Иезекииль 13 глава

Книга пророка Иезекииля
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Затем ко мне пришло слово Господа. Он сказал:
2 «Сын человеческий, ты должен говорить с пророками Израиля, которые вещают не от Меня, а говорят лишь только то, что им вздумается. Ты должен обратиться к ним с такими словами: „Слушайте весть Господа!
3 Вот что говорит Господь Всемогущий: „Горе случится с вами, глупые пророки, потому что вы следуете за своими духами. Вы ничего не видите в своих видениях.
4 Израиль, твои пророки лживы. Они словно шакалы, которые охотятся среди развалин города.
5 Ты не поставил воинов у разрушенных стен города, не построил новые стены для защиты народа Израиля, и, когда придёт день наказания Господнего, ты потерпишь поражение.
6 Лжепророки утверждали, что им было видение, они предсказывали, что случится, но это была ложь. Они говорили, что их послал Господь, но и это была ложь. Они до сих пор ждут, что их ложь станет правдой.
7 Лжепророки, ваши видения — лишь обман. Вы предсказывали заведомую ложь, вы говорили, что это сказал вам Господь, но Я с вами не говорил”».
8 Поэтому теперь Господь Всемогущий действительно будет говорить:
«Вы лгали, ваши видения не были правдой, и теперь Я буду против вас».
Так сказал Господь.
9 «Я накажу пророков за ложь, Я отстраню их от Моих людей. Имена их не будут в списке семей Израиля, и они никогда не вернутся в Израильскую землю. И тогда вы узнаете, что Я — Господь Всемогущий!
10 Снова и снова лжепророки говорили людям Моим, что будет мир, но нет мира. Люди должны укрепить стены и готовиться к войне, но они едва залатали разбитые стены.
11 Скажи им, что Я пошлю град и сильный дождь (вражескую армию), будет сильный ветер и придёт смерч, и рухнет стена.
12 Рухнет стена, и люди спросят пророков: „Что случилось с заплатами на разбитой стене?”»
13 Господь говорит:
«Я в гневе и поэтому пошлю на вас грозу и сильный дождь. Я гневаюсь и поэтому заставлю выпасть сильный град, который полностью вас уничтожит.
14 Вы залатали стену, но Я разрушу её всю до основания. Эта стена упадёт на вас, и тогда вы поймёте, что Я — Господь.
15 Я изолью Свой гнев на стену и на людей, которые её залатали, а затем скажу: „Нет стены, и некому на неё поставить заплаты”.
16 Всё это случится с лжепророками Израиля. Они обращаются к людям Иерусалима и утверждают, что будет мир, но мира нет».
Так сказал Господь.
17 Господь сказал:
«Сын человеческий, посмотри на пророчествующих женщин Израиля, они говорят не от Меня, а только то, что им вздумается. Поэтому ты должен пророчествовать против них такими словами:
18 Господь, мой Господин, говорит: „Горе будет вам, женщины! Вы делаете браслеты для рук и шьёте платки, чтобы покрывать головы. Вы утверждаете, что эти вещи обладают магической силой влиять на жизни людей. Вы заманиваете народ в эти ловушки только для того, чтобы сохранить свою жизнь.
19 Всего за несколько пригоршней ячменя и несколько кусков хлеба вы заставляете людей думать, что Я неважен, и подстрекаете их против Меня. Вы лжёте Моим людям, и они полюбили ложь. Вы убиваете тех, кто должен жить, и даёте жить тем, кто должен умереть”».
20 Поэтому Господь, Бог мой, вам говорит:
«Вы делаете эти браслеты, чтобы заманить людей в ловушку, но Я освобожу людей от ваших сетей. Я сорву эти браслеты с рук, и люди освободятся от вашего влияния, как птицы, вылетающие из силков.
21 Я порву ваши платки и спасу народ от вашей силы. Тогда они избавятся от ваших уловок, и вы поймёте, что Я — Господь.
22 Вы, пророки, лжёте, и ваша ложь вредна для добрых людей, но Я не хочу им вреда. Вы поощряете беззаконных и не пытаетесь спасти их жизни.
23 За это вы не увидите больше ложных видений и не совершите больше никакого волшебства. Я спасу Моих людей от вас, и тогда вы поймёте, что Я — Господь».

