«Восточные ворота внутреннего двора должны быть закрыты все шесть рабочих дней, но в субботу они должны быть открыты, как и в день праздника Новолуния.
«Если властитель дарит часть своей земли одному из своих сыновей, то она должна принадлежать сыну, — это его собственность.
«Здесь священники варят жертвы повинности и жертвы за грехи, и здесь они должны выпекать хлебное приношение, не вынося его на внешний двор, где находятся простые люди».
«Это кухни предназначены для служителей храма, которые готовят жертвы для людей».
Толкование Далласской семинарии
Иез 46:1−10. Пророк обращается к повседневным аспектам богослужения в будущем Израиле. Он скрупулезно перечисляет, какие жертвы должны будут приноситься приходящими в святилище в субботние дни и в дни новомесячия, а также правила принесения жертв и поведение приходящих (стихи 1−10).
Из 44:1 мы знаем, что внешние восточные ворота святилища для людей будут закрыты навсегда (в знак их особой святости и, вероятно, в знак невозможности постичь Бога вне откровений Его), но вот внутренние восточны ворота, запертые шесть будних дней, субботний день… и в день новомесячия будут отворены (стих 1); в этом видят символику большей возможности для людей, приблизиться к Богу в дни религиозных праздников (большей чем в обычные дни).
Примечательно, что и самому князю, приходящему в храм в эти дни с жертвою за себя и за народ позволено будет стоять лишь у притолоки внутренних восточных ворот, наблюдая за тем, как священники во внутреннем дворе приносят предложенные им жертвы. Не вступая во внутренний двор, но стоя у порога ворот, князь поклонится Господу и выйдет. То же и простой народ (стихи 2−3).
Князю, по сравнению с ним, будет предоставлена лишь та привилегия, что он будет входить во внутренние восточные ворота через пристройку к ним со стороны внешнего двора (44:3 и толкование на этот стих), тогда как прочие смогут входить либо северными либо южными воротами (с запада доступа к храму не будет), и выходить соответственно противоположными воротами (очевидно, во избежание толчеи и давки); стих 9.
Иез 46:11−15. Иезекииль оговаривает такую подробность: если князь, по усердию своему, захочет принести… жертву Господу в один из будних дней, то внутренние восточные ворота, в виде исключения, будут отворяться для него (стих 12).
Иез 46:16−18. Пророк говорит об имущественном обеспечении князя, который возглавит будущее теократическое общество. Его земельный надел, как бы обнимающий священный надел Господень (схему «Разделение земли в Тысячелетнем царстве») и таким образом отделяющий его от земли несвященной, не может подлежать дроблению. Делить его князь сможет лишь среди своих сыновей. Оговаривается (в этой связи!), что часть земельного надела, подаренная князем кому-либо из рабов его (заметим, кстати, что в древневосточном обществе ими могли считаться царские чиновники любого ранга), не может оставаться во владении такового после его освобождения, т. е. более 7 лет (о субботнем годе освобождения в Исх 21:2; Втор 15:12; Иер 34:14). Тут же подчеркивается ненарушимое для князя этическое правило в его взаимоотношениях с подданными (стих 18).
Иез 46:19−24. Небесный спутник Иезекииля показывает ему места на территории храма, где из ежедневных приношений священники будут готовить пищу для себя и общинные трапезы для народа. С точки зрения ритуальной здесь весьма важно то, что кухни (поварни) для священников и для народа отделены друг от друга (стихи 19−20 и стихи 21−24).
Священной почиталась всякая жертва, принесенная Богу. Но все, что так или иначе было причастно к святилищу и его служителям, почиталось особо священным (включая части жертвенных животных, предназначенных в пищу священникам, и одежду последних; сравните стих 20, и особенно окончание его, смысл которого именно в том, что священнейшую частъ жертвы, принадлежащую священникам, нельзя выносить на внешний двор, оберегая ее святость от народа; сравните с 42:14 и 44:19, где речь о соблюдении святости священнических одежд. Итак, кухни для священников будут находиться с западного края священнических комнат, примыкающих к собственно святилищу (схему «Тысячелетний храм»). Кухни же («поварни») для народа разместятся в четырех углах внешнего двора.