Притчи 21 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Как земледельцы роют каналы для поливки полей, меняя направления потоков, так и Господь управляет разумом царей. Он может направить царя, куда Он желает.
2 Человек думает, что делает всё правильно, но Господь судит по их истинным намерениям.
3 Делай то, что справедливо и праведно. Господу это угодно больше, чем жертва.
4 Глазами и сердцем показывает человек зло: глаза, унижающие других, и сердце, полное высокомерия, — всё это грех.
5 Торопливость приводит к потере, планы же тех, кто усердно трудится, приводят к изобилию.
6 Быстро исчезнет богатство, добытое обманом; оно приведёт тебя к смерти.
7 Злые будут уничтожены за зло, ими сотворённое, так как они отказываются от праведности.
8 Злые всегда стремятся обмануть, но добрые всегда искренни и справедливы.
9 Лучше жить в отдалённом углу на крыше, чем в доме со сварливой женой.
10 Злобные хотят сделать больше зла, и они немилосердны к окружающим.
11 Накажи того, кто смеётся над праведностью, и даже глупые примут этот урок. Однако даже незначительное поучение даст мудрому необходимое знание.
12 Справедливый Бог знает о делах нечестивых людей, и Он их накажет.
13 Кто отказывается помочь бедным, тому не будет помощи в нужный момент.
14 Если кто-то сердит на тебя, сделай ему тайный подарок. Подарок, сделанный тайно, может унять сильный гнев.
15 Справедливый суд приносит добрым людям счастье, но злых пугает.
16 Человек, теряющий путь мудрости, идёт в сторону погибели.
17 Если приятное времяпрепровождение — главное для человека, то он будет беден, и, если человек тот любит вино и еду, он никогда не будет богатым.
18 Злые должны заплатить за всё зло, причинённое добрым. Лживые должны заплатить за все неприятности, которые они доставили честным.
19 Лучше жить одиноким в пустыне, чем со вспыльчивой и сварливой женой.
20 Мудрый бережёт нужные ему вещи, а глупый сразу же их использует.
21 Кто постоянно стремится к доброте и любви, будет жить в достатке и чести.
22 Мудрый может сделать всё что угодно: он сможет штурмовать любой город, защищённый многочисленной армией, а также разрушить укреплённые стены, на которые все надежды возлагали.
23 Кто осторожно выбирает слова, тот спасает себя от несчастий.
24 Гордец считает, что он лучше других; он своими поступками показывает собственную злобу.
25 Ленивый навлекает на себя беду, так как он отказывается работать.
26 Жадному всегда всего мало, добрый же человек щедро даёт и нужды не знает.
27 Господь не находит счастья в жертвах, приносимых злыми, особенно, когда они корыстны.
28 Свидетель, пойманный на собственной лжи, будет наказан, а слову честного всегда можно верить.
29 Добрый всегда знает, что он прав, но лживому надо притворяться.
30 Нет достаточно мудрого человека, чтобы строить успешные планы, если Господь против планов этих.
31 Люди могут приготовиться для битвы, даже коней для сражения могут снарядить, но только Господь даёт победу.

Толкование Далласской семинарии

Притч 21:1. В первых трех и последних двух стихах этой главы упоминается Господь. В этом стихе говорится о зависимости от Него «сердца царя» (сравните Притч 16:1, 9; Еккл 9:1). Сравнение с направляемыми потоками воды взято из ближневосточной сельскохозяйственной практики — искусственного орошения земли: работавшие на ней прорывали небольшие каналы в нужном им направлении и пускали по ним воду.

Подобно этому и Бог «направляет сердца» царей, причем не всегда, казалось бы, на доброе дело, ибо планы и замыслы Его во всей их глубине и исторической «масштабности» не доступны человеческому разумению. Примеры такого «руководства сердцами царей» находим в Исх 10:1−2 (применительно к египетскому фараону), в Ис 10:5−7 (применительно к Тиглат-Палассару), в Ис 45:1−6 (применительно к Киру), и в отношении Артаксеркса — в Езд 7:21 и в Неем 2:1−8. Сказанное во всех этих стихах, как и в стихе 1 данной главы, обосновывается в Притч 21:30.

Притч 21:2. Эта притча почти идентична той, что звучите 16:2. Людям сплошь и рядом кажется, что с их поведением («путем») «все в порядке» (сравните 12:15), но Господь судит о нем на основании известных Ему глубинных мотивов, которыми это поведение обусловливается (тогда как человеческое суждение исходит из впечатлений и соображений поверхностных). сравните со сказанным в 1Цар 16:76: Я смотрю не так, «как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». также Притч 17:3.

Притч 21:3. Праведное поведение и справедливые действия угоднее Господу чем жертва, говорит Соломон. В сознании и практике древних израильтян система жертвоприношений существовала как бы помимо добродетельной жизни, и ею не «подменялась». Между тем, учителя Израиля время от времени напоминали ему о предпочтительности в глазах Божиих именно справедливости в людях и благочестия (1Цар 15:22).

Здесь об этом напоминает царь Соломон, который, продолжая эту мысль в стихе 27, прямо называет «жертву нечестивых» мерзостью (подразумевается: пред Господом; сравните Притч 15:8), ибо Господу отвратительно всякое лицемерие, а чем иным была жертва, приносимая неискренне («с лукавством») гордым, злым человеком, не испытывавшим внутреннего раскаяния!

Притч 21:4. Грех гордыни (надменности) определяет поведение всякого нечестивого человека.

