Иеремия 39 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вот как был захвачен Иерусалим: на десятый месяц девятого года, когда Седекия царствовал в Иудее, Навуходоносор, вавилонский царь, пришёл со всем своим войском сразиться против Иерусалима и осадил город, чтобы его захватить.
2 На девятый день четвёртого месяца одиннадцатого года царствования Седекии стена Иерусалима была пробита.
3 Все царские правители Вавилона вошли в Иерусалим и сели у Средних ворот. Среди них были Нергал-Шарецер, губернатор Сангара, Самгар-Нево, знатный правитель, и многие другие важные люди.
4 Седекия, царь Иудеи, увидев этих вавилонских правителей, убежал со своими воинами в пустыню. Они бежали в ту ночь через тайные ворота в двойных стенах, находившихся возле царского сада.
5 Но вавилонская армия преследовала Седекию и его солдат. Они настигли Седекию на Иерихонской равнине и, захватив его, отвели к Навуходоносору, царю Вавилона, в город Ривлу, в земле Емаф, где Навуходоносор вынес приговор Седекии.
6 В Ривле Навуходоносор убил сыновей Седекии, а также всех иудейских правителей у него на глазах.
7 Затем Навуходоносор, выколов Седекии глаза, заковал его в бронзовые кандалы и отвёл в Вавилон.
8 Солдаты армии Вавилона сожгли царский дворец и дома в Иерусалиме, а также разрушили городские стены.
9 Человек по имени Навузардан был командиром телохранителей. Он взял всех, кто остался в Иерусалиме, а также всех, кто сдался раньше, в плен и отвёл их в Вавилон.
10 Но Навузардан оставил несколько бедняков из Иудеи, которые ничего не имели, и отдал им во владение поля и виноградники.
11 Навуходоносор отдал Навузардану такой приказ относительно Иеремии:
12 «Найди Иеремию и позаботься о нём, не причиняй ему вреда и дай всё, о чём он попросит».
13 Тогда Навузардан, командир телохранителей, Навузазван, главный евнух, Нергал-Шарецер, знатный вельможа, и другие начальники в вавилонской армии послали за Иеремией.
14 Иеремию забрали со двора храма, где он находился под охраной. Годолии, сыну Ахикама, который был сыном Шафана, поручили отвести Иеремию домой. Когда его проводили домой, Иеремия остался среди своего народа.
15 Когда Иеремия находился под охраной во дворе храма, ему пришла весть от Господа:
16 «Иеремия, пойди и скажи Авдемелеху, человеку из Эфиопии, такие слова: „Вот что говорит Господь Всемогущий, Бог Израиля: „Очень скоро Я сделаю правдой весть Мою об Иерусалиме, она сбудется в несчастьях, и вы увидите правду воочию.
17 Но Я спасу тебя, Авдемелех”».
Господь говорит:
«В тот день ты не попадёшь в руки людей, которых боишься.
18 Я спасу тебя, Авдемелех, ты не погибнешь от меча и будешь жить. Так будет потому, что ты верил в Меня».

Толкование Далласской семинарии

в. Разрушение Иерусалима (глава 39)

1) О горестной судьбе иудеев (39:1−10).

Иер 39:1−4. Подробно описывает Иеремия, как осуществились его предсказания, к которым иудеи не желали прислушаться. Последняя осада Иерусалима началась, пишет он, в девятый год правления Седекии… в десятый месяц того года, и завершилась взятием иудейской столицы халдеями в девятый день четвертого месяца одиннадцатого года правления Седекии.

Это событие было — в рамках еврейской истории — столь незабываемо-страшным, что в Ветхом Завете о нем говорится неоднократно. к примеру, Иер 34:1−7; 52:4−16; Иез 24:1−2, 9, 21; 4Цар 25. Принято считать — на основании времяисчисления, каким пользовались в древнем Израиле, что осада Иерусалима продолжалась более 30 месяцев, с 15-го января 588 года до 18-го июля 586 года до Р. Х. (Заметим, что при подсчете на основании западноевропейского метода времяисчисления получают иные данные, а именно 19 месяцев.) Судя по дальнейшему тексту (стихи 5−6), царь Навуходоносор при взятии Иерусалима не присутствовал, и все, что произошло затем, сделано было его военачальниками.

Они вошли в город и расположились в средних воротах (стих 3), находившихся, как полагают, в северной части Иерусалима; оттуда удобно было наблюдать за всем происходившим, и там «князья вавилонские» собирались для совещаний. Перечислены как будто бы имена четырех из них, и названы должности двух последних (некоторые — на основании лингвистического анализа — читают начальник магов как начальник жрецов). Дело, однако, в том, что «имена», приведенные в стихе 3, содержат (по крайней мере, некоторые из них) указания или намеки на «должность» тех, кому они принадлежали, так что с уверенностью трудно судить о количестве названных сановников, как и о том, только ли собственные имена их приведены здесь.