Толкование Далласской семинарии

Иез 13:1−3. Господь повелевает Иезекиилю изречь пророчество осуждения на всех тех израильских пророков, которые пророчествуют от собственного сердца, т. е. сами выдумывают и сочиняют то, что затем «изрекают» (сравните с Иер 23:16). Скажи им, чтобы не предавались своим фантазиям, но слушали слово Господне! Ибо они не Его, а своим… духом… водятся. Они ничего не видели, т. е. Он не посылал им видений, и то, о чем они говорят, лишь игра их воображения, которой они, возможно, сами верят, и таким образом обманывают не только народ, но и самих себя. Разве не безумны они!

Иез 13:4. Побуждаемый Господом, Иезекииль отделяет себя от прочих пророков Израиля — потому, видимо, что, кроме него (и Иеремии), истинных пророков у народа в это время не было. Лисицам в развалинах уподобляются лжепророки. Лисицы, как известно, любят ютиться в развалинах и «подкапываются» под них, «благоустраивая» свои жилища. Не так ли и лжепророки «подкапываются» под и без того разрушающееся общество израильское!

Иез 13:5. Продолжается та же мысль, однако, направление ее несколько меняется, как и образы, в которые пророк, углубляя, облекает ее. Здесь образ осаждаемого врагами города, которому уподобляется Израиль (Иудея), «осаждаемый» и поражаемый нравственным и духовным разложением. В древности защитники города вставали в проломах стен, чтобы спешно «заделать» их и одновременно, сражаясь с неприятелем, не пропустить его в образовавшиеся проломы.

Смысл стиха 5 в том, что лжепророков никак не назовешь защитниками, целителями народа (если «проломы» уподобить его слабым в нравственном и духовном отношении местам). Исцеляют истинные пророки, эти же «не ограждают» стеною дома Израилева. И поэтому, когда в день Господа придет на него беда, они не сумеют отстоять его в сражении.

Тогда как в Ветхом Завете выражение «в день Господа» чаще имеет эсхатологическое значение, т. е. относится ко времени великой скорби и второго пришествия Христа, здесь оно, по всей видимости, относится к грядущему наказанию Иудеи рукою вавилонян. Своей деятельностью таким образом лжепророки не отвратят этого наказания; они, напротив, навлекают его на «дом Израилев».

Иез 13:6−9. Следует заметить, что язычники верили в магическую силу предсказания как такового. Отсюда, видимо, вера иудейских лжепророков, разделявших языческие представления, в то, что их «предвещания» сбудутся, угодно это или нет Иегове. Все это пустое и… ложь, говорит Господь через Иезекииля, и «изрекающие» их будут сурово Им наказаны. То, о чем говорится в стихе 9, толкуют двояко. Разоблачив себя перед глазами иудейского сообщества, лжепророки потеряют уважение и влияние, какими пользуются теперь и в Иерусалиме и в изгнании: в совете народа Моего они не будут.

Они не будут вписаны и в «списки» горожан Израиля, т. е. утратят свое право на гражданство (Езд 2:62). Да и в землю Израилеву они не вернутся (они и потомки их умрут в плену у чужеземцев). Существует, однако, и прочтение этого текста как мессианского. Читающие его так полагают, что все, о чем говорится во второй половине стиха 9, относится к далекому будущему, когда править на земле будет Мессия: в общество, руководимое Им, лжепророки не войдут, и наделов в обетованной земле будущего не получат, как и гражданства ее. Сторонники такого прочтения стиха 9 рассматривают его как параллельный стиху 38 в главе 20.

Иез 13:10. Иезекииль возвращается к причине столь горькой участи лжепророков в близком или отдаленном будущем. Она постигнет их за то, что они вводят Божий народ в заблуждение, усыпляя его ложными посулами мира. Последняя фраза стиха нуждается в подробном объяснении. «Строющим стену», т. е. пытающимся восстановить разрушенное грехом общество, является сам Иезекииль (он). Те же, кто пророчествуют ложно, обмазывают ее грязью. Точнее, меловым раствором («штукатурят»). Смысл этого образа в том, что они пытаются «замазать» (скрыть) многочисленные нравственные «трещины», образовавшиеся в «стене».

