Иеремия 20 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Священник Пашхур, сын Иммера, был служителем самого высокого ранга в храме Господнем. Пашхур слышал, как Иеремия проповедовал во дворе храма.
2 Он избил Иеремию и надел ему на руки и на ноги деревянные колодки. Это произошло у Верхних ворот Вениамина при храме.
3 На следующий день, когда Пашхур освободил Иеремию из колодок, Иеремия сказал ему:
«Господнее имя для тебя не „Пашхур”, а „Повсеместный Ужас”.
4 Таково имя твоё, потому что Господь сказал: „Я скоро сделаю так, что ты приведёшь в ужас не только самого себя, но и своих друзей. Ты будешь видеть, как твои враги убивают твоих друзей мечами. Я отдам весь народ Иудеи вавилонскому царю, и он уведёт их всех в Вавилон, а его солдаты мечами убьют всех людей Иудеи.
5 Жители Иерусалима много трудились, чтобы разбогатеть, но Я отдам их богатства врагам. Богат царь Иерусалима, но и его сокровища попадут в руки врагов, которые всё унесут в Вавилон.
6 И тебя, Пашхур, и всех в твоём доме заберут в плен. Вас заставят уйти и умереть в Вавилоне, где вас и похоронят. Ты пророчествуешь ложь своим друзьям, говоря, что ничего не случится, но все твои друзья умрут и будут похоронены в Вавилоне”».
7 Ты обманул меня, Господь, и я действительно обманут. Ты победил, поскольку Ты сильней. Я стал посмешищем, и люди весь день смеются надо мной.
8 Каждый раз я взываю к ним, кричу. Я всегда воплю, предупреждая о разрушении и насилии. Я людям весть Господа несу, но мне в ответ лишь оскорбления и насмешки.
9 Я сам себе порою говорю:
«Забуду Господа, не буду больше я говорить от имени Его», но каждый раз, когда я мысль такую допускаю, Господняя весть как будто огонь меня сжигает изнутри, она словно огонь в моих костях. Устал я, пытаясь весть Господнюю сдерживать внутри себя, я больше не в силах её в себе хранить.
10 Я слышал шёпот злобный и угрозы многих, и даже все друзья против меня. Все ждут, когда я оступлюсь, и говорят:
«Давайте оклевещем его и скажем, что он согрешил. Быть может, мы обманем Иеремию и, от него избавившись, отомстим ему».
11 Но Господь со мной как сильный воин, поэтому мои враги споткнутся и меня не победят, не сбудутся их планы, и будут навечно опозорены они.
12 Господь Всесильный, Ты испытываешь добрых, Ты в сердце смотришь глубоко. Я всё Тебе сказал об этих людях. Позволь увидеть, как Ты воздаёшь им по заслугам.
13 Пой Господу и восхваляй Его! Господь спасает жизни бедных от злодеев!
14 Будь проклят день, когда родился я, пусть никогда благословен не будет день, в который мать родила меня на свет!
15 Будь проклят человек, который моего отца обрадовал известием о моём рождении! Он сказал ему:
«У тебя родился сын», что моего отца обрадовало очень.
16 Пусть этого человека постигнет та же судьба, что и города, которые Господь уничтожил, к ним жалости не зная. Да будет по утрам тот человек слышать клич, предвещающий сражение, а в полдень — боевые крики
17 за то, что он меня не погубил во чреве материнском. Если бы он меня тогда убил, мне бы мать моя могилой стала и я бы не родился никогда.
18 Зачем из тела матери я вышел? Ведь, кроме скорби и несчастья, больше ничего не видел я, и, несомненно, жизнь моя окончится позором.

Толкование Далласской семинарии

3) Реакция Пасхора на пророчество Иеремии (20:1−6).

