Иеремия 3 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 «Если с женою разводится муж и она, покинув его, становится женой другого, то сможет ли первый муж снова на ней жениться? Нет! Если б так было, то он бы осквернил эту землю. Иудея, со многими любовниками ты блудила и теперь ко Мне вернуться хочешь? — Говорит Господь. —
2 Иуда, взгляни на голые вершины, и покажи, где не блудила ты? Ты около дороги в ожидании любовников сидела, как аравитянин сидит и ждёт в пустыне. Эту землю ты осквернила, ты согрешила и была Мне неверна.
3 Ты грешила, и поэтому не шли дожди, и даже не было дождей весенних. Но и тогда не стыдилась ты; лицо твоё похоже на лицо блудницы, не знающей стыда.
4 Обращаясь ко Мне, ты меня Отцом называешь, ты говоришь, что другом Я для тебя был с детских лет.
5 Ты говоришь, что Бог не вечно будет в гневе на тебя. Ты, Иудея, это говоришь, но столько зла творишь, насколько ты способна».
Плохие сёстры:
6 Во времена, когда царь Иосия правил народами Иудеи, Господь обратился ко Мне с такими словами:
«Иеремия, ты видел всё плохое, что сделала жена Моя Израиль? Ты видел её неверность. Она Мне изменяла с идолами на каждом холме и под каждым зелёным деревом.
7 Я говорил Себе: „Израиль вернётся ко Мне, оставив грех”, но она не вернулась. Иудея, неверная сестра Израиля, видела, что та делала.
8 Страна Израиль была Мне неверна и знала, почему Я развёлся с ней и отослал её прочь. Знала она, что Я расстался с ней из-за её греха, из-за измены, но это не испугало её неверную сестру, Иудею. Иудея тоже пошла и стала вести себя словно блудница.
9 Ей было всё равно, и она осквернила свою страну, совершив грех измены с идолами из камня и дерева.
10 Неверная сестра Израиля, Иудея, не пришла ко Мне с открытым сердцем, она только сделала вид, что вернулась ко Мне».
Так говорил Господь.
11 Господь сказал мне:
«Блудница Израиль не знала верности, но её оправдания были более вескими, чем её сестры, Иудеи.
12 Взгляни на север, Иеремия, и произнеси Мои слова: „Вернись, неверный народ Израиля, — говорил Господь. — Гнев Мой иссякнет, ведь Я полон милосердия и всепрощения”. Господь говорит: „Я вечно гневаться на вас не буду.
13 Признайте только свой грех, потому что вы отступили от Господа и под каждым деревом вы идолам других народов поклонялись, вы не подчинялись Мне”».
Так сказал Господь.
14 «Вы — неверный народ, но возвратитесь ко Мне, — сказал Господь. — Я ваш Господин. Я возьму по одному человеку из каждого города и по два человека из каждого рода и приведу их на Сион.
15 Я дам вам новых вождей, которые будут верны Мне; они будут вести вас, всё зная и всё понимая.
16 И будет в те дни вас великое множество на земле».
Господь сказал:
«В это время не будут больше говорить: „Я помню дни, когда у нас был Божий ковчег”. Они и вспоминать о нём не будут, и никогда больше не сделают другого ковчега.
17 В это время Иерусалим будет называться „Троном Господним”, все народы соберутся в Иерусалиме, чтобы чествовать имя Господа. Они больше не будут следовать злым и упрямым сердцам своим.
18 В эти дни воссоединятся семьи Иудеи и семьи Израиля и вместе придут из северных земель на землю, которую Я дал их предкам».
19 Я, Господь, сказал:
«Хочу к вам относиться словно к детям Своим. Хочу вам землю дать намного лучшую, чем у других народов. Я думал, что назовёте вы Меня „Отцом” и будете всегда идти за Мной.
20 Но вы уподобились женщине, которая мужу неверна; Мне были неверны израильские семьи».
Так говорил Господь:
21 «Вы услышите горький плач, несущийся с холмов, — это израильтяне о милосердии слёзно молят; они забыли Господа Бога своего и стали злыми».
22 Ещё сказал Господь:
«Народ Израиля, ты Мне неверен, но вернись ко Мне, вернись и Я прощу твою неверность. Скажите только: „Да, Ты — наш Господь, и поэтому мы идём к Тебе.
23 Как глупо было поклоняться на холмах всем этим идолам. Насколько неразумны были наши шумные празднования. Спасение Израиля исходит от Господа, нашего Бога.
24 Всё, чем отцы владели наши, съел безжалостный идол Ваал. Он у отцов стада забрал, а также забрал их сыновей и дочерей.
25 Позволь, Господь, нам пасть в своём стыде, позволь, чтоб стыд покрыл нас словно покрывалом. Мы против Господа, Бога нашего, грешили. Мы и наши предки не слушали Его, не подчинялись Ему с детских лет и до сего дня”».

