Притчи 3 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Сын мой, не забудь моих поучений, помни всё, что я советую делать.
2 То, чему я тебя учу, принесёт тебе долгую и счастливую жизнь.
3 Никогда не переставай любить, всегда будь преданным и верным. Сделай это частью себя, обвяжи вокруг шеи твоей, запиши в сердце своём.
4 Тогда и Бог, и люди будут довольны тобой, и ты всегда будешь пользоваться доброй славой.
5 Во всём верь Господу и не полагайся всецело на свой собственный разум.
6 Доверься Ему во всём, что делаешь, тогда Он тебе поможет.
7 Не полагайся на свою мудрость, но почитай Господа и будь далёк от зла.
8 Это будет лекарством для твоего тела, освежающим напитком, возвращающим силы.
9 Воздавай почести Господу своим богатством, а также всегда отдавай Ему первую часть своего урожая.
10 Тогда у тебя будет всё, что нужно: амбары твои будут полны зерна, а вино будет переливаться через края сосудов.
11 Сын мой, когда Господь указывает тебе на твои ошибки, не огорчайся наказаниями, старайся извлечь урок.
12 Господь исправляет тех, кого Он любит. Он как отец, наказывающий любимых сыновей.
13 Человек, нашедший мудрость, будет счастлив, он будет блажен, когда к нему понимание придёт.
14 Прибыль, которую даёт мудрость, лучше серебра и дороже чистейшего золота.
15 Мудрость дороже драгоценностей, ничего из желаемого тобой не сравнится по ценности с мудростью.
16 Мудрость даёт долгую жизнь, богатство и честь.
17 Люди, обладающие мудростью, живут в мире и счастье.
18 Мудрость как дерево жизни для тех, кто принимает её. Хранящий мудрость будет воистину счастлив и благословлён.
19 Господь сотворил землю мудростью Своей и небеса разумом Своим.
20 Он Своим знанием сотворил воду. Благодаря Его мудрости небо нам шлёт дожди.
21 Сын мой, везде храни свою мудрость и разум, не теряй их.
22 Мудрость и разум дадут тебе жизнь и сделают её прекрасной.
23 Все свои дни ты проживёшь в безопасности и, споткнувшись, никогда не упадёшь.
24 Когда ты ляжешь спать, с тобой не будет страха и сон твой будет мирным.
25 Никогда не бойся нападок зло творящих, а также внезапных бед, которые могут случиться с тобой,
26 потому что Господь сохранит тебя и не даст оступиться.
27 Сделай всё от тебя зависящее, чтобы помочь людям, нуждающимся в помощи.
28 Если твой ближний просит тебя о чём-то, дай ему это сразу и не говори:
«Приди завтра».
29 Не строй планов, которые повредят ближнему, потому что вы живёте рядом ради взаимной безопасности.
30 Не веди другого в суд без серьёзной на то причины. Не делай этого, если он не причинил тебе зла.
31 Иные люди быстро впадают в гнев и творят жестокости.
32 Не будь таким, потому что Господь презирает злобных, но помни, что Он помогает добрым и честным.
33 Господь проклинает семьи злобных и благословляет дома праведников.
34 Если гордец насмехается над другими, то Господь унизит его, но добр Он к смиренным людям.
35 Мудрые повинуются Богу, и потому Господь им почести воздаст. Глупые же Богу не следуют, и поэтому их покроет позор.

Толкование Далласской семинарии

1. ПРИЗЫВ СОБЛЮДАТЬ НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА (3:1−4)

Притч 3:1−2. Слову наставления здесь соответствует евр. торах, означавшее как Моисеев закон, так и обучение ему. Человек, который почитает отца и учителя, и то, чему он «наставляет его», т. е. заповеди закона, хранит в сердце, другими словами, постоянно руководствуется ими в жизни, будет награжден долголетием, миром и покоем.

Награда эта понималась и как знак Божьего благоволения и как следствие воздержанной, благоразумной жизни. Еврейское шалом, обычно (и тут) переводимое как «мир», включает в себя более чем наши понятия мира и процветания, предполагая и жизнь, чуждую раздвоенности, в здоровьи и гармонии. В сущности шалом — это пожелание полноты бытия.

Притч 3:3−4. Фраза Милость и истина нередко употребляется на страницах Библии как «устойчивое словосочетание», причем евр. ве-эмет, переводимое на русский язык как «истина», означает и неизменную правдивость и вытекающую из нее «верность» (обычно верность Господа Его завету с людьми). Вообще же это словосочетание может относиться и к людям, подтверждением чему служит стих 3: прибегая к этому выражению, Соломон наставляет сына всегда быть милосердным (милостивым), правдивым и верным — своему слову и обязательствам, как и людям, доверившимся ему.

