Исаия 58 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Кричи как можно громче! Громко кричи, не удерживайся, кричи подобно трубе! Расскажи людям об их беззаконии, расскажи семье Иакова о её грехах!
2 Но они по-прежнему поклоняются Мне, как будто искренне желают следовать заветам Моим. Они лишь делают вид, что поступают праведно и подчиняются воле Моей. Они просят Меня о суде справедливом и молят, чтобы Я не оставил их.
3 Эти люди говорят:
«Мы постимся ради Тебя, почему же Ты нас не видишь? Мы истощаем тела свои в Твою честь, так почему же Ты нас не замечаешь?»
Но Господь говорит:
«Вы делаете то, что вам самим приятно, вы поститесь по особым дням и наказываете слуг ваших, но не тела ваши.
4 Вы голодны, но не хлеба вы хотите, вы больше хотите споров и ссор, а ваши злобные руки жаждут драки. И если вы истинно хотите, чтобы ваши молитвы были услышаны на небесах, то поститься необходимо по другому.
5 Неужели вы думаете, что в дни поста Мне приятно видеть, как люди истощают сами себя? Думаете, Мне угодно видеть печаль людей? Думаете, Я хочу, чтобы они склоняли головы, подобно погибшим растениям, и надевали на себя одежды печали? Думаете, Я хочу, чтобы люди сидели в пепле, являя свою печаль? Ведь вы всё это делаете в дни ваших постов! Думаете, Господу всё это угодно?
6 Вот день, который по нраву Мне: день, когда люди обретут свободу, день, когда бремя будет снято, день освобождения угнетённых, когда будет разбито поработившее их ярмо.
7 Я хочу, чтобы вы разделили свой хлеб с голодными и приютили бездомных. Я хочу, чтобы вы, увидев нагого человека, отдали ему одежду свою. Не избегайте ваших родственников, молящих о помощи».
8 Если вы так поступите, свет ваш зарёй засияет, раны ваши излечатся, и ваша праведность пойдёт впереди вас, и слава Господняя будет следовать позади.
9 Тогда вы воззовёте к Господу, и Он вам ответит, к Господу обратитесь, и Он откликнется:
«Я здесь!» Народ Господа должен поступать праведно Вы не должны больше приносить людям беды, не должны обвинять других в грехах и говорить обидные им слова.
10 Вы должны почувствовать сострадание к голодным и дать им хлеб, вы должны помогать людям, попавшим в несчастье, тогда ваш свет засияет во тьме, и ваша печаль пройдёт, и вы засияете подобно полуденному солнцу.
11 Господь вас будет вести всегда, Он вас насытит в землях сухих и даст силы, и вы будете словно сад у воды, словно ручей, который никогда не иссякает.
12 Города ваши долго стояли в руинах, но будут построены новые города, и основания их будут стоять веками. Повсюду вы будете славиться своим талантом стены возводить, а также строить дома у дорог безлюдных.
13 Когда вы перестанете попирать закон Господний о субботе, когда в Мой святой день перестанете исполнять свои прихоти и будете считать субботу счастливым днём, когда станете почитать святой день Господний тем, что не будете заниматься своими обычными делами и сделки заключать,
14 тогда вы сможете Господа просить о Его доброте, и Он вознесёт вас над землёю и даст вам всё, что принадлежало Иакову, вашему отцу. Это исполнится, потому что так сказал Господь.

Толкование Далласской семинарии

В. Об осуществлении «восстановления» и завершении его (главы 58−66)

В этом последнем разделе из девяти глав Исаия сквозь настоящее провидит будущее. В настоящем у большей части народа скрывается за внешней праведностью глубокая его развращенность (глава 58). «Восстановить» такой народ в силах лишь Бог, это и произойдет по Его инициативе (глава 59). В конечном счете мир и процветание придут к Израилю и ко всему миру (глава 60). Исаия напишет о Боге Отце и о помазании Им грядущего Мессии (61:1 — 63:6), о молитве, с которой народ обратится к Господу и об ответе Господа на эту молитву (63:7 — 65:25). В заключение пророк снова напишет о том, что Бог исполнит Свои обещания, данные как Израилю, так и миру в целом (глава 66).

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОВЕРШИТСЯ ПО БОЖИЕЙ ИНИЦИАТИВЕ (главы 58−60)

а. Обличение Израиля, призыв к послушанию (глава 58)

1) Напоминание народу о вине его.