Иер 20:1−2. Полагают что Пасхор, сын Еммера, или Имера принадлежал к 16-ой священнической череде (1Пар 24:14). Должность, которую он занимал (наблюдение за порядком на всей территории храма; сравните с 29:26) была весьма важной. Пасхор, по всей вероятности, приписывал себе и пророческий дар (оконч. Стиха 6), и в Иеремии, следовательно, помимо всего прочего, видел соперника. По-видимому, в долину сыновей Енномовых он с ним не ходил (19:1−2) и лишь во дворе храма услышал, как повторил свое пророчество Иеремия.

О яростной реакции его читаем в стихе 2: ударил Пасхор Иеремию и заковал в деревянные колодки, установленные у тех храмовых ворот, которые носили название Вениаминовых. «Верхними» они, возможно, названы потому, что вели из священнического, или внутреннего, двора во двор внешний, который расположен был ниже внутреннего.

Наверное на протяжении суток оставался Иеремия скованным. Это было как стоять у позорного столба: пророку, сердце которого разрывалось от боли за слепых соотечественников, надо было до дна испить чашу унижения.

Иер 20:3−6. Освобожденный из колодок, Иеремия не побоялся высказать в лицо своему врагу то, что говорит о ней Господь, Который отныне изменил имя его (стихи 3−4), а затем — повторить свое прочество о вавилонском нашествии, разграблении Иерусалима и Иудеи и отделении их в плен, где умрет и будет похоронен сам Пасхор.

4) Жалоба Иеремии (20:7−18).

Иер 20:7−10. Горько жалуясь на свою судьбу, пророк изливает перед Богом все свое отчаяние. О, у него нет больше сил служить Иегове, он не в состоянии более укорять своих сограждан и предсказывать им погибель! Иеремия как бы спорит с Богом, жалуется на то, что Иегова, Который, конечно же, сильнее его, «увлек» (в значении «уговорил», «убедил») его, и он вынужден подчиняться Его, а не своей воле.

И, вот, стоит ему лишь рот открыть, как он становится объектом насмешек, издевательств, прямого насилия (стих 8). Иеремия рассказывает Богу (стих 9а) о своей пряженной внутренней борьбе (не напоминает ли она о борьбе патриарха Иакова с Ангелом?). Но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих (стих 96), и я, как ни пытался, не смог угасить его, признается он. Иегова, избравший его «Своими устами», победил.

И пророк, мученик своего призвания, остается прикованным к колеснице Его, высшей, правды, как ни ужасает она его слабую человеческую душу. Но не сопряжена ли для него эта «капитуляция» перед Господом с дающим облегчение сознанием: верность Богу и в мучительных испытаниях несравненно лучше прекращения этих испытаний ценой забвения Бога?

В стихе 10 Иеремия продолжает свою исповедь. Он говорит об угрозах ему, которые раздаются вокруг, о готовящихся на него доносах, о том, что и люди, еще недавно дружественно к нему расположенные, стараются «уловить» его, ищут повода для отмщения.

Иер 20:11−13. Иеремия верит, что Господь… сильный ратоборец на его стороне и не даст гонителям его одолеть его. Эта вера временами дает испытывать ему душевный подъем (стихи 11−13), однако, вот она снова — полоса душевного упадка, которому пророк не в силах противостоять (стихи 14−18).

Иер 20:14−18. Он, казалось бы, настигает Иеремию внезапно. Может быть, при мысли, что да, отмщение его врагам и «посрамление» их не за горами, но ведь какой страшной ценой: Иерусалим, этот горячо любимый им город, будет разрушен, и тяжело пострадают все иудеи, братья его… Отчаяние Иеремии достигает высшей точки: он проклинает день своего рождения, сетуя на материнскую утробу за то, что она не стала ему гробом, проклинает и того гипотетического человека, который первым принес его отцу… весть о рождении сына. Метафора и образы этого проклятия весьма созвучны с теми, что находим в книге Иова (Иов 3:1−13); оно служит формой выражения беспредельной скорби и в качестве таковой может рассматриваться как характерный для древневосточной литературы поэтический прием.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.