Екклесиаста 12 глава

Книга Екклезиаста
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Помни Создателя твоего, пока ты молод, до того как старость придёт, когда скажешь:
«Без пользы я жизнь прожил».
2 Помни Создателя твоего, пока ты молод и не наступили времена, когда солнце, луна и звёзды потемнеют в твоих глазах и беды одна за одной словно волны нахлынут.
3 Руки твои потеряют силу, ноги ослабеют, а глаза не будут видеть зорко,
4 Ты будешь плохо слышать и не различишь шума на улице, даже звук жёрнова, мелющего твоё зерно, покажется тебе тихим. Ты не сможешь услышать женское пение, но пение птицы поднимет тебя рано утром, потому что ты не сможешь спать.
5 Тебя будет страшить высота, ты будешь бояться споткнуться, идя по дороге. Твои волосы побелеют и станут подобны цветам миндального дерева, ты будешь ползти как кузнечик, также утратишь желание жить, а потом уйдёшь в свой вечный дом. Оплакивающие тебя соберутся на улице и понесут тебя на кладбище.
6 Не забывай, пока молод, о Создателе, пока серебряные узы не порвутся и чаша золотая не разобьётся и не станет словно у источника разбитый вдребезги кувшин или разбитая крышка колодца.
7 И тело возвратится в прах земной, откуда и пришло оно, а дух твой, пришедший от Бога, после смерти обратно к Богу возвратится.
8 Всё бессмысленно. Учитель говорит, что всё это пустая трата времени!
9 Учитель был мудр и с помощью мудрости старался учить людей. Учитель был внимателен в своих испытаниях и составил много мудрых поучений.
10 Он старался находить верные слова и написал поучения, которые истинны и благонадёжны.
11 Слова мудрого человека как заострённые прутья, которыми люди погоняют животных. Поучения его, записанные на бумаге, будут направлять людей на путь истинный, словно овец направляет пастуший посох.
12 Ещё одно предупреждение, сын мой! Изучай эти притчи, но будь осторожен с другими учениями. Люди всё время пишут книги, и чтение многих книг утомит тебя.
13 В чём же мораль этой книги? Мораль состоит в том, что самое главное для людей — почитать Бога и подчиняться Его повелениям, потому что Бог знает всё, что делают люди, даже их тайные дела.
14 Он знает обо всём добром и обо всём злом, и поэтому Он осудит людей согласно их поступкам.

Толкование Далласской семинарии

3. ПРИЗЫВ К ОТВЕТСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В МОЛОДОСТИ ПЕРЕД ЛИЦОМ СТАРОСТИ И СМЕРТИ (12:1−7)

Радоваться жизни так, как это угодно Богу, человеку невозможно, если он не будет помнить о своем Создателе постоянно. В веселые дни юности это надо не меньше чем на пороге смерти.

Еккл 12:1. Тяжелые дни буквально читаются как «дни зла»; болезни, немощи (сравните с 11:10) настолько омрачают эти дни, что нет человеку удовольствия в них.

Со стиха 2 следует целая серия аллегорий, красочно передающих безрадостное существование в старости.

Еккл 12:2. Старость, когда радости, символизируемой светом, все меньше, и все мрачнее дни, ассоциируется с мрачной погодой, когда тучи скрывают небесные светила, и вслед за дождем приходят новые тучи, предвещающие наступление долгой смертной ночи.

Еккл 12:3. Здесь и далее иносказательное описание примет старости. Задрожат стерегущие дом означает «станут дрожать руки» (которыми «держалось» хозяйство, благополучие дома, которыми человек мог защитить «дом» собственного тела). И согнутся мужи силы — ослабеют ноги, которыми поддерживалось тело. Переставшие молоть мелющие, которых немного осталось, — это зубы, а смотрящие в окно — глаза.

Еккл 12:4. Когда замолкнет звук жернова (жующих зубов, которых не останется), тогда западет рот, и сомкнутся губы (образ дверей, выходящих на улицу, которые теперь заперты). Встающий по крику петуха — образ старческой бессонницы. Пение станет звучать все тише для того, кто теряет слух, и, наконец, дщери пения вовсе замолкнут для него.