Ис 58:1- За. Заметим, что «настоящее», которое созерцает здесь Исаия, скорее является близким к нему будущим, а именно послепленным периодом, который будет отмечен сильной приверженностью к букве закона Моисеева. Духовное состояние иудеев в то время будет весьма схоже с состоянием тех их потомков, о которых столетия спустя с горечью скажет Господь Иисус Христос, что «сердце их далеко от Него» (Мф 15:8).

Глава начинается как бы с призыва к невидимым глашатаям громко возвещать народу Божию о его беззакониях и грехах. Ибо все его «поиски» Бога, все его стремления познавать пути Его и законы — лишь кажущиеся. Не там они ищут Его, а вся их праведность — это как бы праведность. Скрупулезно соблюдая обряды (ссылка на пост), они недоумевают, почему Бог «не видит», как они «смиряют» души свои. Глубокий духовный смысл поста был, между тем (и остается), в достижении верующим внутреннего смирения своего «я», но иудеи полагали, будто смирение достигается механически — самим фактом соблюдения поста как обряда, установленного законом.

2) Говорит Господь (58:3б−14). Устами Исаии Господь опровергает заблуждения иудеев.

Ис 58:3б−5. Он говорит, что, постясь, они продолжают исполнять свою злую волю, эксплуатируя труд людей, зависящих от них, и при этом жестоко обращаясь с ними; постясь, они не прекращают ссор между собой и распрей. Все это противоречит воле Его (сравните с Втор 24:14−15; Иак 5:1−6). Как бы послушание их свидетельствует таким образом лишь об их лицемерии, потому и голос молитв их в процессе поста не может быть услышан на высоте. Ибо Богу нужно, чтобы пост был для иудеев тем временем, когда они сгибали бы гордые головы свои и непритворно смиряли бы свои души (стих 5).

Ис 58:6−7. Напомним, что в Ветхом Завете предписывалось соблюдение лишь одного поста в год — в День искупления (Лев 16:29, 31). Дополнительные дни постов были введены после падения Иерусалима, во время пребывания иудеев в Вавилоне (Зах 7:3, 5; 8:19). Но изначально пост который… избрал Господь, направлен был на нравственное совершенствование человека, на пробуждение в нем того истинного смирения, которое являет себя в соблюдении правосудия, в сострадании к беспомощным и нуждающимся, словом, в делах любви и милосердия.

Ис 58:8−12. Соблюдение поста так, как это угодно Богу, символизирует тут повседневное следование праведными путями угодными Ему, т. е. богопочитание истинное в Его глазах. Только оно награждается свыше (Втор 28:1−14). Весь образный строй этих стихов направлен на раскрытие именно этой мысли. Свет в стихе 8 символизирует благословение; исцеление (там же) подразумевается духовное. Правда (в значении «оправдания») твоя пойдет пред тобою; другими словами, вы «узрите пред собою» то оправдание свыше, которое тщетно ищете теперь.

И будете прославлены Господом (слава Господня будет сопровождать тебя). Тогда-то молитвы ваши не останутся без ответа (стих 9). Но прежде вам надо удалить из среды своей ярмо (подразумевается, что имеющим власть и богатство следует прекратить угнетать и грабить своих же бедных соплеменников, беспомощных перед ними). Поднимать перст — жест высокомерия.

Сад… напоенный водою, и источник, у которого вода… не иссякает (стих 11) — распространенные в Библии образы благодати Божией. Следствием этой благодати явится, в частности, и то, что потомки израильтян застроят пустыни вековые. Это может быть понято и буквально и как иносказание — в контексте последней фразы стих 12: и будут называть тебя… возобновителем путей для населения. Дело в том, что образ иссохшей пустыни нередко символизирует у Исаии Мир язычества (к примеру, 35:1). При Сравнении со сказанным пророком в 55:1 и 5 не возникает ли здесь по ассоциации мысль о том, что Израиль станет для язычников источником истинного богопознания!

Ис 58:13−14. Соблюдение субботы служило иудеям как бы барометром для измерения их верности Моисееву закону. Однако духовный смысл ее, как и духовный смысл поста, ускользал от них. Строго следуя запрещению трудиться в этот день, они, судя по словам Исаии, «не удерживались» от исполнения по субботам своих прихотей, занимались пустословием (т. е., по всей видимости, сплетнями, «перемыванием косточек» ближним).

Святость субботы, которая должна была выражаться в особом в этот день настрое души, в приближении к Богу (и к ближним!) сердцем, ими таким образом нарушалась. Между тем, только такое соблюдение субботы могло бы дать иудеям радость в Господе и как бы «вознести их на высоты земли», и дать им вкусить от духовного наследия Иакова. Впрочем, стих 14 может подразумевать и материальное, социально-политическое благословение Израиля, верного Богу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.