Далее описывается безуспешная попытка царя Седекии и остававшихся с ним воинов скрыться от врагов. Упоминаемый тут царский сад находился в южной части Иерусалима, близ Силоамского источника (Неем 3:15). Те, кто пытался восстановить «маршрут» их бегства, полагают, что, пройдя через ворота между двумя стенами, беглецы оказались в скалистом ущельи, при соединении Гинномской и Кедронской долин. Вскарабкавшись на Масличную гору, они затем спустились в Иорданскую долину и пошли по ней (в русском тексте — по дороге равнины). Может быть, они надеялись пересечь р. Иордан и скрыться в Равве, главном городе дружественных иудеям аммонитян (теперь там находится Амман, столица Иордании).

Иер 39:5−7. Так или иначе, войско Халдейское настигло Седекию на равнинах Иерихонских, читаем в стихе 5. И был последний царь Иудеи отведен вместе с остальными пленниками к Навуходоносору… в Ривлу (в этом сирийском городе на р. Оронт находился в то время царь вавилонский, контролируя оттуда ситуацию в Сирии и Финикии).

Там был произведен суд над теми, кто не пожелал слушать голоса Божьего. Следует лаконичное, но страшное описание того, как в присутствии злосчастного Седекии были заколоты сыновья его и все вельможи иудейские. После чего глаза царя, запечатлевшие эту жуткую картину, были выколоты. Как и предсказывал Седекии Иеремия, он в оковах был отведен в Вавилон.

Иер 39:8−10. Иерусалим был сожжен, а стены его разрушены. Выживших горожан и тех, кто заблаговременно перебежал на сторону халдеев (21:8−9; 38:2, 17−18), переселили в Вавилон. Какая-то часть населения (преимущественно бедняки, не имевшие земли) была, однако, в Иудее оставлена. В их лице мудрый политик Навуходоносор обеспечивал себе безопасный тыл: роздав им земельные наделы и виноградники, он мог рассчитывать как на их лояльность, так и на то, что покоренная им земля не придет в запустение и скоро вновь станет для Вавилона источником дани.

2) О судьбе Иеремии (39:11−18).

Иер 39:11−14. По всей вероятности, имя Иеремии было Навуходоносору известно — возможно, он знал о письмах пророка к иудейским изгнанникам в Вавилоне (глава 29), а, может быть, слышал о нем от «перебежчиков» (21:8−9; 38:1−3). Зная о том, что Иеремия всячески пытался удержать своих соплеменников от мятежа против него, царь Вавилонский повелел сохранить пророку жизнь и поступить с ним по желанию его. Ответственным за это он сделал Навузардана, начальника своих телохранителей.

Далее читаем, что не только он, но и другие высокопоставленные люди из окружения царя (стих 13) приняли участие в судьбе Иеремии. Он был освобожден со двора стражи и поручен попечению Годолии, сына Ахикама и внука Сафана (таблицу «Сафан и его потомки» в толкованиях на главу 26). Годолия был затем назначен губернатором — для управления теми, кто оставлен был жить на территории Иудеи (40:7).

Некоторые видят противоречие между тем, как описывается обращение халдеев с Иеремией здесь, и тем, что читаем в 40:1. Но кажущееся противоречие, по-видимому, нетрудно объяснить. Для Иеремии, всем сердцем болевшего о своем народе, естественно было отправиться, обретя свободу, туда, где, вероятно, был «сборный пункт» пленных, — в Раму (находившуюся на 7−8 км севернее Иерусалима). Он пошел утешать их, и сам был схвачен и закован в цепи охранявшими пленных халдейскими воинами, которые Иеремию не знали. В Раме-то он и был освобожден вторично, возможно, Годолией (хорошо знакомым с пророком), заботам которого был поручен вавилонскими сановниками.

Иер 39:15−18. Глава завершается рассказом о том, как к Иеремии, когда он еще содержался во дворе темничном, было слово от Господа относительно Авдемелеха ефиоплянина, который спас пророка из страшной ямы (38:6−13). Поступив с ним милосердно, он угодил Господу и за то будет избавлен от меча и плена. В отличие от других иудейских сановников, Авдемелех возложил упование на Господа — именно оно и побудило его вступиться за Божьего пророка. И наградой ему, сказал Господь Иеремии, будет жизнь. Он не умрет вместе с прочими.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.