Исаия 57 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Все праведные люди исчезли, но никто не заметил. Всех преданных последователей собрали вместе, но никто не знает зачем. Неведомо им, что собрали их вместе, чтоб защитить от беды.
2 Но воцарится мир, и все праведные на своём ложе покой приобретут, когда наступит время им в мир иной уйти.
3 «Придите сюда, дети ведьм! Ваши отцы повинны в прелюбодеянии, а ваши матери неверности полны.
4 Вы, непокорные и лживые дети, надо Мной смеётесь, корчите гримасы и показываете Мне язык.
5 Вы рады поклоняться вашим богам под каждым зелёным деревом. Вы убиваете детей своих в оврагах, среди расщелин в скалах.
6 Вы любите поклоняться гладким речным камням, вы их вином поливаете и им приносите жертвы. Но кроме этих камней, вы ничего не получаете. Вы не оставляете Мне другого выбора, Я вас накажу!
7 Вы своё ложе устраиваете на каждом холме и высокой горе. Вы поднимаетесь туда и приносите жертвы.
8 Вы прячете всё то, что должно служить вам напоминанием обо Мне за дверьми и дверными косяками. Вы были со Мной, но ради лжебогов вы со Мной расстались. Вы грешите на вашем ложе против Меня, отдавая любовь свою идолам и любуясь их наготой.
9 Благовония и масла применяете, чтобы нравиться Молоху. Вестников своих посылаете в дальние страны, и поэтому ваше место в преисподней».
10 «Вы много труда вложили во всё это, и, от усталости изнемогая, вы всё же силы новые находили, потому что это занятие нравилось вам.
11 Вы обо Мне забыли, Меня совсем не замечали! Кого же вы боялись? Почему лгали? Не потому ли, что слишком долго Я молчал, почёта нет Мне среди вас!
12 О вашей „доброте” Я мог бы рассказать и об обрядах ваших, но бесполезны они.
13 Когда вам нужна помощь, вы со слезами молитесь идолам, которыми окружили себя. Пусть они помогут вам! Но Я вам обещаю, что их унесёт ветер, — всех одним порывом. Однако каждый человек, который во всём полагается на Меня, получит обещанную Мной землю и будет владеть Моей Святой горой».
14 «Расчистите все дороги перед Моим народом!
15 Бог высок и возвышен, имя Его свято, Он живёт вечно. Он говорит: „Я живу на высоте в святом месте, а также и с теми, кто смирился и раскаялся в своих грехах. Я дам новую жизнь тем, кто покорен духом, тем, кто раскаялся в своих грехах”.
16 Я не вечно в гневе буду, и не вечно народ Мой буду осуждать. И если Я разгневаюсь, то жизнь и дух, дарованные человеку, умрут на Моих глазах.
17 Разгневанный жадностью греховной, Я поразил Израиль и в гневе отвернулся от него. Но он не отвернулся от греха и продолжал следовать своим желаниям.
18 Я видел путь, который он избрал, но Я исцелю его. Я поведу его и утешение дам ему и всем тем, кто по нему скорбит.
19 Я дам им новое слово — „мир”, и подарю мир всем, кто вокруг Меня и кто от Меня вдалеке. Я их исцелю и прощу».
Так сказал Господь.
20 Но злобные люди подобны разгневанному океану: нет им мира и покоя, они поднимают грязь волнением своим.
21 Мой Бог говорит:
«Нет мира нечестивым».

Толкование Далласской семинарии

2) Праведникам только и остается, что умирать.

Ис 57:1−2. По-видимому, главы 57−59 составляют одну страстную обличительную речь, начало которой в 56:10, а окончание — в 59:19. Иудею, современнику Исаии, не помраченному грехом и растлением в той степени, в какой помрачено было ими общество в целом, было над чем задуматься, вслушиваясь или вчитываясь в слова стихов 1−2. Дело в том, что по ветхозаветным представлениям праведники и благочестивые, как правило, награждались от Бога долгой жизнью, и ранняя их смерть воспринималась их соплеменниками с великой печалью (прежде всего как знак Божиего гнева: за какое-то преступление Иегова лишает общество благотворного влияния на него праведника).

Исаия же обличает сограждан в том, что они настолько ослепли и оглохли духовно, что и смерти праведных перестали придавать значение (принимать ее к сердцу). Потому Бог и «восхищает» благочестивых от земли, говорит пророк, что страдания их в мире, пораженном злом, становятся бесполезными (для их соплеменников, которые не слушают их), и Господь освобождает их от этих ненужных страданий, дарует им покой.

3) Об идолопоклонстве Израиля (57:3−13).

