Даниил 4 глава

Книга пророка Даниила
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 «Я, Навуходоносор, находился в своём дворце, был счастлив и во всём преуспевал.
2 Мне приснился сон, который испугал меня. Я лежал на кровати и мысленно видел образы и видения, которые заставили меня содрогнуться.
3 Тогда я отдал приказ привести ко мне всех мудрецов Вавилона, чтобы они сказали мне, что означает мой сон.
4 Когда пришли чародеи и халдеи, я рассказал им о своём сне, но ни один из них не смог объяснить его значение.
5 Наконец ко мне пришёл Даниил (я дал ему имя Валтасар в честь моего бога; в нём пребывает дух святых богов). Я рассказал Даниилу о своём сне.
6 Я сказал: „Валтасар, ты самый искусный из всех чародеев. Я знаю, что в тебе дух святых богов и нет такой тайны, которую ты не смог бы понять. Вот какой сон я видел, объясни мне его значение.
7 Вот видения, представшие предо мной, когда я лежал на своём ложе: я видел очень высокое дерево, стоящее среди земли.
8 Это дерево выросло большим и крепким и своей вершиной касалось неба. Его можно было видеть отовсюду на земле.
9 На этом дереве были красивые листья и много фруктов. Плодов на нём хватало для всех. Дикие звери находили приют под этим деревом, и птицы гнездились в его ветвях. Все животные питались с этого дерева.
10 И, наблюдая всё это в видении на своём ложе, я увидел святого Ангела, сходящего с небес.
11 Он сказал очень громко: „Срубите дерево, обрубите его ветви, оборвите его листья и разбросайте его плоды. Животные убегут из-под дерева, и птицы улетят прочь с его ветвей.
12 Но его корень пусть останется в земле. Вы должны сковать его железным и бронзовым обручем и пусть этот корень останется в поле. Окружённый со всех сторон травой, он будет жить среди диких животных и полевых растений, а орошать его будет утренняя роса.
13 И не будет он думать больше как человек, у него будет ум животного. В течение семи лет он будет в таком состоянии”.
14 Святые Ангелы объявили это наказание, чтобы все люди на земле знали, что Всемогущий Бог правит над царствами людей и отдаёт их кому желает, а также Сам выбирает смиренных людей править этими царствами!
15 Вот какой сон видел я, царь Навуходоносор. А теперь, Валтасар, расскажи мне, что это означает. Никто из мудрецов в моём царстве не может растолковать мне этот сон. Но ты, Валтасар, можешь растолковать этот сон, потому что в тебе дух святых богов”».
16 Тогда Даниил (которого также звали Валтасар) задумался и некоторое время пробыл в думах. Мысли беспокоили его, поэтому царь сказал:
«Валтасар, пусть не пугает тебя этот сон и его значение».
И Валтасар ответил царю:
«Господин мой, как хотел бы я, чтобы этот сон был о твоих ненавистниках, а значение его относилось к твоим врагам.
17 Во сне ты видел дерево, которое выросло высоким и крепким, и его вершина касалась небес. Его видно было со всех концов земли.
18 На нём были прекрасные листья, а плодов было так много, что всем хватало на пропитание. Оно служило домом для диких животных, а в его ветвях гнездились птицы. Вот какое дерево видел ты.
19 Царь, ты — это дерево! Ты стал великим и могущественным. Ты как высокое дерево, которое достигает небес, и твоя власть простирается до краёв земли.
20 Царь, ты видел святого Ангела, сходящего с небес. Он сказал: „Срубите дерево и уничтожьте его, только его пень с корнями оставьте в земле. Скуйте его железным и бронзовым кольцом и оставьте в полевой траве, чтобы роса орошала его. Он будет жить как дикое животное и таким останется, пока не пройдёт семь лет”.
21 Царь, вот толкование этого сна: Всемогущий Бог повелел, чтобы случилось всё это с моим господином, царём.
22 Царь Навуходоносор, ты будешь вынужден покинуть свой народ. Ты будешь жить среди диких животных и есть траву как скот, и роса небесная будет орошать тебя. Пройдёт семь лет, прежде чем ты сможешь извлечь необходимые выводы из этого урока. Ты познаешь, что Бог Всевышний правит над царством людей и Бог Всевышний даёт царства тому, кому захочет.
23 Повеление оставить корень дерева в земле означает вот что: твоё царство будет возвращено тебе, когда ты познаешь, что Всевышний Бог правит твоим царством.
24 Посему, царь, прими мой совет: совершай добрые дела, не греши и будь милостив к бедным людям, чтобы искупить свой грех. И тогда успех будет сопутствовать тебе».
25 Всё именно так и произошло с царём Навуходоносором.
26 Спустя двенадцать месяцев после того, как царь Навуходоносор видел этот сон, он гулял по крыше своего дворца в Вавилоне.
27 «Посмотрите на Вавилон! — сказал царь. — Я построил этот великий город. Это — мой дворец! Я построил этот великий город силой своего могущества, чтобы показать моё величие!»
28 Не успел он договорить эти слова, как с небес раздался голос, который сказал:
«Царь Навуходоносор, вот что случится с тобой: твоя царская власть отнята у тебя!
29 Тебя отлучат от людей, и ты будешь жить с дикими зверями. Ты будешь питаться травой как вол. Пройдёт семь лет, прежде чем ты сможешь извлечь необходимые выводы из этого урока. Ты познаешь, что Бог Всевышний правит над царствами людей и что Он даёт власть тем, кому захочет».
30 Всё это исполнилось тотчас же. Навуходоносор был изгнан от людей и стал питаться травой как вол. Его орошала роса, и его волосы выросли длинными, словно перья орла, а ногти стали как когти птицы.
31 По окончании этого времени я, Навуходоносор, взглянул на небо, и ко мне снова возвратился мой разум. И тогда я восхвалил Бога Всевышнего и прославил Того, Кто живёт вечно: «Бог правит вечно! Его царство продлится во все поколения!
32 Все люди, живущие на земле, ничего не значат. По воле Своей Бог делает всё, что пожелает, как с властью небесной, так и с людьми на земле. Никто не может остановить Его могучую руку! Никто не может спросить Его: „Что делаешь Ты?”
33 В то время Бог вернул мне мой разум, великий почёт и царскую власть. Мои советники и царские сановники начали снова просить моего совета. Я снова стал царём, и моё величие стало ещё выше, чем раньше, а власть укрепилась.
34 И теперь я, Навуходоносор, превозношу, почитаю и восхваляю Царя Небесного. Все дела Его праведны, Он всегда справедлив и может сделать гордых людей смиренными!»

