Исаия 49 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Слушайте Меня, народы, живущие в прибрежных странах, а также и в далёких краях земли! Господь меня призвал ещё до моего рождения. Господь назвал моё имя, когда я ещё во чреве материнском был.
2 Господь язык мой уподобил острому мечу, спрятал меня в ладони Своей. Уподобил меня острой стреле и хранит меня в Своём колчане.
3 Господь сказал мне:
«Ты, Израиль, Мой слуга, Я сотворю с тобою чудо».
4 Ответил я:
«Я тяжело трудился, изнашивал себя, но ничего полезного не сделал, я все силы растрачивал, но не добился ничего. Поэтому Господь решит, как поступить со мной, решит, как вознаградить меня.
5 Он меня создал в теле матери моей, чтоб мог я быть Его слугою и привести Иакова и Израиль вновь к Нему. Такую честь мне оказал Господь, и от Него я силы получаю».
6 Господь мне говорил:
«Ты самый важный Мой слуга. В неволе народ Израиля, но он ко Мне вернётся, семья Иакова ко Мне придёт. Но у тебя есть дело важнее этого: светом для народов Я сделаю тебя, Моим путём спасения всех людей земли».
7 Господь, Искупитель и Святой Израиля, говорит:
«Презирают люди Моего слугу, народы его ненавидят, он — раб царей».
Господь такое обещание дал ему:
«Все цари, тебя увидев, почести окажут, а князья поклонятся тебе».
Всё это произойдёт по воле Господа, Который верен, и Святого Израиля, избравшего тебя.
8 Господь говорит:
«Настанет время, когда явлю Я доброту Мою, когда отвечу на твои молитвы, день, когда Я тебя спасу, особым будет днём. Я помогу и сберегу тебя, ты станешь доказательством соглашения Моего с людьми. Разрушена страна, но ты вернёшь обратно эту землю людям, которые владеют ей.
9 Ты скажешь узникам: „Выходите из своей темницы!” И скажешь тем, кто в темноте: „Выходите из тьмы!” И будет у людей еда в избытке на пути и даже на холмах бесплодных.
10 Они не будут знать ни голода, ни жажды, ни зной, ни ветер им не повредят, поскольку Бог, их Утешитель, поведёт. Бог поведёт их вдоль ручьёв прохладных.
11 Я для Моего народа сравняю горы, дороги проведу и подниму.
12 Взгляни, ко Мне придёт народ издалека: кто с запада, кто с севера, другие из земли Сиены, Египетской земли».
13 Радуйтесь, небеса! Кричите от радости, горы, так как Господь утешил Свой народ. Он добр к бедному народу Своему!
14 А Сион говорит:
«Покинул меня Господь, мой Повелитель забыл обо мне».
15 Но Господь отвечает:
«Может ли женщина забыть ребёнка своего, забыть того, кто вышел из её чрева? Нет, никогда не может женщина детей своих забыть, и Я, Господь, тебя Я не забуду.
16 Я имя твоё написал на руке Своей, Я думаю непрестанно о тебе.
17 Дети твои вернутся к тебе, и победившие тебя не станут более тебя тревожить».
18 Оглянись и посмотри вокруг: все твои дети собираются вместе и к тебе идут. Господь говорит:
«Жив Я! И Я тебе обещаю, что дети твои станут дорогим убранством, которым ты украсишь шею свою, ожерельем, которое надевает невеста.
19 Ты уничтожен, побеждён, твоя земля разграблена, но вскоре станет тесной она для возвратившихся твоих детей, а разорители твои все удалятся.
20 Ты грустил о детях, находящихся вдали, но скажут тебе они: „Здесь слишком тесно, дай нам ещё земли, где бы мы поселиться могли”.
21 И ты скажешь: „Кто детей мне этих дал? Я был одинок и побеждён, вдали от моего народа, кто же взрастил их, и откуда они ко мне пришли?”»
22 Но говорит Господь Всемогущий:
«Я взмахну рукою над народами, Я флаг Мой подниму, чтоб было видно всем, и принесут к тебе детей, держа их на руках и на плечах.
23 Учителями будут им цари, и будут дочери царей заботиться о них, и будут кланяться тебе, целуя пыль у ног твоих, и ты тогда поймёшь, что Я — Господь, и тех, кто в Меня верит, разочарование не постигнет».
24 У сильного солдата не забрать добытого на войне богатства. Когда он пленных сторожит своих, они не могут убежать.
25 Господь сказал:
«Пленённые найдут возможность убежать и будут отняты у сильного солдата. Потому что Я буду сражаться на твоей стороне, и Я детей твоих спасу.
26 Твои враги вред нанесли тебе, но Я заставлю их до опьянения упиться их же кровью и есть свою же плоть. Тогда все узнают, что Господь, Всемогущий Бог Иакова, спас тебя».

