Притчи 4 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Сыновья, слушайтесь наставлений отцов и внимайте, чтобы понять.
2 Потому что учение моё важное и доброе, никогда не забывайте моих наставлений.
3 Когда-то я был ребёнком, молодым сыном моего отца и любимым сыном у матери моей,
4 тогда отец учил меня:
«Помни все слова мои, слушайся всех моих повелений и тогда проживёшь хорошую жизнь.
5 Прими мудрость и понимание, не забывай моих слов и всегда следуй наставлениям моим.
6 Не отворачивайся от мудрости, и тогда она будет тебя хранить. Люби мудрость, и она будет оберегать тебя».
7 Мудрость начинается с твоего решения познать её, поэтому используй всё, что имеешь, чтобы мудрость обрести.
8 Люби мудрость, и она прославит тебя; не оставляй её, и она принесёт тебе честь.
9 Мудрость увенчает тебя короной чести и славы.
10 Сын мой, слушай меня и делай всё, что я говорю, и ты проживёшь долгую жизнь.
11 Я учу тебя мудрости и веду тебя прямым путём.
12 Иди этой дорогой, и ты не попадёшь в ловушку, ты сможешь бежать и не спотыкаться.
13 Помни всегда эти уроки, не забывай их — они твоя жизнь.
14 Не следуй путём зло творящих, не живи так, как они, и не уподобляйся им.
15 Будь вдалеке от зла, не приближайся к нему и проходи мимо него.
16 Дурные люди не заснут, пока не сделают зла, пока не принесут вреда другому.
17 Зло и насилие — их еда и питьё.
18 Добрые люди подобны утреннему свету солнца, которое, восходя, светит всё ярче и ярче.
19 Дурные же люди как тёмная ночь; они живут во тьме и спотыкаются о то, что им не видно.
20 Сын мой, внимательно слушай мои слова.
21 Не позволяй моим словам тебя покинуть и помни всё, что я тебе говорю.
22 Мои наставления дадут жизнь тем, кто их слушает, мои слова — это здоровье для тела.
23 Самое важное для тебя — быть осторожным в мыслях твоих, от них зависит твоя жизнь.
24 Не искажай правды и не лги.
25 Не позволяй себе уклоняться от добрых и мудрых целей, стоящих перед тобой.
26 Будь осторожен в делах своих, живи честно.
27 Иди прямым путём, праведным и добрым, но всегда уклоняйся от зла.

Толкование Далласской семинарии

Ж. Призыв «приобретать мудрость» и любить ее (4:1−27)

Он часто повторяется в главах 1−9, обращает на себя внимание сходство составляющих его слов и выражений (сравните 1:8−9; 2:1−6; 3:1−2, 21−26; 4:10, 20−22; 5:1−2; 6:20−22; 7:1−3, 24; 8:32−36).

Притч 4:1−5. Здесь первоначальное обращение Соломона адресовано не к сыну (как в первых трех главах), а к детям. Подразумевается, что то отцовское наставление (стих 4), которое они слышат теперь от него, они впоследствии передадут собственным детям.

Слову учение в стихе 2 соответствует еврейское тора, т. е. тут подразумевается наставление в Моисеевом законе, которое передается от отца к сыну, а от него — к его сыновьям; это наставление в трех поколениях служит своеобразной иллюстрацией к сказанному во Втор 6:2. Внимать заповедям отца значит учиться разуму (стих 1) и приобретать мудрость (стих 5), которыми необходимо пользоваться в практической повседневности, ибо в них источник жизни (окончание стиха 4), защиты (стих 6) и чести (стихи 8−9).

В стихе 3 Соломон ссылается на своего отца, т. е. на царя Давида, и на свою мать — Вирсавию. Однако у Вирсавии было от Давида четыре сына, включая Соломона (1Пар 3:5). Это «несоответствие» во многих древнееврейских источниках устраняется изменением 2-ой фразы стиха 3, который звучит в том смысле, что Соломон был «единственным нежнолюбимым» у Вирсавии среди братьев своих.

Притч 4:6−9. В этих стихах мудрость (хокма) снова выступает в облике женщины, скорее даже жены, которую следует любить и не оставлять (сравните с фразой в стихе 7: всем имением твоим (т. е. не жалея для этого ничего) приобретай разум). Как любящая жена, станет мудрость заботиться о том, кто дорожит ею (она будет охранять… оберегать тебя; она возвысит тебя и прославит… если ты прилепишься к ней; стихи 6, 8). «Прославление мудростью» в стихе 9 есть образ всевозможных благих последствий ее.

Притч 4:10−19. Последствия эти конкретизируются в стихах 10−12. Мудрость сулит долгую жизнь (стих 10) в согласии с законом (имеющий ее пойдет «стезями прямыми»; стих 11) и потому свободную от тяжелых препятствий и переживаний (стих 12). В стихах 14−19 — предостережения от соблазна вступить на стезю нечестивых, ибо это «стезя» зла и нечистых страстей, сопряженная с постоянными опасностями и не сулящая душевного мира. В стихе 18 — образ неуклонного возрастания праведного в мудрости, ибо в мудрости и благочестии невозможно остановиться, «застыть», «не восходить (на протяжении жизни) выше и выше»; отсюда сравнение с солнцем, достигающим в движении своем зенита. В стихе 19 — противопоставление светозарной стези праведных пути беззаконных, который есть тьма и опасность.

Притч 4:20−27. Вновь следует призыв (на этот раз к «сыну») внимать мудрым речам отца, потому что, в этом залог здоровой (как в физическом, так и в нравственном отношении) жизни (стих 20, 22). Первая фраза стиха 21 может быть понята как «имей (их) постоянно в виду». Храни речи отца внутри сердца, призывает Соломон в стихе 21 и продолжает в стихе 23: Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни. «Сердце» здесь понимается сугубо по-библейски, и в таком именно понимании «термин» этот часто употребляется на страницах Священного Писания. к примеру, Лк 6:45. Речь идет о сердце, которое не только является необходимейшим органом человеческого тела (без которого тело не живет); оно и средоточие, источник эмоциональной, нравственной и духовной жизни. Оно «ответственно» за слова, сходящие с уст человека (стих 24), за то, видит ли он вещи в истинном, правдивом свете (стих 25), и за поведение его и поступки (символизируются понятиями «стези» и пути; стихи 26−27).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.