Еккл 12:5. Тому, кто ослабел силами, страшно и подумать, чтобы подняться на высоту или выйти на дорогу: ужасы, действительные и воображаемые, видятся ему повсюду. Отяжелеет кузнечик — образ человека, некогда живого, привыкшего быстро двигаться, спина которого в старости согнулась и «отяжелела», а ноги еле двигаются. Каперсами назывались ягоды и почки кипарисового дерева, которые на востоке употреблялись как возбуждающее средство: на старого человека они уже не действуют, и в этом смысле каперс (как более не нужный ему) рассыплется. Последняя фраза стиха 5 подводит итог всему сказанному.

Еккл 12:6. Не точный перевод; надо читать: Доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разбилась золотая чашечка (подразумевается светильник, висящий на цепочке; драгоценный (серебро, золото) этот светильник символизирует жизнь и ее угасание). Следующие два образа — разбитого кувшина, из которого (подразумевается) вытекла вода, и обрушившегося колодезного колеса, с помощью которого эта вода (жизнь) из источника добывалась, есть аллегория смерти.

Еккл 12:7. Движение, поэтически запечатленное здесь автором, происходит как бы под «обратным знаком» — по сравнению с тем, о чем читаем в Быт 2:7 Напомним, что дух и дыхание звучат по-еврейски одинаково: руах. Нет сомнения, что Екклесиаст не подразумевает тут возвращения каждой человеческой души к Богу — с тем, чтобы предстать на суд Его, однако, представление о продолжении существования человека после смерти (не четкое еще в его время) тут безусловно отражено.

Схожие описания смерти как распада тела и «отнятия» Богом «дыхания жизни» (Быт 2:7) находим в Иов 34:14−15 и в Пс 103:29−30 (сравните с Иов 10:9). Далее. Сравнивая указанные места с Еккл 12:7, мы видим, что ссылка на возвращение духа к Богу не противоречит сказанному в Еккл 3:20−21. Просто там автор «не входил» в то, что будет с «дыханием жизни» людей и животных после смерти, т. е. не пытался ответить на вопрос, пойдет ли человеческий дух вверх, к Богу, а дух животных вниз — «в землю». Он писал лишь об общей стороне посмертной участи всякой твари, которую, судя по приводимым выше ссылкам на Писания, Екклесиаст не мог представлять себе иначе, как возвращение всякой «души живой» (Быт 1:30) к создавшему ее Творцу.

Б. Последнее — в свете суетности человеческого бытия — наставление (12:8−14)

Присущее Екклесиасту представление о загробной жизни, будучи неполным, не радует его и даже усугубляет у него ощущение суетности всего, что с человеком происходит (стих 8 сравните с 1:2). Возвращением к этой теме и советом бояться Бога и исполнять Его заповеди (12:13−14) он эту книгу завершает.

1. ВОЗВРАЩЕНИЕ К «ТЕЗИСУ»: ВСЕ СУЕТА СУЕТ (12:8)

Еккл 12:8. Печальное повторение Екклесиастом «тезиса», которым эта книга начиналась.

2. ОБ ОСОБОМ ЗНАЧЕНИИ КНИГИ (12:9−12)

Еккл 12:9−10. Здесь повествование, которое до сих пор велось от первого лица, ведется от третьего. Но это не означает приписки, сделанной позже. Екклесиаст говорит в этих стихах о самом себе, оценивая себя и свою деятельность, а затем (стихи 11−14) дает заключительные наставления, составленные в том же ключе, духе и силе, что и все предыдущее повествование. Он называет себя «мудрым», что на библейском языке означало человека, чей разум просвещен свыше.

Такие, как Екклесиаст «учителя мудрости» уже во времена Соломона составляли в Израиле целую общественную прослойку; по-еврейски их называли хокамим (Притч 1:6; 13:20; 22:17). Они учили народ знанию (подразумевается, передавали народу религиозные знания, в свете которых внушали ему и нравственные представления практического характера); все, с чем «учителям» приходилось сталкиваться в жизни, они «испытывали, исследовали» и решали в свете богооткровения.