Толкование Далласской семинарии

Б. Восстановление придет от страдающего Раба (главы 49−57)

Темой предыдущего раздела, состоящего из 9 глав (главы 40−48), в основном, является Кир и его миссия по «восстановлению» иудеев как народа. Следующие 9 глав (главы 49−57) более всего «сосредоточены» на исполнении Рабом-Мессией Его служения по возвращению «народа завета» в землю обетованную и «восстановлению» праведного его «остатка» в этой земле, а также по спасению язычников для Тысячелетнего царства.

Одной из важнейших мессианских глав в книге Исаии считается глава 49; она стоит в тесной связи с другими главами на эту тему (более всего с главами 42, 50, 52 и 53).

Тематически главы 49−57 можно разделить на четыре части: 1) Раб, отвергнутый Своим народом, принесет спасение язычникам (главы 49−50). 2) Верующий «остаток» будет возвеличен (51:1 — 52:12). 3) Раб будет, однако, унижен и лишь после возвеличен (52:13 — 53:12). 4) В Тысячелетнем царстве спасение придет от Раба — как к иудеям, так и к язычникам.

1. РАБУ НАДЛЕЖИТ БЫТЬ ОТВЕРГНУТЫМ (главы 49−50)

а. О миссии Раба (49:1−13)

1) Служение Раба язычникам (49:1−6).

Ис 49:1−3. К дальним народам» и «островам» (фактически синоним дальних народов») обращается Тот, Кому изначально поручил это Господь. Он — раб Его, возлюбленный «Отрок» Его (42:1), о Котором Исаия (названный, напомним, «ветхозаветным евангелистом») и прежде возвещал не раз (7:13−15; 42:6; сравните с Пс 109:2).

Образ уст острых, как… меч (сравните стих 2а с Откр 1:16 и Откр 19:15), несомненно, говорит о способности евангельской вести проникать глубоко в сердце человеческое (сравните с Евр 4:12). В этом же стихе — образ стрел, хранящихся в Божием колчане, из которых особо изостренною (в вышеуказанном значении) является Мессия (по сравнению, вероятно, с другими посланцами — вождями и пророками («стрелами») Божиими).

Израилем в стихе 3 назван Мессия — в том смысле, что Он пришел в мир, чтобы до конца исполнить волю Божию; это было поручено Израилю, но он не сумел справиться с порученным ему. Поэтому не в нем, а в Христе прославился Иегова (Ин 13:31; Ин 17:4).

Ис 49:4. Первой целью явления на землю Сына было, как известно (Мф 15:4), привести к Отцу «заблудших овец дома Израилева». В успехе этой миссии, по-видимому, и выражено здесь (устами Исаии) разочарование Сына (Ин 1:11). Окончание стиха по-еврейски буквально звучит как «Мой суд… и труд Мой у Бога Моего». То есть Сын утешается тем, что небесный Отец справедливо оценит совершенный Им труд: Иегова знает, что в видимом первом неуспехе Отрока не было Его вины, повинно в нем сопротивление свету со стороны людей, больше возлюбивших тьму нежели свет (Ин 3:19), да и самый «неуспех» этот был временным.

Ис 49:5−6. И вот, в стихе 5 как бы звучит прямой ответ Иеговы на «сомнение» Его раба: да, сделанное Рабом не напрасно, ибо это Он, Иегова, образовал Его от чрева материнского для исполнения Своей воли. И высоки будут награда и почет, которые обретет Раб-Мессия: силою Отца Он не только возвратит Ему «святой остаток» народа Его — Иакова (сравните Ис 11:11), но и станет светом народов языческих (сравните Ис 42:6), чтобы спасение Божие простерлось до концов земли (Лк 1:79).

2) Обещание Господа Рабу.

Ис 49:7. Господь повторно (или в развитие сказанного перед этим) заверяет Своего Раба, презираемого народом, которому Он будет принадлежать по плоти, что Он преуспеет и в обращении к Богу язычников. Да, в пору предельного Своего унижения Он, Раб Божий, как бы превратится в раба Божиих врагов (князей, воюющих против Иеговы (сравните Пс 2:2), или властелинов), но наступит время полного Его торжества.

И тогда цари увидят, кого они гнали, и князья поклонятся Ему — ради избравшего Его Господа, ибо «Он и Отец — одно» (Ин 10:30). Так и случилось в первое пришествие Иисуса Христа — после того, как Он был отвергнут Своим народом (Ин 1:10−11). Но когда Он возвратится на землю, чтобы установить Свое тысячелетнее правление, «все и вся» преклонится перед Ним (Флп 2:10−11).

3) Восстановление Израиля.

Ис 49:8−13. В стихе 8 — продолжение «ответа» Иеговы Мессии. Нет, Он «не вотще истощал силу Свою» (стих 4), ибо Отец услышал Его во время благоприятное… и в день спасения помог Ему. Прошедшее время, в котором звучит цитируемая фраза, есть прошедшее пророческое, т. е. сказанное в ней относится к будущему времени и полностью осуществится во второе пришествие Христа. Заметим в этой связи, что апостол Павел, цитируя стих 8 в 2Кор 6:2, отождествляет «время благоприятное и день спасения» со своим временем, когда положено было начало победоносному шествию христианства по всей земле.

