Иеремия 25 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вот весть, пришедшая к Иеремии о людях Иудеи. Она пришла на четвёртый год царствования Иоакима, сына Иосии. Этот год был первым годом царствования Навуходоносора, царя Вавилона.
2 Эту весть пророк Иеремия передал всему народу Иудеи и всем жителям Иерусалима:
3 «Я двадцать три года передавал вам Господние вести, я был пророком с тринадцатого года царствования Иосии, сына Амона, я передавал вам вести с тех времен и до сегодняшнего дня, но вы не слушали их.
4 Господь посылал к вам своих слуг, пророков, снова и снова, но вы их не слушали, не обращали на них никакого внимания.
5 Те пророки говорили: „Измените свою жизнь, перестаньте творить зло. Тогда вы сможете вернуться на землю, которую Господь дал вам и вашим предкам много лет назад. Он дал вам эту землю, чтобы вы вечно жили на ней.
6 Не следуйте другим богам, не служите им, не поклоняйтесь идолам, сделанным руками человека, не гневите Меня. Делая так, вы наносите себе вред.
7 Но вы Меня не слушали, — говорит Господь. — Вы продолжали поклоняться рукотворным идолам и тем самым прогневали Меня, и только причинили вред самим себе”».
8 Поэтому Господь Всемогущий говорит:
«За то, что вы не слушали Мои вести,
9 Я скоро пошлю за всеми северными племенами. Я скоро пошлю за Навуходоносором, царём вавилонским, слугой Моим. Я приведу северные племена против народа Иудеи и против земли Иудейской. Я приведу их против всех народов, живущих рядом с вами, и сделаю все эти земли бесплодными пустынями навечно. И люди присвистнут от удивления, увидев, как разрушены эти страны.
10 Я заставлю умолкнуть голоса радости и счастья в этих местах: больше не будет счастливых голосов невест и женихов, Я прекращу звук мельничных жерновов и потушу свет светильников.
11 Вся эта земля станет пустыней, и эти люди семьдесят лет будут в рабстве у царя Вавилона.
12 Но по истечении семидесяти лет, Я накажу царя Вавилона и его народ, — говорит Господь, — накажу за их грехи и сделаю пустыней эту землю.
13 Я сказал, что много бед случится с Вавилоном, и всё это именно так и произойдёт. Иеремия проповедовал об этом всем народам, и все эти проповеди записаны в этой книге.
14 Да, вавилоняне будут служить многим народам и многим великим царям. Я накажу их так, как они того заслужили».
15 Господь, Бог Израиля, сказал мне:
«Иеремия, возьми эту чашу вина из Моих рук — это вино Моего гнева. Я посылаю тебя ко всем народам, чтобы ты напоил их из этой чаши.
16 Они выпьют, и их затошнит, они будут вести себя словно безумцы. С ними всё это произойдёт, потому что Я уничтожу их войной».
17 Я взял из рук Господа чашу вина и напоил из этой чаши разные народы, к которым меня послал Господь.
18 Я наливал это вино жителям Иерусалима и Иудеи, я заставил царей и правителей Иудеи выпить из этой чаши, чтобы их земля стала вечной пустыней, чтобы люди присвистывали и проклинали это место. Всё именно так и произошло, и с Иудеей всё так и случилось.
19 Я заставил и фараона, царя Египта, и его правителей, и всех людей отпить из этой чаши.
20 Я заставил арабов и царей земли Уц выпить из этой чаши. Я заставил царей Филистимской земли выпить из чаши. Это были цари Аскалона, Газы, Екрона, а также разрушенного города Азот.
21 Затем я заставил выпить из этой чаши народы Едома, Моава и Аммона.
22 Царей Тира и Сидона заставил пить из этой чаши. Царей далёких стран заставил её испить.
23 Я заставил выпить из этой чаши людей Дедана, Фемы и Бузы, а также всех тех, кто стрижёт волосы на висках.
24 Всех царей Аравии я заставил пить из этой чаши, всех живущих в пустыне царей.
25 Царей Зимврии, Елама и Мидии заставил я выпить из этой чаши.
26 Всех царей севера, ближних и дальних, заставил я пить из этой чаши. Я заставил их выпить одного за другим. Я заставил все царства земные выпить из чаши гнева Господнего, но царь Вавилона будет пить последним.
27 «Иеремия, скажи народам то, что говорит Господь Всемогущий, Бог Израиля: „Пейте из чаши гнева Моего, пьянейте и изрыгайте, падайте и не вставайте, потому что Я посылаю меч, чтобы вас всех убить”.
28 Эти люди откажутся взять чашу из рук твоих, они не захотят пить, но ты скажешь: „Господь Всемогущий так говорит: „Вы выпьете из этой чаши!
29 Я уже начинаю совершать то, что случится с Иерусалимом, городом, названным именем Моим. Может быть, вы думаете, что не будете наказаны? Вы ошибаетесь, Я призываю меч, чтобы наказать всех людей земли, — говорит Господь. —
30 Иеремия, скажи им: „Господь с небес грохочет, Он из храма могучий голос против Своей земли подаёт. Громок голос Его, словно песня виноделов, выжимающих из винограда сок. Он восклицает против всех людей земли.
31 Шум этот раздаётся по всей земле, так как Господь народы осудил, и теперь злодеев мечом наказывать Он будет”».
Вот весть от Господа.
32 Так говорит Господь:
«Бедствия обрушатся на одну страну за другой, во все далёкие места они придут как страшная гроза.
33 Тела мёртвых покроют землю от одного конца до другого. Никто о них не будет плакать, и никто не подберёт их и не похоронит. Они останутся лежать на земле как навоз.
34 Вы, пастыри, стенайте и рыдайте! Вы, вожди, катайтесь на земле от боли, потому что настало время воздаяния. Я разбросаю вас повсюду словно осколки разбитого сосуда.
35 Нет места, где могли бы укрыться пастухи, и предводителям спасения нет.
36 Я слышу вопли пастухов, Я слышу, как плачут предводители, потому что Господь их пастбища уничтожает.
37 От гнева Господа пустыней стали мирные пастбища.
38 Господь опасен, как лев, выходящий из пещеры, и гнев Его несёт опустошение и превращает земли их в пустыни».