Толкование Далласской семинарии

В. Второй сон Навуходоносора (глава 4)

1. ВИДЕНИЕ ДЕРЕВА (4:1−15)

а. Царь видит сон и требует истолкования его (4:1−4)

Дан 4:1−4. Навуходоносор как бы подчеркивает, что второе загадочное сновидение, посетившее его десятилетия спустя после первого, устрашило его тем более, что, явившись внезапно в дни благоденствия, т. е. в годы мирного правления, навело на тягостные размышления, ибо царь осознал, что сон этот, как и тот, первый, — вещий. Навуходоносор вновь обратился к своим «тайноведцам», несмотря на то, что в случае первого сна они оказались несостоятельны. Возможно, царь надеялся, что, поскольку содержание этого сна он перескажет им, то истолковать его мудрецам удастся. Но они не сумели объяснить значение сна царю.

б. Даниил объясняет сон царю (4:5−15)

Дан 4:5−9. То обстоятельство, что царь «напоминает» о вавилонском имени Даниила — Валтасар — по имени вавилонского бога (Бела, или Мардука), свидетельствует: в своих богов, несмотря на признание им превосходства Бога евреев (глава 3), Навуходоносор по-прежнему верил. Он был, как и большинство людей его времени, политеистом, и Иегова был в числе богов, которых он признавал (2:47; 3:28−29).

Главою мудрецов Навуходоносор называет Даниила не потому, что это было его официальным титулом, а в знак признания им того, что мудрость Даниила, в котором живет дух святого Бога, превосходит мудрость халдейских мудрецов.

