Левит 10 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Сыновья Аарона, Надав и Авиуд, взяли каждый свою кадильницу, но положили в них не тот огонь, который Моисей велел им брать для сжигания благовонных курений.
2 Тогда вышел огонь от Господа и сжёг Надава и Авиуда, и они умерли перед Господом.
3 Моисей сказал Аарону:
«Господь говорит: „Священники, приближающиеся ко Мне, должны почитать Меня! Я должен быть свят для них и для всего народа”».
Аарон же ничего не сказал.
4 У дяди Аарона, Узиила, были сыновья Мисаил и Елцафан. Моисей сказал им:
«Пойдите на порог святилища и вынесите за пределы шатра тела ваших двоюродных братьев».
5 Мисаил и Елцафан повиновались Моисею и вынесли тела Надава и Авиуда в священнических одеждах за пределы стана.
6 Затем Моисей обратился к Аарону и другим его сыновьям, Елеазару и Ифамару. Он сказал им:
«Не показывайте, что печалитесь! Не разрывайте на себе одежды и не обнажайте головы в знак скорби об умерших, чтобы не навести гнев Господа на весь народ и не умереть. Но весь народ Израиля, ваши братья, могут оплакивать Надава и Авиуда, сожжённых Господом.
7 Вы же не должны даже выходить из дверей скинии собрания, а если вы уйдёте, то умрёте, потому что на вас возложен елей Господнего помазания».
Аарон, Елеазар и Ифамар повиновались Моисею.
8 Тогда Господь сказал Аарону:
9 «Ты и твои сыновья не должны пить вина или пива, когда входите в шатёр собрания, иначе вы умрёте. Это — вечный закон для будущих поколений вашего рода.
10 Вы должны отличать священное от несвященного и чистое от нечистого
11 и научить народ Израиля всем законам, которые Господь дал израильтянам через Моисея».
12 Моисей сказал Аарону и его оставшимся в живых сыновьям Елеазару и Ифамару:
«Возьмите хлебное приношение, оставшееся от жертвоприношений, сожжённых на огне, и ешьте его пресным около алтаря, потому что это приношение — великая святыня.
13 Это — часть приношений, которые были сожжены на огне для Господа. Закон, который я дал вам, учит, что часть принадлежит тебе и твоим сыновьям, но вы должны есть её в святом месте.
14 К тому же, твои сыновья и дочери смогут есть грудину и плечо жертвы, преподнесённой Господу. Вы должны их есть в чистом месте, потому что они были даны тебе и твоим детям как доля приношения содружества народа Израиля, принесённой Господу.
15 Люди должны принести жир от своих животных как часть жертвы, сожжённой на огне. Они должны также принести плечо от приношения содружества и грудину жертвы, которая была преподнесена Господу, которая и будет вашей долей приношения, — твоей и твоих детей. Эта часть жертвоприношений будет вашей долей навсегда, как повелел Господь».
16 Моисей стал искать козла приношения за грех, но козёл был уже сожжён. Моисей очень рассердился на двух других сыновей Аарона, Елеазара и Ифамара. Он спросил их:
17 «Вам полагалось съесть жертву за грех на святом месте. Это великая святыня! Почему вы не сделали этого перед Господом? Господь дал её вам, чтобы снять грех с народа и очистить людей.
18 Кровь того козла не была внесена в святилище. Вы должны были есть мясо на святом месте, как я велел!»
19 Но Аарон сказал Моисею:
«Сегодня они принесли жертву за грех и жертву всесожжения перед Господом. Но ты знаешь, что случилось со мной сегодня! Разве Господу было бы угодно, если бы я съел жертву за грех сегодня?»
20 Услышав такой ответ, Моисей с ним согласился.

Толкование Далласской семинарии

3. ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО ЦЕРЕМОНИАЛА (ГЛ. 10)

В первый же день своего первосвященнического служения Аарон пережил трагическую смерть двух своих старших сыновей. Тогда как в главах 8−9 читаем, что результатом повиновения Божиим указаниям было «исхождение огня от Господа», который сжег жертвы в знак милостивого принятия их, из главы 10 узнаем, что совершенные по неведению (или по излишней самонадеянности) действия, которые не соответствовали Божиему указанию, вызвали огонь небесный, поразивший виновных насмерть.

а. Нарушение обряда Надавом и Авиудом и немедленная их гибель (10:1−3)

Лев 10:1−3. Итак, два старших сына Аарона (сравните Исх 6:23; 28:1; 1Пар 6:3), по причине невежества или самонадеянности, принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. Этот эпизод нарушает незамутненную картину, предстающую перед нами в двух предыдущих главах, когда все делалось в четком согласии с Божиими повелениями (сравните Лев 8:36). Нам не говорится, что именно сделало огонь, принесенный Надавом и Авиудом, «чуждым».

Возможно, в свои кадильницы они положили угли, взятые не с жертвенника, а откуда-нибудь еще (сравните 16:12), а, может быть, они принесли огонь в неурочное время (Исх 30:7−9). Не исключено, что братья пытались войти в святилище и тем нарушили прерогативу первосвященника, дававшуюся ему в День очищения (сравните Лев 16:12−13), Мы знаем также, что священникам было запрещено пить перед тем, как войти в скинию, вино и крепкие напитки (10:9), так что случившееся могло быть связано и с опьянением сыновей Аарона.

