Исаия 37 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Езекия выслушал весть и разорвал на себе одежды, потом облачился в одежды печали и пошёл в храм Господний.
2 Езекия послал начальника царского дворца Еликима, секретаря Севну и старших священников к пророку Исаии, сыну Амоса. Они были одеты в траурную одежду.
3 Они сказали ему:
«Царь Езекия приказывает: „Пусть этот день станет особым днём скорби и печали, подобно тому дню, когда приходит время родиться младенцу, но не хватает сил ему появиться на свет.
4 Господин военачальника, ассирийский царь, послал его оскорбить Бога живого. Может быть, Господь, твой Бог, услышит эти слова и докажет, что враг неправ! Так помолись за людей, которые ещё живы”».
5 Когда слуги царя Езекии пришли к Исаии,
6 он сказал им:
«Передайте своему господину, что говорит Господь: „Не бойся слов, которые „юнцы” ассирийского царя говорили обо Мне, насмехаясь надо Мной.
7 Я пошлю дух против него, и он услышит весть о том, что его жизнь в опасности. Тогда он возвратится в свою страну, и Я сделаю так, чтобы он был убит мечом в его земле”».
8 Военачальник услышал, что ассирийский царь ушёл из Лахиса. Когда он прибыл к своему царю, тот воевал против Ливны.
9 Затем ассирийский царь услышал весть о Тиргаке, эфиопском царе. Ему сообщили:
«Тиргак вышел сразиться с тобой!» Тогда ассирийский царь снова отправил послов к Езекии сказать:
10 «Скажите Езекии, иудейскому царю: „Не позволяй Богу, Которому ты доверяешь, обманывать тебя и говорить, что ассирийский царь не захватит Иерусалим!
11 Ты слышал о том, что ассирийские цари сделали с другими странами. Мы уничтожили их полностью. Так спасёшься ли ты? Нет!
12 Боги тех народов, которые были разбиты моими предками, не спасли их. Они уничтожили Гозан, Харан, Рецев и народ Эдема в Фалассаре!
13 Где царь Емафа? Где царь Арпада, царь города Сепарваим, цари Ены и Иввы?”»
14 Езекия получил письмо от послов и прочитал его. Затем он пошёл в храм Господа и развернул письмо перед Господом.
15 Езекия молился перед Господом такими словами:
16 «Господь Всемогущий, Бог Израиля, словно Царь, восседающий на Херувимах. Ты — единственный Бог, Который правит всеми царствами земли. Ты сотворил небеса и землю!
17 Господи, услышь меня. Господи, открой глаза Свои и посмотри на эти письма. Услышь слова Сеннахирима, оскорбляющие Бога живого!
18 Это правда, о Господи, что ассирийские цари уничтожили все эти народы.
19 Они сожгли богов этих народов в огне. Но это были не боги, а всего лишь дерево и камень, — статуи, сделанные руками человека. Поэтому ассирийские цари и смогли их уничтожить.
20 И теперь, Господи, Бог наш, спаси нас от ассирийского царя. Тогда все царства земли узнают, что Ты, Господи, единственный Бог».
21 Исаия, сын Амоса, послал к Езекии сказать:
«Так говорит Господь, Бог Израиля: „Ты молился Мне о письме Сеннахирима, ассирийского царя, и Я услышал тебя.
22 Вот что говорит Господь о Сеннахириме: „Девственная дочь Сиона (Иерусалим)
23 Кого ты оскорблял? Над кем ты насмехался? Против кого в гордыне своей ты голос свой поднял? Против Святого Бога Израиля!
24 Ты отправил своих послов, чтобы Господа оскорбить. Ты сказал: „Со своими колесницами я взошёл на высокие горы. Я зашёл вглубь Ливана, я срубил высочайшие кедры и лучшие кипарисы в этой земле. Я взошёл на самую высокую гору в Ливане, а также в самый густой из его лесов.
25 Я откапывал родники и пил воду из новых источников. Я осушил все реки Египта ступнями моих ног”.
26 Но Господь сказал: „Сеннахирим, разве ты не слышал Мои слова? Я (Господь) задумал это давно, ещё в древние времена, а теперь Я это осуществил. Я позволил тебе снести укреплённые города, превращая их в груды развалин.
27 У жителей тех городов не было сил. Они были напуганы и пристыжены. Они падут словно скошенная трава в полях, погибнут как мох на крышах, не набрав силы.
28 Я знаю о твоём каждом шаге, Я знаю о твоём каждом движении. Я также знаю твою злобу против Меня.
29 Ты питал презрение ко Мне. Я слышал твою гордую дерзость. За это Я вложу кольцо в твои ноздри, и удила в рот твой. А потом Я возвращу тебя назад той же дорогой, которой ты пришёл”».
30 И сказал Господь Езекии:
«Я дам тебе знамение в подтверждение того, что Я помогу тебе: в этом году вы будете есть то, что вырастет само собой. На второй год вы будете есть то, что вырастет из этого зерна, а на третий год вы будете собирать урожай с тех зёрен, которые посадите. Вы посадите виноградные сады и будете есть их плоды.
31 Люди из рода Иуды, которые спаслись и уцелели, укоренятся подобно саженцам и снова будут приносить плоды.
32 Те немногие, кто остался в живых, выйдут из Иерусалима, те, кто спасся, пойдут от горы Сиона».
Великая любовь Господа Всемогущего совершит всё это.
33 Поэтому так говорит Господь об ассирийском царе:
«Не войдёт он в этот город. Он не пустит туда стрелы. Не принесёт он к городу свои щиты, и не построит он вал земляной, чтобы напасть на этот город.
34 Той же дорогой, которой пришёл, он и вернётся, и в этот город он не войдёт. Так говорит Господь!
35 Я защищу этот город и спасу его. Я сделаю это ради Себя и ради слуги Моего, Давида».
36 В ту ночь Ангел Господа спустился и убил сто восемьдесят пять тысяч человек в ассирийском лагере. Когда оставшиеся в живых воины встали на следующее утро, то увидели повсюду мёртвые тела.
37 Сеннахирим, ассирийский царь, возвратился в Ниневию и остался там.
38 Однажды, когда Сеннахирим поклонялся в храме Нисрожа, своего бога, его сыновья Адрамелех и Шарецер убили его мечом, а сами убежали в Араратскую землю. После него царём стал его сын Асардан.