Толкование Далласской семинарии

г. О семидесятилетнем вавилонском пленении (глава 25).

Тридцать посланий Иеремии о суде (главы 2−25) сгруппированы по тематическому, а не по хронологическому принципу. То из них, которое помещено в главе 25, думается, нарочито представлено завершающим посланием, потому что служит как бы «ключевым камнем» для всех предыдущих.

1) Предупреждения были оставлены без внимания (25:1−7).

Иер 25:1−3. Очевидно, в связи с особой значимостью этого послания в книге указано время, когда пророк обратился с ним ко всему народу Иудейскому. Это было в четвертый год Иоакима, который для Навуходоносора, царя Вавилонского, был первым годом его пребывания у власти, т. е. в 605 году до Р. Х. В тот год Навуходоносор нанес сокрушительное поражение при Кархемисе египетскому фараону Нехао и сделался в результате властителем всей западной Азии, Сирии и Палестины. (По другим подсчетам, учитывающим календарные изменения и ряд других факторов, это пророчество могло быть произнесено Иеремией между апрелем и сентябрем 604-го года.) Вот уже двадцать три года, констатирует Иеремия в начале послания, как призвал меня Господь нести вам слово Его, что я и делаю с раннего утра (до позднего вечера, подразумевается), но вы отказываетесь слушать меня.