В любом случае они действовали против Божией воли, и их немедленное осуждение Богом послужило драматической иллюстрацией к тому, что это значит — «быть истребленным из народа своего» (сравните Чис 15:30). «Мораль этой истории» в изложении Моисея сводится к тому, что на получивших привилегию быть особо приближенными к Богу лежит и особая ответственность служить примером (как бы являя их) Его святости (в приближающихся ко Мне освящусь и славы).

б, Удаление тел Надава и Авиуда (10:4−5)

Лев 10:4−5. Повинуясь повелению Моисея, два двоюродных брата Аарона вынесли тела его сыновей за стан, то есть поступили с ними как с ни к чему непригодными останками жертвенных животных.

в. Об оплакивании Надава и Авиуда (10:6−7)

Лев 10:6−7. По слову Моисея, Аарон и два других его сына — Елеазар и Ифамар — воздержались от обычных в таких случаях проявлений скорби и горя, хотя всем остальным разрешено было оплакать Надава и Авиуда. Поведение Аарона, Елеазара и Ифамара согласовывалось с позднейшим запрещением первосвященникам принимать участие в похоронах своих родственников (21:10−12).

г, Повторное утверждение Господом Аарона в его первосвященнических обязанностях (10:8−11)

Лев 10:8−11. Только здесь, в книге Левит, сказано, что Господь говорил с Аароном не через Моисея, а непосредственно. Запрещение относительно вина и крепких напитков направлено было на то, чтобы ум священников был ясен и чтобы они, исполняя свои обязанности, могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и быть таким образом готовыми к тому, чтобы учить Израильтян правилам, данным Богом чрез Моисея, а также выносить решения в трудных случаях (сравните Втор 17:9−11).

Поручение священникам учить израильтян следовать путем святости должно было подготовить почву для тех наставлений, о которых читаем в Лев 11:15.

д, Повеление Моисею относительно распределения частей жертвенной туши (10:12−15)

Лев 10:12−15. Моисей дал Аарону и оставшимся сыновьям его наставления о том, какие именно части животного, принесенного в жертву, предназначались им в пищу (сравните 6:26; 7:12−15).

е. Негодование Моисея по причине нарушения правила в обращении с жертвой за грех (10:16−18)

Лев 10:16−18. Моисей… разгневался на Елеазара и Ифамара, когда обнаружил, что они целиком сожгли тушу козла, принесенного в жертву за грех народа (сравните 9:15), вместо того, чтобы съесть ее, как было предписано (поскольку кровь этой жертвы не была внесена в святое место, 10:18; в случае, если бы кровь была внесена в святое место, тушу полагалось бы сжечь «за станом», 4:12, 21).

ж. Оправдания Аарона; принятие их Моисеем (10:19−20)

Лев 10:19−20. Оправдываясь перед Моисеем за поступок своих сыновей (в котором он и сам наверное был повинен) Аарон, видимо, намекает на трагедию, постигшую Надава и Авиуда (и это случилось со мною) и не скрывает боязни совершить подобные ошибки при принесении жертвы за грех. Аарон спрашивает своего брата: если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу?

По-видимому, он или боялся есть то, что было «святыней» (стих 17) сразу же после гибели своих сыновей, или пораженный горем неумышленно совершил ошибку при выполнении процедуры жертвоприношения. Если так, то ему, надо думать (хотя здесь на это указаний нет) достаточно было принести собственную жертву за грех нарушения ритуала. Так или иначе, Моисей остался удовлетворен предложением Аарона.

В. Законы относительно нечистоты (главы 11−15)

Библейские концепции «нечистого» и «чистого» не эквивалентны «физически грязному» и «физически чистому», как не являются они непосредственно связанными с понятиями стерильности или зараженности в гигиеническом смысле, при том, что существовало несколько степеней ритуальной нечистоты. Хотя данные Провидением законы о нечистом приводили ко многим хорошим результатам именно в гигиеническом отношении, не в этом состояла их главная цель.

Различие между нечистым и чистым даже не зависело в прямом смысле от «греховности» и «безгрешности» — ведь многие виды ритуального осквернения происходили случайно, либо вследствие болезни или каких-то физических процессов и действий, которые сами по себе не являлись объектами осуждения и даже удостаивались похвалы.

В жизни существовало, с ритуальной точки зрения, три состояния: святое, чистое и нечистое. Таким образом чистота в церемониальном смысле попросту соответствовала нейтральному состоянию между нечистым и святым. Цель законов о нечистоте носила в сущности богословский, религиозный, характер и состояла в утверждении повиновения законам того Законодателя, Которого Израиль получил по завету; повиноваться этим законам надо было потому, что их предписал Он. Это, однако, не исключало логического, разумного, подхода Божества к провозглашению одних животных нечистыми, а других — чистыми; в ряде случаев мы видим и чисто гигиенические основания для этого.

Одна из задач священников заключалась в том, чтобы учить народ различать «между нечистым и чистым» (10:10−11). Поэтому так важно для них было получать Божественные откровения относительно обрядовой (церемониальной) нечистоты в пище (глава 11), в связи с болезнями (главы 13−14) и о других формах физической нечистоты (главы 12, 15). Поскольку в этих главах трактуются вопросы, сопряженные с высокой ответственностью священников, они и обращены как к Моисею, так и к Аарону (11:1; 14:33; 15:1).

1. ЗАКОНЫ О ПИЩЕ, О ЧИСТЫХ И НЕЧИСТЫХ ЖИВОТНЫХ (ГЛ. 11)

В этой главе (почти идентичной Втор 14:3−20) содержится большая часть левитских установлений, связанных с потреблением пищи (сравните Лев 17).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.