Важно заметить, что дерево символизировало в сознании древних человека и его жизнь. Могучее, раскидистое — человека сильного, великого, зеленеющее — человека преуспевающего, а иссохшее — того, который потерял все (здоровье, имущество, власть). Наконец дерево срубленное означало человека, чьей жизни пришел конец (Пс 1:3; Иер 17:8; сравните с Ам 2:9). О том, что дерево, «увиденное» Навуходоносором, было образом самого царя, свидетельствуют стихи 12−13 в этой главе: у корня дерева отнимается сердце человеческое, а, вместо него, ему дается звериное сердце.

Дан 4:10−11. И видел царь, как нисшел на землю небесный Посланник, повелевший срубить дерево и обрубить ветви его и отрясти листья с него, а плоды его, от которых питались многие звери и птицы, разбросать по земле.

Дан 4:12−13. Очевидно, последняя часть его сна вызвала у царя инстинктивное чувство ужаса: оно достигло бы предела, если бы царь сразу догадался, что дерево и происходящее с ним — это он сам и то, что ожидает его в ближайшем будущем. Надо думать, что, слушая толкование сна Даниилом, царь и проникся беспредельным страхом: ведь он был о грядущем безумии его, которое продлится семь времен (вероятно, семь лет). Тяжелое психическое заболевание действительно поразило могущественного вавилонского царя.

Дан 4:14−15. Религиозным представлениям Навуходоносора вполне соответствовала такая «деталь», как появление в его сне Бодрствующих и Святых, произносящих «суд» от имени Всевышнего. Это были низшие божества, или боги-советники Бела (Мардука), верховного бога вавилонян. На некоторых вавилонских памятниках встречаются изображения сцен суда: в центре Бел, главный судья, а вокруг него советники (божества низшего ранга).

2. ТОЛКОВАНИЕ ВИДЕНИЯ (4:16−24)

Дан 4:16. Даниил, которому открылся смысл сна, пришел в такое сильное волнение («изумление»), что около часа не мог говорить. Ибо значение его было столь страшным, что несчастному царю впору было пожелать его своим ненавистникам и врагам. Видя состояние Даниила, Навуходоносор ободрил его и повелел говорить (может быть, имея в виду, что лично Даниилу за объявление ужасной вести ничего не грозит).

Дан 4:17−19. Повторив вслед за Навуходоносором описание дерева, увиденного им во сне, Даниил объявил, что дерево — это он, могучий царь, чья власть достигла краев земли, а величие — небес.

Дан 4:20−22. И далее он стал изъяснять значение сна шаг за шагом. Заболевший царь будет удален из дворца (отлучен от людей) и на протяжении семи лет будет жить среди домашнего скота и питаться вместе с ним. Он будет скован цепями (чтобы не навредить себе и другим). Психическое заболевание, поразившее Навуходоносора, известно и в наши дни: оно называется ликантропией. Страдающий им человек воображает себя животным и действует, ведет себя так, как если бы в самом деле был им.

Даниил объявляет о назначении страшного сна, которое открылось и самому Навуходоносору (сравните со стихом 14); оно в том, чтобы и сам он и все живущие познали, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет.

Дан 4:23−24. Но царство сохранится за Навуходоносором, продолжал Даниил, оно не будет искоренено — с одним, однако, условием: гордому царю надо познать, что власть небесная выше любой земной власти, в том числе его власти.

Призыв Даниила к царю искупить грехи свои милосердием подразумевал, что исполнение небесного суда может быть удержано или отложено в случае раскаяния виновного или виновных (книга Пророка Иона).

3. ИСПОЛНЕНИЕ ВИДЕНИЯ (4:25−30)

Дан 4:25−30. После истолкования сна Навуходоносору было отпущено еще 12 месяцев «благополучной жизни», на протяжении которых он, однако, не познал, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет (стихи 22, 29). Более того: горделивые слова царя (стих 27) прозвучали как бы прямо вопреки предупреждению Даниила. Разве не я построил величественный Вавилон в славу моего величия! — восклицает Навуходоносор.