Во второй части стих 3 образно выражен призыв к сыну запечатлеть отцовские наставления в сердце. Не следует видеть здесь «параллели» с ношением филактерии (толкование на Втор 6:8−9). Милостивый и правдивый по отношению к людям обретет ответную милость и доброе отношение не только у них, но и у Бога (стих 4).

2. ПРИЗЫВ (ЗАПОВЕДЬ) НАДЕЯТЬСЯ НА ГОСПОДА, БОЯТЬСЯ ЕГО И НЕ ПОЛАГАТЬСЯ НА СВОЙ РАЗУМ (3:5−8)

Притч 3:5−6. Вторая фраза стиха 5 вытекает из первой его фразы. Мудрость сказывается и в признании человеком малости и недостаточности своего разума перед разумом и всезнанием Господа, масштабы которых остаются за пределами человеческого познания (Ис 55:8−9; Рим 11:33−34). Однако на собственном опыте люди многократно убеждались в том, что вполне могут довериться Господу, хотя во многом Он остается для них непостижимым.

Познавай в стихе 6 предполагает не простое признание того факта, что Бог существует, а познание Его как Того, Кто близок каждому человеку, открывающему Ему сердце, Кто, невидимый, всегда рядом с таким человеком («соучаствуя» во всей жизни его — Во всех путях твоих познавай Его). Самонадеянный (полагающийся на разум свой) сам отдаляет от себя Бога; к смиренному же Он близок. К смирению и призывает Соломон сына в стихе 5, обещая ему, что в награду Господь направит стези его (стих 6). Это означает более чем руководство, но предполагает и удаление излишних препятствий, помощь в достижении цели, облегчении жизни как таковой (сравните 3:10, 16, 24−25).

Притч 3:7−8. Первая фраза стиха 7 повторяет в иных словах мысль, выраженную во второй фразе стиха 5 «Боязнь» Господа, т. е. благоговейное отношение к Нему, несовместимо с тяготением ко злу. А «удаление от зла», в свою очередь, есть залог крепкого здоровья как физического, так и душевного.

3. ЧТИ ГОСПОДА ОТ ИМЕНИЯ ТВОЕГО (3:9−10)

Притч 3:9−10. В Израиле «почтить» Господа от имения своего (т. е. ежегодно посвящать Ему десятину от своих стад и всех произведений земли) и от начатков всех прибытков своих (т. е. приносить Ему первые плоды от всякого урожая и первородных от скота своего; Втор 26:1−3, 9−11; сравните Притч 3:6) означало выразить Ему благодарность за попечение Его о людях. «Чтущему Господа» Соломон напоминает, что «взамен» житницы его наполнятся зерном, и в точилах его не будет недостатка в новом вине (стих 10 сравнитесо стихом 4). В принципе это верно, что благочестие и смирение благословляются свыше (стих 2; Втор 28:1−14; Мф 6:33).

Но обобщение такого рода, характерное для книги Притчей, не означает, что Богу «не позволительны исключения». Ведь если бы это было так, то пришлось бы вести речь о людях, которые приходят к Господу не с тем, чтобы «почтить» Его, а стем, чтобы «с выгодой вложить свой капитал». Может быть, не случайно стих 10 «уравновешивается» в этом смысле стихами 11−12.

4. НАКАЗАНИЯ ГОСПОДНЯ… НЕ ОТВЕРГАЙ (3:11−12)

Притч 3:11−12. Бог, на Которого мы можем полагаться как на Того, Кто облегчает или устраняет препятствия на нашем пути и ведет нас к осуществлению благих целей (стихи 5−6), Кто заботится об удовлетворении наших материальных нужд, Свою любовь к нам являет и в наказании (евр. мусор, употребленное здесь, подразумевает и физическое воздействие на наказуемого).

Наказанием и обличением Божиими Соломон называет здесь любые страдания, несчастья, которые попускаются в жизни человека свыше — с педагогической целью; на основании других мест в Притчах (к примеру, 19:18; 23:13) можно говорить о сопоставлении Соломоном наказания Господня с тем, которое строгая система древнеизраильского воспитания предусматривала в семье; выразительное подтверждение этому находим (помимо 2-ой части стих 12) во Втор 8:5, где сказано: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего».

Отсюда призыв Соломона к разумному и терпеливому восприятию жизненных бедствий. потому что порой они служат знаком особой Божией любви к наказуемому, которого Господь посредством их вразумляет еще более и укрепляет в осознании им своей нужды в Господе, в любви к Нему. Да не озлобится он! «Тяготиться» подобными испытаниями, думать, может быть, что они посылаются Богом потому, что Ему доставляет удовольствие причинять людям боль, возможно лишь в случае упорного непонимания (и неприятия!) благих последствий этих Божиих «обличений». Мысль Соломона, выраженная в этих стихах, более подробно развивается автором послания к Евреям (Евр 12:7−8).