Притч 21:5−6. В стихе 5 та мысль, что продуманность действий и усердие в труде приносят человеку прилежному изобилие, тогда как действия непродуманные, поспешные, обычно свидетельствуют о небрежности человека (в частности, в работе), которая грозит ему разорением (лишением, бедностью).

В стихе 6 — речь о приобретении богатства неправедным путем; такое богатство недолговечно. Фраза ищущих смерти понимается или в том смысле, что обогатившийся бесчестно сам себе подстроил ловушку, ибо благословением для него «сокровище» его не станет, или в том, что «искать богатства», не стесняясь средствами, — то же, что искать смерти (по той же, указанной выше, причине).

Притч 21:7−8. В стихе 7 о действии зла, подобном действию бумеранга: оно (здесь насилие) возвратится к нечестивым, совершающим его (обрушится на них), ибо они сознательно отказываются жить по законам правды и справедливости. В стихе 8 — случай антитетического параллелизма: «кривые» пути человека развращенного противопоставляются прямому пути (здесь «действию») того… кто чист.

Притч 21:9. Часто встречающаяся в книге мысль о невозможности сосуществования со сварливою женою (эта притча полностью повторяется в 25:24: сравните 19:13 и толкование на этот стих; также стих 19 в этой главе, где, вместо «угла на кровле», стоит «земля пустынная» (и то и другое символизирует отделенность, изолированность), и 27:15−16).

Притч 21:10. Злой человек не знает милости и к ближнему своему.

Притч 21:11. Притча звучит почти идентично той, что находим в 19:25 (ком на этот стих)

Притч 21:12. От внимания праведника не скрыто, что дела нечестивого не остаются без возмездия.

Притч 21:13. Продолжается мысль о наказуемости зла, проявляющегося, в частности, в немилосердии к бедному.

Притч 21:14. О «желательном» действии «тайного подарка» на того, кому он вручается. Речь идет о взятке, которая не одобряется (сравните Исх 23:8; Втор 16:19), но констатируется как «факт жизни» (сравните 18:16).

Притч 21:15. Еврейское мехиттах, переведенное тут как страх, означает и «разорение», «падение», «гибель» Повторение мысли о возмездии, тяготеющем над делающими зло (сравните стих 12, 13). Нечестивый боится справедливого суда, тогда как праведник радуется ему (антитетический параллелизм).

Притч 21:16. Печальный конец ожидает того, кто уклонится от путей благоразумия. Как «мертвецы» здесь передано еврейское рефаим (то же и в 2:18; 9:18); в этой связи комментарий на Иов 26:5.

Притч 21:17. О вреде легкомысленного время препровождения, пьянства и чревоугодия. Тут не следует видеть призыва к унылому, аскетическому образу жизни, но — предостережение против того, чтобы жить лишь ради удовольствий и самоублажения.

Притч 21:18. Здесь опять-таки видят мысль о возмездии нечестивым: причинявшие страдания «праведному и прямодушному» заплатят за это собственными страданиями (и в этом смысле уплатят «выкуп»).

Притч 21:19. По поводу «сварливой жены» толкование на стих 9. сравните также с 19:13; 25:24; 27:15.

Притч 21:20. «Мудрый» в этом стихе сопоставим с «муравьем» из Притч 6:6−8, который запасается «провизией» на зиму; ему противопоставляется глупый, который живет лишь одним днем. Стремление к удовольствию сегодня мешает ему позаботиться о завтрашнем дне, поэтому все, что имеет, он расточает.

Притч 21:21. О благосостоянии свыше справедливого и милостивого.

Притч 21:22. О превосходстве мудрости (которой всегда сопутствует благочестие!) над физической и военной силой.

Притч 21:23. Притча близка по звучанию к 13:3. Кто не дает воли языку и обдумывает свои слова, хранит себя от бед.

Притч 21:24. Осуждение гордости как тяжелого греха (сравните с 21:4). В мнимом своем превосходстве над другими людьми надменный не остановится и перед осмеянием высших, духовных, ценностей, потому и сказано, что кощунник имя ему. Таковые отвратительны и в человеческих и в Божиих глазах (сравните 16:5).

Притч 21:25−26. О пороке лени, усугубляемой жадностью («алчбой»), присущей ленивцу, который из-за нежелания работать постоянно испытывает недостаток в самом необходимом (всякий день он сильно алчет). Ленивцу противопоставлен праведник, который не может не быть трудолюбивым: этому не жаль делиться с другими плодами своих трудов.

Притч 21:27. к омментарий на стих 3 в этой главе.

Притч 21:28. Лжесвидетель не останется ненаказанным. А слово того, кто свидетельствует честно, одержит верх.

Притч 21:29. Дерзость человека нечестивого и лицемерного написана у него на лице; здесь это, по-видимому, и образ того, что он преисполнен дерзости и упорного, подчас безрассудного, намерения убедить других людей, действуя, если надо, прямым обманом, ложью, в своей правоте. Ему противопоставлен праведный, поведение (путь) которого честно, обдуманно и нелицемерно.

Притч 21:30. Человеческая мудрость несопоставима с мудростью Всевышнего и не может противостоять ей, ни основанным на ней планам Божиим (сравните стихи 1−2; Иов 42:2).

Притч 21:31. Этот стих связан по смыслу с предыдущим. Силы человека, как и мудрость его, ограничены. Бессмысленны его попытки как противостать Богу, так и действовать помимо Него. Как ни подготовятся воины к битве, победу в ней дарует им Господь.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.