Левит 11 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь сказал Моисею и Аарону:
2 «Скажите народу Израиля: вот животные, мясо которых вам можно употреблять в пищу.
3 Если копыта у животного раздвоены и если оно жуёт жвачку, то мясо такого животного вы можете есть.
4 Некоторые животные жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены. Этих животных не ешьте. Верблюды жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены, и поэтому они для вас нечисты.
5 Тушканчики жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены, и поэтому они для вас нечисты.
6 Зайцы жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены, и поэтому они для вас нечисты.
7 У других животных копыта раздвоены, но они не жуют жвачку. Не ешьте таких животных. Свиньи для вас — еда нечистая.
8 Не ешьте мяса этих животных! И даже не прикасайтесь к их трупам! Они нечисты для вас!
9 Если животное живёт в море или в реке и у него есть плавники и чешуя, тогда можете его есть.
10 Но, если животное живёт в море или в реке и не имеет ни плавников, ни чешуи, такое животное есть нельзя. Это одно из тех животных, которых Господь не велит есть.
11 Не ешьте мяса этих животных, и даже к их трупам не прикасайтесь!
12 Все животные, живущие в воде, у которых нет ни плавников, ни чешуи, не годятся в пищу, и Господь не велит их есть.
13 Из птиц не ешьте: орлов, грифов, канюков,
14 коршунов, все виды соколов,
15 всякого рода воронов,
16 страусов, сов, чаек, все виды ястребов,
17 филинов, бакланов, ибисов,
18 пеликанов, сипов, стервятников,
19 аистов, все виды цапель, удодов и летучих мышей.
20 Если насекомые с крыльями и передвигаются на четырёх ногах, Господь запрещает их есть. Не ешьте этих насекомых!
21 Но бывают и крылатые насекомые, передвигающиеся на четырёх ногах, которых можно есть: они имеют суставные соединения на ногах, чтобы прыгать по земле.
22 Вы также можете есть все виды саранчи, все виды крылатой саранчи и все виды сверчков и кузнечиков.
23 Но Господь запрещает есть всех других насекомых, которые с крыльями и с четырьмя ногами.
24 Эти насекомые сделают вас нечистыми, и каждый, кто прикоснётся к их трупам, будет нечист до вечера.
25 Если же человек поднял одного из тех мёртвых насекомых, он должен выстирать свою одежду. Этот человек будет нечист до вечера.
26 У некоторых животных копыта раздвоены, но нет глубокого разреза между двумя их частями. Некоторые животные не жуют жвачку. Все эти животные нечисты для вас. Всякий, кто прикоснётся к ним, станет нечистым и будет нечист до вечера.
27 Некоторые не имеют копыт, а передвигаются на лапах. Все эти животные нечисты для вас. Всякий, кто прикоснётся к ним, станет нечистым и будет нечист до вечера.
28 Если человек поднимет их труп, он должен выстирать свою одежду. Этот человек будет нечист до вечера. Все эти животные нечисты для вас.
29 Из пресмыкающихся животных для вас нечисты кроты, мыши, ящеры всех видов,
30 гекконы, крокодилы, ящерицы, пресмыкающиеся и хамелеоны.
31 Эти пресмыкающиеся животные нечисты для вас. Каждый, кто прикоснётся к их трупам, будет нечист до вечера.
32 И если какое из этих нечистых животных умрёт и упадёт на что-нибудь, эта вещь станет нечистой. Это может быть предмет, сделанный из дерева, материи или кожи, траурная одежда или рабочий инструмент. Что бы это ни было, этот предмет необходимо обмыть водой; он будет нечист до вечера, а потом снова станет чистым.
33 Если же какое из мёртвых нечистых животных упадёт в глиняный сосуд, то всё в нём станет нечистым. Вы должны разбить такой сосуд.
34 Если вода из этого сосуда попадёт на пищу, эта пища станет нечистой, и всякий напиток в нечистом сосуде будет нечист.
35 Если же какая-нибудь часть мёртвого нечистого животного упадёт на что-либо, то этот предмет станет нечистым. Это может быть глинобитная печь или глиняная сковорода. Их следует разбить на куски, так как эти предметы для вас нечисты.
36 Только источник или колодец с водой останутся чистыми. А тот, кто прикоснётся к мёртвому нечистому животному, находящемуся в воде, станет нечист.
37 Если же что-нибудь от мёртвых нечистых животных упадёт на семя, которое собираются посеять, эти семена останутся чистыми.
38 Но если вы польёте воду на семена, а потом на них упадёт что-нибудь от мёртвых нечистых животных, то эти семена для вас нечисты.
39 Если умрёт животное, которое вы употребляете в пищу, и кто-нибудь прикоснётся к его трупу, то этот человек будет нечист до вечера.
40 Человек, который станет есть мясо умершего животного, должен выстирать свою одежду, и этот человек будет нечист до вечера. Человек, который поднял труп этого животного, должен выстирать свою одежду, и он будет нечист до вечера.
41 Господь не велит есть животных, которые ползают по земле.
42 Вы не должны есть никаких пресмыкающихся, ползающих или передвигающихся на всех четырёх ногах, или животных, у которых много ног. Этих животных есть нельзя!
43 Не давайте таким животным осквернять вас. Вы не должны становиться нечистыми!
44 Потому что Я — Господь, Бог ваш! Я свят, и вы должны быть святы! Не давайте этим ползающим тварям осквернять вас!
45 Я вывел вас из Египта для того, чтобы вы были Моим избранным народом, а Я — вашим Богом. Будьте святы, потому что Я свят!»
46 Таковы правила о домашнем скоте, птице, всех живых тварях, живущих в воде, и всех животных, ползающих по земле.
47 Вы должны уметь отличать нечистых животных от чистых, с тем, чтобы люди знали, каких животных они могут употреблять в пищу, а каких животных им нельзя есть.

