Иеремия 13 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вот что Господь сказал мне:
«Иеремия, пойди и купи себе льняной пояс, опояшь им себя и следи, чтобы он не намок».
2 И купил я льняной пояс, как повелел мне Господь, и опоясал себя.
3 И весть Господняя пришла ко мне во второй раз:
4 «Возьми, Иеремия, пояс, который ты купил, пойди в Фару и спрячь его среди камней».
5 Я пошёл в Фару и спрятал свой пояс, как велел мне Господь.
6 Позже Господь мне сказал:
«Иди в Фару и возьми свой пояс, который Я велел тебе там спрятать».
7 Тогда я пошёл в Фару, отыскал свой пояс и вытащил его из-под камней, но теперь я не мог носить его, потому что он был испорчен и стал ни на что не годен.
8 Затем ко мне опять пришла весть от Господа.
9 «Пояс испорчен и ни на что не годен. Так же Я поступлю с надменными людьми Иудеи и Иерусалима.
10 Я уничтожу гордых и злых людей Иерусалима, потому что они отказываются слушать Мои слова, они упрямы и делают то, что хотят, а также поклоняются другим богам. Эти люди станут словно льняной пояс, ни на что не годны.
11 Так же как человек туго оборачивает пояс вокруг тела, так и Я обернул все семьи Израиля и Иудеи вокруг Меня, — сказал Господь. — Я сделал так, чтобы эти люди стали Моим народом. Тогда бы они принесли Мне славу, честь и хвалу, но они не послушали Меня».
12 «Иеремия, скажи людям Иудеи то, что говорит Господь, Бог Израиля: „Каждый бурдюк должен быть наполнен вином”. Эти люди будут смеяться и скажут тебе: „Конечно, мы знаем, что каждый бурдюк должен быть полон вина”.
13 Тогда ты передашь им слова Господние. Он сказал: „Я сделаю каждого, кто живёт на этой земле, беспомощным, подобно пьяному. Я говорю о царях, сидящих на троне Давида, о священниках, о пророках и обо всех, кто живёт в Иерусалиме.
14 Я заставлю каждого из них спотыкаться и сталкиваться друг с другом: отцы и дети будут падать друг на друга, — это слова Господа. — Я не буду сочувствовать им или испытывать жалость, Я не позволю милосердию остановить Меня, чтобы Я не уничтожил людей Иудеи”».
15 Слушай и внимай, потому что Господь велел тебе:
«Не возгордись!»
16 Господу твоему Богу честь воздавай, восхваляй Его, а иначе Он принесёт мрак. Восхваляй Его до того, как падёшь на тёмные холмы. Вы, люди Иудеи, надеетесь на свет, но во тьму густую превратит его Господь.
17 Если, люди Иудеи, вы не послушаете Господа, то я спрячусь и буду рыдать, и ваша гордыня будет причиной моих горьких слёз. Глаза мои слезами переполнятся, потому что стадо Господа поймано будет.
18 Скажи царю и матери его, чтобы с тронов сошли. Прекрасные короны с их голов уже упали.
19 Города в пустыне Негев закрыты, их никто не может открыть. Все жители Иудеи изгнаны, их увели как пленных.
20 Иерусалим, посмотри: с севера подходит враг. Где твоё прекрасное стадо, данное тебе Господом? Его больше нет!
21 Что скажешь ты, когда Я позволю твоим врагам, которым ты свои сокровенные секреты доверял, царствовать над тобой? Несомненно, ты будешь страдать от боли, подобной той, которую испытывает женщина во время родов.
22 Ты можешь спросить себя:
«Почему со мной случились все эти несчастья?»
За то, что твои грехи бессчётны! Именно поэтому врагу было позволено разорвать твою юбку и познать тебя.
23 Как чернокожий человек не может изменить цвет кожи, как барс не может своих пятен сбросить, так и Иерусалим не может измениться и зло творит всегда.
24 «Я заставлю тебя покинуть дома твои. Ты побежишь во все стороны, ты будешь как солома, которую разносит пустынный ветер.
25 За то, что ты Меня забыл и верил чужим богам, всё это с тобой случится, — говорит Господь, — но это только часть плана Моего.
26 Иерусалим, Я задеру юбку твою тебе на лицо, и тогда все тебя увидят и застыдят.
27 Я видел мерзости, которые ты творила, Я слышал смех твой и прелюбодейство, Я знаю похотливость твоих планов, Я видел тебя на холмах и в поле. Горе будет тебе, Иерусалим! Долго ли ещё будешь пребывать в этих грязных грехах?»