Толкование Далласской семинарии

Иер 3:1−5. Обличением духовного блуда Иудеи заканчивает Иеремия свое первое послание. в стихе 1 он подразумевает положение о разводе, содержащееся в законе Моисея (Втор 24:1−4). Жена, «отпущенная» своим мужем по той или иной причине и вышедшая замуж за другого, не могла впоследствии возвратиться к первому мужу: это объявлялось мерзостью перед Господом. Иудея же в сущности рассталась со своим Мужем и постоянно оскверняла себя связями со многими любовниками.

Последнюю фразу этого стиха правильнее читать так: «и можешь ли теперь возвратиться ко Мне?» Ответ как будто бы подразумевается отрицательный. Но Иегова, по неземному Своему милосердию, все-таки примет назад Свою неверную «жену». Нынешнее отвержение ее — временно. Позднее Иеремия запишет обещание Господа «восстановить» Израиль (и Иудею) как народ — под действием нового завета (3:18; 31:31−33).

На «высотах» (стих 2) чаще всего возводили языческие капища. У дороги обычно сидели блудницы в ожидании прохожих (Быт 38:13−14, 20−21). Сравнение с кочевником (аравитянином) здесь, вероятно, подразумевает, что тому свойственно было поджидать в пустынном месте одинокого путника, чтобы броситься на него и ограбить: так и «блудница-Иудея» кидается на потенциальных любовников (лжебогов), одержимая жаждой блуда с ними.

Никакими наказаниями (в частности, «удержанием дождей»; поздние дожди, необходимые для созревания урожая, идут в Палестине в марте-апреле) не удается образумить блудницу, отбросившую стыд. Первую фразу в стихе 4 правильнее читать так: «Не взывала ли ты ко Мне только что: Отец мой!» Иеремия мог иметь в виду эмоциональную реакцию иудеев на обнаружение в храме свитка закона Моисеева (4Цар 22:8, 10−11; 23:2−3).

К сожалению, всплеск этого благочестия оказался поверхностным, и последовавшие за этим религиозные реформы царя Иосии не затронули народного сознания сколько-нибудь глубоко. Пророк подчеркивает, что Иудея ведет себя по отношению к небесному Супругу именно как блудодейная жена, которая молит мужа о снисхождении и прощении, обещает «исправиться», но продолжает творить привычное ей зло.

б. Призыв к раскаянию в свете грядущего суда (3:6 — 6:30)

Второе послание Иеремии было, по всей вероятности, составлено не в то же время, что первое. Но логически, по содержанию своему, оно примыкает к сказанному в 2:1 — 3:5 и воспринимается так, как если бы завершало первое послание. Устами Иеремии Бог призывает Иудею к раскаянию, сопоставляя греховное поведение и судьбу «двух сестер» — Израиля и Иудеи.

Заметим, что потомок первосвященника Илия, выходец из священнического рода, представители которого служили в древнем израильском святилище в Силоме и из поколения в поколение передавали связанные с этим традиции и воспоминания, Иеремия не мог не относиться с симпатией к Северному царству, в его время уже не существовавшему. Данное пророчество было произнесено «во дни Иосии царя» (стих 6), вероятно, где-то между 627 годом до Р. Х., когда началось служение Иеремии, и 621 годом, когда в храме был обнаружен свиток закона (сравните с 11:1−8).

1) Призывы к раскаянию (3:6 — 4:4).

Иер 3:6−11. Пророк начинает с описания духовных блудодеяний дочери Израиля в прошедшие века. Полагают, что «отступницей» она здесь названа потому, что именно в Северном царстве, в Вефиле, был учрежден центр неугодного Иегове поклонения Ему (3Цар 12:29; сравните Иер 48:13). Господь, через пророков, неоднократно призывал Израиль «возвратиться» к Нему, пока, наконец, не дал ей разводное письмо, т. е. не отвратил от Израиля лица Своего, результатом чего и был разгром Северного царства Ассирией (в 722 г. до Р. Х.).

