«За то, что вы не слушали Мои вести,
«Иеремия, возьми эту чашу вина из Моих рук — это вино Моего гнева. Я посылаю тебя ко всем народам, чтобы ты напоил их из этой чаши.
Вот весть от Господа.
«Бедствия обрушатся на одну страну за другой, во все далёкие места они придут как страшная гроза.
Толкование Далласской семинарии
г. О семидесятилетнем вавилонском пленении (глава 25).
Тридцать посланий Иеремии о суде (главы 2−25) сгруппированы по тематическому, а не по хронологическому принципу. То из них, которое помещено в главе 25, думается, нарочито представлено завершающим посланием, потому что служит как бы «ключевым камнем» для всех предыдущих.
1) Предупреждения были оставлены без внимания (25:1−7).
Иер 25:1−3. Очевидно, в связи с особой значимостью этого послания в книге указано время, когда пророк обратился с ним ко всему народу Иудейскому. Это было в четвертый год Иоакима, который для Навуходоносора, царя Вавилонского, был первым годом его пребывания у власти, т. е. в 605 году до Р. Х. В тот год Навуходоносор нанес сокрушительное поражение при Кархемисе египетскому фараону Нехао и сделался в результате властителем всей западной Азии, Сирии и Палестины. (По другим подсчетам, учитывающим календарные изменения и ряд других факторов, это пророчество могло быть произнесено Иеремией между апрелем и сентябрем 604-го года.) Вот уже двадцать три года, констатирует Иеремия в начале послания, как призвал меня Господь нести вам слово Его, что я и делаю с раннего утра (до позднего вечера, подразумевается), но вы отказываетесь слушать меня.
Иер 25:4−7. Бросая взгляд в прошлое, Иеремия напоминает согражданам, что истинных пророков Божиих, которых Господь посылал к ним (тот же, что в предыдущем стихе, речевой прием — с раннего утра — означает в этом контексте «вновь и вновь»), они тоже слушать не желали (стих 4). Между тем, они, как и он, говорили им, чтобы оставили злые пути свои и дела и не гневили бы Господа служением иным богам. Если бы они послушались, то спокойно жили бы на этой земле, которую Господь дал… отцам их и им самим навеки (стихи 5−6). Но они упорно действовали вопреки воле Господней — на зло себе (стих 7).
2) Пророчество о будущем (25:8−14).
Иер 25:8−11. Суд и бедствия грядут на непокорных. Племена северные — это халдеи. Навуходоносор назван рабом Господним в том смысле, что послужит орудием Его суда; он придет на землю сию, чтобы разрушить Иерусалим и покарать Иудею и ее союзников, и «совершенно истребить их» (стих 9). В стихе 10 — характерное для Ветхого Завета иносказание национального бедствия. Звук жерновов: сильным шумом домашних жерновов оглашались утренние часы, когда служанки принимались молоть на них зерно. Это, как и свет светильника (светильники постоянно горели в домах) — «признаки» мирной жизни.
В стихе 11 Иеремия предсказывает, что вавилонское пленение продлится семьдесят лет. Пророк, очевидно, считал, начиная с 605 года (когда, одержав победу над фараоном Нехао, Навуходоносор автоматически стал властителем Палестины и соседних с ней территорий, хотя нога его воинов еще не ступала туда) до 537 года, когда вышел знаменитый указ Кира (может быть, до возвращения первых «реэмигрантов» в Иудею и обоснования их там). Получается чуть меньше 70 лет. Одни богословы видят тут символический смысл: цифры 7 и 10, от помножения которых получается 70, являются в Библии символами полноты.
Другие полагают, что цифра 70 соответствует тут числу «субботних лет», которые не соблюдали иудеи. Дело в том, что согласно Моисееву закону земле следовало давать отдых каждые 7 лет. Это было волей Божией (Лев 25:35). В «субботние годы» не следовало засевать землю ни подрезать виноградные лозы. Бог предупреждал, что за нарушение этого закона иудеями Он изгонит их с земли, чтобы таким образом дать ей отдых (Лев 26:33−35). Автор 2-ой книги Паралипоменон прямо пишет, что вавилонское пленение, предсказанное Иеремией, дало земле возможность «компенсировать» свой «субботний отдых» и насладиться им (2Пар 36:20−21).
Иер 25:12−14. В этой части пророчество о последующем наказании за их нечестие самих вавилонян, которые теперь послужат орудием Божественной кары для Иудеи. Несколько необычно выглядит торжественное удостоверение пророчеств Иеремии Самим Иеговой (стих 13): все написанное в сей книге, что Иеремия пророчески изрек на все народы, Я совершу. О том, на что «намекает» здесь Бог в отношении Вавилона, подробно читаем в главах 50−51. Представляется, что, по крайней мере, частично, эти главы были написаны примерно в то же время, что и глава 25. Господь воздаст халдеям по их поступкам и по делам рук их (стих 14).