Толкование Далласской семинарии

д. О льняном поясе и о мехах для вина (глава 13)

Народ не реагировал на страстные проповеди Иеремии, и тогда Бог повелел ему совершить символическое действие — чтобы привлечь к себе внимание иудеев (стихи 1−11). Заговорил пророк и на языке притчей — опять-таки для того, чтобы пробудить у сограждан интерес к тому, о чем он говорит (стихи 12−14). К столь необычным (на наш взгляд) «способам коммуникации», направленным на «пробуждение спящих», позднее велено будет прибегнуть и пророку Иезекиилю в процессе его служения в Вавилоне (Иез 4:1 — 5:4).

Иер 13:1−7. Итак, Бог повелел Иеремии купить льняной пояс и обернуть им чресла свои (сравните 4Цар 1:8; 5:27). В этом и последующих манипуляциях с поясом — символична каждая подробность. Сам по себе он, облегавший чресла пророка, являлся символом Израиля и Иуды, которых Господь чрезвычайно приблизил к Себе (стих 11). То обстоятельство, что пояс изготовлен был из льняной ткани, в которую одевались священники (Лев 16:4), должно было иметь особое значение в глазах тех, кто явились бы свидетелями действий пророка.

Предупреждение не погружать пояс в воду (стих 1), чтобы первоначально не испортить его, является, по мнению ряда толкователей, символом того, что Иегова с самого начала препятствовал «погружению» своего народа в «воды», точнее, в стихию окружавшего его язычества. (Заметим, что некоторые богословы склонны рассматривать стихи 1−7 как описание видения, которое посетило Иеремию, но ничто в тексте не подтверждает такого понимания.)

После того, как пророк — на протяжении некоторого времени — появлялся на улицах в льняном поясе, Господь заговорил к нему в другой раз и повелел пойти к Евфрату и… там спрятать пояс в расселине скалы. Что Иеремия и исполнил. Многие полагают, что пророк проделал для этого в оба конца около 1. ООО км. Это, однако, маловероятно.

Скорее не в далекую Месопотамию ходил он, а к речке Вади-фара, протекавшей вблизи его родного Анафофа; на берегу ее, на территории колена Вениаминова, находилась деревня Фара (Нав 18:21, 23), и место это действительно изобиловало скалами и расщелинами. Важно (потому что символично!) здесь то, что по-еврейски оба названия: месопотамской реки Евфрата и близкой речки Фара — писались (и звучали) идентично: ператах (такое же написание Евфрата в Иер 51:63). Это, в свою очередь, тоже должно было напомнить иудеям, откуда нагрянут на них вражеские полчища, и куда они сами будут уведены с родной земли.

По прошествии… многих дней… Господь повелел Иеремии принести назад пришедший в негодность пояс.

Иер 13:8−11. Интерпретация последнего символического действия с поясом дается Самим Господом. Пока евреи были близки к Нему, как близок был пояс к телу Иеремии, они были славою Его и украшением (стих 11). Но, «оторвавшись» от Него и погрузившись в «нечистые воды» язычества, сделались ни к чему негодны (стих 10).

Иер 13:12−14. И на образном языке притчи заговорил Иеремия. Он изрекает на нем самоочевидные вещи, опять-таки, однако, исполненные символического смысла. Заметим, что евр. небел, переданное здесь как винный мех, могло означать как кожаный сосуд для вина (1Цар 10:3 сравните с Лк 5:37), так и сосуд глиняный, или кувшин (сравните Иер 48:12). Судя по тому, что потом эти «сосуды» будут «сокрушены друг о друга» (стих 14), тут подразумевались глиняные кувшины.

Всякий сосуд наполняется тем, для чего предназначен. В этом контексте «мех» или сосуд (пустой) символизирует весь народ иудейский, включая его царей (множеств. число, вероятно, подразумевало всех членов царского дома), священников и пророков. В их нынешнем состоянии, хочет сказать Господь, они годны лишь на то, чтобы стать «вместилищем» (объектом) Божьего гнева; вино, опьянение часто символизируют в Библии ярость, суд, безумие, кровь (сравните Ис 49:26; Иер 25:15−25; 51:7, 39). Смысл стиха 14 в том, что, «лишившись рассудка» (потеряв, в частности, правильную политическую ориентацию по причине гордыни своей; сравните со стихом 9), вожди народа сами поведут его навстречу погибели, и Господь не остановит их (не пощадит, не помилует; допустит истребление их).

