Исаия 9 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В прежние времена люди не относились всерьёз к земле Завулона и земле Неффалима. Но в будущем Господь возвеличит эти края: приморскую землю, располагающуюся к востоку от реки Иордан, а также Галилею, в которой живут не иудеи.
2 Сейчас те люди живут во тьме, но великий свет увидят они. Там, где они живут, темно, как в стране смерти, но великий свет воссияет для них.
3 Господь, Ты умножишь народ, сделаешь его счастливым, и он явит Тебе свою радость, подобно тому как радуются во время жатвы и при разделе добычи после сражения.
4 И потому Ты освободишь этих людей от тяжкого бремени, снимешь с них тяжёлое ярмо, Ты сломаешь розги, которыми их наказывали враги, как во времена победы над Мадиамом.
5 Всякая обувь, в которой прошли войну, и одежда, обагрённая кровью, будут брошены в огонь.
6 Это всё будет, когда родится ребёнок, Богом данный нам Сын, Который станет поводырём, и назовут Его:
«Чудесный Советник», «Бог Всемогущий», «Вечный Отец», «Князь Мира».
7 Сила власти Его и мир умножатся для царя из семьи Давида, который будет управлять во веки веков в справедливости и доброте. Велика любовь Господа Всемогущего к людям Его, и Он всё совершит Своей великой любовью.
8 Мой Бог сказал против народа Иакова, и повеление это нисходит на Израиль.
9 И каждый в Ефреме, и даже правитель в Самарии узнает, что Бог наказывает их. Эти люди горды и хвастливы, они говорят:
10 «Пусть развалятся кирпичи, мы построим из крепкого камня, пусть вырубят маленькие деревья, мы посадим ещё большие, и будут они крепки».
11 Господь приведёт против Израиля врагов Рецина, и они победят его.
12 Господь приведёт с востока народ Арама, а с запада — филистимлян. Они победят Израиль, но даже тогда Господь не успокоит Свой гнев и будет готов наказать народ Израиля.
13 Народ не прекратил грешить и не воззвал к Господу Всемогущему за помощью,
14 и поэтому Господь отсёк у Израиля голову и хвост, в один день забрал и ствол, и ветви.
15 Голова — это старейшины и властители, а хвост — пророки, проповедующие ложь.
16 И будут уничтожены и поводыри, уводящие народ с пути праведного, и те, кто следуют за ними.
17 Все люди — злодеи, поэтому Господь не будет рад юношам и не явит Своего милосердия сиротам и вдовам, так как люди лживы, жестоки и лицемерны. Бог не отвратит Свой гнев, Он продолжит Своё наказание.
18 Зло подобно маленькому огню, который пожирает сначала терновник и сорняки, потом сжигает кусты на краю леса и, разгоревшись в большой пожар, окутывает всё своим дымом.
19 Разгневался Господь Всемогущий, и поэтому земля была сожжена. В этом огне все сгорели словно хворост, и никто не бросится спасать своего брата.
20 Люди ухватили всё, что попалось под руку справа, но остались голодны, ухватили слева, но не насытились, и тогда каждый стал пожирать плоть своих детей.
21 Манассия воевал против Ефрема, а Ефрем сражался против Манассии, а затем оба вышли войной против Иудеи. Но и тогда Господь все ещё не отвратит Свой гнев и будет готов наказать народ Израиля.

Толкование Далласской семинарии

3. ПРОРОЧЕСТВО ОБ ИЗГНАНИИ ИЗРАИЛЯ (9:8 — 10:4)

От светозарного будущего пророк вновь переключает свое внимание на печальное настоящее. На возникающий иногда вопрос, почему эти стихи помещены здесь, можно ответить, что потому, по-видимому, что для великого библейского писателя Исаии это было характерно — чередовать грозные вести о суде с утешительными о грядущих спасении и благословении.

