Екклесиаста 2 глава

Книга Екклезиаста
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Я сказал себе:
«Попытаюсь веселиться, попытаюсь насладиться всем, чем могу», но увидел, что и это бесполезно.
2 Смеяться всё время глупо, от развлечения нет никакого толка.
3 И в то время как мой разум руководствовался мудростью, я решил подбодрить тело своё вином. Я решил испытать эту глупость, потому что хотел счастливым стать. Я желал понять, что полезного должны сделать люди за время своей недолгой жизни. Приносит ли счастье тяжёлая работа?
4 И тогда я начал совершать великие дела: я построил дома, посадил виноградники.
5 Я сажал сады и разбивал парки, и посадил в них все виды фруктовых деревьев.
6 Я сделал водоёмы, чтобы поливать мои растущие деревья.
7 Я купил рабов и рабынь, в моём владении также были и рабы, рождённые в моём доме, у меня были стада коров и отары овец, и было у меня всего намного больше, чем у кого-либо в Иерусалиме до меня.
8 Я собрал серебро и золото, я забрал богатства у царей и областей, у меня были певцы и певицы, и всё что пожелаешь, включая многочисленных жён.
9 Я стал очень знаменитым и превзошёл в величии всех, кто жил в Иерусалиме до меня. И мудрость моя была рядом со мной, чтобы помочь мне.
10 Всё, что видели и желали глаза мои, я получал. Мой разум был доволен тем, что я делал, и счастье это было наградой за весь мой тяжкий труд.
11 Но потом я взглянул на всё, что я сделал, подумал обо всей тяжёлой работе, проделанной мной, и решил я, что это всё было потерей времени, попыткой поймать ветер. Никакой нет пользы от всего того, что мы делаем в этой жизни.
12 Затем я решил подумать о мудрости, глупости и безумстве. Я думал о правителе, который станет следующим царём, но каждый последующий царь лишь повторяет дела своего предшественника.
13 Я понял, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше темноты.
14 Мудрый пользуется разумом как глазами, чтобы видеть, куда он идёт, а глупый словно человек, идущий в темноте. Но и у глупого, и у мудрого конец одинаков — они оба умирают.
15 И я про себя подумал:
«Что случается с глупым, произойдёт и со мной! Так зачем же я так стремился к мудрости?»
И я ответил сам себе:
«Быть таким мудрым тоже бесполезно».
16 Нет различия между мудрым и глупым: оба умрут, и люди не будут помнить вечно ни мудрого, ни глупого. Люди забудут всё, что те сделали. Есть ли счастье в жизни?
17 И всё это меня заставило возненавидеть жизнь и опечалиться при мысли, что в жизни всё так же бесполезно, как пытаться поймать ветер.
18 И свой тяжёлый труд я начал ненавидеть, потому что я не смогу ничего с собою забрать, и всё достанется тем, кто будет после меня.
19 Кто-то другой будет владеть всем, что я создал трудом и умением своим, и я не знаю, мудрым будет он или глупцом. И это всё бессмысленно.
20 И опечалился я из-за всего, что сделал.
21 Человек может много трудиться, прилагая всю мудрость, знания и мастерство, но он умрёт, и другие получат то, над чем он трудился. Они не трудились, но получат всё. Это тоже бессмысленно и очень несправедливо.
22 Что же имеет человек в результате своего труда и страданий на земле?
23 Вся жизнь его состоит из боли, разочарований и непосильного труда. И даже ночью его разум не знает отдыха. Но и это бессмысленно!
24 И вот что я понял: лучшее, что может человек, — это есть, пить и наслаждаться работой, которую он должен делать. Я также понял, что всё это приходит от Бога.
25 Есть ли человек, который ест и радуется жизни без Бога? Нет такого.
26 Если человек творит добро и угождает Богу, то Бог даёт ему мудрость, знания и радость. Но кто грешит, того Бог заставляет собирать и копить, чтобы отдать тому, кто угождает Богу. Но и это всё так же бессмысленно, как пытаться поймать ветер.

Толкование Далласской семинарии

3. О ТЩЕТЕ ВЕСЕЛЬЯ И УДОВОЛЬСТВИЙ, ПОЗНАННОЙ НА ОПЫТЕ (2:1−11)

а. Вывод: немногого стоят веселье и смех (2:1−3)

Еккл 2:1−3. Убедившись в том, что мудрость не несет утешения, а лишь «умножает скорбь», Екклесиаст решил «испытать себя веселием» (предаться беззаботности, чувственным наслаждениям): не в них ли секрет добра и радости для человека? Но убедился, что и это — суета! Екклесиаст который «услаждался вином», сохраняя в сердце мудрость, т. е. исследовал состояние «веселящегося» как философ, не мог не осознать, что это всего лишь дань глупости. Он убедился, что ничтожные забавы и пустой смех — не то, чему должны предаваться люди в немногие дни жизни своей… под небом.

б. Вывод: немногого стоят богатство и роскошь и «большие дела» (2:4−11)

Еккл 2:4−11. Описание идет от имени Соломона, который действительно предпринял большие дела (стих 4) и труды, и сердце его не могло не радоваться им (стих 10). Он много строил, насаждал виноградники (Песн 8:11) и сады, о которых упоминается в книгах 4-й Царств, Неемии и Иеремии; о царском водоеме читаем в Неем 2:14. «Домочадцами» (стих 7) назывались все рожденные в господском доме от рабов, которых (слуг и служанок) было у царя Соломона множество. Он владел многими стадами и собрал немало серебра и золота и драгоценностей, которые получал в дар от ближних и дальних царей (3Цар 4:21; 10:15).

