Исаия 21 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Печальная весть о «Приморской пустыне»: Нечто идёт из пустыни, надвигается из страшной страны, как будто из Негева дует ураганный ветер.
2 Я вижу, что произойдёт нечто ужасное: вижу предателей, предающих, вижу грабителей, грабящих. Елам, иди войной на них, Мидия, окружи их и победи! Всем жалобам и стонам, которые причинил этот город, Я положу конец.
3 Я увидел тот ужас и испугался, испытав боль, подобную той, которую переносит женщина во время родов. Всё, что я вижу, внушает мне страх, всё, что я слышу, повергает в дрожь.
4 Я дрожу, и безмятежные ночи мои превратились в кошмары.
5 Люди снуют повсюду, выкрикивая приказы:
«Накрывайте стол, будем есть и пить! Поставьте часовых! Офицеры, вставайте и начищайте до блеска щиты!»
6 Господь сказал мне:
«Поставь сторожа, и пусть он доносит всё, что увидит.
7 Если он увидит всадников, ослов или верблюдов, пусть вслушивается внимательно, очень внимательно!»
8 И однажды охранник закричал:
«Господин, я целые дни на башне стоял и следил.
9 Вот, я вижу человека, едущего в колеснице, а также всадников вокруг него».
А затем воскликнул он:
«Вавилон повержен, он пал, все идолы сброшены и разбиты».
10 После этого я сказал:
«Люди мои! Я возвестил вам всё, что слышал от Господа, Бога Израиля, вы будете биты как на молотилке колосья».
11 Печальная весть о Думе: Люди кричат мне из Сеира, вопрошая:
«Охранник, сколько ещё ночи осталось? Как долго будет она длиться?»
12 И отвечал охранник:
«Утро приближается, а с ним и ночь. Если у тебя есть о чём просить, то возвратись позже и попроси».
13 Печальная весть об Аравии: Караван из Дедана ночь провёл в оазисе аравийском.
14 И жители Фемы принесли воды жаждущему и дали хлеба голодному путнику.
15 Они от мечей бежали, от луков, несущих смерть, от кровопролитной битвы.
16 Господь поведал мне, что случится, сказав:
«За один год, считая годами по наёму работников, вся слава Кедара исчезнет.
17 И только несколько лучников, славных воинов Кедара, останутся в живых».
Так сказал мне Господь, Бог Израиля.

Толкование Далласской семинарии

7. ПРОРОЧЕСТВО О ПУСТЫНЕ (21:1−10)

Мнения богословов разделились относительно времени событий, предсказанных здесь Исаией. Речь идет об осаде и падении Вавилона. Но осуществилось ли «показанное» Исаии (стих 2) в разрушительных акциях против Вавилона ассирийского царя Сеинахирима (в его расправе с царем Меродах Валаданом (Ис 39:1; 4Цар 20:12), в 702 году, или в разрушении им города Вавилона в 689 году), либо во взятии Вавилона персами и мидийцами в 539 году, судить наверняка трудно, ибо свои аргументы выдвигают сторонники обеих точек зрения. Поскольку уже в начале пророчества (стих 2) против Вавилона выступают Мидия и Элам, а Ассирия, с другой стороны, ни разу в нем не упомянута, будем исходить из того, что видение Исаии более относилось к 539 году.

Ис 21:1−2. Вавилон называли иногда «страною моря», подразумевая под «морем» широко разливавшуюся реку Евфрат. Другое объяснение состоит в том, что Вавилон близко подходит к Персидскому заливу. Но вся эта территория видится пророку большой пустыней (сравните 14:23; в 539 году Вавилон, взятый персами, «пустыней» не стал, но вспомним, что Исаия прозревал гибель его как процесс). «Землей страшной» названа Мидия (она была страшной для Вавилона, потому что населена была его врагами). Словно безудержная буря с юга идет (так было бы правильнее читать вторую фразу в стихе 1) — не «он», а то, что «видит» далее Исаия. «Буря» идет… от пустыни (пустынные земли лежали между Мидией и Вавилоном).

Грозное видение показано пророку: изменники предают (а не «грабитель грабит»; здесь видят намек на восстание против Вавилона его вассалов), опустошитель опустошает… Призыв к Еламу «восходить» к гордому Вавилону, поднявшемуся (иносказательно) до небес (в гордыне своей). Мид — это Мидия. Полагают, что последнюю фразу в стихе 2 произносит у Исаии Иегова: это Он положит конец… стенаниям народов под игом вавилонским.

