Иеремия 23 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 «Горе пастухам Иудеи, которые губят овец и заставляют их бегать от пастбища к пастбищу, — говорит Господь, —
2 эти пастухи отвечают за овец Моих, и Господь, Бог Израиля, говорит пастухам: „Вы заставили овец Моих разбежаться, вы не заботились о них. Но Я позабочусь о том, чтобы вы были наказаны за все ваши злые дела”».
Так говорит Господь:
3 «Я послал овец Моих в другие земли, но Я соберу обратно тех, кто остался в живых, и приведу их на пастбище. Когда они вернутся, у них будет много детей, и разрастётся стадо.
4 Я дам им новых пастухов, которые будут заботиться о них, чтобы овцы Мои не терялись и не боялись».
Так говорит Господь. Праведная „Отрасль”
5 Вот весть от Господа:
«Настанет время, когда Я выращу праведную „Отрасль” из семьи Давида. Этот царь будет править мудро и восстановит справедливость.
6 Во времена правления той праведной „Отрасли” спасётся Иуда, и будет в безопасности Израиль. Имя этого царя — „Господь — Победа Наша”.
7 Так что приходит время, — говорит Господь, — когда люди уже не будут произносить старую клятву: „Так же верно, как и то, что жив Господь, выведший народ Израиля из Египта…”,
8 а скажут по-новому: „Так же верно, как и то, что жив Господь, Единственный, Который вывел людей Израиля из северной земли, куда Он их отправил”. И тогда народ Израиля будет жить на своей земле».
9 Вот весть пророкам:
«Сердце моё разбито, кости ноют, я, Иеремия, пьян от святых слов Господних,
10 потому что земля Иудеи полна прелюбодеяний, люди неверны во всём. Поэтому Господь проклял землю, и она истощилась. Трава на пастбищах высохла, в пустыни поля превратились, а пророки стремятся к злу, силу и власть свою подчинив греху.
11 Пророки и священники исполнены зла; Я видел их злодеяния в храме Моём».
Так говорит Господь.
12 «Я перестану посылать им вести, и будут они ходить как в темноте по скользкой дороге и будут падать. Я им пошлю несчастья, Я накажу пророков и священников», — говорит Господь.
13 «Я видел пророков Самарии, вещавших от имени Ваала, которые от Меня уводили израильский народ.
14 Пророки Иудеи грешат в Иерусалиме, они прелюбодействуют, их жизнь погрязла во лжи. Они поддерживают злых пророков, и нет конца их грешным делам. Они словно жители Содома и Гоморры».
15 Вот что Господь говорит о тех пророках:
«Я принесу страдания им: Я заставлю их есть отравленную пищу и пить отравленную воду. Наказание постигнет их, потому что от них пришла в Иерусалим духовная болезнь».
16 Господь Всемогущий говорит:
«Не обращайте внимания на речи этих пророков, потому что они обманывают вас, ублажая вас видениями своего ума, а не от Господа вестями.
17 Есть люди, которые Господние вести ненавидят, и потому пророки другие вести сообщают им. Они им говорят: „Мир будет с вами”. Некоторые люди очень упрямы, они делают только то, что хотят, и поэтому пророки говорят, что с ними ничего плохого не случится.
18 Но ни один из этих пророков не стоял на небесном совете, не видел и не слышал Господа, и не внимал Его словам.
19 Но наказание Господа на них как гроза налетит. Словно смерч будет гнев Господа, он головы их сокрушит.
20 Гнев Господа не прекратится до тех пор, пока Он не совершит всё, что задумал. Когда этот день завершится, ты всё отчётливо поймёшь.
21 Не Я посылал тех пророков, сами они прибежали, пророчествуя от имени Моего.
22 Если бы они находились в Моём небесном совете, то несли бы Мои вести для Иудеи. Тогда бы они отвратили людей от грешного пути и от совершения зла».
23 Так говорит Господь:
«Я — Господь, Я всегда рядом, Я повсюду.
24 Если человек попытается скрыться от Меня, то не составит Мне труда его найти, поскольку Я повсюду: и на небе, и на земле».
Так сказал Господь:
25 «Есть пророки, которые именем Моим проповедуют ложь. Они говорят: „Я видел сон такой!” Я слышал, как они так говорили.
26 Долго ли будут эти пророки сами лгать и учить людей этой лжи?
27 Эти пророки стараются, чтобы народ Иудеи забыл Моё имя, они рассказывают друг другу лживые сны, чтобы люди Мои забыли Меня так же, как их предки забыли, поклоняясь Ваалу.
28 Солома — это не пшеница, так и эти сны пришли не от Меня. Если человек хочет рассказать свой сон, пусть рассказывает. Но позвольте тому, кто слышит Мою весть, честно передать её».
29 «Весть Моя словно огонь, — говорит Господь, — она словно молот, дробящий камни.
30 Я против лжепророков, — говорит Господь, — они крадут Мои слова один у другого».
31 «Я против лжепророков, — говорит Господь, — они вещают от себя и делают вид, что это Моя весть».
32 «Я против лжепророков, которые проповедуют свои сны, — говорит Господь, — они уводят людей от Меня своей ложью и лживыми поучениями. Я не посылал этих пророков, Я не повелевал им делать что-либо для Меня. Они ничем не могут помочь народу Иудеи».
Так говорит Господь.
33 Так сказал Господь:
«Народ Иудеи, пророк или священник могут спросить: „Иеремия, что возвестил Господь?” Ты ответишь им так: „Вы — тяжкое бремя для Него, и Я это бремя сброшу”.
34 Если пророк, священник или кто-либо из людей скажет: „Вот весть от Господа”, то этот человек лжёт, поэтому Я накажу его и всю его семью.
35 Вот о чём вы спросите друг друга: „Что Господь ответил?” или: „Что Господь сказал?”
36 Но слов „весть Господняя” никогда не произноси, потому что весть от Господа не должна быть тяжёлым бременем ни для кого, но ты изменил слова нашего Бога, Бога живого, Господа Всемогущего.
37 Если хочешь узнать весть Господа, то спроси у пророка: „Что ответил тебе Господь?” или „Что сказал Господь?”
38 Но не говори: „Бремя Господнее”, иначе Господь тебе скажет: „Ты не должен весть Мою называть тяжелым бременем Господа”. Я не велел тебе говорить такие слова.
39 Но если ты Мою весть называешь тяжким бременем, то Я подниму тебя как тяжкое бремя и от Себя отброшу. Я дал твоим предкам Иерусалим, но Я отвергну от Себя этот город.
40 Я навеки тебя опозорю, и ты никогда не забудешь своего стыда».