Иез 13:11−12. Проливной дождь — это вавилонское воинство, которое сметет Иудейское царство с земли. В том же русле — образы града и ветра. Вторая часть стиха 11 читается в том смысле, что Господь даст пасть «каменным градинам», и Он пошлет бурный ветер. И тогда обнажатся трещины, которые обмазывали лжепророки.

Иез 13:13−16. Продолжение и развитие предыдущих мыслей.

Иез 13:17−19. От пророков, говоривших «пустое и ложь», Иезекииль обращается к лжепророчицам, которые, как и те, пророчествовали «от себя». Еврейская история знала немало женщин, которые наделены были пророческим даром от Бога. Мы читаем о них и в Ветхом и в Новом заветах (Исх 15:20; Суд 4:4−5; 4Цар 22:14; Деян 21:8−9). Здесь, однако, речь идет о тех, которые либо дурачили людей, либо сообщались с духами зла.

Судя по необычному речевому обороту в стихе 17: обрати лице твое (т. е. Господь велит Иезекиилю присмотреться, обратить особенное внимание на то, о чем пойдет речь), прискорбное явление это получало в иудейской колонии все большее распространение. Это могло объясняться как негативным душевным состоянием многих пленников, так и влиянием на переселенцев халдейской магии. Чародейные мешочки — это скорее всего особые повязки, которые «волшебницы» носили под мышками или на локтях. Считалось, что они имели силу отгонять бесов и давать власть над ними.

В «реквизит» колдуний входили и покрывала различной длины (для головы всякого роста). Вероятно, они покрывали ими своих «клиентов», чтобы те не видели совершения «пророчицей» магического ритуала во всех его подробностях; возможно, женщины и сами покрывались ими для придания своему облику большей таинственности.

Последнюю фразу стиха 18 надо понимать в том смысле, что, уловляя (сокращая, губя) души доверчивых иудеев, пророчицы тем «зарабатывают себе на жизнь» («спасают свои души»). Мысль продолжается в стихе 19: за горсти ячменя и за куски хлеба они бесславят Господа, «пророчествуя» якобы от Его имени, пред народом Его. Смысл второй части стиха 19, по-видимому, раскрывается в стихе 22. Колдуньи «умерщвляли» души, которые не должны умереть (стих 196), так как вовлекали доверчивых праведников в общение с бесами (сравните с «ложью опечаливаете сердце праведника» в стихе 22).

Нечестивым же они «оставляли жизнь», обещая им благополучие (сравните с «поддерживаете руки беззаконника» в стихе 22). Понимают этот текст и более конкретно: лжепророчицы обманывали народ, обещая жизнь тем, кто не покорится царю вавилонскому, и суля смерть тем, кто ему покорится, т. е. говорили прямо противоположное тому, о чем возвещал через Своих пророков Господь.

Иез 13:20−21. Слово прилетали в стихе 20 говорит об уподоблении обманутых лжепророчицами душ птицам, попавшим в силки. Дальнейшее развитие событий (в первую очередь, падение Иерусалима) разоблачит неистинность их предсказаний и бессилие управлять происходящим посредством колдовских чар и заклинаний. Тогда-то и будут «выпущены на свободу» уловленные колдуньями души.

И раздеру покрывала ваши (стих 21) — фраза, видимо, говорит в пользу того, что «покрывала» колдуньи накидывали на приходивших к ним. Если бы они сами накрывались ими, естественнее было бы с казать: «Сорву с вас покрывала ваши».

Иез 13:22−23. Здесь, собственно, дополняется и подтверждается сказанное выше. Лжепророчицы, действующие наперекор воле Божией (сбивающие с толку и «опечаливающие» праведников и поддерживающие беззаконников), недолго будут предугадывать события. Ибо самый ход их опровергнет их предсказания. И народ Божий будет избавлен от рук их.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.