Даниил 10 глава

Книга пророка Даниила
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В третий год правления Кира, персидского царя, Даниилу (Валтасару) было ниспослано откровение от Бога. Это откровение было истинно и обладало великой силой. Даниил понял это откровение, но только после того, как оно было объяснено ему в видении.
2 В это время я, Даниил, три недели находился в глубокой печали.
3 В течение этих трёх недель я не ел ни изысканных яств, ни мяса, не пил никакого вина. Я не умащал свою голову маслами, пока не прошли эти три недели.
4 На двадцать четвёртый день первого месяца года я стоял на берегу великой реки Тигр.
5 Я поднял глаза и увидел перед собой человека, который был одет в льняные одежды и подпоясан он был поясом, сделанным из чистого золота.
6 Его тело было словно сияющий камень, а лицо было ярким как молния! Его глаза были как горящие факелы. Его руки и ноги были подобны начищенной меди! Его голос был как голос множества людей!
7 Я, Даниил, был единственным, кто видел это видение. Люди, бывшие со мной, его не видели, но всё же испугались. Они были так напуганы, что бросились бежать, а затем спрятались.
8 Я остался один и наблюдал это видение. От страха силы оставили меня, а моё лицо стало бледным как у мертвеца, и я был беспомощен.
9 И услышал я, как тот человек из видения заговорил. Слушая его, я впал в глубокий сон, лёжа лицом на земле.
10 Затем рука коснулась меня, и я встал на колени, опираясь на руки.
11 Человек из видения сказал мне:
«Даниил, Бог очень сильно любит тебя! Обдумай тщательно слова, которые я скажу тебе. Встань, потому что я был послан к тебе».
Когда он произнёс это, я встал, дрожа от страха.
12 А человек из видения продолжал говорить:
«Даниил, не бойся. С самого первого дня, когда ты решил постичь мудрость и быть смиренным перед Богом, Он слушал твои молитвы. Я пришёл к тебе, потому что ты молился.
13 Но принц Персии сражался со мной двадцать один день. Затем Михаил, один из самых главных принцев, пришёл мне на помощь, потому что я там оставался с царём Персии.
14 И вот теперь я пришёл к тебе, Даниил, чтобы объяснить, что случится с твоим народом в будущем. Это видение о далёком будущем».
15 Пока этот человек говорил со мной, я припал лицом к земле и не мог произнести ни слова.
16 Затем тот, кто был похож на человека, прикоснулся к моим губам. Я открыл уста и начал говорить. Я сказал тому, который стоял передо мной:
«Господин мой, я огорчён и испуган тем, что видел в своём видении. Я чувствую свою беспомощность.
17 Но господин, как же я, слуга твой, могу разговаривать с тобой? Силы покинули меня, и я едва дышу».
18 Тот, кто был похож на человека, снова дотронулся до меня, и от его прикосновения я почувствовал себя лучше.
19 И сказал он тогда:
«Не бойся, Даниил! Бог очень сильно любит тебя. Пусть мир пребудет с тобой, мужайся, мужайся!» Пока он говорил со мной, я набрался сил и сказал:
«Господин мой, ты дал мне силы. Теперь ты можешь говорить».
20 И он сказал:
«Знаешь ли ты, Даниил, почему я пришёл к тебе? Скоро мне будет необходимо возвратиться и сразиться с принцем Персии. Когда я уйду, придёт принц Греции.
21 Но прежде чем я уйду, Даниил, я должен сначала сказать тебе, что написано в „Книге истины”. Никто не сражается на моей стороне против этих принцев, кроме Михаила, принца твоего народа».

Толкование Далласской семинарии

В. Последнее видение (откровение); главы 10−12

1. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРОРОКА (10:1 — 11:1)

а. Обстоятельства, в каких послано было видение (10:1−3)

Дан 10:1−3. Последнее его видение посетило Даниила на третьем году правления Кира, царя Персидского, т. е. в 536 году до Р. Х. Не малое число иудеев уже возвратилось в то время из плена на родину и приступило к восстановлению храма. (Сам Даниил оставался в Вавилоне, возможно, по причине своего весьма преклонного возраста.) Пророк говорит, что откровение, полученное им, было истинно и исполнено великой силы, т. е. он не сомневался, что потрясшие его скорбные видения непременно осуществятся.

