Иезекииль 17 глава

Книга пророка Иезекииля
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 И снова Господь обратился ко мне с такими словами:
2 «Сын человеческий, расскажи притчу семье Израиля и спроси, что она означает.
3 Скажи им, что Господь Всемогущий говорит: „Большой орёл с широкими крыльями, покрытый пёстрым опереньем, прилетел в Ливан.
4 Орёл сорвал верхушку кедра и унёс в Ханаан. Он положил её в том городе, где собрались торговцы.
5 Орёл взял у кедра семена и в землю плодородную посадил, к реке поближе.
6 И проросли те семена, и выросла лоза. Она была не столь высока, но покрывала большое пространство, её корни ушли глубоко в землю, а ветви устремились к орлу.
7 Другой орёл с огромными крыльями и густым оперением увидел лозу. Тогда лоза к тому орлу все свои корни и ветви потянула, прочь от родного поля, пожелав, чтобы орёл ухаживал за ней и поливал.
8 На добром поле была посажена лоза возле воды, так, чтобы могла она пустить много ветвей, дать много плодов и лозой хорошей стать”».
9 Господь сказал: «Как ты думаешь, будет ли лоза преуспевать и процветать? Нет! Другой орёл все её корни вырвет и плоды её сорвёт. И новая листва засохнет и умрёт, ослабнут лозы, не нужно будет сильных рук, чтоб ту лозу с корнем вырвать из земли.
10 Будет ли расти она там, где посажена? Нет! От ветров горячих она умрёт, умрёт там, где посажена была».
11 Господь обратился ко мне с такими словами:
12 «Объясни эту историю людям Израиля, которые всегда отворачиваются от Меня, скажи им вот что: „Первый орёл — это Навуходоносор, царь Вавилона. Он пришёл в Иерусалим и забрал с собой в Вавилон царя и его правителей.
13 Затем Навуходоносор заключил договор с человеком из царской семьи, который обещал ему быть верным. Навуходоносор сделал этого человека новым царём Иудеи, а затем забрал из Иудеи всех сильных людей.
14 Так что Иудея стала слабым царством и не могла противостоять Навуходоносору. Люди были вынуждены жить по договору, заключённому новым царём Иудеи с Навуходоносором.
15 Новый царь всё же пытался восстать, он послал в Египет гонца с просьбой о помощи, он попросил много коней и большое войско. Думаешь, новый царь добьётся чего-нибудь, думаешь, у него будут силы, чтобы нарушить договор и избежать наказания?”»
16 Господь говорит:
«Так же верно, как то, что Я жив, этот новый царь умрёт в Вавилоне. Навуходоносор сделал его царём Иудеи, но иудейский царь нарушил договор.
17 Царь Египта не сможет спасти этого царя Иудеи. Он сможет послать ему своих солдат, но великое могущество Египта не спасёт Иудею. Армия Навуходоносора поставит земляные валы вокруг города, чтобы пленить его, и многие люди умрут.
18 Но царь Иудеи не спасётся, потому что он нарушил договор».
19 Господь Всемогущий исполнит это обещание:
«Так же верно, как то, что Я жив, Я накажу царя Иудеи, потому что он не обратил внимания на предостережения Мои и нарушил Моё соглашение.
20 Я расставлю сети, и он попадёт в них. Я приведу его в Вавилон и накажу его там за то, что он от Меня отвернулся.
21 Я уничтожу его армию, его лучших солдат, и развею выживших по ветру, и тогда вы поймёте, что Я — Господь, Который вас обо всём предупреждал».
22 Господь Всемогущий сказал: «Я ветви кедра возьму, маленькую ветвь с верхушек, и Сам посажу её на высокой горе.
23 Я посажу её на высокой горе в Израиле, и станет та ветка деревом и принесёт плоды. Она станет прекрасным кедром, и птицы будут жить среди его ветвей и в тени его обитать.
24 И другие деревья узнают, что Я повергаю на землю высокие деревья и выращиваю большие деревья из малых. Я могу иссушить зелёные деревья, а сухие превращаю в цветущие. Я — Господь! Я сделаю всё именно так, как и предрёк».