Толкование Далласской семинарии

б. Исаия отвечает от имени Господа (37:5−7)

Ис 37:5−7. Кратко, но успокоительно прозвучал ответ Исаии, устами которого говорил Господь: ни дерзких слов, произнесенных слугами царя Ассирийского, ни дел самого этого царя иудеям бояться не следует. Ибо по воле Господа произойдет нечто (Сеннахирим услышит весть), что заставит грозного царя ассирийцев возвратиться в землю свою, где встретит он свой конец (об осуществлении этого пророчества читаем в стихах 36−38).

е. Ассур терпит поражение от Бога (37:8−38)

Ис 37:8−13. Между тем, Сеннахирим ушел из Лахиса в Ливну, находившуюся километров на семь севернее. Туда и отправился с «докладом» к нему Рабсак. В Ливне, видимо, узнал Сеннахирим (стих 9) о том, что против него выступил Тиргак, царь Ефиопский. По-еврейски: «царь страны Куш» (подразумевалась территория, включавшая в себя южную часть Египта, отчего Тиргак именовался порой «царем Египетским», Судан и северную часть современной Эфиопии). Тиргак и Езекия были союзниками. Потому и послал Сеннахирим послов к Езекии с повторным предупреждением, чтобы тот не полагался на Бога своего (стих 10).

Заклятие в стихе 11 имеет значение полного уничтожения. Гозан (стих 12) — город на р. Габор, покоренный ассирийцами за сто лет до того. Харан — город в северо-западной Месопотамии, в котором некогда жил Авраам, в то время был ассирийской крепостью. Рецеф — один из сирийских городов, тоже захваченный на 100 лет ранее ассирийцами. Полагают, что Еден был маленьким государством в северной Месопотамии, и что Фалассар был одним из городов Едена. Относительно Емафа, Арпада и Сепарваима в толковании на 36:19. Местонахождение Ены и Иввы не установлено; предположительно они находились на территории Вавилонии.