Ис 21:3−5. Горестная участь вавилонян даже у пророка, которому они враги (ибо он знает, напомним, что они сделают с его народом), вызывает чувство сострадания, о котором он столь образно говорит в стихах 3−4; в ужасе от того, что «видит», он и ночью не находит себе покоя. Перед его мысленным взором предстают вавилонские князья, готовящиеся к пиру (стих 5): застольные ложа покрывают коврами (расстилают покрывала)… Но вот раздается тревожный клич: «Вставайте, князя, готовьтесь к бою — смазывайте щиты свои!» (изготовленные из шкур животных, щиты нуждались в особой смазке, чтобы предотвратить образование в коже трещин, а образовавшиеся — «залеплять» ею).

Ис 21:6−10. «Сторожем», точнее, стражем, стоящим на воображаемой башне, является сам Исаия. Это его «ставит» там Господь (сравните с обращением к Исаии как к «стражу» идумеян в стихе 11). В стихах 7−9 он принимает откровение об участи Вавилона; вся эта картина — развернутое иносказание, завершающееся словами: пал, пал, Вавилон… идолы богов его лежат… разбитые.

В стихе 10 — возглас облегчения и радости: это Исаия обращается к своему народу уже прошедшему через бедствия изгнания и плена, уподобляя его зерну, «измолоченному на гумне». Вавилон, по вине которого он страдал, пал! Так будет, ибо пророк услышал это от Господа Саваофа, Бога Израилева, и, услышав, возвестил Израилю.

8. О ЕДОМЕ 21:11−12)

Ис 21:11−12. Дума — краткое название Едома (он же Сеир). Горная территория этой страны вначале была населена потомками хоррея Сеира, а потом отошла к потомкам Исава, по прозвищу Едом. Идолопоклонники идумеи, жившие преимущественно в пещерах, высеченных в мягком песчанике, слагавшем их горы, издавна враждовали с евреями.

Однако, наряду с собственными богами, они, в случае особой нужды, обращались и к сильному Богу евреев (как, впрочем, поступали и другие язычники; сравните эти стихи с 4Цар 5, 8). Здесь идумеи — в иносказательной форме — вопрошают иудейского пророка о том, долго ли им еще страдать от гнета ассирийцев (в клинописях, относящихся ко времени Сеинахирима, среди покоренных им палестинских правителей, упомянут и царь идумейский). Исаия отвечает им, что хотя утро их избавления приближается, ночь несвободы еще продлится какое-то время, и они еще возвратятся (обратитесь… приходите) к нему со своим вопросом.

9. ОБ АРАВИИ (21:13−17)

Ис 21:13−17. Под «аравитянами» Исаия подразумевал, как представляется, племена, кочевавшие по территориям, называемым в Библии пустынями (хотя в древности кочевое население их было весьма велико) Аравийской и Сирийской. Те же «аравитяне» имеются в виду в 2Пар 17:11; 22:1; 26:7. Под «лесом Аравийским» понимались кустарниковые заросли, окаймлявшие упомянутые «пустыни». Деданиты (караваны Дедаиские) — южноаравийское племя, потомки Авраама и Хеттуры (Быт 25:3), кочевавшие вблизи идумейской территории.

Фемой (стих 14; Иов 6:19; Иер 25:23) назывался оазис в северо-западной части Аравии; Кидар (стихи 16−17; сравните 42:11) находился в северной части ее (славился шатрами, покрытия которых вырабатывались из шерсти черных коз; Песн 1:5; Иер 49:28−29). Племена, обитавшие в Феме и Кидаре, происходили от Измаила. К Фемайскому оазису, очевидно, предстояло устремиться аравитянам, спасаясь от ассирийского воинства, надвигавшегося с севера (стихи 14−15). По поводу «года наемничьего» толкование на Ис 16:14.

Кидаряне были среди аравийских племен самым сильным и воинственным племенем, однако, и ему предстояло потерпеть сокрушительное поражение от ассирийского царя Асардана. Это, очевидно, и было возвещено аравийцам Исаией, которому так сказал Господь, Бог Израилев (стих 17).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.