Толкование Далласской семинарии

5) Пророчество относительно праведной Отрасли (23:1−8).

Иер 23:1−4. Горе ожидает иудейских правителей (негодных «пастырей»), губящих Божию «паству» (народ Израильский). сравните с Иез 34:1−10. Обращает на себя внимание, что в стихах 1−2 Господь говорит устами Иеремии, что Его овец… разгоняют и рассеяли нерадивые пастыри, а в стихе 3 читаем: Я изгнал их. Объяснение, очевидно, в том, что в стихе 2 подразумевается причина суда Божия (злые деяния правителей народа), а в стихе 3 констатируется, что осуществил суд Сам Иегова. И Он же (в дальнейшее осуществление Своей воли) вновь соберет остаток стада изгнанных Своих из всех стран их рассеяния, чтобы возвратить их в землю обетованную (во дворы их). И тогда управлять ими станут достойные пастыри.

Иер 23:5−6. Более конкретно — Пастырь, праведный Царь, Который в качестве многих пастырей поставит достойных себе помощников. Мы уже видели, что Иехония (сам и в лице потомков своих) как одна из «ветвей» Давидовых — был Господом «отсечен» от царского родословия. Но Господь обещает здесь через Иеремию восстановить Давиду Отрасль праведную, т. е. дать царскому дому другого Царя, мудрого и справедливого, — из членов этого дома. Предсказание это исполнилось в Иисусе Христе.

Хотя в первый раз Он приходил только как Мессия Израиля, полностью предсказание Иеремии осуществится во второе Его пришествие и последующее тысячелетнее правление Его. В то время Южное царство (Иуда) и Северное царство (Израиль), т. е. потомки выходцев из этих царств, вновь соберутся вместе, чтобы жить под эгидой обещанного им Царя в безопасности (в этом смысле надо, видимо, понимать слово спасется в стихе 6).

Имя этого Царя будет, возвещает Иеремия, «Господь — оправдание наше». Или (по другим переводам) — «праведность наша». Но в любом случае ясно, что пророку приоткрылось тут мессианское время оправдания и благодати. Не случайно, видимо, что по-еврейски имя Мессии, приведенное здесь Иеремией, созвучно имени последнего Иудейского царя — Седекии. В отличие от него, грядущий Царь будет жить и править согласно Своему имени, ибо Им будет Сам праведный Бог Израиля.

Иер 23:7−8. Для пророка эти отдаленные дни уже наступают. Но в его прозрении сливаются в одно два события еврейской истории (разделенные неопределенно долгим промежутком времени): освобождение иудеев из вавилонского плена (из земли северной; стих 8) и событие колоссальной значимости — возвращение их после второго пришествия Мессии из всех земель, куда… изгнал их Бог. Для Иеремии и «ближнее» и то, другое, событие столь драматичны, что в свете их померкнет, по его словам, значение первого, решающего для евреев, события их истории — исхода из Египта.

б. Обличение лжепророков (23:9−40)

Эта речь (возможно, она объединяет две речи, произнесенные через какой-то промежуток времени) посвящена обличению лжепророков, которые всячески старались «перекричать» Иеремию, заглушить ноту обреченности, неизменно звучавшую в его речах (сравните с 6:13−14; 8:10−11; 14:14−16; 28:1−4, 10−11; 29:8−9, 20−23, 31−32) и «успокоить» народ обещаниями мира.

