Иеремия 49 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь говорит о земле аммонитян:
«Аммонитяне, вы думаете, что у людей Израиля нет детей, которые бы унаследовали землю после смерти их отцов? Быть может, Милхом именно поэтому захватил землю семьи Гада?»
2 Господь говорит:
«Время наступит в Равве, в земле Аммона, когда все услышат звуки битвы. Равва в земле Аммона погибнет и станет холмом, покрытым развалинами. И города вокруг Раввы будут сожжены. Они заставили Израиль покинуть свои земли, но позже Израиль заставит их уйти».
3 «Плачьте, люди Есевона, потому что город Гай уничтожен. Женщины Раввы, плачьте, наденьте одежды печали, спрячьтесь в городе, жизнь свою спасая, потому что враг пленил бога Милхома вместе с его священниками и князьями.
4 Вы хвалитесь вашей силой, но с каждым часом становитесь всё слабее. Вы думаете, что ваши деньги могут вас спасти и что никто не намеревался на вас напасть?
5 Но Я принесу несчастья со всех окрестных земель, — говорит Господь, Бог Всемогущий, — и вы побежите, и никто вас вместе не соберёт.
6 Народ аммонитян будет пленён, но придёт время, когда Я приведу аммонитян назад».
Так говорит Господь.
7 Эта весть — о земле Едома. Говорит Господь Всемогущий:
«Разве больше нет мудрости в Фемане? Разве не стало способных дать добрый совет, разве мудрость утратили они?
8 Жители Дедана, бегите и в убежищах прячьтесь, поскольку Я накажу Исава за его злые дела.
9 Сборщики винограда урожай собирают, но они оставят на лозах несколько виноградных гроздьев. Если воры приходят ночью, они не всё забирают,
10 но Я у Исава всё заберу. Я найду все его тайные убежища, никто не спрячется от Меня: умрут все его дети, родственники и соседи,
11 осиротеют дети, и не на кого будет надеяться жёнам».
12 Вот что говорит Господь:
«Некоторые не заслужили наказания, но и они страдают. Ты же, Едом, заслужил наказание и не избежишь его.
13 Господь говорит: „Моей силой Я исполню это обещание, Я уничтожу город Восор, превратив его в руины. Он станет людям примером, когда они будут просить о бедах на другие города. Люди будут его презирать, и все города вокруг Восора превратятся в вечные руины”».
14 Я от Господа слышал весть, Господь послал к чужим народам вестника. Вот эта весть:
«Собирайте ваши войска, будьте готовы к битве, выступите против Едома.
15 Тебя Я сделаю, Едом, малым между народами и презрением между людьми.
16 Ты, Едом, напугал другие народы и думал, что ты очень важен, но ты одурачил сам себя, твоя гордость тебя обманула. Едом, ты на холмах распростёрся, защищённый неприступными скалами, но даже если бы были дома твои выше орлиных гнёзд, Я бы и оттуда тебя низверг».
Так говорит Господь:
17 «И будет Едом уничтожен, будут люди потрясены, увидев разрушенные города, от удивления присвистнет любой.
18 Будет Едом разрушен словно Содом и Гоморра, а также города вокруг них, и никто в них не будет жить.
19 Порою выходит лев из густых кустов на берегах Иордана и направляется на пастбища, где пасутся стада. Я как лев пойду в Едом и напугаю его людей. Я заставлю их бежать, и никто из вождей не остановит Меня. Нет подобного Мне, никто не решится Мне противостоять! Ни один пастырь не устоит против Меня!
20 Итак, послушай, что Бог задумал сделать с людьми Едома, как Он решил поступить с жителями Фемана. Враг из стада Едома самых малых утащит, и все пастбища ужаснутся тому, что случится.
21 Вся земля содрогнётся от падения Едома, и плач будет слышен до самого Красного моря.
22 Господь будет подобен орлу, который кружит над добычей, словно орёл, простерший крылья над Восором. От страха воины Едома будут плакать, как плачут женщины во время родов».
23 Эта весть — о Дамаске:
«Напуганы города Емаф и Арпад, услышав плохие новости, и нет им успокоения.
24 Дамаск ослабел, люди готовы обратиться в бегство, охваченные болью и муками, как будто женщина во время родов.
25 Почему не оставили люди Дамаск, этот счастливый город веселья?
26 На площадях и улицах падут его юноши, в тот день погибнут все его воины».
Так говорит Господь:
27 «Я подожгу стены Дамаска, и обратятся в пепел укрепления Венадада».
28 Эта весть — о роде Кедара и о правителях Асора, которых победил царь Вавилона Навуходоносор. Так говорит Господь: «Пойдите войною на род Кедара, уничтожьте людей Востока.
29 Их шатры будут захвачены, их богатство унесено, а враги заберут верблюдов. Будут люди им кричать: „Вокруг нас творится ужас!”
30 Бегите скорее, люди Асора, найдите надёжное место для укрытия».
Так говорит Господь:
«Царь Навуходоносор придумал коварный план, чтобы вас победить.
31 Есть народ, живущий в безопасности, он беспечен: ни стен, ни ворот нет у него, и никто рядом с ним не живёт. Поэтому Господь говорит: „Нападите на этот народ!”
32 В битве они потеряют своих верблюдов, а их многочисленные стада будут вам принадлежать. Тех людей, стригущих свои бороды, Я разбросаю по всем краям земли и наведу на них отовсюду страшные беды».
Так говорит Господь:
33 «Станет земля Асора прибежищем для шакалов, люди там жить не будут, и земля навечно станет пустыней».
34 Во времена, когда царём Иудеи был Седекия, пророк Иеремия получил весть от Господа о народе Елама.
35 Так говорит Господь Всемогущий: «Я лук Елама, его главную силу, переломлю очень скоро.
36 Я на Елам направлю четыре ветра с четырёх сторон неба. Я отправлю людей Елама на четыре стороны света, где дуют четыре ветра. Пленники из Елама будут в каждой стране.
37 Я Елам на куски разломлю на глазах у врагов. Я разобью его пред всеми, кто мечтает Елам сокрушить. Я несчастья ужасные им принесу, явив им Свой гнев».
Так говорит Господь:
«Я меч Свой пошлю всему Еламу, пока всех до единого не истреблю.
38 Я покажу Еламу, что Мне всё подвластно: Я уничтожу его царя и всех властителей».
Так говорит Господь.
39 «Но в будущем Я им добро дарую», — говорит Господь.