Казалось бы, многолетние чаяния пророка исполнились: вавилонское пленение евреев завершилось, Иерусалим вновь заселяется, Но в, дни, когда посетило его последнее его видение, он, Даниил, был в великой печали (в сетовании), которая не оставляла его три недели (три седмицы дней). Примечательно, что это были Пасхальные дни, приходившиеся на начало месяца Нисана, или на апрель («первого месяца»; стих 4), но пророк воздерживался от вкусной праздничной пищи и в знак «сетования» не умащивал себя елеем, как это принято было у иудеев в праздники.

В чем же была причина этого? Скорее всего в том, что до него доходили слухи о неблагополучном положении в Израиле и в среде возвратившихся туда его сограждан (нам об этом известно из книги Ездры; в частности, Езд 3:1−2, 12−13; 4:1−5). Даниила угнетали мысли о настоящем его родины и ее будущем, которое, предчувствовал он, тоже не сулит ничего хорошего. Очевидно, сетование пророка было и горячей и вместе смиренной (стих 12) молитвой его, которая была услышана.

Птоломеи и Селевкиды в Книге Пророка Даниила (Дан 11:5−35):

Птоломеи Селевкиды
Цари «южные», Египет Цари «северные», Сирия
Даниила 11:5 Даниила 11:5
Птоломеи 1 Сотер, или Селевк I Никатор
11:6 Лагов (323−285 гг. до Р. Х.)* (312−281 гг. до Р. Х.)
Птоломеи II Филадельф Антиох I Сотер
(285−246 гг.) 11:6 (281−262 гг.) Антиох II Феос
11:7−8 Птоломей III Евергет 11:7−9 (262−246 гг.)
(246−221 гг.) Селевк II Каллиник 11:10 (246−227 гг.)
11:11−12 Птоломеи IV Филопатор 11:10−11 Селевк III Сотвр
14−15 (221−204 гг.) 13, 15−19 (227−223 гг.)
11:17 Птоломеи V Епифан Антиох III Великий
(204−181 гг.) (223−187 гг.) 11:20
11−25 Птоломеи VI Филометор 11:21−32 Селевк IV Филопатор
(181−145 гг.) (187−176 гг.) Антиох IV Епифан
(175−163 гг.)

* Здесь и далее — годы царствований.

б. Явление небесного посланника (10:4−14)

Дан 10:4−11. По истечении трех недель и еще двух-трех дней Даниил (в сопровождении, может быть, слуг или свиты, стих 7) прибыл на берег реки Тигр (сравните с 12:5), куда и явился с ответом на его молитву небесный посланник. Пророк описывает его льняную одежду, опоясанную золотым поясом (Уфаз предположительно отождествляют с золотоносным Офиром, либо с одноименной рекой в Индии), и в привычных библейских образах говорит о светозарности всего его существа. (Ангелы, обитающие в присутствии Бога, Который есть свет, и сами «одеты светом», неся на себе отблеск славы Его, который и дано было увидеть Даниилу.) Это, по всей вероятности, был Гавриил, которого Бог уже и прежде посылал к Даниилу (8:16).

Некоторые исследователи Библии склонны думать, что посланец неба, явившийся пророку, был Самим Христом в Его предвоплощении. Они основываются на сходстве описания Христа в Откр 1:13−16 с тем, что находим в Дан 10:5−6. А также на реакции Даниила и «бывших с ним» на явление ангела (10:7−8), и на том, что человек (в русском тексте муж) здесь и «Сын человеческий» в Дан 7:13 может быть одним тем же Лицом. Мнение это, однако, опровергается тем, что не мог «князь царства Персидского» (стих 13), будучи демоном (об этом ниже), сколько-нибудь долго и успешно противостоять Христу.