Иер 23:9−12. Иеремией как бы владеет голос Божий, от которого раздирается… сердце его, ибо для слышащего Его святые слова вовсе непереносимо зрелище духовных прелюбодеяний, наполнивших землю Иудеи, и сознание, что засуха, поразившая ее (пустыни в стихе 10 имеют значение «пустых пространств»), — это Божия кара (проклятие). В окончании стиха 10 (мысль продолжается в стихе 11) — речь о лжепророках и священниках, действовавших заодно.

Они в своих интересах искажали Тору. Для Иеремии были очевидны (и мучительны!) их беспечность, склонность к «компромиссам», их «патриотические настроения», ради которых они старались замаскировать духовную болезнь народа и усыпить его, хотя кто-кто, а священнослужители не могли не знать чем грозит ему постоянное нарушение завета.

Год посещения их (стих 12) — это год, когда суд совершится.

Иер 23:13−15. Лжепророков, своих современников, Иеремия сравнивает с пророками Самарии (т. е. Израиля, Северного царства), которые в безумии своем пророчествовали от имени Ваала и тем все далее уводили еврейский народ от Иеговы (3Цар 18:16−40; 4Цар 10:18−29; 17:16). Как те, так и пророки Иерусалима, совращающие (духовным прелюбодейством своим) жителей его, — в глазах Божиих подобны (вместе с совращенными ими) обитателям Содома и Гоморры. В стихе 15 иносказательно говорится о горькой судьбе, которая постигнет виновных.

Иер 23:16−22. Лжепророки выдают свои выдумки и мечты за то, что будто бы сошло с уст Господних. Пренебрегающим Иеговой они обещают мир и упорствующим во грехах — что беда не постигнет их. Но они не от Господа (они «не стояли в совете… Его»; (стих 18). Если бы они стояли в Божием совете, то… отводили бы народ от злого пути… и от злых дел (стих 22). Но они сознательно обманывают вверенную им паству, и потому буря Господня с яростью… падет на главу нечестивых (стих 19).

Иер 23:23−32. Иронически звучит стих 23, смысл которого раскрывается в стихе 24: «расстояние» — не препятствие для Бога. Он, будучи вдали от людей, всегда вблизи них: в этом благо для призывающих имя Его и «неудобство» для тех, кто хотел бы от Него скрыться. Последнее — невозможно, ибо Он, наполняющий Собою небо и землю, все видит и слышит. Он слышит, как лжепророки говорят ложь от Его, якобы, имени, ссылаясь на свои сны.

Они преподносили их народу как вещие сны, содержащие откровения Божии, между тем, это были обычные пустые сновидения — не более похожие на слово Его чем мякина на чистое зерно (стих 28). Не думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего (Моей сущности) посредством снов своих? — гневно вопрошает Господь устами Иеремии (стих 27). При нынешней развращенности иудейского народа истинное слово Божие не может не жечь, как огонь, и не бить больно, как молот, подразумевается в стихе 29.

Пророки крадут слова Мои друг у друга (стих 30). Тут может подразумеваться, что пророчествовавшие ложно обращались к утешительным предсказаниям иных времен (того же Исаии;, к примеру, Ис 7), произнесенным совсем по другому поводу, и «прилагали» их к своим дням. Либо что они прибегали к «плагиату», цитируя друг друга и выдавая цитируемое за слова Иеговы.

Иер 23:33−40. Эти стихи построены на игре слов. Дело в том, что евр. существительное масса — «пророчество» — происходит от глагола насса, означающего «поднимать», «нести» (толкование на Зах 9:1). Таким образом и существительное подразумевало груз или тяжесть, которые кому-то приходилось поднимать или нести. «Грузом», который должен был нести истинный пророк, как Иеремия, было слово Божие, которое часто тяжестью ложилось на его сердце (сравните с Ис 13:1, толкование на этот стих; у Исаии постоянно звучат тягостные пророчества о грядущем суде: Ис 15:1; 17:1; 19:1; 21:1, 11, 13; 22:1; 23:1).

Здесь Бог устами Иеремии осуждает отношение иудеев к не нравившимся им словам истинного пророка. Очевидно, не ожидая от него «ничего доброго», они при каждом его появлении в храме или на улицах язвительно осведомлялись (стих 33): какую новую тяжесть, беду (бремя) он собирается им возвестить на этот раз? Отвечай им, говорит Господь, что одно лишь бремя ожидает их: Я, Господь, их покину. Существует и такое прочтение последней фразы в стихе 33 «Вы сами — бремя для Меня, говорит Господь, — бремя, которое Я сброшу».

Так или иначе, за неуважительное обыгрывание того, что действительно было Его откровением, намекавшее на то, что всякое слово, исходящее от Господа, было бременем, Иегова обещает наказать виновных (стих 34). Лучше им вообще не употреблять слова «бремя», чтобы не извращать откровений живого Бога, а заменить его словами: «что ответил… Господь?» или: «что сказал Господь?» (стих 35). В стихах 37−40 — повторение тех же предостережений и предупреждение о суровом наказании, которое постигнет не желающих отнестись к ним серьезно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.