Толкование Далласской семинарии

а. Определение животных с точки зрения их чистоты и нечистоты (11:1−23)

Почему Бог не разрешал употреблять некоторых животных в пищу? Было ли это лишь произвольным испытанием послушания израильтян? Некоторые соображения гигиенического порядка безусловно принимались Им во внимание и были продиктованы, по крайней мере, предусмотрительностью Божией. И все-таки главная причина представляется богословской, состоявшей в том, чтобы посредством символов приучать Израиль к положению святого, т. е. отделенного для Бога, народа.

Знаменательно, что две особо важные главы, в которых говорится о нечистой пище, или начинаются (Втор 14:1−2) или заканчиваются (Лев 11:44−45) подтверждением избранности Израиля в качестве святого Божиего народа.

В троякой классификации животных по принципу: чистые, нечистые и жертвенные — видится параллель к привычному для израильтян разделению людей на нечистых (все, кто не входили в состав израильского народа), чистых (обычные израильтяне, не подвергшиеся осквернению) и священство (т. е. те, кто приносили жертвы на святом месте).

Вот основные положения этой главы: 1) Нечистых животных не следовало есть (хотя за нарушение этого постановления наказания предусмотрено не было). 2) Все мертвые животные, будь то нечистые или чистые (за исключением умерщвленных у скинии по ритуалу) делали тех, кто прикасался к ним, церемониально нечистыми, однако, лишь на время, пока осквернение не омывалось водой или не наступал вечер. 3) При соприкосновении с некоторыми видами мертвых животных домашняя утварь тоже делалась нечистой (сравните стихи 32−38).