Толкование Далласской семинарии

Иез 17:1−4, 11−12. Загадку… и притчу, которые Иезекииль, по слову от Господа, предлагает дому Израилеву в стихах 3−10, он сам же объясняет и раскрывает в стихах 11−12. Если в главе 16 автором прослеживаются духовные корни наступающего бедствия, то в этой главе он в иносказательной форме анализирует политические и военные причины его (неразрывно, впрочем, с «духовными корнями» связанные).

Историческая обстановка того времени была такова, что сохранить независимость в условиях все возраставшего могущества Вавилонской «сверхдержавы» Иудея не могла бы. Колониальное иго халдеев не было, с другой стороны, изнурительным, что, в частности, следует из иносказания Иезекииля. Бог, хранивший Свой народ, хотел, чтобы он смирился с этим игом. Но царь Седекия, слабовольный правитель и недальновидный политик, предпочел ему ненадежный союз с фараоном Офрой. Обо всем этом и повествуется в первой части притчи. Первый орел символизирует царя Навуходоносора (стих 12).

Каждая из «деталей», перечисленных в стихе 3, «работает» на представление о его великолепии и несет при этом смысловую нагрузку; пестрота его оперения, в частности, вероятно, ассоциировалась с пестрыми одеждами восточной знати. Почему он прилетел на Ливан, если речь идет об Иудее? Ливан, как известно, славился своими кедрами, а кедр (возможно, по ассоциации с «кедровым домом», построенным царем Соломоном) здесь, вероятно, символизирует Иудею.

Верхушка, снятая с кедра орлом, — это знать Иерусалима и вообще лучшая часть его населения, которая в 597 году, вместе с царем Иехонией («сорванный верхний побег» в стихе 4), была переселена Навуходоносором в Вавилон. Носившая то же имя столица его названа здесь городом торговцев, а Вавилония в целом — «землей Ханаанской» по одной и той же причине: торговля в державе Навуходоносора процветала, она в этом плане «вытеснила» из восточного мира славившуюся своими мореходами и торговцами Финикию (финикийцы же были одним из ханаанских племен). «Верхний побег кедра» Навуходоносор не положил, а пересадил в свою землю.

Иез 17:5−8, 13−15. «Семенем этой (иудейской) земли» в стихе 5 назван Седекия, младший сын царя Иосии; Навуходоносор сделал его (а не какого-нибудь чужеземца) царем Иудеи. Об этом речь в стихах 13−14. Посадил на земле семени… у больших вод значит «посадил» на земле благоприятной для роста (и процветания); это как раз и есть иносказание «попечительного» характера завоевательной политики Навуходоносора.

Образ виноградной лозы, разросшейся, но низкой ростом (стих 6) выражает мысль об известной «приниженности» Иудеи (однако и о полном благополучии ее) «под» Навуходоносором. При сопоставлении метафор в стихе 6 и 7 («клонящиеся» в стихе 6 и «тянущиеся», «простирающиеся» в стихе 7 ветви… и корни лозы (напрашивается вывод, что несмотря на слова к ней в стихе 6, речь и в том и в другом случае о «тяготении» лозы (т. е. Иудеи в лице царя Седекии) сначала к первому «орлу» (Навуходоносору), а потом — ко второму (к фараону Офре).

Обращает на себя внимание более скромная характеристика второго «орла». В окончании стиха 7 видят намек на оросительные каналы Египта. Но «лоза», посаженная Навуходоносором у больших вод, чтобы сделаться лозою великолепною, вовсе не нуждалась в том, чтобы ее поливал из своих «оросительных сооружений» египетский фараон.