Иер 13:15−17. Пророк продолжает увещевать соплеменников: из его слов в стихах 15−16 следует, что покаяние еще возможно. Не упорствуйте в гордыне своей, ибо Господь еще медлит, Он еще не навел темноты… мрака (символ бедствия, обреченности; сравните Иез 30:3, 18; 32:7−8; 34:12; Иоиль 2:2; Ам 5:18−20; Соф 1:15).

Пока не поздно, воздайте славу Ему (здесь пророк, очевидно, подразумевает не только «воздаяние хвалы», но и принесение покаяния. Если же вы и на этот раз не послушаете меня, то мне ничего не остается, как, скрывшись от людей (в тайных, сокровенных, местах) оплакивать гордость вашу (сравните с 14:17), — горестно восклицает он, ибо все вы будете отведены в плен.

Иер 13:18−19. Иеремия обращается (исполняя повеление Божие) персонально к царю и царице. Напомним, что в древнееврейском обществе «царица» был официальный титул царицы-матери (3Цар 15:13), занимавшей второе после государя место в стране. При существовании многоженства такое положение было политически разумно. Тут, по всей вероятности, разумеются царь Иехония и его мать Нехушта (вдова Иоакима), разделившая печальную судьбу своего сына (29:2; 4Цар 24:8, 12, 15). Иеремия призывал их смириться в свете предстоявшего им пленения.

Навуходоносор увел их из Иерусалима в 597 году до Р. Х. — после всего лишь трехмесячного пребывания на троне 18-летнего Иехонии (4Цар 24:8). Надо думать, это пророчество и было написано Иеремией в упомянутые три месяца. О падении царского венца с их головы он говорит как о деле, уже совершившемся (пророческое прошедшее). Депортация в Вавилон Иехонии и Нехушты явилась как бы предзнаменованием последующего пленения всего Иуды (стих 19). Слова о «запертых южных городах» в стихе 19, очевидно, означают, что иудейские города, лежавшие к югу от Иерусалима, пали еще раньше столицы и были от нее отрезаны.

Иер 13:20−27. Тут Иеремия обращается к вождям народа: пусть посмотрят в сторону севера, откуда надвигаются враги, которые угонят в свои пределы прекрасное стадо (народ Иудеи), вверенное Богом этим горе-вождям (стих 20 сравните с 10:21; 13:17). Что скажешь, Иерусалим (дочь Сиона), когда Господь посетит тебя с бедствием? Вторая фраза стиха 21 подразумевает, что Иудея сама «навлекла на свою голову» новое «начальство», постоянно заключая неразумные и неугодные Богу военно-политические союзы.

Тут имеется в виду ее «дружба» с вавилонянами (4Цар 20; Ис 39:1−7; Иез 23:14−27), которые теперь идут, чтобы сокрушить ее. Скорбь, предстоящая ей, сравнивается с болями рожающей женщины. И пусть не спрашивает, за что это постигло ее? Ибо ответ один: За множество беззаконий ее подвергнется она разорению и сраму (оконч. Стих 22).

Глубокий смысл видят в стихе 23: здесь не просто образ полнейшей невозможности для людей, привыкших ко злу, делать доброе. С ним у Иеремии, твердо, тем не менее, верившего в реальность возрождения человека, связан еще один шаг от Ветхого завета к Новому. Больше чем кто-либо из его современников пророк сознавал, однако, что возрождение это невозможно без преобразования человеческого сердца, как сознавал (вслед за Исаией) и то, что это — не в человеческих силах.

Бог требует от людей подлинного внутреннего совершенства, образец которого являет Своему народу, хотя знает, что сами люди достичь его не смогут. В Иеремии, тем не менее, живет надежда, живет вера, что невозможное для людей возможно для Бога, Который Сам это и осуществит. Прозрения относительно этого яркими блестками разбросаны по Книге Пророка Иеремии (Иер 24:7; 31:31−33; 32:38−40).

В заключительных стихах главы — возвращение к теме суда, грядущего на Иудею в ближайшем будущем за то, что надеялась на лжебогов и предавалась духовным непотребствам.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.