Ис 37:14−20. Прочитав письмо, доставленное ему послами, Езекия… пошел в дом Господень, и там развернул его… пред лицем Господним. Следует (стихи 15−20) молитва иудейского царя, на этот раз исполненная искренней веры и горячего упования. Сидящий на херувимах (стих 16) означало, что Иегова, невидимый, пребывает в храме — над крышкой ковчега завета, украшенной изображениями херувимов (1Цар 4:4; 2Пар 6:2; 1Пар 13:6).

Хотя и устрашенный угрозами ассирийцев, царь Езекия сознает, что цари Ассирийские потому опустошили все страны и земли (стих 18), что те не имели Защитника в лице Иеговы, ибо их боги были всего лишь «изделием рук человеческих» (стих 19). Между тем, Господь, Бог всех царств земли (стих 16), включая Ассирию, в силах спасти народ Свой от руки Сеинахирима — да узнают все племена и народы (стих 20), что только Он — Бог евреев — является единственным и истинным Богом.

Ис 37:21−35. От Исаии царь узнает, что на молитву его отвечено: царя ассирийского ждут позор (стих 22) и поражение. По своему содержанию сообщение Исаии может быть поделено на три части. Первое: ассирийцы снимут осаду Иерусалима и уйдут (стихи 21−29). «Девствующей дочерью Сиона» Иерусалим мог быть назван в том смысле, что ни разу еще не владели им враги. Сеннахирим, посмевший поносить Бога Израилева, будет наказан и за свое богохульство.

Ливан (стих 24), подразумевающий и страну и высочайшую гору с одноименным названием, возможно, служит здесь иносказанием (как и картина опустошения его ассирийцами), хотя и буквальное прочтение стиха не исключается. Если же понимать стих 24 как иносказание, то речь в нем идет о покорении Сеннахиримом многих городов и стран Палестины, об уничтожении ассирийцами лучших и наиболее знатных их граждан (уподобляемых «рослым кедрам» и «отличным кипарисам»).

В стихе 25 речь о выкапывании колодцев в чужих землях; пить воду из них было символом покорения этих земель.

Сеннахирим в гордыне и дерзости своей возомнил, что завоевывал города и страны потому, что армады его непобедимы (благодаря «множеству колесниц своих»; стих 24). В стихах 26−28 Господь отвечает ему устами Исаии, что все это было издавна предопределено Им, и он, Сеннахирим, лишь выполняет Его предначертания. И каждый шаг его известен Иегове, как известны Ему и дерзкие высказывания ассирийца в Его адрес (стих 28).

Пришло время наказать царя Ассирии за надменность. Он возвратится в свою страну с позором. Это передано метафорой во второй части стих 29. Известны древние барельефы, на которых изображены гонимые ассирийцами пленные: они скованы цепью, пропущенной через кольца в их ноздрях. Так же вот «стреножен» будет теперь и всесильный царь ассирийский.

Второе. Бог заверил Езекию, что сохранится в доме Иудином остаток, и жизнь в нем «войдет в норму». объяснение к стихам 30−32 в комментариях на 4Цар 19:29−31.

В третьей своей части (стихи 33−35) пророчество содержит обещание, что Сеннахирим не войдет в Иерусалим и не причинит ему вреда. Ибо Сам Господь будет охранять город сей.

Ис 37:36−38. Глава завершается кратким сообщением о внезапной и таинственной гибели множества ассирийских воинов и последовавшим за этим снятием осады Иерусалима. Так исполнилось предсказанное Исаией неоднократно: 30:27

33; 31:8−9; 33:1, 18−19. Заметим, что цифра, приводимая в стихе 36, может быть прочитана и как 5180 — однако и в этом случае «поражение» ассирийцев свыше было чудовищным. Высказывались разные предположения о причине их гибели, в частности, что лагерь их «скосила» эпидемия чумы. Сам Сеннахирим был, однако, убит дома (во исполнение пророчества Исаии; 37:3) 20 лет спустя — в 681 г. до Р. Х. Убийцами его стали собственные сыновья его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.