Иеремия 17 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 «Грехи народа Иудеи записаны там, где их стереть нельзя, они вырезаны на камне алмазным резцом, и этот камень — их собственные сердца. Грехи эти были записаны на рогах их алтарей.
2 Их дети помнят об алтарях, посвящённых лжебогам. Они помнят деревянные столбы, воздвигнутые в честь Ашеры под деревьями и на холмах,
3 в горах и в открытом поле. Богат народ Иудеи, но Я отдам ваши сокровища на расхищение, и вместе с ними будут уничтожены все высоты, где вы, поклоняясь, грешили.
4 Вы потеряете землю, Мной отданную вам. Я вашим врагам позволю забрать вас в рабство в землю, которой вы никогда не знали. Потому что Мой гнев как горящее пламя, в котором вы сгорите навеки».
Вера в людей и вера в Бога
5 Господь говорит:
«Беда случится с теми, кто полагается лишь на других людей и на их силу, потому что они перестали верить в Бога.
6 Они подобны кустам в пустыне, в горячей и сухой земле, где никто не живёт. Эти кусты не знают тех благ, которые может дать Бог.
7 Но благословен будет тот, кто в Господа верит. Он узнает, что Бог всегда обещанное исполнит.
8 Тот человек будет сильным, словно дерево возле потока, чьи корни находят воду. То дерево не боится засухи, а его листья всегда зелены, его не беспокоит, если целый год нет дождей, оно всегда плодоносит.
9 Ничто не способно скрыть зло искуснее человеческого разума. Порою испорчен он, и до конца его никто не понимает.
10 Но Я, Господь, способен заглянуть в сердца людей и разум испытать, чтобы решить, чего они достойны, и по заслугам воздать любому.
11 Иногда случается, что одна птица высиживает яйца другой птицы. Кто ради денег обманывает, тот ведёт себя подобно этой птице, но не прожив и половины жизни, он потеряет все деньги, и в конце своих дней всем станет очевидна его глупость».
12 Наш храм с самого начала был троном Божьей славы, самым святым местом.
13 Господь, Ты — надежда Израиля, поток живительных вод, и кто от Тебя отступится, тот долго не проживёт.
14 Господи, если Ты меня исцелишь, я исцелюсь воистину; спаси меня, Господи, и воистину я буду спасён! Господи, восхваляю Тебя!
15 Продолжает меня спрашивать народ Иудеи:
«Иеремия, где Господние вести? Дай нам своими глазами увидеть, что слова Его сбылись».
16 Я не бежал от Тебя, Господи, всегда за Тобою следовал, стал пастухом, как Ты того хотел, я не желал, чтоб страшный день пришёл. Господи, Ты же знаешь всё, что я говорил, Ты видишь всё, что творится.
17 Не дай мне устрашиться Тебя, Господи, ведь в несчастье Ты мне надежда.
18 Мне люди причиняют боль, но заставь их, Господь, устыдиться, меня не разочаруй. Пусть они испугаются, но мне не дай страх испытать; пошли на врагов несчастья и сокруши их снова и снова.
19 Господь мне сказал:
«Пойди и встань у Народных ворот Иерусалима, где находится вход и выход для царей. Передай Мою весть людям, а после этого иди к другим воротам Иерусалима и повтори эту весть.
20 Скажи им так: „Слушайте весть Господа, слушайте, цари Иудеи, слушайте, все люди Иудеи и все, кто входят в Иерусалим через эти ворота, слушайте все меня!
21 Господь говорит вам: „Запомните, не носите ношу в субботний день через ворота Иерусалима.
22 И не выносите ношу из своих домов в субботний день, не делайте никакой работы в этот день. Вы должны сделать этот день святым, как Я повелел вашим предкам.
23 Однако ваши предки Мне не подчинились и не обращали внимания на Меня, они были упрямы, и поэтому Я наказал их, но они всё равно не приняли Моих наставлений.
24 Вы должны неукоснительно подчиняться Мне, — сказал Господь, — вы не должны проносить ношу через ворота Иерусалима по субботам. Вы должны сделать этот день святым и не совершать никакой работы в этот день.
25 Если вы подчинитесь этому повелению, то цари, сидящие на троне Давида, проедут через ворота Иерусалима на колесницах и на конях, а правители Иудеи будут с ними, и город Иерусалим будет вечен.
26 Изо всех городов Иудеи и из маленьких деревень придут в Иерусалим люди: из семьи Вениамина, из западных предгорий, со всех холмов, из Негева, и все они принесут различные дары, жертвы всесожжения, зерно, благовонное курение и приношения благодарности в храм Господний.
27 Но если вы не послушаете Меня и Мне не подчинитесь, если внесёте ношу в Иерусалим в субботу, не соблюдая святого дня, то Я разожгу в воротах Иерусалима негасимый огонь, который будет гореть, пока не сожжёт все дворцы Иерусалима”».

Толкование Далласской семинарии

Иер 17:1−4. В стихе 1 метафорически выражена мысль о крайне глубоком проникновении греха в сердца иудеев. Грех… написан железным резцом даже на рогах жертвенников их (продолжение метафоры). Напомним, что рога, символизировавшие господство и силу (к примеру, Втор 33:17), и служившие таким образом символическим украшением жертвенников, имели и служебно-ритуальное назначение (Исх 29:12 сравните с 3Цар 1:50). Рога были атрибутом жертвенника Иеговы, но иудеи украшали ими и языческие алтари, которые сооружали во множестве.

По приказу царя Иосии значительная часть языческих алтарей была уничтожена. В стихе 2 Иеремия с горечью иронизирует над «привязанностью» своих сограждан к уничтоженным атрибутам языческих культов: они… воспоминают о них с «нежностью» и тоской, как о потерянных сыновьях своих, говорит он.

