Иеремия 41 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Измаил, сын Нефании, сын Елишамы, был родом из царской семьи. В седьмой месяц Измаил, один из командиров царя Иудеи и десять преданных ему людей пришли в Мицфу к Годолии, сыну Ахикама. Измаил со своими людьми ел вместе с Годолией.
2 Во время этой трапезы Измаил и его люди встали и зарубили мечами Годолию, сына Ахикама, который был губернатором Иудеи.
3 Измаил также убил всех иудеев и вавилонских солдат, находившихся вместе с Годолией в Мицфе.
4 Через день после убийства Годолии
5 в Мицфу пришли восемьдесят человек, которые принесли в храм Господа хлебные жертвы и благовонное курение. Эти восемьдесят человек сбрили себе бороды, изорвали на себе одежду и изрезали себя. Они пришли из Сихема, Силома и Самарии, и никто из них не знал, что Годолия уже убит.
6 Когда Измаил вышел из Мицфы навстречу этим людям, он, со слезами на глазах, обратился к ним: «Идите со мной и встретьтесь с Годолией».
7 Эти восемьдесят человек пошли с ним, а затем Измаил и его люди убили семьдесят из них и бросили их тела в глубокую яму.
8 Но десять человек, которые остались, взмолились к Измаилу:
«Не убивай нас, у нас есть пшеница и ячмень, масло и мёд, которые мы спрятали в поле».
Тогда Измаил оставил их в живых.
9 Яма, в которую бросили убитых, была вырыта царём Иудеи по имени Аса, который сделал её, чтобы на случай войны в городе всегда была вода. Аса хотел уберечь свой город от царя Израиля Ваасы. Измаил наполнил эту яму телами мёртвых доверху.
10 Измаил захватил всех оставшихся жителей Мицфы, среди них были царские дочери, а также все те, кто оставался в городе и за кем должен был присматривать Годолия по приказу Навузардана, командира телохранителей царя Вавилона. Измаил захватил всех этих людей и направился в землю аммонитян.
11 Иоханан, сын Карея, и все другие начальники слышали о том, что сделал Измаил.
12 Они собрали своих воинов, чтобы сразиться с Измаилом, сыном Нефании, и настигли его у большого водоёма в Гаваоне.
13 Увидев Иоханана, а также всех тех, кто был с ним, пленники Измаила очень обрадовались.
14 И все пленённые Измаилом в Мицфе побежали к Иоханану, сыну Карея.
15 Но Измаил и с ним восемь человек убежали к аммонитянам.
16 Иоханан, сын Карея, и все воины с ним спасли пленников Измаила. Среди выживших были солдаты, женщины, дети и вельможи. Иоханан привёл их обратно из города Гаваон.
17 Поэтому они решили уйти в Египет. По пути они остановились в Геруф-Кимгаме около Вифлеема.
18 Иоханан и другие начальники испытывали страх перед халдеями. Царь Вавилона выбрал Годолию губернатором Иудеи, но Измаил убил Годолию, и Иоанан боялся, что халдеи рассердятся.

Толкование Далласской семинарии

Иер 41:1−3. Исмаил явился к Годолии… в Массифу в седьмом месяце (в сентябре-октябре); поскольку год здесь не указан, не известна и точная дата убийства. Ибо вызывает некоторое сомнение, чтобы все описываемые в главах 39−41 события имели место во второй половине 586 года. Судя по 52:12, вавилонская армия находилась в Иерусалиме до 17 августа 586 года. То есть менее чем 2 месяца должны были «вместить» в себя и депортацию иудейского населения и утверждение губернаторского правления для оставшихся в стране, и раздачу им земли, и вывод основной части вавилонской армии из Иудеи.

В свете этих соображений не исключено, что Годолия был убит в один из последующих годов. В каком же именно? Некоторые связывают это злодейство с малоизвестной дополнительной депортацией из Иудеи в 583−582 годах до Р. Х. (Иер 52:30). Почему, зададимся вопросом, понадобилась она Навуходоносору в то время? Не для того ли, чтобы навести и укрепить порядок в покоренной стране после убийства губернатора и уничтожения какой-то части контингента вавилонской армии? (41:2−3.) Если это соображение верно, то Годолия был убит в октябре 583 года.

