Исаия 32 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Слушайте, что Я скажу! Царь должен избрать путь правды, и правители должны править по справедливости.
2 Тогда бы царь был укрытием от ветров и дождей, он стал бы потоком воды для сухой земли, прохладной тенью в знойном краю.
3 Люди обращались бы к царю за помощью и воистину слушали бы его слова.
4 Растерявшиеся обрели бы способность понимать, и косноязычные заговорили бы ясно и быстро.
5 Глупцов не называли бы великими людьми, не почитали бы коварных.
6 Глупцы говорят глупость и носят в сердце зло: они хотят творить беззаконие, наносить оскорбления Господу, не давать голодному хлеба, а жаждущему — питья.
7 Зло — их орудие, они замышляют всё отнять у бедных, они лгут о бедняках, и ложь их мешает судить справедливо.
8 Но добрый правитель стремится делать добро, и поэтому он станет главным над другими правителями.
9 Некоторые женщины живут беззаботно, они чувствуют себя в безопасности. Так пусть встанут они и послушают, что Я скажу!
10 Через год вас постигнет несчастье, потому что не будет урожая винограда, нечего будет вам собирать.
11 Вы сейчас спокойны, женщины, но вам следует быть в страхе! Вы чувствуете себя в безопасности, но вам следует беспокоиться! Снимите ваши красивые платья и наденьте одежды печали.
12 Бейте себя в грудь от горя, плачьте из-за того, что опустели ваши поля, а виноградники больше не плодоносят.
13 Плачьте о земле Моего народа, потому что лишь сорняки и колючки будут расти на ней. Плачьте о городе и обо всех домах, прежде полных радости.
14 Люди оставят столицу, опустеют дворцы и башни, никто не будет жить в домах, все будут жить в пещерах. Дикие ослы, звери и овцы будут щипать в городе траву.
15 Так будет до тех пор, пока Господь не пошлёт нам свыше Своего Духа. Тогда пустыня станет плодородной, словно лес густой.
16 Где теперь на земле пустыня, там будет царствовать добро, а где плодородная земля, там правосудие восторжествует.
17 Это добро принесёт спасение и мир навеки.
18 Народ Мой будет жить в полях мира, в шатрах безопасности, в покое и в мире.
19 Но прежде чем это случится, лес должен пасть, и город должен быть побеждён.
20 Благословенны будут те из вас, кто, переходя с места на место, сеют семена у речных потоков и пасут там свой скот и ослов.

Толкование Далласской семинарии

е. О времени торжества праведности (32:1−8)

Ис 32:1−2. В первых восьми стихах этой главы Исаия пророчествует о грядущем Тысячелетнем царстве; Царь (стих 1) — это Мессия (сравните с Иер 23:5), а князья — те, кто будут в царстве Его править, руководимые непосредственно Им (Откр 5:10; 20:6). (Примечательно, что и здесь, как и в главах 10−11, Исаия описывает воцарение Мессии сразу после пророчества о поражении Ассура, главного символа «вселенского» зла в его время). Всему, что несет людям защиту в природе, давая им покров и облегчение (стих 2), уподобляет пророк упомянутых «князей», которые станут править на земле от имени Мессии.

Ис 32:3−8. В стихе 3 — речь о духовном прозрении людей: все они, вошедшие в Тысячелетнее царство, обретут способность внимать слову Божию и слышать его.

В стихе 4 видят как «рядовых» обитателей Царства, которые все будут рассуждать здраво и говорить ясно, так и намек на лжепрозорливцев и «пьяных пророков», о которых речь в 29:9−10: подобным им места в царстве Мессии не будет. Как не будет его невеждам, в настоящее время сплошь и рядом пользующимся почетом, и коварным (по другим переводам — «подлым»); невежество (прежде всего, очевидно, духовное) является у Исаии (как, напомним, и в «Притчах») источником всяческого беззакония, лицемерия, распространения ложных представлений о Господе.

Бедный в стихе 7 может пониматься как в буквальном, так и в переносном (характерном для Библии) значении этого слова, а именно как «праведник», честный, твердо стоящий во всем, что честно (стих 8). Люди невежественные и подлые во все времена «замышляют ковы» (зло) против таковых. Но в царстве Мессии этого не будет.

г. О будущих судах и благословениях (32:9−20)

Ис 32:9−14. В обращении к беспечным знатным женщинам Иерусалима Исаия изображает грядущее опустошение Иудеи и ее столицы. Оно, в той или иной форме, продлится (при всех временных «восстановлениях») до тех пор, пока свыше не изольется на народ Божий Дух, Который полностью преобразит и его самого и место его обитания (стих 15).

Первая фраза стиха 10 времени «начала судов» не уточняет. Если в 29:1 пророк предсказывал, что до начала осады Иерусалима остается год с небольшим, то здесь несколько дней (сверх года) понимаются как неопределенное число дней; другими словами, предстоявшая в ближайшем будущем осада Иерусалима ассирийцами (закончившаяся для иудеев благополучно) в видении пророка могла служить лишь началом последующего опустошения всей земли иудейской (которое произошло 95−115 лет спустя: первое переселение иудеев в Вавилон при Навуходоносоре вскоре после 606 г. до Р. Х., затем целый ряд других «переселений» и, наконец, падение Иерусалима в 586 г. до Р. Х.).

Обнажитесь в стихе 11 подразумевает древний обычай, согласно которому женщины, в знак скорби, сбрасывали с себя верхнюю одежду; полностью нагими они, конечно, не оставались, но препоясывали чресла вретищем.

В стихах 13−14 — образ Иерусалима, пришедшего в запустение. Офел буквально означает «холм»; полагают, что речь идет о юго-восточном склоне Храмовой горы. «Дикие ослы» — символ пустынных мест ибо только таковые служили им убежищем. Поскольку малой части беднейшего населения предстояло в Иудее (при всех переселениях) оставаться, то и какие-то стада у них сохранялись (оконч. Стих 14).

Ис 32:15−20. Эта часть откровения целиком относится к Мессианскому царству. Об излиянии на Израиль Св. Духа говорил не только Исаия, но и другие пророки (Иез 36:26−27; 37:14; Иоиль 2:28−29; Зах 12:10). Излиянию этому будут сопутствовать обильные благословения свыше — как нравственно и духовно преобразующего, так и материального характера: в них оно будет выражаться и сказываться.

Образ материального процветания в Тысячелетием царстве: пустыня… сделается садом, который, словно лес, будет простираться во все концы (стих 15). В стихе 16 — образ нравственного преображения: правосудие воцарится в этом плодоносном саду (поле). Смысл первой части иносказания в стихе 19: сама природа сделается благодатной по отношению к людям, так что и град будет падать не на места, населенные ими, а на лес. Во второй части, по-видимому, подразумевается, что иудеям не придется прятаться на возвышенных местах за городскими стенами: они безопасно станут спускаться в долину, поскольку не останется у них врагов, которые угрожали бы им.

В стихе 20, очевидно, образ плодоносной земли, изобилующей хорошо увлажненными местами; в древней Палестине после того, как семя разбрасывалось по земле, выгоняли на поля скот (вола и осла), копытами глубже втаптывавший семена в почву, — в этом возможное объяснение последней фразы стиха 20.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.