Толкование Далласской семинарии

Г. Пророчество об Аммоне (49:1−6)

Земли аммонитян лежали на восток от р. Иордан и на север от Моава. Во время последнего мятежа Иудеи против халдеев аммонитяне были на ее стороне, но на протяжении всей предыдущей истории два эти народа конфликтовали друг с другом (толкование на 40:14).

Иер 49:1−3. Предполагаемые ответы на вопросы, поставленные в стихе 1 (два первых содержат одну и ту же мысль), сосредоточили бы в себе «квинт-эссенцию» израильско-аммонитских отношений как складывались они после прихода евреев в землю обетованную. Напомним, что аммонитяне, потомки Лота, вначале изгнаны были со своих земель аморреями, а те оставили их завоевателям-евреям; конкретно, земли эти стали владением племен Гада и Рувима.

Аммонитяне, однако, пользуясь (на протяжении веков) всякой для себя благоприятной возможностью (когда Израиль слабел по той или иной причине) стремились расширить свои границы за счет прежних своих владений (к примеру, Ам 1:13). Совершенно «осмелели» они после разорения Северного царства ассирийцами, когда великое множество израильтян было уведено ими в плен (722 г. до Р. Х.).

Аммонитяне стали действовать так, как будто не осталось у Израиля ни сыновей ни наследников (первые два «вопроса» Иеремии). Другими словами, «хозяйничать» за Иорданом; между тем, не все израильтяне уведены в плен, подразумевал пророк, и право наследовать земли пленных (из того же колена Гадова) принадлежит оставшимся в стране евреям, а не аммонитянам. Малхом, точнее, Милком был главным богом аммонитян, и именем его названы тут они сами.

За самоуправство Иеремия возвещает аммонитянам кару Божию. Вот наступают дни, «приближает» он будущее к настоящему в своем пророческом виденьи, когда под ударами неприятелей падет Равва, столица аммонитян, и сделается она грудою развалин, и вновь овладеет Израиль всеми этими землями. Ибо так говорит Господь.

Есевон, располагавшийся на границе между Моавом и Аммоном, в разные периоды времени контролировался разными странами (Суд 11:12, 26; Иер 48:34, 45). Гай здесь — не тот израильский город, который упоминается, в частности, в Нав 7:2, но аммонитское поселение, местонахождение которого не установлено. Под «дочерями Раввы» могут пониматься как жительницы ее, так и маленькие города, связанные со столицей тесными узами. В любом случае в стихе 3 — образ скорби аммонитян, которые, избежав плена (символизируется пленением Малхома, бога Аммона и всей его знати), останутся бездомными.

Иер 49:4−6. Предметом гордости аммонитян были их плодородные долины. Но никакие сокровища не помогут самонадеянным народам (будь то моавитяне или аммонитяне), которые полагают, что враги не придут к ним (оконч. Стиха 4), говорит Иеремия. Это его пророчество, очевидно, относится к тому же времени, что и пророчество о Моаве, т. е. примерно к 4-ому году правления царя Иоакима. Об обещании Бога «возвратить» плен сыновей Аммоновых, как и об осуществлении этого пророчества в истории, в толкованиях на предыдущую главу.