В окончании стиха 8 — фраза, звучащая по-еврейски неясно, и потому неодинаково переводимая. Разные музыкальные орудия при другом прочтении могут звучать как «госпожи», и тогда фраза услаждения сынов человеческих, относясь к «госпожам», вероятно, подразумевает многочисленных обитательниц Соломонова гарема.

И при несравненных величии и богатстве царя, и при том, что ни в одном своем желании не знал он отказа, мудрость его оставалась с ним (стихи 9−10), подчеркивается автором. А радость, которой он радовался плодам трудов своих, не была пустой радостью пьяного веселья (сравните стихи 1−3). Но и эта радость не принесла ему полного удовлетворения, и, вот, оценив в мудрости своей все сделанное им на протяжении жизни, он и ему выносит безрадостную оценку: все — суета и томление духа, и нет от этого пользы под солнцем (стих 11).

4. О ТЩЕТЕ МУДРОЙ ЖИЗНИ ИБО И ОНА КОНЧАЕТСЯ СМЕРТЬЮ (2:12−17)

Еккл 2:12−16. Всевластие смерти над каждым живущим — вот чем обусловлена конечная одинаково безрадостная оценка Екклесиастом того, о чем говорится в этих стихах. Есть ли преимущество у мудрости над глупостью? Кто вернее «Соломона», который, в поисках истинного счастья, во всей полноте оценил и то и другое, мог бы судить об этом? Вторую фразу стиха 12 следует читать именно в этом смысле: кто из царей, которые придут после него, сумеют добавить что-либо существенное к его выводам? Нет, Екклесиаст не отрицает преимущество мудрости пред глупостью.

Оно столь же очевидно, сколь преимущество света перед тьмою. Ибо, что ясно для умного, то скрыто от глупого, претыкающегося во тьме (сравните Притч 4:18−19). Но и мудрость не приносит бессмертия, и одна участь постигает мудрого и глупого: оба умрут и будут забыты. А если так, то велико ли преимущество мудрости и мудрого образа жизни?

Еккл 2:17. Мысль об этом заставляет «Соломона» воскликнуть: И возненавидел я жизнь! Если независимо от того, мудро ли живешь, или «безумствуешь» и спотыкаешься «во тьме глупости», — все равно умрешь, то не есть ли все дела человеческие — суета и томление духа! Действительно не может не разочароваться в жизни тот, кто жаждет познать истинное счастье в условиях земного бытия. Факт неизбежной смерти уничтожает самую возможность этого. И не важно, было ли сказанное в стихе 17 действительным переживанием Екклесиаста или философским выводом из его раздумий, око отражает тот непреложный факт, что с полным, непреходящим счастьем временная жизнь несовместима.

Б. О познанной на опыте тщете трудов человеческих (2:18 — 6:9)

1. ПЛОДЫ МУДРОГО ТРУДА МОГУТ ПОЙТИ ПРАХОМ ПО ВИНЕ ТЕХ, КТО ПРИЙДЕТ ПОСЛЕ (2:18−26)

а. Они могут быть промотаны наследником (2:18−21)

Еккл 2:18−21. Человек умирает, но если бы была уверенность в том, что плоды «мудрых трудов» его сохранят те, которые придут после него! Но нет этой уверенности ни у кого. И не знает человек, мудрый… или глупый станет распоряжаться всем трудом его после него. Как же не возненавидеть и самый труд свой и не «отречься» от него (стихи 18, 20), восклицает Екклесиаст Не есть ли он суета и зло (в значении «несправедливости») великое! Напомним, что историческому Соломону наследовал сын его Ровоам; по причине глупой его политики (об этом в 3-й Царств и 2-й Паралипоменон) могучее и блестящее царство, оставленное ему отцом, распалось.

б. И усилий человека не стоят труды его (2:22−23)

Еккл 2:22−23. Ибо все труды его — одно беспокойство, они не облегчают человеку скорбей его и в конечном счете не дают ему ничего, потому что и они — суета!

в. Нет ничего лучше, чем «услаждаться» плодами трудов своих, как дает это Бог (2:24−26)

Еккл 2:24−26. Точнее передана первая фраза стиха 24 в английском переводе: «Нет ничего лучшего для человека (большего счастья), как есть и пить и находить удовлетворение (радоваться душою) от труда своего». Но на жизненном опыте своем Екклесиаст убедился (Я увидел), что и это — от руки Божией. И пища и радость, как и мудрость и знание от Бога, Который по Своей воле дает их и отнимает.

Доброму дает, а у грешника — все, что собрал и накопил тот, — в конечном счете отнимает. в стихе 26 произнести фразу И это — суета и томление духа! побуждает Екклесиаста именно то обстоятельство, что и плодами трудов своих распоряжается не сам человек, а Бог, без Которого никто не может есть и… наслаждаться.

Здесь следует обратить внимание на два момента. Первый. Екклесиаст констатирует, что земные блага «распределяются» Богом между людьми, в зависимости от поведения их и благочестия (наличия или отсутствия его). Второй. Речь, в сущности, идет о суде, но совершающемся в земной жизни, а не после смерти, и о «раздаче» таким образом «временных» наград. Надо заметить, что если «тема радости» неоднократно возникает в книге Екклесиаста, то только тут она звучит вместе с «темой суда». Из этого «сочетания» вытекает, как нечто само собой разумеющееся, совет (прямо сформулированный в 12:13) бояться Бога и исполнять заповеди Его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.