Ис 57:3−4. Кто глумится над праведниками? Не те ли, чьи отцы и матери предаются блуду (откровенный намек на ритуальную проституцию, сплошь и рядом сопутствовавшую языческим культам). Заимствованные евреями у ханаанских народов, культы эти, в особенности так называмые «культы плодородия», ассоциировали ритуальные совокупления с действиями богов и богинь, «ответственных» за постоянное возобновление растительной и животной жизни на земле.

Неотъемлемой чертой упомянутых культов было и «чародейство» (стих 3) всякого рода. В свете того, что союз Иеговы с Израилем ассоциировался в ветхозаветном сознании с супружеским союзом, физический блуд, о котором говорит пророк, не отделяется им от блуда духовного. Один переходит в другой.

Ис 57:5−8. «Перечисляемое» здесь раскрывает «особенности» разных видов языческих верований. И тех, на основании которых в жертву идолам приносили детей (стих 5), и тех, в которых «объектами поклонения» служили священные камни (стих 6); в стихе 7-речь о поклонении идолам «на высотах», а в стихе 8 — о домашних «божках», которых ставили за дверью… и за косяками. (Быт 31:19, 30, 32; свидетельства так называемого синкретизма, т. е. поклонения евреев, наряду с Иеговой, и языческим богам, находим едва ли не в каждой из ветхозаветных книг. В стихе 86 — иносказание духовных блудодеяний.)

Ис 57:9−10. Поклоняться чужим богам евреи нередко ходили в языческие города и страны. «Царь» в стихе 9, скорее всего, обобщенный образ языческого царя. «Блудодейная жена» (Израиль) не уставала ходить (и посылать послов своих) к таким царям, «умастившись благовониями» (опять-таки образ блудницы, ищущей греховной связи). Унизительны (стих 9) в глазах Иеговы такие ее «хождения».

Ис 57:11−13. Не потому ли, что небесный Супруг долго… молчал, наблюдая за блудодейством «неверной жены», перестала она бояться Его? Ну так Он «заговорит» о правде (иронически) ее и обо всех делах ее в полный голос, и это будет не в пользу ей! Не спасет ее тогда весь сонм (сборище) богов ее, ибо их, подобно трухе, унесет ветром. И лишь один Иегова (по контрасту со множеством богов) останется среди людей, надеющихся на Него, как Бог истинный, и только им даст Он унаследовать землю (сравните с Мф 5:5) и владеть святою горою Его (горой Сион, или храмовой горой; здесь символ истинного богопоклонения).

4) Господь обещает прощение.

Ис 57:14−21. В стихе 14 Исаия как бы переносится в отдаленное будущее; оно так или иначе связано с Мессией. Будут люди, которые уверуют в Него, к ним, вероятно, и обращен призыв пророка «равнять путь» для других — всех тех, кто войдут в состав народа Его. Этот стих напоминает слова Исаии в 40:3−5. Некоторые видят здесь пророческое обращение Исаии к верующим будущих времен с призывом помочь Израилю преодолеть его вековые духовные заблуждения (сравните с Рим 9:31−33; 11:25). В стихе 15 — своеобразная антитеза; Иегова, в Его непостижимом надмирном величии, снисходит в сострадании и любви к «малым мира сего».

Высокий и Превознесенный, Он живет не только на высоте небес, но и с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять… сердца сокрушенных. Он знает, что не человеку вести с Ним тяжбу (стих 16), ибо пред Ним и гневом Его, если не будет он сменяться миром, который дает Творец, прощая, изнеможет… дух всякого человека, сотворенного Им. А потому, обещает Иегова, не вечно буду Я… гневаться.

Может быть, грех корыстолюбия потому выделяется в стихе 17, что из него проистекают (с ним связаны) и многие другие грехи. Так или иначе, здесь повторяется та мысль, что за грех и упрямое своеволие поражал Господь Израиля. Все пути его были и остаются перед глазами Иеговы, Который обещает ему, что насовсем не оставит его (Рим 11:25), но снова будет водить его и утешать.

Возможно, в стихе 19 продолжение именно этой мысли в словах мир… ближнему; если под «дальними» разуметь язычников, то здесь обещание мира всем народам, точнее тем людям в каждом народе, которые не «прельстятся» путями нечестивых. Нечестивым же нет мира (и, подразумевается, не будет), говорит Бог, ибо источник волнений и неспокойствия, пробуждаемых темными страстями, злыми мыслями, упрямым самомнением, — в них самих. Вечное смятение духа толкает их к недобрым поступкам и действиям (отсюда уподобление морю, выбрасывающему при каждом приливе ил и грязь). Несчастное состояние этих людей усугубляется действием в них нечистой совести.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.