Можно предположить, что спутники Даниила, не воспринявшие этого видения, услышали необычайный голос явившегося, и он поверг их в страх, и они разбежались. Так или иначе, но пророк остался один на одни с посланцем небес. При виде ангела его охватила страшная слабость; в оцепенении он пал, на лице свое, и лишь прикосновение ангела вывело его из этого состояния.

Ощущение у Даниила было такое, что он поставлен был на колени (опираясь при этом о землю и руками) рукою ангела. Даниил, муж желаний (т. е. снискавший благоволение у Господа; сравните 9:23 и 10:19), обратился к нему посланец неба, стань прямо на ноги твои, ибо к тебе я послан ныне. И, трепеща, пророк встал.

в. Небесный посланник объясняет причину своего явления (10:12−14)

Дан 10:12−14. Ангел говорит Даниилу, что (Даниила 10:15 — 11:1) его смиренные молитвы о том, чтобы узнать и понять, что ожидает народ его, были Богом, услышаны, и, вот, он пришел по молитве (по словам) его, точнее, пришел бы еще раньше (с первого дня трехнедельных молитвенных сетований и поста Даниила), если бы не противодействие этому на протяжении всех трех недель князя царства Персидского. Гавриилу понадобилась помощь одного из первых князей — Михаила архангела, стоящего за еврейский народ (Иуд 1:9; Откр 12:7); его называют иногда «князем иудейским».

Он один из тех, кто возглавляет сонм Божиих ангелов, тогда как «князь персидский» — существо демоническое. И тот и другой являются ангелами-покровителями царств и народов и отстаивают (соответственно) противоположные и зачастую враждебные друг другу интересы на земле. в этой связи о делении ангельских иерархий на «начальства и власти, и силы, и господства» в Еф 1:21. Примечательно, что в роли покровителя языческого, а, значит, богоборческого народа (мидо-персов) выступает ангел сатаны, тогда как покровителем народа еврейского является сам — Архангел Михаил.

Нет сомнения, что и Гавриил тоже (как это следует из Книги Пророка Даниила и из Евангелия от Луки; Лк 1:11, 19, 26−37). Перед читающими эти строки в книге Даниила приподнимается завеса над борьбой, которая идет в небесах между ангелами Бога и ангелами сатаны; это о ней («проецируя» ее на а земную борьбу христиан против зла «мира сего») говорит апостол Павел в Еф 6:12−13 «Наша брань не против крови и плоти, но против иачальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Итак, демон-покровитель Мидо-Персидской державы всячески противился донесению до Даниила ответа на его молитву. (В земной жизии подобная «деятельность» духов-противников иудеев могла быть причиной трудных коллизий и разного рода препятствий, с которыми сталкивались они, возвратившись на родину.) В данном случае борьба между Гавриилом и «князем персидским» долго не имела перевеса ни в ту ни в другую сторону; ситуация изменилась с появлением Михаила, но какое-то время Гавриил продолжал сражаться вместе с ним (последнюю строку в стихе 13 и обратите внимание на намерение Гавриила продолжать эту борьбу и далее; стих 20).

Но вот ему удалось прорваться на землю, и он пришел к Даниилу, чтобы возвестить ему о будущих судьбах еврейского народа. Он принес ему откровение о грядущих войнах между Израилем и народами ближними и относительно дальними, которые продолжатся, пока народу Даниила не будет дан мир Князем мира, Который придет. Это последнее видение пророка содержит в себе больше «подробностей», которым суждено было сбыться, чем какое-либо из предыдущих его видений.

г. Даниил внимает ангелу, «укрепившему» его (10:15 — 11:1)

Дан 10:15−19. И снова, читаем мы, припал Даниил лицом, к земле, обессилев и онемев от самого лицезрения ангела, напоминавшего «сына человеческого» (некто в стихе 16) и от слов его (стих 15; вероятно, от «слов» о борьбе между силами ангельскими и демонскими, задержавшей ответ на его молитву). Вновь прикоснувшись к пророку, ангел укрепил его физически и душевно, и с этой минуты Даниил готов был внимать ему.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.