В сопровождении 10 человек явился Исмаил в Массифу вкусить хлеб с губернатором, и во время пиршества они умертвили его. (Елисам был, вероятно, сыном Давида (2Цар 5:16), и отец Исмаила — Нафания назван «сыном» Елисама в значении его потомка.) Вместе с Годолией убиты были гости его на пиршестве — из числа Иудеев и… Халдеев (сравните с 4Цар 25:25).

Иер 41:4−9 Очевидно, все это произошло ночью, — заговор удался настолько, что и на другой день после случившегося никто не знал о том, что произошло в резиденции губернатора.

Если мы вспомним, что в «седьмом месяце» справлялись по закону три ежегодных священных для евреев праздника (Лев 23:23−44), в том числе Праздник кущей, то станет ясно, что группа в составе 80 человек… из Сихема, Силома и Самарии направлялась по случаю одного из этих праздников к разрушенному храму.

Это были паломники, которые несли дары и благовония (ливан) Господу, к месту поклонения Ему; одежды их были не праздничными, а траурными потому, что они знали о поражении Иудеи и разрушении храма. Примечательно, что сами они были из израильских городов, из поверженного задолго до того Северного царства. Это обстоятельство свидетельствует, что и на тех землях оставили какой-то след реформы царя Иосии (4Цар 23:15−20; 2Пар 34:33).

Исмаил предпринял следующий хитрый и коварный шаг. Он вышел… навстречу паломникам с плачем (стих 6), как бы разделяя их скорбное покаянное настроение, и пригласил в дом к губернатору. Те, польщенные, конечно, не отказались, но лишь дошли до центра города, как тоже пали жертвой злодеев. 70 из 80 были убиты и брошены в ров; речь идет о вырытом в городе водоеме, который после того, как был завален трупами, сделался ритуально нечист.

Из стиха 9 узнаем, что упомянутый водоем сооружен был лет за 200 до того благочестивым иудейским царем Асой, вынужденным постоянно воевать с Ваасой, нечестивым царем Израиля. (В условиях частых военых действий запасы воды в городе были особенно необходимы.) 3Цар 15:16−22. Зачем понадобилось Исмаилу совершить это новое злодеяние? Может быть, в целях грабежа. Ведь караван из 80 человек, конечно, располагал и немалыми деньгами и запасами провизии (41:8). Десять из восьмидесяти и купили себе жизнь ценой тех, видимо, дополнительных запасов, которые были скрыты у паломников в поле.

Иер 41:10−15. Между тем, банда во главе с Исмаилом продолжила свой разбойничий «рейд». Остаток народа, бывшего в Массифе… который халдеи поручили заботам Годолии, Исмаил… захватил… и отправился со своими пленными к аммонитянам. Не приходится сомневаться, что среди них был и пророк Иеремия (42:1−2). Однако долго события, разыгравшиеся в Массифе, не могли оставаться втайне. Весть о них дошла наконец до Иоанана и других военачальников.

Собрав в свою очередь отряд, они пошли, чтобы сразиться с Исмаилом… и настигли его… в Гаваоне. (В этом городе еще сравнительно недавно сохранялся большой, вырытый в древности водоем, куда поступала вода из ближайшего источника; «большие воды» в русском тексте, стих 12.) Пленники Исмаила радостно бросились навстречу своим освободителям (стихи 14−15). Очевидно, двое из банды Исмаила были убиты, и с восьмью оставшимися он бежал к аммонитянам (стих 15).

3) Иоанан возглавляет иудеев (41:16 — 42:22).

Иер 41:16−18. Перечисляется состав группы, освобожденной Иоананом. Все они, однако, не пошли обратно в Массифу, ибо приняли решение бежать в Египет. Первую свою остановку они сделали близ Вифлеема, километрах в 16−17 от Гаваона. Иоанан и другие военачальники имели основание бояться Халдеев — ведь Исмаил был человеком «их круга»; не сочтут ли «оккупационные власти», что и все иудейские «начальники» были причастны к его злодейскому заговору? Так, вероятно, рассуждали они, решив бежать в Египет.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.