Иер 25:4−7. Бросая взгляд в прошлое, Иеремия напоминает согражданам, что истинных пророков Божиих, которых Господь посылал к ним (тот же, что в предыдущем стихе, речевой прием — с раннего утра — означает в этом контексте «вновь и вновь»), они тоже слушать не желали (стих 4). Между тем, они, как и он, говорили им, чтобы оставили злые пути свои и дела и не гневили бы Господа служением иным богам. Если бы они послушались, то спокойно жили бы на этой земле, которую Господь дал… отцам их и им самим навеки (стихи 5−6). Но они упорно действовали вопреки воле Господней — на зло себе (стих 7).

2) Пророчество о будущем (25:8−14).

Иер 25:8−11. Суд и бедствия грядут на непокорных. Племена северные — это халдеи. Навуходоносор назван рабом Господним в том смысле, что послужит орудием Его суда; он придет на землю сию, чтобы разрушить Иерусалим и покарать Иудею и ее союзников, и «совершенно истребить их» (стих 9). В стихе 10 — характерное для Ветхого Завета иносказание национального бедствия. Звук жерновов: сильным шумом домашних жерновов оглашались утренние часы, когда служанки принимались молоть на них зерно. Это, как и свет светильника (светильники постоянно горели в домах) — «признаки» мирной жизни.

В стихе 11 Иеремия предсказывает, что вавилонское пленение продлится семьдесят лет. Пророк, очевидно, считал, начиная с 605 года (когда, одержав победу над фараоном Нехао, Навуходоносор автоматически стал властителем Палестины и соседних с ней территорий, хотя нога его воинов еще не ступала туда) до 537 года, когда вышел знаменитый указ Кира (может быть, до возвращения первых «реэмигрантов» в Иудею и обоснования их там). Получается чуть меньше 70 лет. Одни богословы видят тут символический смысл: цифры 7 и 10, от помножения которых получается 70, являются в Библии символами полноты.

Другие полагают, что цифра 70 соответствует тут числу «субботних лет», которые не соблюдали иудеи. Дело в том, что согласно Моисееву закону земле следовало давать отдых каждые 7 лет. Это было волей Божией (Лев 25:35). В «субботние годы» не следовало засевать землю ни подрезать виноградные лозы. Бог предупреждал, что за нарушение этого закона иудеями Он изгонит их с земли, чтобы таким образом дать ей отдых (Лев 26:33−35). Автор 2-ой книги Паралипоменон прямо пишет, что вавилонское пленение, предсказанное Иеремией, дало земле возможность «компенсировать» свой «субботний отдых» и насладиться им (2Пар 36:20−21).

Иер 25:12−14. В этой части пророчество о последующем наказании за их нечестие самих вавилонян, которые теперь послужат орудием Божественной кары для Иудеи. Несколько необычно выглядит торжественное удостоверение пророчеств Иеремии Самим Иеговой (стих 13): все написанное в сей книге, что Иеремия пророчески изрек на все народы, Я совершу. О том, на что «намекает» здесь Бог в отношении Вавилона, подробно читаем в главах 50−51. Представляется, что, по крайней мере, частично, эти главы были написаны примерно в то же время, что и глава 25. Господь воздаст халдеям по их поступкам и по делам рук их (стих 14).

3) Предупреждение о грядущей ярости (25:15−29).

Иер 25:15−26. Возможно, пророку было послано видение: Господь, Бог Израилев, протягивает ему чашу… с вином ярости Своей, чтобы он, Иеремия, напоил из нее все народы, к которым Бог посылает его (очевидно, в значении предрек им горестную участь, которая не минует их — ведь если Господь наводит бедствие на Свой народ, то язычникам ли остаться ненаказанными! — стих 29). (Местоположение многих из перечисленных здесь народов можно найти на карте «Мир во дни Иеремии и Иезекииля» во Вступлении к этой книге.)