Д. Высокая цена мудрости (3:13−20)

Притч 3:13−15. Можно видеть смысловую связь между стих 13 и двумя предыдущими стихами, ибо в мудрости человек черпает терпение и смирение, с которыми переносит испытания, принимая их как волю Господню. Счастлив (блажен) такой человек, мудрость (хокма) и разум (в значении «благоразумия») которого основаны на его опыте — как житейском, так и духовном: приобретение его дороже серебра и потому, что обретший богатство далеко не всегда обретает с ним и счастье (стих 14 сравните с Еккл 5:10−12). Мудрость дороже драгоценных камней (стих 15), которые служат внешним украшением, тогда как она украшает интеллект человека и содействует его духовному возрастанию.

Притч 3:16−18. Мудрость выступает в роли женщины, обеими руками раздающей дары тем, которые стремились к ней и, вот, обрели и хранят. В правой руке ее главный дар — долгоденствие, а в левой — дары «вторичные» (по сравнению с главным): богатство и слава. Вспомним, что, вступив на царство, Соломон и сам в первую очередь просил у Бога мудрости и, радуясь этой просьбе его, Господь дал ему и то, чего он не просил: богатство и славу (3Цар 3:6−13).

Пути жизни, определяемые мудростью, приятны и в том, вероятно, смысле, что ведут к успехам и к достижению поставленных целей; они мирны, потому что мудрому человеку свойственно умение разрешать возникающие разногласия и противоречия мирным путем, не вступая в конфликты. Древо жизни, впервые упоминаемое в книге Бытия (Быт 2:9; 3:22), являлось источником здоровья и бессмертия. Мудрость-источник здоровой полноценной жизни в страхе Божием. Отсюда сравнение, к которому Соломон прибегает в стихе 18.

Притч 3:19−21. Здесь еврейское бехокма — «премудрость». Она была движущей силой всего процесса творения, говорит Соломон, облекая свою речь в красочные образы. Их в стихе 21 относится к «здравомыслию рассудительности», являющимся атрибутами той же мудрости. Соломон призывает сына постоянно руководиться ими.

Е. О значении мудрости во взаимоотношениях с другими людьми (3:22−35)

Притч 3:22−26. В иносказательно-образной речи перечисляются блага, которые ожидают «здравомыслящего и рассудительного» на его жизненном пути: это безопасность, чувство покоя и защищенности (стихи 24−25), свобода от страха. Они — достояние всех уповающих на Господа (стих 26).

Притч 3:27−35. В стихах 27−31 содержится пять лаконичных сентенций, начинающихся с Не; все они касаются взаимоотношений «мудрого» с другими людьми и определяют характер его действий, поступков и поведения в целом на тех «направлениях», которым в древнеизраильском обществе придавалось особое значение. Это милосердие, благотворительность, доброжелательность к ближним, отвращение к насилию и своеволию.

В смысловом отношении стихи 27−32 связаны «попарно»: стихи 27−28; стихи 29−30 и стихи 31−32. Благотворительность как моральная добродетель ставилась древними евреями настолько высоко, что «нуждающийся» выступал в глазах «благотворящего» как тот, кому милостыня принадлежит по праву (это отражено в евр. слове баал, которое переведено как «нуждающийся» (не отказывай… нуждающемуся), если только ты в состоянии помочь ему (смысл второй фразы в стихе 27). Звучание этого наставления усиливается в следующем стихе: подай ему милостыню тотчас, не откладывай исполнения этого своего долга (подразумевается) до следующего дня (стих 28).

Не делай зла ближнему своему, который доверяет тебе (это могло быть и предостережением против нарушения 9-ой заповеди; Исх 20:16), не ссорься с человеком, не сделавшим зла тебе. Сказанное в стихах 29−30 можно резюмировать в трех словах: будь доброжелателен к ближнему. Соблазном, особенно для неокрепшей юной души, могло служить видимое преуспевание всякого рода злодеев. Не соревнуй (т. е. не завидуй) таковым, предостерегает Соломон.

Не соблазняйся ни одним из путей их (сравните 23:17; 24:1, 19), ибо это мерзость пред Господом, Который поддерживает общение только с праведными. В трех последних стихах этой главы как бы сформулирован неизменно действующий нравственный закон: Проклятие Господне тяготеет над нечестивым, благословения Его — удел благочестивых; эта мысль весьма созвучна словам Иакова и Петра (частично она цитируется обоими): Иак 4:6; 1Пет 5:5.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.