Лев 11:1−8. Сухопутные животные составляли одну из трех групп животных (сравните Быт 1:20−25). Чистыми и, следовательно, подлежащими в пищу являлись в этой группе те, которые перечислены в параллельном отрывке во Втор 14:4−5 «волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс (антилопа), и камелопард (горный баран)». Все другие объявлялись нечистыми и не подлежащими в пищу. Только первые трое из перечисленных, будучи одомашнены, могли приноситься в жертву. Лишь те сухопутные животные были чистыми, которые имели раздвоенные копыта и жевали жвачку.

Верблюд (Лев 11:4), тушканчик (стих 5) и заяц (стих 6) объявлялись нечистыми, потому что ни у кого из них не было раздвоенного копыта (стих 4:6). К примеру, у верблюда на подошве ноги — подушечка из мышечной ткани. Верно и то, что ни тушканчик, ни заяц не являются жвачными животными, как определяет их современная наука, однако, характерные движения их челюстей и тщательность, с какой пережевывают они пищу, приближает их к этой категории животных.

Свинья (вероятно, дикий кабан) была отвергнута по той же причине, т. е. как животное, не жующее жвачку.

Лев 11:9−12. Вторую группу составляли водоплавающие животные. В пищу могли идти лишь рыба, имеющая плавники (именно в этом смысле надо понимать слово «перья» в русском переводе Библии) и чешую. Остальной водяной живностью следовало «гнушаться» (столь сильное слово (стих 11) употреблено в отношении того, что было «нечистым», «скверным»; стих 12), есть ее было нельзя.

Лев 11:13−23. Третья группа включала все, что летает, — как птиц (стихи 13−19), так и летающих насекомых (стихи 20−23). Двадцать видов птиц (включая летучую мышь — «нетопыря», который, собственно, птицей не является) были запрещены в пищу. Все это — хищные птицы, и дело было, очевидно, в том, что они, питаясь падалью, ели «плоть вместе с кровью»; употреблять, в свою очередь, в пищу их самих — значило бы нарушить важный запрет «не есть мяса с кровью» (сравните главу 17). Хотя они здесь и не названы, но чистыми птицами, которых можно было употреблять в пищу, являлись голуби, перепела и воробьи. Из летающих насекомых можно было есть только четыре вида саранчи (11:22).

б. Осквернение трупами животных (11:24−40)

Лев 11:24−28. Прикосновение к трупу любого из нечистых сухопутных животных, включая тех, которые ходят на лапах (стих 17), например, к трупу кошки, собаки или медведя делало человека нечистым с церемониальной точки зрения, в результате чего ему следовало омыться и ждать наступления вечера. Нечист до вечера означало, что человек до вечера не имел права обращаться к Богу; кроме того, на него налагались известные ограничения в передвижении «по стану».

Лев 11:29−38. Особую группу составляли пресмыкающиеся животные, т. е. те, которые ползают по земле. В еврейском оригинале названы те, которые «роятся», т. е. кучно, беспорядочно движутся туда-сюда. На деле эти «роящиеся» могли оказаться в любой из трех главных групп животных, двигались ли они по земле, в воде или воздухе. Все эти твари объявлялись нечистыми, и если трупик кого-либо из них попадал в посуду или касался чего-либо в доме, то это становилось нечистым его надо было уничтожить или очистить. Исключение делалось для источника или колодца (стих 36), может быть, из-за острой нужды в источниках воды.

Лев 11:39−40. Даже и трупы чистых животных делали человека, прикоснувшегося к ним, нечистым и нуждавшимся в процедуре омытия и ожидания (ритуала омовения и ожидания до вечера, чтобы вновь стать церемониально чистым; сравните толкование на стихи 24−28).

в. Подведение итогов и заключение богословского характера (11:41−47)

Лев 11:41−47. Всему своду законов о пище подводится итог в повторении типичных примеров того, что есть нельзя (стихи 41−43). Как Божий народ должен был различать между чистыми и нечистыми, так и Бог провел разделяющую черту между ним и другими народами. Эти правила о еде должны были служить постоянным напоминанием о святости Божией и о Его милости, выразившейся в избрании Израиля (стих 45).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.