Иеремия 6 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Бегите, чтобы жизнь спасти, потомки Вениамина, из города Иерусалима! В Фекое протрубите в трубы, возвещающие о войне, в Беф-Кареме поднимите флаги, предостерегающие вас о том, что с севера к вам движется беда, несущая великую погибель.
2 Ты, Иерусалим, словно прекрасный луг, но я уничтожу тебя.
3 Пастухи недругов твоих обступят тебя и приведут свои отары. Они раскинут свои шатры вокруг тебя, и каждый из них будет пасти своих овец.
4 Готовьтесь к сражению против Иерусалима, вставайте, мы в полдень нападём. Но уже поздно, уже выросли вечерние тени.
5 Тогда вставайте! Давайте ночью нападём и разрушим крепкие стены вокруг Иерусалима.
6 Вот что говорит Всемогущий Господь:
«Срубите деревья вокруг Иерусалима и сделайте осадный вал; достоин наказания этот город, потому что в нём нет ничего, кроме угнетения.
7 Как вода сохраняет свою свежесть в колодце, так и Иерусалим сохраняет свою злость. Я слышу в том городе о насилии и грабежах, Я вижу лишь страдания и зло.
8 Иерусалим, предупреждаю, слушай, но, если не послушаешься, Я спиною повернусь к тебе и землю твою сделаю пустыней, в которой жить уже никто не сможет».
9 Вот что говорит Всемогущий Господь:
«Как виноград последний собери оставшихся в Израиле людей, проверь, как сборщик проверяет виноградные лозы во время сбора урожая.
10 Кому мне говорить, кого предупреждать, кто будет слушать? Люди Израиля закрыли уши и не слышат, им неприятно поучение Господа, весть Его слышать они не хотят.
11 Но полон Я Господнего гнева, Я сдерживать его устал. Пролью его на юношей и на детей, играющих на улице, пролью на мужа, на жену и на стариков.
12 Тогда дома, поля и жёны их — всё достанется другим. Я руку подниму Мою и накажу народы Иудеи».
Так говорит Господь.
13 «Всё это случится потому, что корыстны стали люди, жаждою денег они поглощены. Все, от ничтожных до значительных, корыстны, все, от пророков до священников, во лжи.
14 Сильную боль народ Мой претерпел, пророки и священники должны на раны наложить повязки, но как царапины они врачуют раны. И хотя говорят они, что раны не опасны, но на самом деле раны те смертельны.
15 Пророкам и священникам должно быть стыдно за свои поступки, но нет у них стыда за грехи свои, поэтому их ждёт наказание, как и всех. Я брошу наземь их, когда приду наказывать людей».
Так говорит Господь.
16 Сказал Господь:
«На перекрёстке встаньте и посмотрите, где была старая дорога; спросите, где хорошая дорога, и если вы по ней пойдёте, то отыщете всё остальное сами. Но вы ответили: „Нет, не пойдём!”
17 Я стражу выбрал, чтоб следить за вами, сказав, чтоб слушали они трубы, оповещающие войну. Но Мне ответили они: „Не будем слушать!”
18 Итак, послушайте, народы! Смотрите, что сделаю Я с ними.
19 Услышьте, люди всей земли: Я наведу беду на жителей Иудеи, за всё задуманное зло, за то, что слов Моих не слушали они и отказались соблюдать закон.
20 Зачем вы благовонное курение принесли из Севы и сладостный тростник из дальних стран? Мне ваши жертвы всесожжения не приносят и малой радости. Мне ваши жертвы не нужны».
21 Так говорит Господь:
«Я пошлю невыносимые трудности народам Иудеи. Они будут словно камни, которые заставят людей спотыкаться: отцы и дети упадут, а соседи и друзья погибнут».
22 Так говорит Господь:
«С севера идёт большая армия, и народ великий шествует с далёкой земли.
23 Несут солдаты луки и стрелы, они могущественны, жестоки и немилосердны. Они сильны, и когда скачут, то похожи на ревущий океан. Они идут, готовые к сражению, чтобы напасть на Иерусалим».
24 Мы весть о них услышали, и страх нас охватил. Мы пойманы в капканы наших бед, страдаем от боли словно роженица.
25 Не ходите в открытое поле, не выходите на дорогу, потому что вражеский меч и опасность кругом.
26 В одежды печали, люди Мои, оденьтесь, в пепле катайтесь и плачьте по мёртвым своим, будто утратили вы единственного сына, потому что близок уже разрушитель.
27 «Иеремия, велю тебе Я стать подобно мастеру, который испытывает металлы. Испытывать Моих людей ты будешь и наблюдать, что делают они.
28 Против Меня повернулись люди Мои, они упрямы, клевещут друг на друга, они как бронза и железо, которые от ржавчины тускнеют.
29 Они похожи на плавильщика, который пытался очистить серебро от примесей. Он пламя сильное раздул в мехах, но не было серебра в плавильной печи, а лишь свинец, и время зря потерял плавильщик. Вот так же не очистился и Мой народ от зла.
30 Людей Моих все назовут „отверженным серебром”, поскольку их отверг Господь».

Толкование Далласской семинарии

4) Суд неизбежен (глава 6).

Иер 6:1−3. Детьми Вениаминовыми названы иерусалимляне, очевидно, потому, что в древности Иерусалим, называвшийся Иевус, был частью надела, отведенного Иисусом Навином вениамитянам (Нав 15:8).

