечью («вкус» неправды уподоблен вкусу дресвы; в англ. текстах Притчей — «песка, мелких камешков») во рту.

Притч 20:18. О важности не начинать серьезных «предприятий», в особенности военных действий, не посовещавшись предварительно с теми, которые в состоянии дать умный совет (сравните 11:14; 15:22; 24:6; Лк 14:31).

Притч 20:19. Предостережение против сплетников и контактов с ними.

Притч 20:20. Непочтительно относившийся к родителям нарушал пятую заповедь Моисеева закона (Исх 20:12), и злословивший их, оказывавший им открытое неповиновение, подлежал наказанию смертью (Исх 21:17; Лев 20:9). Погасший светильник и есть образ смерти (Притч 13:9; 24:20; Иов 18:5−6; 21:17).

Притч 20:21. Под «наследством, поспешно захваченным», могло пониматься то, которое было «вытребовано» раньше времени (как в Притче о блудном сыне; Лк 15:11−20) или захвачено бесчестным образом (Притч 19:26). Такое наследство обычно сковывает инициативу захватившего его, отбивает у него желание трудиться, и быстро проматывается, что и соответствует фразе не благословится впоследствии.

Притч 20:22−24. Стихи 22−24 исходят из присутствия Господа в жизни человека.

В стихе 22 осуждается желание мстить за причиненное зло (сравните 24:29; Втор 32:35; Рим 12:19). Отмщение — дело Господа, Который сохранит и утешит доверившего Ему свою боль.

В стихе 23 — часто встречающееся в книге предостережение против пользования неверными весами и неодинаковыми гирями, потому что это — мерзость пред Господом.

В стихе 24 напоминается, что решения, принимаемые человеком, и поступки, совершаемые им, — под контролем Господа и направляются Им (сравните Притч 16:1, 9; 19:21). Поскольку в жизни любого из нас последнее слово всегда остается за Господом, нам трудно порой до конца разобраться в мотивах и характере собственных решений и поступков, другими словами, в пути, которым мы следуем.

Притч 20:25. В этом стихе можно уловить известную смысловую связь с предыдущим. Из того, что пути человека направляются Богом, не следует, что человек не несет за них ответственности. Так, он ответственен за обещания, которые дает Богу или людям (Втор 23:21−23; Еккл 5:4−5); пообещавший прежде чем обдумал свой обет, может попасть в скверную ситуацию (он раскидывает сеть для самого себя).

Притч 20:26. Мудрый царь (стихи 2, 8 и толкование на стих 2) обязан в среде своих подданных отделять праведных от нечестивых и от последних общество очищать. Нечестивые уподобляются шелухе, которая в процессе веяния отделяется от зерна (праведных подданных), и уносится ветром. Под «колесом», возможно, понималось нечто вроде «барабана», принадлежности веялки.

Притч 20:27. Дух человека, который лишь Господь «проницает» до конца, служит Ему как бы светильником, освещающим для Господа все глубины человеческого сердца.

Притч 20:28. Образ идеального царя. Толкование на стих 2 сравните со стихом 8, 26.

Притч 20:29. В древнееврейском обществе ценились преимущества каждого возраста — как сила… юношей, так и мудрость стариков, символом которой почиталась их седина.

Притч 20:30. О пользе физического наказания как методе воспитания, избавления от зла, даже если оно успело пустить корни в человеке (проникнуть во внутренности его).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.