Злосчастный Седекия нарушит вассальную клятву, данную им вавилонскому царю. Но уцелеет ли тот, кто… нарушил союз? — восклицает пророк. В стих 15 читаем о конях, которых иудеям всегда не хватало, а покупать их они могли только в Египте (3Цар 10:28), и это служило для них вечным предметом искушения.

Иезекииль произнес это пророчество еще до последнего мятежа Седекии против Навуходоносора. Если исходить из того, что книга составлена по хронологическому принципу, то эта провидческая притча была им сказана (написана) где-то между 592 (8:7) и 591 (20:1) годами до Р. Х. Последнюю попытку «освободиться» от Навуходоносора царь Седекия предпринял в 588 году и, следовательно, пророк предсказал ее года за три до того, как это случилось.

Иез 17:9−10, 16−21. Во второй фразе стиха 9 — образ избиения иерусалимлян и уничтожения города («лозы», чьи корни будут вырваны); молодые ветви… от нее, которые засохнут, — это прочие города и селения Иудеи. Карающая акция Навуходоносора против мятежных вассалов уподоблена действию жгучего сирокко («восточного ветра»; стих 10).

Грех Седекии, нарушившего данную им клятву, в глазах пророка не столь страшен с нравственной точки зрения (ибо это было изменой врагу, языческому царю), сколько с точки зрения религиозной, духовной — ведь через Своих пророков (Иер 27) Бог неоднократно давал понять еврейским царям, что их пребывание под «ярмом халдеев» угодно Ему. Поэтому последний царь Иудеи в сущности нарушил… презрел… клятву, данную Богу (она и давалась вассалом его сюзерену во имя Божие), и за это Господь обратит эту клятву (союз) на голову Седекии (стих 19).

Он клянется (стих 16), что Седекия умрет… в Вавилоне (в местопребывании царя, который поставил его царем). (Для иудея не было горшей участи чем умереть в чужой, нечистой для него, земле.) Именно это и произошло с Седекией. Со всем своим воинством фараон не поможет ему (стих 17). Тенета, в которые он будет пойман халдеями (как дичь охотниками), будут «тенетами» Господа, Который и приведет его в Вавилон, чтобы там… судиться с ним за вероломство его против Него (стих 20). И воины Седекии, которые не падут от меча, разбегутся во все стороны. И тогда станет иудеям ясно, что сделавший все это — Господь (стих 21).

Иез 17:22−24. Дабы не оставить народ в беспредельном унынии относительно грядущего суда Божия, Иезекииль завершает это пророчество словами утешения.

Бог не назван здесь «орлом», но в плане продолжающегося иносказания образ Его ассоциируется с «орлами» из первых стихов главы. То, что не удалось тем — царям вавилонскому и египетскому (дать Израилю истинные безопасность, мир, процветание), «удастся» Ему. Некогда «низкорослая виноградная лоза», он станет величественным кедром, посаженным Самим Богом на высокой… горе (Сионе). «Верхним из молодых побегов» назван в стихе 4-Царь Иехония, и в стихе 22 тоже подразумевается он: линия Давида будет восстановлена через потомков Иехонии, обещает Господь (с верхних побегов «кедра» оторву нежную отрасль и посажу ее.

Иисус Христос действительно происходил по прямой линии от Иехонии (Мф 1:11). Всякие птицы, которые будут обитать в тени ветвей кедра (стих 23), — это метафора разных народов и выдающегося положения среди них Израиля, который как бы будет играть роль катализатора в обращении их к Господу. Иносказание народов в стихе 24 — это дерева полевые; судьбы каждого из них — в руках Господа.

Последняя часть этого пророчества Иезекииля не исполнилась с возвращением Израиля из вавилонского плена. Ему предстоит осуществиться в том Израиле, который будет восстановлен Богом для Тысячелетнего царства и управлять которым станет Мессия (Дан 2:44−45; Зах 14:3−9, 16−17).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.