Иудея не вынесла урока из горькой судьбы своей сестры, она не убоялась, но продолжала блудодействовать по примеру ее. В стихе 9 речь идет об Израиле, а не об Иудее. «Камень и дерево» подразумевают высеченные из них идольские изображения. В стихе 10 Господь… говорит о притворном (внешнем, не глубоком) раскаянии Иудеи во дни царя Иосии. В стихе 11 имеется в виду большая вина Иудеи (по сравнению с Израилем) — в том смысле, что Иудея не захотела сделать выводы из происшедшего с «сестрой»; кроме того, Иеремия мог подразумевать, что Иудея не знала незаконных богослужений (как в Вефиле и Дане), что в ее истории было немало благочестивых царей (в отличие от Израиля), и что она не имела недостатка в истинных пророках. Потому и подчеркивает Господь ее вероломство.

Иер 3:12−18. Иегова повелевает пророку призвать к раскаянию потомков тех, кто составляли некогда Северное царство (провозгласи слова сии к северу) — да осознают они, сколь милостив… Господь, Который не вечно негодует и прощает возвратившихся к Нему (сравните 7:3; 26:13). Да прочувствует это (готовность Господа прощать кающихся) тем глубже вероломная Иудея.

Слова по одному… по два в стихе 14, очевидно, относятся к «благочестивому остатку». Если и не все дети-отступники «возвратятся» к Господу, то хотя бы малую часть их Он приведет на Сион, в Иерусалим. И даст им пастырей (т. е. вождей и священников) по сердцу Своему (Иер 10:21; 23:1−2; сравните с Иер 23:4). И разрастутся они в числе (стих 16). «Ковчег завета» в стихе 16 символизирует внешнее богослужение. Будущее не за ним, прозревает пророк, но за таким богослужением, в основе которого будет глубинная внутренняя связь между Богом и верными Ему людьми.

Выражением его станет Иерусалим Тысячелетнего царства (ибо именно картина царства Божия на земле рисуется Иеремией в этих стихах); духовный центр его, Иерусалим весь наймется престолом Господа. сравните с Иез 43:7, где говорится о Иерусалимском храме Тысячелетнего царства. По всей видимости, Господь Иисус станет править из этого храма всеми народами, которые соберутся на территории Сиона (вероятно, в значении «объединятся вокруг него» как духовного и политического центра мира): они не будут более поступать по упорству злого сердца своего.

В стихе 18 — речь о будущем воссоединении дома Иудина с домом Израилевым (сравните с Иер 31:31−33; Иез 37:15−28), представители которых вместе станут возвращаться из земли северной (очевидно, из земель их рассеяния) в землю, обетованную их отцам. Напомним, что Израиль разделился на два царства — Северное и Южное — в 931 г. до Р. Х., и с тех пор объединения 12 колен под Божиим правлением более не существовало; обещание, о котором говорит Иеремия, осуществится во второе пришествие Христа.

Иер 3:19−20. Стих 19 лучше перевести так: «и Я говорил (прежде, всегда): как хотелось Мне поставить тебя на место сына и дать тебе вожделенную землю, лучшее из наследий, которые наследуют народы! И говорил Я: ты станешь называть Меня отцом… и не отступишь от Меня.» Горько сетует Иегова (стих 20), что до сих пор препятствием на пути к этому было поведение Израиля, подобное поведению вероломной жены.

Иер 3:21−25. Иеремии рисуется столь желанное ему раскаяние сынов Израиля: они плачут на высотах, где столь же долго, сколь и бесплодно, поклонялись идолам, о том, что… извратили путь свой, забыли Господа, Бога своего (стих 21). Сострадающий им Бог зовет их к Себе, мятежных Своих детей, и они, после горчайших испытаний, выражают искреннюю готовность возвратиться к Нему (стих 22). Дальнейшее повествование Иеремии свидетельствует, однако, что тогда этого не произошло. Произойти этому лишь предстоит, когда вновь придет на землю Мессия (Зах 12:10 — 13:1).

В стихах 23−25 народ выражает сожаление, что напрасно исповедывал чуждые культы, волнуясь и шумя (так ближе к еврейскому тексту) на холмах и горах (очевидно, подразумеваются громкие моления и вопли к идолам, возносившиеся оттуда). Ибо поистине… спасение Израилево лишь в Господе!

От начала своего существования (от юности нашей) каются израильтяне о соучастии своем в мерзких языческих оргиях и о принесении в жертву языческим богам имущества, нажитого трудами отцов; в окончании стиха 24 — речь о человеческих жертвоприношениях. В завершение этой главы пророк описывает чувство стыда, охватывающее тех, кто кается искренне.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.