Итак, первой испить из «чаши ярости» Господней предстояло Иудее, за ней последует Египет (чья помощь, почти всегда эфемерная, служила иудеям лишь к искушению; Иез 29:6−9). Полагают, что смешанный народ в стихе 20 — это пришельцы из других стран (те же финикийцы и греки, которые стали селиться в Египте еще при отце фараона Нехао). Не вполне ясно, где находился Уц, но предполагают, что на востоке от Едома, в северной Аравии (толкование на Иов 1:1).

Филистимляне занимали ту часть прибрежного района Средиземного моря, которая лежала на запад от Иудеи, тогда как Едом, Моав и Аммон (перечисляемые тут в направлении с юга на север) лежали на восток от Иудеи, на противоположных от нее берегах реки Иордан и Мертвого моря. Финикийские города Тир и Сидон находились на север от Иудеи (на средиземноморском побережьи). Под «островами» понимались не только находившиеся в Средиземном море острова (в собственном смысле слова), но и все его побережье, в первую очередь, финикийские колонии.

Дедан, Фема и Буз были городами в северной части Аравийского полуострова. (Относительно стригущих волосы на висках в толковании на Иер 9:26.) Эти города ассоциируются в тексте с царями кочевых народов (или бедуинских племен), живших в пустыне (стих 24). Местонахождение Зимврии не установлено, но из текста (стих 25) следует, что эта территория связана была с Эламом и Мидией — странами, лежавшими на восток от реки Тигр. Все эти земли попали под владычество Вавилона. И здесь это предсказано пророком. «Чашу ярости Господней» они выпьют из руки Вавилона.

И после всех них… выпьет ее царь Сесаха. Кто понимался под ним? Большая часть богословов рассматривает это название как криптограмму, или атбаш, слова «Вавилон». Древние писатели иногда прибегали к такому вот особому написанию, в котором первая буква алфавита заменялась последней, вторая — предпоследней и т. д.

В данном случае из слова Бабел (Вавилон) могло получиться Сесах. Однако трудность, возникающую вслед за этим, богословы, хоть и пытаются преодолеть, но не очень успешно. Зачем (задаются они вопросом) понадобилось Иеремии прибегать к криптограмме, если перед этим (стих 12) он говорил о предстоявшем наказании Вавилона открыто? Четкого ответа на этот вопрос нет.

Иер 25:27−29. Тут в образной восточной манере повторяется мысль о неизбежности Божьего суда, грядущего на все народы тогдашнего мира, начиная с Иудеи и ее столицы Иерусалима, города, на котором наречено имя Господне.

Иер 25:30−33. Продолжение той же темы в этих стихах и до конца главы. Господь возгремит на народы с высоты небесной; страшно возгремит на селение Свое (очевидно, на место обитания избранных Своих, т. е. на Иудею, на Иерусалим).

Надо полагать, топтавшие виноград в точилах громко перекликались между собой: с их криками сравнивается громкий глас Господа (стих 30). Состязание в стихе 31 — это суд. Следует описание грядущего бедствия на языке, характерном для библейских пророков (стихи 32−33).

Иер 25:34−38. «Пастырям» разного рода, т. е. вождям племен и народов, останется лишь посыпать головы свои — в знак скорби — дорожной пылью (прахом). Ибо время их заклания и рассеяния наступило (здесь пророческое прошедшее); стих 34. В стихах 35−37 — описание грядущего бедствия.

В стихе 38 карающий Бог уподобляется льву, выходящему на добычу «из своего жилища». И вот земля превратилась в пустыню от ярости Божественного опустошителя.

Б. Конфликтная ситуация с согражданами не заставляет Иеремию умолкнуть (главы 26−29)

Хотя и в первой части книги содержатся свидетельства о недоброжелательном отношении сограждан Иеремии к его посланиям (11:18−23; 15:10; 20:1−6), не оно было главной темой в главах 1−25, которые «сфокусированы» на суде Божием — неминуемом, если люди не покаются. В главах 26−29 акцент смещается на отвержение — как вождями, так и народом — пророчеств Иеремии.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.