Иеремия 29 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Иеремия послал письмо пленникам в Вавилон: старейшинам, священникам, пророкам и всем людям, которых Навуходоносор увёл из Иерусалима в Вавилон.
2 (Это письмо было послано после того, как царь Иехония, царица-мать, правители и старейшины Иудеи и Иерусалима, плотники и кузнецы были уведены из Иерусалима).
3 Седекия послал Эласу и Гемарию к царю Навуходоносору. Седекия был царём Иудеи, Эласа был сыном Шафана, Гемария был сыном Хелкии. Иеремия отдал им письмо. Вот что было в этом письме:
4 Господь Всемогущий, Бог Израиля, говорит это всем, кого Он отправил в вавилонский плен:
5 «Постройте дома и живите в них, обживитесь, посадите сады и ешьте то, что вырастите,
6 женитесь и рожайте сыновей и дочерей, найдите жён для ваших сыновей и выдавайте замуж ваших дочерей. Делайте так, чтобы и у них было много сыновей и дочерей, имейте много детей, пусть ваши семьи растут в Вавилоне, а не уменьшаются.
7 Делайте добрые дела для города, куда Я вас направил, молитесь Господу за город, в котором вы живёте, потому что если в городе будет мир, то мир будет и у вас».
8 Господь Всемогущий, Бог Израиля, говорит:
«Не позволяйте вашим пророкам и чародеям одурачивать вас, не обращайте внимания на те сны, которые снятся им.
9 Они проповедуют ложь и твердят, что это весть от Меня, но Я не посылал её».
10 Вот что говорит Господь:
«Вавилон будет могущественным городом в течение семидесяти лет, после этого Я приду к вам, жители Вавилона. Я сдержу Своё обещание и возвращу вас в Иерусалим.
11 Я так говорю, потому что знаю Свои планы».
Господь сказал:
«Я хочу, чтобы Мои планы были вам во благо, а не во зло. Я намерен дать вам надежду и успех во всех делах.
12 Затем вы назовёте имя Моё, вы придёте ко Мне и будете Мне молиться, и Я выслушаю вас.
13 Вы будете искать Меня, и когда вы будете делать это всем сердцем, то обязательно найдёте Меня.
14 Я дам вам возможность найти Меня».
Вот что сказал Господь:
«Я выведу вас из плена. Я изгнал вас из этой земли, но Я соберу вас отовсюду, из всех стран и народов, куда Я вас послал, и приведу вас обратно».
15 Вы скажете:
«Но Господь дал нам здесь, в Вавилоне, пророков».
16 Вот что говорит Господь о тех, кто не был угнан в Вавилон. Я говорю о царе, сидящем сейчас на троне Давида, и о других людях, которые сейчас живут в Иерусалиме.
17 Господь Всемогущий говорит:
«Я скоро пошлю войну, голод и страшные болезни тем, кто находится в Иерусалиме, и Я сделаю их такими же, как гнилая фига, которую есть нельзя.
18 Я буду преследовать их мечом, голодом, страшными болезнями и сделаю так, что все царства на земле будут напуганы тем, что случилось с этим народом. Эти люди будут уничтожены, и другие народы будут присвистывать, поражаясь тому, что там случилось. И станут они примером для тех, кто накликает несчастье на других. Люди будут их оскорблять повсюду, куда Я их приведу.
19 Я сделаю так, потому что народ Иерусалима не слушал Мои послания, которые Я посылал им одно за другим через Моих слуг-пророков, но люди не слушали».
Так говорит Господь:
20 «Вы, пленники, которых Я заставил покинуть Иерусалим и пойти в Вавилон, слушайте весть Господнюю.
21 Господь Всемогущий говорит это об Ахаве, сыне Колаии, и Седекии, сыне Маасеи, которые проповедовали вам ложь, утверждая, что она пришла от Господа, но они лгали. Я отдам этих двух пророков Навуходоносору, царю Вавилона, и он их убьёт на глазах у всех пленников Вавилона.
22 Все иудейские пленники будут иметь в лице их пример, когда будут просить, чтобы с другими людьми случилось плохое. Они скажут: „Пусть поступит Господь с тобой так же, как с Ахавом и Седекией. Царь Вавилона, Навуходоносор, сжёг их на костре!”
23 Те пророки вредили людям Израиля, они грешили прелюбодеянием с соседскими жёнами и лгали, утверждая, что это весть была послана Мной. Я не велел им делать этого, Я знаю, что сделали они, Я тому свидетель».
Так говорит Господь.
24 Передайте весть Шемаии из рода Нехелам, что
25 Господь Всемогущий, Бог Израиля, говорит:
«Ты направил письма всем людям Иерусалима, священнику Софонии, сыну Маасеи, и всем священникам, но ты послал их от своего имени, а не от имени Господа.
26 Вот что ты говорил в письме к Софонии: „Софония, Господь сделал тебя священником вместо Иодая, ты должен быть ответственным за храм Божий и сажать в темницу каждого, кто ведёт себя как сумасшедший, выдавая себя за пророка. Ты должен надеть на ноги такого человека деревянные колодки, а на шею ему — железный хомут.
27 Иеремия анафофянин ведёт себя так, будто он пророк. Почему ты его не арестовал?
28 Иеремия послал эту весть нам в Вавилон: „Вы будете там долго, поэтому стройте дома и обживайтесь, сажайте сады и ешьте то, что сами вырастите”».
29 Священник Софония прочитал вслух это письмо пророку Иеремии.
30 После этого к Иеремии пришла весть от Господа:
31 «Иеремия, пошли весть всем пленникам Вавилона. Вот что Господь говорит о Шемаии из рода Нехелам: „Шемаия вам проповедовал, хотя Я его не посылал. Шемаия заставил вас поверить в ложь.
32 Поскольку он сделал это, Господь сказал: „Я скоро накажу Шемаию из рода Нехелам. Я полностью уничтожу его семью, и он не увидит добро, которое Я принесу Моему народу. Я накажу Шемаию потому, что он учил людей идти против Господа. Так сказал Господь”».