Д. Пророчество о Едоме (49:7−22)

Это пророчество, как и два предшествующие, тоже принадлежит ко времени царя Иоакима (правившего в последнее десятилетие 7-го века до Р. Х.); примечательно, что ни в одном из них царь Навуходоносор еще не назван по имени.

Едом лежал южнее Моава и на восток от Мертвого моря. Долгая история его вражды с Иудой сделала его символом всех языческих народов, которые пользовались каждой возможностью причинить вред евреям (Иез 36:5; Авд 1:15−16). Бросается в глаза кажущееся заимствование Иеремией — для описания Едома — многого из того, что говорил об этом народе пророк Авдий, хотя богословы не пришли к единому мнению о времени написания книги Авдия (Вступление к этой книге, раздел «Дата написания»).

Иер 49:7−13. Особая мудрость приписывалась жителям Фемана с тех пор еще, как появилась книга Иова, в которой одним из советчиков Иова выступает Елифаз Феманитянин (Иов 2:11). Впрочем, и весь Едом славился людьми мудрыми (Авд 1:8). Феман находился в центральной части Едома, километрах в пяти от величественного города идумеев — Селы, позднее получившей название Петры.

Дедан был крупным торговым городом в северной части Аравийского полуострова (лежал на юго-восток от Едома). Пророк Иеремия предупреждал жителей Дедана, чтобы бежали без оглядки, спасаясь от бедствия, которое обрушит Господь Саваоф на едомлян, потомков Исава. Масштабность этого Господнего посещения, во время которого никто не будет пощажен, образно передана в стихе 9. Известно, что обиратели винограда оставляли (согласно закону Моисея) хоть несколько… ягод на лозе (для бедных), как и воры, прийдя ночью в чужой дом, похитили бы не более чем нужно им. В отличие от виноградарей и воров, Господь обещает донага «обобрать» Исава.

Нигде не скроются едомляне, и потаенные места их, где прячут они свои сокровища, будут обнаружены. Под «братьями и соседями» идумеев понимаются племена, жившие поблизости от них (в числе прочих амаликитяне и хорреи). Всех их настигнет гибель. Здесь, конечно, характерная для библейской системы образов гипербола, так как уже в стихе 11 читаем о «сиротах и вдовах» идумеев, позаботиться о которых обещает Сам Господь.

В стихе 12 обосновывается грядущее наказание. Если те, кому не суждено было пить чашу Божьего гнева, т. е. избранный Им народ, евреи, непременно будут пить ее, то могут ли остаться ненаказанными языческие народы, враждующие в дерзкой самоуверенности своей против Его народа!

Восор — главный город Едома; города его — это поселения, связанные с ним. Все они станут пустынею.

Иер 49:14−18. На этом же языке (принятом, вероятно, в международных «дипломатических» сферах тех времен), каким пользуется пророк Авдий (сравните с Авд 1:1), Иеремия говорит о грядущей войне «народов» против Едома: к ним послан… посол… от Господа с призывом собраться и идти на войну… против Едома.

Престиж Едома будет умален Господом, Который сделает идумеев презренными между людьми (сравните с Авд 1:2). И не помогут им «естественные средства» защиты (стих 16), на которые они надеются. Господь низринет их с высоты как холмов их, так и их гордыни (сравните с Авд 1:4). Судьба Едома уподобляется Иеремией судьбе Содома и Гоморры (стих 8).

Иер 49:19−22. Сложны для понимания и по-разному толкуются стихи 19−20. Он в стихе 19, по всей вероятности, царь Навуходоносор (хотя в целом здесь, по-видимому, устойчивая развернутая аллегория, употребляемая пророком по отношению к некоему победоносному завоевателю; сравните с 50:44−45). Когда Иерусалим взят был халдеями, идумеи злорадствовали, но и сами они вскоре подпали под вавилонское иго. Кстати, начало стиха 19 правильнее читать как восходит он, как лев из высоких зарослей на р. Иордан. Под «укрепленными жилищами» понимаются идумейские города.

Обитателей этих городов (их) Бог заставит поспешно уйти. Идумеей овладеют те, которых изберет для этого Господь, и произойдет это в то время, которое назначит Он (по-русски передано как кто потребует ответа от Меня?). Под «пастырем» в стихе 19 понимается вождь, правитель того или иного народа. Окончание стиха 20 правильнее, видимо, читать и понимать в том смысле, что «самых малых» (какими станут идумеи) «в стаде народов» повлекут в плен завоеватели их земли, которые опустошат жилище их.

