Исаия 52 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Проснись, проснись, Сион! Облачись в свою силу! Вставай, святой Иерусалим! Те нечистые чужестранцы в тебя больше не войдут.
2 Иерусалим, встань, прах отряхни, свои одежды прекрасные надень! Ты, Сион, в заточении был, но ныне сбрось цепи с шеи!
3 Господь сказал:
«Тебя не продали за деньги, поэтому без денег Я тебя освобожу».
4 Господь говорит:
«Сначала народ Мой пошёл в Египет и стал рабом его, а позже Ассирия его поработила.
5 А теперь что случилось? Посмотри, Мой народ захвачен другим народом! Что это за страна, которая поработила Мой народ? Она не платила за Мой народ, но властвует над ним и, смеясь, порочит имя Моё».
6 Господь говорит:
«Это случилось, чтобы Мой народ узнал обо Мне. Они узнают имя Моё, и что Я — Он, Тот Самый, Кто с ними говорит».
7 Какое счастье увидеть вестника, пришедшего на холмы с доброй вестью и возвещающего:
«Мир наступил, мы спасены, наш Бог — Царь!»
8 Кричат городские стражи от радости, потому что каждый из них видит Господа, возвращающегося на Сион.
9 Твои, Иерусалим, руины вновь счастье обретут, и вы все возрадуетесь, так как Бог утешил Иерусалим и его народ свободой наградил.
10 Господь Свою святую силу покажет всем народам, люди всех стран увидят, как Господь спасает Свой народ.
11 Вы все должны покинуть Вавилон, а священники должны взять с собой всё то, что Богу принадлежит. Так очиститесь и ничего нечистого не смейте трогать!
12 Вы Вавилон покинете спокойно, никто вас не заставит бежать или спешить, вы медленно пойдёте, и с вами впереди пойдёт Господь, а позади, от Вавилона вас храня, пойдёт Бог Израиля.
13 Господь говорит:
«Взгляни на Моего слугу, он будет успешен во всём и станет важным, обретя почёт и уважение.
14 И как многие поразились, увидев Моего слугу, потому что он был так обезображен, что в нём с трудом узнавали человека.
15 Многие народы так удивятся, что даже цари от изумления не смогут сказать ни слова. Они не знают о Моём слуге, но всё же увидят, как это случится! Они не услышат этот рассказ, но всё поймут».

Толкование Далласской семинарии

Ис 52:1−8. Следует торжественный призыв к будущему Сиону, ибо Иерусалим в стихе 1 — это город мессианского времени, куда доступ всему «нечистому» будет закрыт; необрезанный здесь синоним «нечистого», но не в ритуальном, а в духовно-нравственном плане (подразумевая то, что позднее будет определено апостолом Павлом как «необрезанность сердца»; Рим 2:28−29).

Отряси с себя прах (стих 2) значит «перестань скорбеть» (прахом, или пылью, посыпали голову в знак скорби; Иов 2:12). Пленная дочь Сиона — аллегория Иерусалима, которому с приходом Мессии наступит пора сбросить с шеи своей вековые цепи.

За ничто вы были проданы (стих 3); фраза эта станет понятнее (как и созвучная ей в стихе 5: народ Мой взят даром) при сравнении с 50:1, где из риторического вопроса «или которому из Моих заимодавцев Я продал вас?» и ответа на него Иеговы следует, что еврейский народ «не был продан» Им (или «предан в рабство» из «корыстных побуждений», но — по грехам и преступлениям его.

Момент «бескорыстия» тонко обыгрывается в стихе 3, и особенно в последней его фразе. Применительно к ближайшим (к Исаии) историческим обстоятельствам — иудеи без уплаты серебра будут отпущены из вавилонского плена царем Киром (45:13). В плане же мессианском тут нельзя не видеть мысли о даровании спасения, об искуплении из рабства греху по вере во Христа, кровью Его (1Пет 1:18−19).

События еврейской истории (как уже говорилось) служат Исаии «отправной точкой» для проникновения в сферу духовную. Вот и в стихе 4 он обращается к истории, вкратце упоминая о пребывании Израиля в Египте, о притеснениях его Ассуром. Мысль о «неистовстве властителей» народа в стихе 5, очевидно, перекликается со сказанным в 51:18; недостойным поведением духовных и гражданских вождей Израиля всякий день бесславилось имя их Господа. Заслуживал ли такой народ и такие вожди его неоднократных на протяжении истории избавлений «из тесных обстоятельств» и «искуплений из рабства»? Очевидно, нет.

Отсюда Поэтому, с которого начинается стих 6. Поэтому-то узнает… народ Мой, говорит Иегова, что Я — Бог всемогущий и милосердный, равного Которому нет, Бог, открывшийся праотцам его; он узнает это в тот день… три последних слова здесь, относимые Исаией к будущему времени, некоторыми исследователями понимаются и в значении всякого такого дня, когда лучшим представителем Израиля через чудесные избавления народа открывалась уникальность его Бога. Но слова эти, очевидно, подразумевают и «ближние события» в будущем (исход из Вавилона), а в еще большей, вероятно, степени относятся они к мессианскому времени.

