Исаия 26 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В тот день в Иудее будут петь такую песню: Город наш крепок, с прочными стенами и надёжной защитой, но Господь — Спаситель наш.
2 Откройте ворота, пускай добрые люди входят, те, кто сохранил веру.
3 Ты, Господи, мир даруешь всем, кто от Тебя зависит и надеется на Тебя.
4 Всегда возлагай надежду на Господа, потому что в Иегове наша сила и вечное спасение наше.
5 Но Господь уничтожит город, исполненный гордыни, а также накажет людей, живущих там. Господь повергнет этот город с высоты на землю, и он рассыплется в прах.
6 По его руинам пройдут все те, кто притеснения от него терпел, кто им ограблен был.
7 Честность — путь праведных, истинен он и прям, и Ты, Господи, делаешь этот путь гладким и лёгким.
8 Но мы, Господи, ждём Твоего суда, и наша душа стремится помнить Тебя и Твоё имя.
9 Ночами душа моя хочет быть с Тобой, и дух мой к Тебе стремится с каждым рассветом. Когда Твой суд свершится на земле, все люди научатся праведной жизни.
10 Нечестивый добру не научится, даже если Ты явишь ему только доброту. Он будет творить своё зло, даже живя в добром мире, и величие Господа может вовек не увидеть.
11 Господи, Ты руку Свою вознёс, чтобы их наказать, но они этого не видят. Так яви великую любовь народу Своему, пусть зло творящие устыдятся, пусть враги Твои сгорят во всепоглощающем огне.
12 Господи, Ты преуспел во всех делах, которые пытались мы свершить. Господи, даруй нам мир!
13 Господи, Ты — наш Бог! Раньше мы следовали за другими богами, но ныне мы хотим, чтобы люди помнили лишь Твоё имя, Господь!
14 В идолах нет жизни, духи из мёртвых не восстанут. Ты уничтожил не только их, но и память о них.
15 Ты помог нашему народу стать многочисленным, расширил границы наших земель и тем самым честь и славу принёс Себе.
16 Господи, люди в несчастьях помнят Тебя, и, получив Твоё наказание, они обратились к Тебе за помощью.
17 Боже, Ты причинил нам страдания, сравнимые с теми, которые переносит роженица, когда кричит от боли.
18 Но мы без пользы страдания перенесли, потому что родили только ветер. Мы не создали для мира новых людей, не принесли земле спасение.
19 Но сказал Господь:
«Мёртвые оживут, тела их снова восстанут к жизни, восстанут они и восторжествуют. Роса на Тебе словно роса нового утра, переливается в лучах восходящего солнца. Всё это — знамение того, что приходит другое время, и новую жизнь обретут те, кто сегодня покоится в земле».
20 Народ мой, иди в свои дома и запри двери, спрячься, пока гнев Божий не усмирится.
21 Господь выходит из жилища Своего, чтобы судить народы за сотворённое ими зло. И явит земля кровь убитых, и больше не скроет доказательств совершённых преступлений.

Толкование Далласской семинарии

б. Искупленные хвалят Господа (глава 26)

Пророк воспевает песнь, которую станут петь искупленные в Тысячелетием царстве Мессии.

Ис 26:1. Город искупленных крепок (в отличие от «города» в 24:12−13; 25:2, который будет разрушен). Хотя обитатели Тысячелетнего царства будут жить не в одном, а во многих городах, здесь речь о том из них, откуда станет править Мессия, т. е. о Иерусалиме, символизирующем тут надежность и защищенность бытия всех, кто будет допущен в Царство Христа: спасение, которое даст Он, будет служить им, вместо стены и вала.

Ис 26:2−4. В конце стих 2 правильнее читать «хранящий верность». Город Мессии будет открыт для верных Ему, и тут, в первую очередь, подразумевается верующий остаток Израиля. И другие народы войдут в Тысячелетнее царство, но верующие евреи станут занимать в нем особое положение.

Под «твердым духом» в стихе 3 понимается твердо уповающий на Господа: каждый такой человек храним Им в полном мире, т. е. в душевном спокойствии. И это действительно не только для будущего Царства Христа, но и в любой период земной истории, включая наши дни. Испытавшие блаженство этого внутреннего покоя все более сознают, что Бог есть твердыня вечная.

Ис 26:5−6. Город в стихе 5 опять-таки символ нечестия, надменности (это «город» живших на высоте). В обычном для них иносказательном смысле говорится в стихе 6 и о «бедном» и «нищих»: это смиренные, ищущие Бога люди. Впрочем, здесь и утверждение торжества справедливости в будущем: богатые и гордые, «попиравшие» бедных и смиренных, сами будут попираемы ими. Это будущее превосходство смиренных над гордыми не следует, однако, понимать буквально, как «акцию отмщения»: тут лишь иллюстрация духовного принципа, согласно которому особой Божией благодати удостаиваются благочестивые и скромные люди.

Ис 26:7−9. Праведнику, избегавшему в жизни «кривых путей», помогает Бог. Господь выравнивает стезю его. Исаия не хотел этим сказать, что благочестивые люди не имеют в жизни «проблем». Размышление его движется в ином русле: поскольку всякое действие имеет те или иные последствия, то человеку, действующему в согласии с Божиими «правилами», сопутствуют благоприятные последствия, а того, кто этими правилами пренебрегает, ничего хорошего не ждет.