Ибо Бог открывал волю свою Израилю через пророков, священников и через них; Иер 18:18 и Иез 7:26 (под «старцами» Иезекииль подразумевает именно «учителей мудрости»). Еврейским мудрецам свойственно было писать в форме притчей, афоризмов и «изящных кратких изречений» (стих 10), которые не только просвещали и обогащали разум, но и радовали слух, доставляли эстетическое удовольствие.

Еккл 12:11−12. В еврейском подлиннике не иглы (стих 11), а острые наконечники (какие имелись на палках пастухов и погонщиков). Пуская эти палки в ход, пастухи (погонщики) побуждали скот к послушанию или к работе. Применительно к людям образ этот подразумевал стимул к нравственному пробуждению. Слова мудрых да послужат таким стимулом; да уподобятся они «вбитым гвоздям» (закрепляющим в сознании человека все то, что необходимо ему помнить, чтобы жить благочестиво).

Ибо слова Екклесиаста и других учителей вложены в них Богом, составители этих «слов» освящены Его авторитетом (они от единого пастыря). Стих 11 весь таким образом построен на характерной для Библии пастушеской символике (сравните с Быт 49:24; Пс 78:13; в Пс 94:6−7 Творец и Пастырь сливаются в один образ, и то же происходит в Еккл 12 стихи 1 и 11).

В стихе 12 — обращенное к «сыну» (ученику) предостережение от увлечения многими книгами (как от составления их, так и от чтения); имеется, очевидно, в виду опасность уклониться от истин, действительно открытых людям Богом через избранных Им учителей («мудрых»). «Утомительным» поискам ответов на извечные вопросы конца не будет, между тем как важно одно — то, что составляет суть.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ БОЙСЯ БОГА И ЗАПОВЕДИ ЕГО СОБЛЮДАЙ (12:13−14)

Еккл 12:13. Суть эта, или сущность (буквально: конец, итог всего) сформулирована в стихе 13: бойся Бога и заповеди Его соблюдай.

Еккл 12:14. Необходимость «бояться» Его, т. е. испытывать перед Ним благоговейный страх, обосновывается тем, что всякое дело Бог приведет на суд (сравните 3:17; 11:9), включая все, что сделано человеком втайне (сравните Мф 10:26), хорошее ли оно или плохое. Эту последнюю фразу в книге Екклесиаста нередко воспринимают как предупреждение о посмертном суде, но это едва ли так. Хотя воздаяние в загробной жизни действительно служит ответом на загадочную для Екклесиаста «несправедливость» земных «воздаяний» (7:13; 8:14), ничто в его книге не свидетельствует о том, что он верил в суд за гробом.

Он постоянно сосредоточен на этой жизни (протекающей «под солнцем») и на тех возможностях трудиться (9:10; 12:1−7) и радоваться (2:24−26; 3:12, 22; 5:18−20; 8:15; 9:7−9; 11:7−10), которые она предоставляет. Посмертное же существование, по мнению Екклесиаста, такими возможностями вообще не располагает (9:5−6, 10).

Поэтому и размышлениям о различиях в посмертной участи праведных и нечестивых, мудрых и глупых, людей или животных, он не предавался. Да, в Писаниях немало мест где говорится о вечных благословениях, ожидающих праведных, и о наказании нечестивых, которому не будет конца. Но Екклесиаст жил «по ту сторону» Креста, когда откровение свыше — в той его части, о которой идет речь, — еще не стало достоянием людей; и все-таки он верил в Бога и в Его справедливость (3:17; 8:12б−13) и потому готов был все, включая воздаяние, предоставить на Его волю: он верил, что Бог знает «время для всякой вещи», и когда следует произвести суд над тем или иным делом (3:17).

Эту веру, которая служила ему самому «противоядием» как от чрезмерного уныния, так и от бездумного веселья, Екклесиаст стремился передать читателям, которых призывал наслаждаться жизнью по мере того, как это дает Бог, и жить в страхе перед Ним. Людям, живущим «по эту сторону» Креста, тоже стоит прислушаться к советам Екклесиаста и, предоставив разрешение всех загадок бытия Богу, служить Ему и радоваться в меру тех способностей, которые им Богом отпущены.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.