И это подтверждается смыслом и содержанием стихов 7−8, где под «благовестником» понимается Мессия. Образ сторожей, которые в древних восточных городах со специальных смотровых башен передавали от одного к другому весть о приближающейся опасности, здесь может быть аллегорией соучастников «в передаче от одного к другому» благой вести.

Ис 52:9−10. То, чему предстоит совершиться, пророк видит уже совершившимся (стих 96; так называемое пророческое прошедшее). О том, что произойдет в пришествие Мессии («искупление Иерусалима», «утешение остатка»), Исаия говорит, прибегая к исторической аллегории из времени близкого ему (разрушение Иерусалима Навуходоносором, и долгие десятилетия спустя — восстановление города и храма по воле Господа, Который искупил Иерусалим… утешил… народ Свой).

Продолжение пророческого прошедшего в стихе 10, которое, однако, переходит в будущее время. Всемогущество Господа (святую мышцу Его) узрят все народы. Тут опять-таки можно видеть как намек на то, что произойдет вскоре (избавление иудеев из плена, которое продемонстрирует всем языческим народам силу их Господа), так и прозрение Исаией отдаленного будущего, когда весь мир станет свидетелем спасения, исходящего от Бога Иаковлева.

Ис 52:11−12. Снова аллегория, основанная на исторических фактах, — как тех, что имели место до Исаии (самый образ исхода в первую очередь, конечно, подразумевает исход из Египта), так и тех, что произойдут после него (в период вавилонского пленения и второго исхода). Так известно, что Навуходоносором были вынесены священные сосуды из храма, которые Киром были иудеям возвращены; Езд 1:7. Но в контексте стихов 11−12 все это образы; облеченные в них призывы и наставления подразумевают исход из злой, нечистой среды, полный разрыв с нею.

И последующее — торжественное, благостное, в присутствии вездесущего и всевидящего Бога (окончание стих 12) — вступление в Тысячелетнее царство. Все, кому предстоит войти в него, должны очистить себя; под «сосудами, которые они носят», могут пониматься их сердца — отныне они должны всецело принадлежать Господу.

Образ неторопливого исхода под защитой Господа исторической параллелью, по-видимому, имеет исход из Вавилона, который, в отличие от исхода из Египта, не был поспешным, со страхом. Хотя и в том и в другом случае Господь, как известно, был впереди и позади Своего народа.

3. РАБ БУДЕТ ПРОСЛАВЛЕН (52:13 — 53:12)

Перед нами, вероятно, не только наиболее известный раздел из всей Книги Пророка Исаии, но и самое замечательное из всех ветхозаветных пророчеств о Мессии. Несколько мест из него цитируются в Новом Завете: Ис 52:15 в Рим 15:21; Ис 53:1 в Ин 12:38 и в Рим 10:16; Ис 53:4 в Мф 8:17; Ис 53:7−8 в Деян 8:32−33; Ис 53:9 в 1Пет 2:22, и Ис 53:12 в Лк 22:37. Большая часть этих строк, поражающих разум и глубоко трогающих душу, посвящена страданиям Раба и отвержению Его, однако, главная мысль, заключенная в них (52:13; 53:11−12), — та, что страдание Его — путь к возвеличению и славе. Ибо Раб страдал добровольно — во исполнение воли Божией.

а. Изумление народов (52:13−15)

Ис 52:13. Вот, раб Мой будет действовать мудро (именно так правильнее читать первую строку в стихе 13; сравните с «Господь… дал Мне язык мудрых» в 50:4). Сказанное тут — один из двух главных смысловых моментов стиха 13. Второй — в том, что Раб возвысится и вознесется, и возвеличится (Флп 2:9; Кол 3:1; Евр 1:3; 8:1; 10:12; 12:2; 1Пет 3:22).

Ис 52:14. Крестные страдания, которые «обезобразят» лик Спасителя, как и позорная смерть Его, послужат к продолжению «нареканий» и неверия в Него. Это и понимается под «изумлением многих», которое станет для них «камнем преткновения» на века (Ис 8:14; Лк 2:34) — в первую очередь потому, что не таким представлял себе Мессию народ Божий (Ин 1:11 — «Пришел к своим, и свои Его не приняли»). (Паче значит «более»; здесь со смысловым оттенком «хуже».)

Ис 52:15. Изумление, о котором речь в стихе 15, — иного свойства. И масштабами своими оно значительно превзойдет первое. Ибо обезображенный Раб явится перед людьми как величественный Царь вселенной, перед Которым онемеют все сильные (цари) земли. Мир узрит Его в иной перспективе. Но он, пророк, видит это теперь. (Как, впрочем, видел и раньше, когда возвещал своему неверующему народу о явлении чаямого им Мессии в облике смиренного Раба Господня, Отрока Иеговы; главы 48−50.) Он теперь обращается — скорбно, торжественно, поэтически — ко всем, кто усомнятся, со своим удивительным предсказанием. Ибо глава 53 — это пик пророческого прозрения Исаии, которому открывается тут величайшая духовная тайна относительно искупления человечества воплотившимся Богом (Богочеловеком).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.