В стихе 8 пророк говорит от своего имени и от имени тех, кто так же, как он, всей душой стремится к Богу. Они благословляют не только дела Божии, свидетелями коим являются, но и суды Его, т. е. те страшные подчас кары, которые Он обрушивает и на целые народы и на отдельных людей, ибо видят в них путь к утверждению справедливости и к торжеству праведности.

К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе… Здесь выражено желание пророка и всех праведников, чтобы правильное понимание того, что такое Бог истинный, отраженное в имени Его (Бог всемогущий и спасающий) распространялось среди людей. В стихе 9 подтверждение той мысли, что суды Божии учат праведности тех, кто живут в этом грешном мире.

Ис 26:10−11. С горечью говорит Исаия о том, что множество злых людей не способно научиться праведности, пока не прольется на них гнев Божий: милость Его по отношению к ним не заставит их перестать злодействовать (стих 10). Даже живя в земле правых (здесь подразумевается Иудея — земля, где откровения праведности и величия Господа были особенно явны), многие праведными отнюдь не становились. «Благоприятная обстановка» не действовала на перемену к лучшему их сердец.

Прозревая приближение серьезных политических и социальных потрясений, Исаия словно жалуется Господу на тех, кто ничего не понимает и не видит, что рука Его высоко поднята (как для удара). Сравните это место с Мф 24:37−39. Он словно призывает наказание на них: когда Бог явит им Себя таким образом, они увидят и устыдятся. Под «огнем» в стихе 11 некоторые понимают огонь ревности Божией о святости Своего народа, среди которого не должно быть места нечестивым — это он пожрет тех, кто противопоставили себя Иегове.

Ис 26:12−14. Стихи 12−20 трудны для прочтения, и толкования на них предлагались весьма различные. В стихе 12 вариант той же, по-видимому, мысли, что и в стихе 8: благочестивые люди, в отличие от нечестивцев, радуются и судам Божиим, которые в конечном счете несут им мир. Во второй фразе этого стиха признание того, что в верующих действует Сам Бог, и они пребывают под покровом Его.

Владыки, кроме Бога, которые господствуют на грешной земле (стих 13), это, возможно, смерть и всяческое зло, поражающее людей и весь «тварный мир» (подтверждение такому пониманию можно видеть в Рим 8:18−23). Хотя могут иметься в виду и языческие цари и чужие языческие боги, под властью и влиянием которых евреи в той или иной степени находились. Исаия говорит, что только… чрез Иегову, т. е. силою Его, действующей в верных Ему, славят они имя Его.

О «рефаимах» (стих 14) в толковании на Ис 14:9. Может быть, по ассоциации с «мертвыми богами» обращается мысль пророка к силам преисподней (рефаимами к ним же как к образу бессильных земных владык). То, что умерло, не оживет. Здесь выражено то ветхозаветное представление, что жизни после смерти нет. Рефаимы не встанут…

Ис 26:15−18. В стихе 15 — прошедшее время, по всей вероятности, подразумевает будущее: Исаия видит, как Господь умножит народ праведников, распространив славу о Себе во все пределы земли.

В стихе 16 — о праведниках, искавших в бедствии и наказании Господа. Стихи 17−18 следует воспринимать в едином контексте, с учетом того, что конец стиха 18 правильнее читать так: «и не появились на свет новые жители мира». В этих стихах речь, по-видимому, о том, что евреи, хотя они и «мучились муками рождения», рождали как бы ветер, т. е. не исполнили миссии (порученной им Иеговой) распространения истинной религии на земле (и в этом смысле не доставили ей спасения). Последняя фраза стиха (в правильном ее прочтении) логически завершает эту мысль.

Ис 26:19. Потрясающее откровение, данное ему свыше, изрекает тут пророк. Только что он говорил о том, что мертвые ожить не могут (стих 14). И вот восклицает: Оживут мертвецы Твои, восстанут из праха! Возможно, он и сам не осознал до конца, какого рода откровение получил. Так или иначе (сознавая или не сознавая это) он говорил о воскрешении верующих в истинного Бога. (Сравните с откровением Даниила (Дан 12:2) о воскресении (во второе пришествие Христа!) ветхозаветных святых.) Исаия призывает их к торжеству и радости.

В завершении стиха — образ животворящей росы Божией: покрытая ею земля извергнет своих мертвецов.

Ис 26:20−21. Есть основание полагать, что в стихе 20 Исаия обращается именно к «народу» ветхозаветных верующих, или святых (в библейском значении этого слова). Подразумевается, что они, воскресшие во второе пришествие Христа (толкование на Откр 20:5) будут на короткое время (на мгновение — «с небесной точки зрения») «укрыты» от страшных событий на земле (в дни великой скорби и Армагеддонской битвы, когда изольется последний — перед наступлением Тысячелетнего царства — гнев Божий). В излиянии этого гнева и придет возмездие за все беззаконие… обитателей земли, за всю пролитую ими кровь… поглощенную землей, за всех убитых, скрытых в ней.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.