Толкование Далласской семинарии

4) КОНФЛИКТ С ЛЖЕПРОРОКАМИ, ПРЕБЫВАВШИМИ В ВАВИЛОНСКОМ ИЗГНАНИИ (глава 29)

а. Первое письмо Иеремии к изгнанникам (29:1−23)

1) Вступление.

Иер 29:1−3. Речь идет о письме, посланном Иеремией к тем примерно 10 тысячам иудеев, которые были уведены в Вавилон вместе с царем Иехонией; это произошло в 597 г. до Р. Х. (4Цар 24:8−17; Иер 22:24−27). Пророк воспользовался случаем и отправил это письмо с иудейскими послами (стих 7), которые везли дань Навуходоносору.

2) Изгнание будет долгим (29:4−14).

Иер 29:4−10. Иеремия убеждал изгнанников (ссылаясь на то, что такова воля Господа Саваофа) не отчаиваться, но и не предаваться иллюзиям: плен будет не короче человеческой жизни, он продлится целых 70 лет (стих 10). Но все это время иудеи должны жить верой в грядущее освобождение и очищать свои души покаянием, искупая грех богоотступничества — свой и отцов своих.

В ожидании того дня, когда Господь, Который переселил их в Вавилон, «посетит» их, чтобы возвратить… на место их (стих 10), им следует жить нормальной жизнью в чужой для них стране: строить дома и разводить сады, чтобы есть плоды их, вступать в брак и рожать детей. Им не только не следует уповать на то, что Вавилон скоро придет в упадок, но, напротив, пусть они заботятся о благосостоянии того места, куда переселил их Господь (мысль повторяется!), и даже молятся Ему о нем. Ибо отныне их благополучие будет зависеть от благополучия Вавилона! И пусть они не верят своим пророкам, которых Господь… не посылал, и разного рода гадателям: и те и другие (как и сновидения их) обманывают их.

Иер 29:11−14. Да поймут они, что только Бог знает, когда и чему положить конец; предстоящее им 70-летнее пленение — лишь часть Его плана в отношении народа Его и тех намерений во благо ему, а не на зло, которые имеет Он, заботящийся об их будущности (стих 11). Только им, живущим в изгнании, необходимо взывать к Нему и молиться Ему и искать Его всем сердцем. Лишь при этом условии они найдут Его, и Он возвратит их из плена и соберет из всех народов и… мест куда изгнал их (стихи 13−14 сравните с Втор 10:1−10).