«Горой Божией» назван в стихе 3 Иерусалим; путники, шедшие по окружавшей его равнине, хорошо его видели — отсюда образ «горы в поле». Пророк вновь повторяет иудеям слова Господа об ожидающем их рабстве в земле, которой они не знают, т. е. в Вавилоне (стих 4).

Иер 17:5−8. Эти строки, в которых несчастному человеку, надеющемуся на себе подобных, противопоставляется человек благословенный, который надеется на Господа, звучат как короткая поэма. Под человеком, который навлекает на себя проклятие, потому что плоть делает своею опорою, удаляясь сердцем от Господа, Иеремия, вполне вероятно, подразумевал царя Иоакима, который его упорно не слушал, но весьма «уповая» на помощь египтян, склонен был к участию в заговорах против халдеев.

Вереск, растущий в пустыне, или в степи (стих 6), страдает от недостатка влаги. В окончании стиха 6 подразумеваются сильно засоленные почвы вокруг Мертвого моря (земля бесплодная, необитаемая). Все это негативные метафоры человека, «чье сердце удалено от Господа». Тот же, чье упование — Господь, уподобляется дереву, посаженному при водах (сравните с Пс 1:3).

Иер 17:9−13. Стих 9 «приложим» ко всякому человеческому сердцу, но Иеремия в первую очередь мог адресовать его иудейским политикам, которые увлеченно плели интриги и «строили замыслы». Кто узнает это испорченное сердце? — восклицает пророк. И Господь отвечает ему, что не существует тайн, которые были бы тайнами для Него, ибо Он проникает и в самые «глубоко запрятанные» мысли человека и в самые потаенные мотивы, которыми он руководится (именно таков «развернутый смысл» слова внутренности в стихе 10) — чтобы каждому… воздать (добром или злом) за пути, которые он избирает, и за результаты и последствия поступков и дел его.

Возможное объяснение метафоры в стихе 11 в том, что от птицы, высидевшей чужие яйца, птенцы улетают, как «отторгается» в конце-концов богатство от приобретшего его нечестно.

В стихе 12 Иеремия, возможно, говорит от имени верного Иегове «остатка»: для него единственным святым местом остается храм Господа и Его жертвенник.

В стихе 13 та, вероятно, мысль, что благополучие отступающих от Иеговы так же недолговечно, как слова, написанные на песке (на прахе); образ, возможно, основан на противопоставлении записанному (или записанным) в книге жизни (сравните с Исх 32:32−33; Пс 68:29).

Иер 17:14−18. Снова звучит мотив личного сетования пророка, его надежды на Господа и уверенности в Нем (стих 14). Собственное доверие Ему он противопоставляет дерзкому неверию в Него своих гонителей. Что ж так долго не исполняется слово Господне, которым ты пугаешь нас? — издевательски осведомляются они (стих 15).

Смысл стиха 16 скорее всего в том, что Иеремия не убегал от поручения Господня быть пастырем у Него, но и «не горел желанием» предсказывать своим соплеменникам неизбежное наступление бедственного дня (ибо отнюдь не питал к ним злых чувств). Русский текст имеет тот смысловой оттенок, что пророк, не желая возвещения «бедственного дня», принял поручение Божие «без особого энтузиазма». Так или иначе, то что выходит из уст пророка, соответствует тому, что Он говорит ему (оно честно, открыто перед Ним). Повторение личной мольбы в стихе 17 (сравните со стихом 14). В стихе 18 она переходит в мольбу об отмщении его врагам.

2. Об исполнении субботы (17:19−27)

Некоторые богословы видят в стихах, завершающих главу 17, самостоятельную проповедь, возможно, произнесенную Иеремией в дни царя Иосии — после того, как в храме обнаружен был свиток закона Моисеева. В самом деле, все предыдущие «послания» Иеремии были направлены против общего «грехопадения» народа, сопряженного в первую очередь с его уклонением в язычество.

Темой же этих стихов является одна из конкретных заповедей Моисея, касающаяся «исполнения субботы» (Исх 20:8−11). Назначение этой краткой проповеди было, очевидно, в том, чтобы возродить в народе представление о святости Моисеева закона в целом и напомнить ему, что за исполнение его обещаны благословения свыше, а за неисполнение — кары небесные.

В стихах о субботе содержится и свидетельство того, что Иеремия, так горячо призывавший народ к внутреннему благочестию, понимал и необходимость исполнения внешних предписаний закона; так, постановление о субботе было в сущности пробным камнем послушания и верности евреев Иегове.

Иер 17:19. Трудно сказать, какие именно из ворот Иерусалимских названы тут «воротами сынов народа». Ясно, что Господь повелел пророку встать и говорить там, где его могло слышать множество проходящих «через ворота» людей. Некоторые вообще читают соответствующее еврейское слово как «ворота Вениаминовы»: они находились на северном конце города (Иер 37:13). Не только «люди из народа» должны были услышать пророка, но и члены царского дома (цари Иудейские); судя по окончанию стиха 19, Иеремии следовало (очевидно, день за днем) побывать с проповедью у всех городских ворот.

Иер 17:20−27. Иеремия напоминает соплеменникам о древнем постановлении не работать в день субботний, чтобы не повредить душам своим (стих 21) — не поставить под удар жизнь свою, как это делали в жестоковыйном непослушании своем их отцы (стихи 22−23). В стихах 24−26 — иносказание покоя и процветания, которые будут наградой свыше за исполнение субботы; в стихе 27 — грозное предупреждение о суде, который последует за неисполнение ее.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.