Чермное море в стихе 21, возможно, символизирует страны, лежавшие на юг от Едома. Устойчивые образы, или аллегории (начало комментария на эти стихи) находим в стихе 22 (сравните с 48:41; 49:24; 50:43). Так о каком же поражении Едома идет здесь речь? Есть основания предположить, что в пророческом виденьи Иеремии тут сливаются и поражение идумеев от руки Навуходоносора (начало стиха 19) и то, которое приведет к полному уничтожению их как народа в позднейшие времена.

Дело в том, что постепенно идумеев вытесняли из их страны кочевые племена измаильтян, потомков Наваиофа (Быт 25:13; Ис 60:7); рассеявшись по южной Палестине, едомляне в конце-концов слились с евреями. В 125 г. до Р. Х. Иоанн Гиркан I, Маккавей, заставил их принять иудаизм. Идумеи оставались в подчинении у евреев до разрушения Иерусалима римским императором Титом Флавием.

Пророчество о Едоме тоже сделано было в дни царя Иоакима. Примечательно, что в нем не содержится обещания о восстановлении в будущем Едома как этнической общности (в отличие от Египта, Моава и Аммона; 46:26).

Е. Пророчество о Дамаске (49:23−27)

Иер 49:23−27. Пророчество относится, по-видимому, к тому же времени, что и предыдущие. в стихе 23 перечисляются главные сирийские города, которые охвачены будут унынием при скорбной вести о наступлении халдеев. Окончание стиха 23 правильнее читать как «подобно постоянно волнующемуся морю, они успокоиться не могут». Содержание и тон стихов 23−24 объясняются тем, что незадолго до того Сирия, бывшая в вассальной зависимости от Ассирии, претерпела опустошение, произведенное в стране египетским фараоном Нехао.

Теперь ей предстояло повторение трагедии — весть об этом и потрясет сирийцев (прошедшее время в стихах 23−24 — это пророческое прошедшее). В стихе 25 пророк, возможно, воспроизводит горестное восклицание (в будущем) сирийского царя. сравните будущее время в стихах 26−27 с пророческим прошедшим в стихах 23−24. Венадад (стих 27) — название сирийской крепости (по имени царской династии, правившей в Дамаске в 9 и 8 веках до Р. Х.; 3. Цар. 15:18; 20:1−34; 4Цар 6:24; 8:7; 13:3, 24).

Ж. Пророчество о Кидаре и Асоре (49:28−33)

Кидаряне были потомками Исмаила (Быт 25:13) и вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место в Аравийской пустыне. В древневосточном мире они славились своим искусством стрельбы из лука (Ис 21:16−17), а также как скотоводы (Ис 60:7) и люди весьма воинственные (Пс 119:5−6). Под «царствами Асорскими» следует, видимо, понимать арабские племена, ведшие оседлый образ жизни (самое слово асор означает по-еврейски «укрепление») и управлявшиеся шейхами («царьками» — отсюда слово «царства»). Полагают, что эти племена жили между Аравией и Вавилонией, а также близ Персидского залива. Область эта, действительно, была опустошена Навуходоносором.

Иер 49:28−33. Призыв Бога к Навуходоносору выступить против Кидара (стих 28б−29) и призыв уходить, бежать, обращенный к жителям Асора, ибо волею Господа царь Вавилонский… составил против них замысел (стих 30). Беспечным обитателям Асора, хоть и жившим оседло, видимо, чужды были «знаки» городской цивилизации, как-то двери и запоры на них (стих 31). Племена эти были покорены халдеями после победы, одержанной ими при Кархамисе (сравните с Ис 21:13−17).

Обычай стричь волосы на висках имел для арабов-язычников ритуальное значение (стих 32). в стихе 33 — «подведение итога» горестной судьбе Асора.

2. Пророчество о Еламе (49:34−39)

Иер 49:34−39. Елам находился восточнее Вавилона, на территории современного Ирана. Пророчество это дано было в начале царствования Седекии (примерно в 597 г. до Р. Х.), т. е. на 7 лет позднее чем большинство предыдущих пророчеств.

Бог обещает «сокрушить лук Елама», главную силу его: еламитяне славились как искусные лучники (Ис 22:6). Неприятели станут наступать на Елам со всех четырех сторон, и суд Божий над ним скажется как в гибели многих еламитян от вражеского меча (стих 37), так и в рассеянии выживших по многим народам (стих 36).

Хотя имеются некоторые сведения о поражении, нанесенном еламитянам Навуходоносором (примерно в 596 г. до Р. Х.), едва ли оно соответствует пророческому содержанию этого послания Иеремии. Много позже Елам был покорен Персией и, став центральной частью Персидской империи, сам участвовал в покорении ей Вавилона (Дан 8:2).

Фраза И поставлю престол Мой в Еламе (стих 38) наводит на мысль об исполнении этого пророчества в эсхатологическое время, которая подтверждается обещанием «вернуть Елам к жизни» («возвратить плен его») в последние дни (стих 39).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.