3) Предостережение против лжепророков (29:15−23).

Иер 29:15−19. Иеремия не сомневался, что среди «пророков», оказавшихся в изгнании, многие «утешают» сограждан обещаниями безопасности для Иерусалима и скорого их возвращения из плена (28:2−4). В свете таких предсказаний его письму могли и не поверить. Вновь и вновь (прежде устно, а теперь в письме) стремился он донести до сознания иудеев несостоятельность оптимистических «прогнозов».

Так говорит Господь о царе (очевидно, о Седекии, оставшемся в то время в Иерусалиме), писал Иеремия, и о всех братьях ваших, которые не отведены с вами в плен: меч, голод и моровая язва ожидают их (стихи 16−17). Иеремия прибегает к иносказанию из своего видения (24:1−2), уподобляя «оставшихся» негодным смоквам.

Поэтическая гипербола в стихе 18 выражает идею обреченности всех (и евреев в первую очередь), кто не повинуется Господу (стих 19); она, по-видимому, выходить «за рамки» той конкретной исторической ситуации, которую возвещал Иеремия в ближайшем будущем. Подтверждение этому можно видеть во фразе и предам их на озлобление всем царствам земли… на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их.

Иер 29:20−23. Вероятно, лица, перечисляемые Иеремией в стихе 21, особо выделялись среди тех, кто от имени Господа пророчествовал ложь. Они делали это еще в Израиле (подразумевается Иудея), где к тому же прелюбодействовали с женами ближних своих. Пусть же не надеются остаться безнаказанными, писал Иеремия: Господь предаст их в руки Навуходоносора, который умертвит их. И самые имена их будут произноситься как проклятие (стих 22). Возможно, Седекия и Ахав, упоминаемые Иеремией, действительно были заживо сожжены в печи («изжарены») — к этому виду казни нередко прибегали в Вавилоне (Дан 3:6, 19−23).

б. Второе письмо Иеремии к изгнанникам (29:24−32)

1) Шемаия пишет письмо в Иерусалим.

Иер 29:24−29. Послание Иеремии, полное упования на Господа и веры в будущность Иудеи, отнюдь не всем вавилонским изгнанникам понравилось. Так, пророк Шемаия из Нехелама отправил в ответ на него раздраженное письмо к остававшимся в Иерусалиме, и к священнику Софонии, который стал надзирателем Иерусалимского храма, вместо священника Иодая (очевидно, уведенного в Вавилон). (Стих 25 содержит слова Иеремии, которому Софония это письмо… прочитал вслух; стих 29. В стихе 26 цитируются слова Шемаии.)

Враг Иеремии негодующе вопрошал из Вавилона, почему священник Софония, будучи одним из «блюстителей» в доме Господнем, не запретит Иеремии Анафофскому пророчествовать, почему не посадит его в темницу, не закует в колодки? Ведь он предсказывает продолжительный плен и призывает иудеев «обживаться» в Вавилоне (стих 28). Но по всему видно, что у Софонии авторитет Иеремии как пророка не вызывал сомнения. Напомним, что он дважды обращался к нему за советом по поручению царя Седекии (21:1; 37:3). После падения Иерусалима Софония будет схвачен и убит по приказанию Навуходоносора (52:24−27).

2) Иеремия пишет в Вавилон вторично.

Иер 29:30−32. Письмо Шимаии возмутило Иеремию: именно такие «пророки», как этот, довели иудеев до нравственного и гражданского падения! Иеремия сознавал это всем своим существом, ибо знание это было у него от Господа. Вот и теперь Он велит ему сказать… всем переселенцам, что Шимаию, который у них пророчествует, обнадеживая их ложно, Он не посылал. А потому суровое наказание ожидает его: после него не останется потомков (стих 32); для иудея это было самым тяжелым наказанием.

Как полагают, вторая возможность передать письмо в Вавилон представилась Иеремии в 593 году; он передал его с царедворцем Сераией, который сопровождал царя Седекию в поездке к Навуходоносору.

Иеремия оказался прав. Именно люди, составлявшие первую партию переселенцев, сохранившие веру в изгнании, заложили фундамент последующего возрождения Израиля.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.