Рассуждая по-человечески, действительно он. Историки свидетельствуют, что большую часть своих несметных богатств этот царь употребил на строительство и украшение своей страны и в особенности ее столицы. При нем построены были новые наружные стены ее, общая длина которых составляла 513 кв. километров. А знаменитые висячие сады, украшавшие царский дворец на западном берегу р. Евфрат? А каналы, прорытые по указу Навуходоносора с целью защитить царство от разливов Евфрата! А многочисленные храмы многочисленным богам Вавилона!

Но до того момента, который отражен в стихе 27, Навуходоносор, язычник, почитавший, как и все язычники, более других божеств свое верховное божество (для Навуходоносора это был Бал, Мардук), приписывал свои достижения не себе, а покровительству и помощи «главы богов» (о чем прямо свидетельствуют вавилонские клинописи).

Теперь же, несмотря на то, что Даниил в своем пророческом истолковании его сновидения подчеркнуто объявил царю, что не монархи, а Всевышний царит над миром, Навуходоносор, в охватившей его безмерной гордыне, как бы забыл об этом. Наказание последовало незамедлительно. Еще звучала в устах царя надменная его речь, как раздался голос с неба, объявивший, что царство отнимается от Навуходоносора. Тотчас и исполнилось это слово над ним, читаем далее; следует описание вида и состояния царя, пораженного ликантропией (стихи 29−30).

В сущности, отрицание божественной власти над миром уже есть следствие потери здравого смысла. В случае Навуходоносора эта «потеря» была утверждена и продлена волей Божией на «семь времен». (В одной из вавилонских надписей говорится, что Навуходоносор (вообразивший себя быком) был отстранен от власти на четыре года; таинственные «семь времен», как уже говорилось, чаще понимают как семь лет, но это может быть указанием и на некое время библейской полноты: некоторые из «отцов Церкви» читают «семь времен» как три с половиной года.)

4. ВЫЗДОРОВЛЕИЕ ЦАРЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕГО НА ТРОНЕ (4:31−34)

Дан 4:31−34. Так или иначе, по прошествии «семи времен», как и предрек Даниил, разум к Навуходоносору возвратился (заметим, кстати, что и по свидетельству современных медиков случаи исцеления от ликантропии известны). Но это был уже разум, угодный Всевышнему. Ибо с ним к Навуходоносору пришло осознание ничтожности любого человека, в том числе и такого могущественного монарха, как он, Навуходоносор, перед Царем Небесным.

Безумие гордыни сделалось для него очевидным. Он осознал, что с ним, безмерно ею проникшимся, Бог поступил по заслугам. Убедившись в справедливости откровения, полученного им от Даниила (стих 14), царь благословил, восхвалил и прославил Всевышнего, Который поразил, но и исцелил его и возвратил ему царство его.

Последние четыре стиха главы, в которых снова говорит царь, воспринимаются как своего рода манифест с которым он обратился к подданным, когда вновь обрел разум. Исторических свидетельств о том, чтобы Навуходоносор принял «Бога Даниила» как своего единственного Бога, нет. Но идея превосходства Всевышнего как над всем «воинством небесным», так и над всем «живущим на земле», вполне утвердилась в просветлевшем сознании монарха. То обстоятельство, что язык «манифеста» весьма напоминает язык некоторых псалмов (к примеру, Пс 144:13) и многих мест в книге Исаии (Ис 24:21; 40:17; 43:13), склонны объяснять тем, что к составлению его был причастен Даниил.

Смирение Богом языческого монарха Навуходоносора представляется пророческим в контексте всего домостроительства Божиего. Подавлять гордыню земных правителей (как и вверенных им народов!) — дабы осознали они в конце-концов превосходство Всевышнего во всех сферах бытия — является, по-видимому, целью Его. Одним из «назначений» дней великой скорби, которые непосредственно будут предшествовать возвращению на землю Христа, явится именно это.

В заключение Божиего суда, как описан он в книге Откровение (главы 6−19), Иисус Христос, победоносный Всадник на белом коне, спустится с небес, чтобы покорить Себе народы. И затем Ангел провозгласит, что «царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр 11:15).

Целью суда Божиего над Навуходоносором было заставить его склониться перед Божией властью, и это можно рассматривать как прообраз суда, который Всевышний совершит над народами — с тем, чтобы заставить их склониться перед высшим авторитетом Его абсолютной правды и вечной справедливости.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.