3) Предупреждение о грядущей ярости (25:15−29).
Иер 25:15−26. Возможно, пророку было послано видение: Господь, Бог Израилев, протягивает ему чашу… с вином ярости Своей, чтобы он, Иеремия, напоил из нее все народы, к которым Бог посылает его (очевидно, в значении предрек им горестную участь, которая не минует их — ведь если Господь наводит бедствие на Свой народ, то язычникам ли остаться ненаказанными! — стих 29). (Местоположение многих из перечисленных здесь народов можно найти на карте «Мир во дни Иеремии и Иезекииля» во Вступлении к этой книге.)
Итак, первой испить из «чаши ярости» Господней предстояло Иудее, за ней последует Египет (чья помощь, почти всегда эфемерная, служила иудеям лишь к искушению; Иез 29:6−9). Полагают, что смешанный народ в стихе 20 — это пришельцы из других стран (те же финикийцы и греки, которые стали селиться в Египте еще при отце фараона Нехао). Не вполне ясно, где находился Уц, но предполагают, что на востоке от Едома, в северной Аравии (толкование на Иов 1:1).
Филистимляне занимали ту часть прибрежного района Средиземного моря, которая лежала на запад от Иудеи, тогда как Едом, Моав и Аммон (перечисляемые тут в направлении с юга на север) лежали на восток от Иудеи, на противоположных от нее берегах реки Иордан и Мертвого моря. Финикийские города Тир и Сидон находились на север от Иудеи (на средиземноморском побережьи). Под «островами» понимались не только находившиеся в Средиземном море острова (в собственном смысле слова), но и все его побережье, в первую очередь, финикийские колонии.
Дедан, Фема и Буз были городами в северной части Аравийского полуострова. (Относительно стригущих волосы на висках в толковании на Иер 9:26.) Эти города ассоциируются в тексте с царями кочевых народов (или бедуинских племен), живших в пустыне (стих 24). Местонахождение Зимврии не установлено, но из текста (стих 25) следует, что эта территория связана была с Эламом и Мидией — странами, лежавшими на восток от реки Тигр. Все эти земли попали под владычество Вавилона. И здесь это предсказано пророком. «Чашу ярости Господней» они выпьют из руки Вавилона.
И после всех них… выпьет ее царь Сесаха. Кто понимался под ним? Большая часть богословов рассматривает это название как криптограмму, или атбаш, слова «Вавилон». Древние писатели иногда прибегали к такому вот особому написанию, в котором первая буква алфавита заменялась последней, вторая — предпоследней и т. д.
В данном случае из слова Бабел (Вавилон) могло получиться Сесах. Однако трудность, возникающую вслед за этим, богословы, хоть и пытаются преодолеть, но не очень успешно. Зачем (задаются они вопросом) понадобилось Иеремии прибегать к криптограмме, если перед этим (стих 12) он говорил о предстоявшем наказании Вавилона открыто? Четкого ответа на этот вопрос нет.
Иер 25:27−29. Тут в образной восточной манере повторяется мысль о неизбежности Божьего суда, грядущего на все народы тогдашнего мира, начиная с Иудеи и ее столицы Иерусалима, города, на котором наречено имя Господне.
Иер 25:30−33. Продолжение той же темы в этих стихах и до конца главы. Господь возгремит на народы с высоты небесной; страшно возгремит на селение Свое (очевидно, на место обитания избранных Своих, т. е. на Иудею, на Иерусалим).
Надо полагать, топтавшие виноград в точилах громко перекликались между собой: с их криками сравнивается громкий глас Господа (стих 30). Состязание в стихе 31 — это суд. Следует описание грядущего бедствия на языке, характерном для библейских пророков (стихи 32−33).
Иер 25:34−38. «Пастырям» разного рода, т. е. вождям племен и народов, останется лишь посыпать головы свои — в знак скорби — дорожной пылью (прахом). Ибо время их заклания и рассеяния наступило (здесь пророческое прошедшее); стих 34. В стихах 35−37 — описание грядущего бедствия.
В стихе 38 карающий Бог уподобляется льву, выходящему на добычу «из своего жилища». И вот земля превратилась в пустыню от ярости Божественного опустошителя.
Б. Конфликтная ситуация с согражданами не заставляет Иеремию умолкнуть (главы 26−29)
Хотя и в первой части книги содержатся свидетельства о недоброжелательном отношении сограждан Иеремии к его посланиям (11:18−23; 15:10; 20:1−6), не оно было главной темой в главах 1−25, которые «сфокусированы» на суде Божием — неминуемом, если люди не покаются. В главах 26−29 акцент смещается на отвержение — как вождями, так и народом — пророчеств Иеремии.