а. Израиль будет наказан за гордыню (9:8 — 9:12)

Ис 9:8. Пророк изрекает Иуде (здесь «Иаков» означает Иудею) слово от Господа, Его приговор, который в первую очередь падет, однако, на Израиля — да послужит это грозным напоминанием Иерусалиму о том, что грехов Своего народа Господь не оставляет без наказания.

Ис 9:9−12. Ефремом часто называли Израиль (сравните 7:2, 17), Самария являлась его столицей. Очевидно, в то время, когда слова эти произносились или писались, израильтяне испытывали какие-то тягости, неустройство (стих 10а), но самоуверенно полагали, что если «кирпичи и пали», то свои потери они возместят с лихвой: будут строить из тесаного камня; это, как и замена обычного строительного материала — древесины смоковниц (или сикомор, которые вырублены) дорогой кедровой древесиной, служит иносказанием гордого упования израильтян на восстановление своего политического значения.

Между тем, Господь… воздвигнет против Израиля врагов его союзника, сирийского царя Рецина (7:1), т. е. ассирийцев, которых вооружит. Поскольку Рецин был царем лишь над частью сирийской территории, то полагают, что те «сирияне», которым предстояло пойти на Израиля с востока, не были его подданными. Но, возможно, Исаия говорил о том времени (в любом случае предшествовавшем разгрому израильтян ассирийцами), когда и сирийцы, недавние друзья Северного царства, объединятся против него.

А с запада на Израиля пойдут филистимляне. И будут те и другие пожирать его полным ртом. Но в ярости Своей Господь будет продолжать карать его. Как рефрен, трижды еще, повторяется фраза, завершающая стих 12: При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта (стих 17, 21; 10:4).

б. Суду подлежит весь народ (9:13−17)

Ис 9:13. Ибо израильский народ по-прежнему отказывается обратиться к Господу, жалуется пророк, и упорством своим обрекает себя на новые и новые наказания. Воистину Израиль подобен был упрямому ребенку, непослушанием своим вынуждающему родителей постоянно ужесточать наказания, которым его подвергают.

Ис 9:14−17. Сказанное в стихе 14 поясняется в стихе 15. Пострадает весь народ Северного царства, предрекает Исаия, — от богатого и знатного до бедняка, от старого до молодого. Они будут срезаны в одни день: и пальма и тростник (образ знатного и простолюдина). И голова («старцы», т. е. старейшины народа, и вельможи его) и хвост (его лжеучители, самозванные пророки), т. е. все вожди его, вводящие его в заблуждение, будут отсечены; но и водимые ими погибнут. Потому что ни юноши израильские не радуют Господа, ни сироты и вдовы его не заслуживают Его милости: все они лицемеры и элодеи. Повторение фразы, которой завершается стих 12.

в. Описание беззакония и наказания (9:18−21)

Ис 9:18−21. Лесному, быстро распространяющемуся, пожару уподобляет Исаия беззаконие Северного царства. И огню же, пищей которого сделается… народ, — ярость Господа Саваофа. Не только нападения на Израиля извне будут в гневе попущены Им (стихи 11−12), но и междоусобные войны. Братья по крови должны быть дороги друг другу, как дороги человеку руки его, но израильтяне станут пожирать плоть мышцы своей (образ братоубийственных войн) и будут резать и есть (и не насытятся!) Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию.

Подобные кровопролития постоянно происходили в Израиле из-за того, что на царский трон претендовали представители разных его колен (к примеру, 4Цар 15:14, 30). В этом одна из главных причин ослабления и в конечном счете гибели Израильского царства, которое просуществовало 257 лет (за это время на престоле его сменилось 20 царей). Безрадостное свое пророчество Исаия завершает словами о том, что уничтожающие друг друга «Манассия и Ефрем» (образ всех колен израильских) вместе стремятся «пожрать» брата своего …Иуду. Следует тот же рефрен, что и в конце стиха 12 и 17.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.