Вероятно и тут (в случае Исаии) мы опять сталкиваемся с неоднократно упоминавшейся особенностью пророческого виденья — сквозь пласты времени. Господь помогал Своему Рабу во все время Его мессианского служения и продолжал (продолжает) помогать Его последователям. Но в абсолютном смысле «время благоприятное и день спасения» наступит, когда Мессия возвратится на землю. В свете этого надо понимать и фразу сделаю Тебя заветом народа (и далее).

В ней подразумевается как осуществление Божиих обещаний Израилю («народу завета»), так и позднейшее восстановление завета (посредством Мессии) между Богом и людьми (Иер 31:31−34 и комментарии на эти стихи). Под «восстановлением земли» в мессианском смысле может пониматься избавление ее из уз греха, а в ближайшей к Исаии исторической перспективе — «восстановление» Иудеи Киром. В плане этой перспективы может быть понят и стих 9 — как призыв к «вавилонским пленникам», 70 лет остававшимся во тьме духовной, выйти из чужой земли. Во второй части стиха — обещание им благоденствия.

Но более, по-видимому, здесь развитие мысли о духовном служении Раба-Мессии, и тогда под теми, которые во тьме, понимаются язычники. Во второй части стиха — символы радости и торжества тех, которые освободились из уз греха. Примечателен в этом плане стих 10, где Милующий ничто иное, как «Пастырь добрый»; нетрудно заметить смысловое созвучие этого стиха стихам 16−17 в 7 главе книги Откровения.

В стихе 11 образ большого прямого пути (сравните с Ис 40:4), по которому станут возвращаться в землю обетованную ведомые Господом иудеи. Но в большей опять-таки степени это то же, что «большая дорога» и проложенный по ней «святой путь» в Ис 35:8, которым пойдут спасенные в Тысячелетнее царство. Они пойдут издалека, со всех концов земли (иносказание стиха 12); не известно, где находилась земля Синим, которую одни «помещают» в Финикию, а другие в Египет.

В стихе 13 пророк откликается на обещание Господа радостно-хвалебным гимном в обычной для него манере (сравните Ис 44:23). И снова это благодарственная хвала не только за предстоящее иудеям освобождение из вавилонского плена, но и за будущее помилование всех страдальцев земли (включая язычников), которые обратятся к Нему (сравните с Ис 11:4). б. Бог заверяет Израиля в том, что не оставит его (49:14−26)

Ис 49:14−16. Начиная со стиха 14, Бог отвечает на привычный для Него ропот Сиона, или иерусалимлян (сравните с 40:27). Плоды своей «жестоковыйности» иудеи склонны были приписывать «забывчивости» (неверности) Бога, возлагая на Него «вину» за свои страдания. В стихе 15 Он заверяет Сион, что не забудет и не оставит его, подчеркивая это иносказанием в стихе 16 Иерусалим (в собирательном смысле) всегда перед глазами Его, как если бы был «изображен» на ладонях Всевышнего.

Ис 49:17−21. Господь (устами Исаии) обещает народу Своему, что возвратит его из плена в землю его, и что чужеземные разорители и опустошители перестанут досаждать ему. Живу Я! (стих 18) — клянется Господь Собою; «развернутая» формула этой клятвы: «Так же верно, как то, что Я жив, верно и то, что это (то, о чем идет речь) произойдет». В окончании стих 18 — иносказание: земля иудейская «украсится» возвратившимися к ней сыновьями, как невеста… убранством своим.

Образная речь в стихах 19−21 определяется системой житейских ценностей, бытовавших на древнем Востоке: едва ли не высшим благословением семьи и рода считалось многочисленное потомство. Оно и обещано Иудее Иеговой: недавно еще, потерявшая прежних детей своих (стих 20), она подобна была бесплодной вдове, уведенной в плен с родного пепелища, но вот близится преображение ее в «невесту» (стих 18), у которой будет столько детей, что тесно станет им в родительском «доме».

Применительно к историческим обстоятельствам нельзя не заметить, что иудеев, которые возвратятся из Вавилона примерно 200 лет спустя, будет относительно немного (книги Ездры и Неемии). Так что пророчество, содержащееся в стихах 18−21, более, как представляется, относится к возвращению Израиля на Сион в начале Тысячелетнего царства.

Ис 49:22−26. В этих стихах образ победоносного, «Божией помощью и силой», Израиля. Исаии, который прозревает обращение народов к Сильному (Богу) Иаковлеву (стих 26) — после того, как они осознают, что именно Он управляет миром, обращение это видится в форме преклонения язычников (т. е. всех неевреев) перед народом, избранным Богом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.