Бедствие, угрожающее в будущем, пророк ощущает как уже надвигающееся: Бегите, иерусалимляне, восклицает он, ибо от севера грядут беда и великая гибель! Подавайте трубные сигналы об опасности из Фекои (находилась менее чем в 20 км на юго-восток от Иерусалима), зажигайте сигнальные огни в Бефкареме (место, располагавшееся в горах, как полагают, на пол-пути между Иерусалимом и Вифлеемом).

Дочь Сиона, т. е. Иерусалим, будет разорен настолько, возвещает пророк, что лишь пастухи станут раскидывать шатры свои на месте его. Обширные масштабы разрушения в результате вавилонского нашествия будут позднее подтверждены Неемией (Неем 1:3; 2:3, 11−17).

Иер 6:4−6. Видение Иеремии, вероятно, принимает все более конкретный характер. Перед его внутренним взором предстают совещающиеся друг с другом враги, готовящие войну… против Иудеи. Они «поднимают» друг друга в поход: нужно выйти в полдень, несмотря на палящий зной, чтобы ночь не застала их в пути.

Они спешат, но вот день уже склоняется к вечеру, и они решают продолжать путь и ночью — так горят они желанием разрушить чертоги ее («дочери Сиона», или Иерусалима). Это желание внушено врагам Господом Саваофом, изрекает пророк. Это Он говорит им, чтобы готовились к осаде Иерусалима, потому что этот город, в котором царят угнетение и всяческая безнравственность, должен быть наказан.

Иер 6:7−9. Зло и насилие, которые иерусалимляне не боятся совершать пред лицем Господа, настолько переполняют их город, что извергаются из него, как вода из источника. В речи пророка, внушаемой ему свыше, обращает на себя внимание чередование гневных угроз, казалось бы, не оставляющих надежды, с призывами к вразумлению. О, если бы Иерусалим раскаялся! Ведь в противном случае душа Господа действительно «удалится от него», и город, «красивый и изнеженный» (6:2), будет обращен в пустыню, сделается землею необитаемою.

Так говорит Господь Саваоф, повторяет Иеремия, до конца доберут остаток Израиля (тут под «остатком» подразумевается Иудея, как часть израильского народа; пророк имел в виду, что и она погибнет, как погибло Северное царство). Устами Иеремии Иегова как бы Сам побуждает к действию «обирателя» Своего «виноградника»: работай (быстрее) рукою твоею (стих 9).

Иер 6:10. Увещание Иеремии прерывается, он сознает бесполезность его: К кому мне говорить и кого увещавать, чтобы слушали? (стих 10). Иудеи глухи духовно (ухо у них необрезанное) и потому лишь смеются над словом Господним, которое неприятно им. Здесь зримая иллюстрация к личной драме Иеремии: в сердце его горит слово Иеговы, Который обязал его говорить к народу, хотя тот все равно не услышит. Лишь Сам Господь знает, когда взойдут в душах Его народа семена, бросаемые Иеремией: он, не знающий этого, должен говорить.

Иер 6:11−15. Отчаяние охватывает пророка, и вместе с ним «ярость Господня» как бы передается ему самому, преисполняет его. Он возвещает, что ярость эта изольется на «малого и на старого», они лишатся всего, что имеют, ибо все они преданы корысти, все — от пророка до священника — действуют лживо. В стихе 14 речь о лицемерном утешении народа лжепророками и священниками, сулящими ему мир, которого не будет. Бесстыдство их и неверие будут наказаны (стих 15).

Иер 6:16−22. Гибель грозит Иудее потому, что она уклонилась от путей праведности, издревле завещанных отцам. Стражам (стих 17), уведомлявшим горожан звуками трубы о приближающейся опасности, уподоблены истинные пророки, которые предупреждали об опасности уклонения от путей праведных; их, однако, отказывались слушать.

В стихе 18 — приглашение языческим народам выслушать, что постигнет иудеев за их неповиновение Господу. Пагуба придет на народ, который отверг закон и слова Бога и предпочел жить по собственным помыслам. Напрасно они думают задобрить Его ритуальными приношениями: благовониями из Савы (находилась в юго-западной Аравии; 3Цар 10:1−13; Иез 27:22) и благовонным (может быть, сахарным) тростником, привозимым из дальних земель. Ни ладан и тростник, ни всесожжения их и жертвы Господу неугодны, они неприятны Ему.

Преткновения в стихе 21 — то же, что народ от страны северной в стихе 22; речь, очевидно, идет о вавилонских завоевателях.

Иер 6:23−26. Описание предстоящего бедствия. В стихах 24−25 иудеи делятся ужасной вестью друг с другом. Им остается лишь «препоясаться вретищем» в знак скорби и плакать, как плачут о смерти единственного сына.

Иер 6:27−30. Башнею и столпом, как это выражено по-русски (стих 27), следует читать в значении «опробователя», «испытателя» (если попытаться совместить данный контекст с современными понятиями, то речь как бы идет об «опробовании» руды на содержание в ней металла; все это, конечно, образ). Пророк имеет здесь в виду, что Божией волей он был поставлен исследовать «нравственный потенциал» своего народа и пришел к выводу, что он — крайне низок. в стихе 28 Иеремия говорит об этом Богу, уподобляя иудеев меди и железу; благородным металлам он их уподобить не может. В стихе 29 — иносказание процесса очищения металла.

Плавильщик — это сам пророк. Он делал все, что мог, чтобы отделить шлаки («злых») от руды (здесь он переходит к образу руды серебряной). Все оказалось напрасным: злые не отделились от иудейского сообщества, ибо оно все равномерно пропитано злом. Некоторые толкователи видят в «плавильщике» Самого Иегову, Который судами Своими стремился «очистить» Свой народ от «злых примесей». Но и «суды» не принесли желаемого результата.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.