Левит 13 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь сказал Моисею и Аарону:
2 «У человека может появиться на коже припухлость или лишай, или пятно. Если язвочка выглядит как язва проказы, то этого человека необходимо привести к священнику Аарону или к одному из его сыновей-священников.
3 Священник должен осмотреть язвочку на коже человека, и, если волосы на язвочке стали белыми и язва углубилась в кожу, значит это серьёзное кожное заболевание. Окончив осмотр, священник должен объявить этого человека нечистым.
4 Иногда на коже человека может появиться белое пятно, но если это пятно не углублено в кожу, то священник должен изолировать этого человека от других людей на семь дней.
5 На седьмой день священник снова должен осмотреть человека, и если он видит, что язва не изменилась и не распространилась по коже, то священник должен изолировать человека ещё на семь дней.
6 Спустя семь дней священник ещё раз должен снова осмотреть этого человека. Если язвочка сошла и не распространилась по коже, то священник должен объявить, что этот человек чист. Это — сыпь; пусть этот человек выстирает свои одежды и будет чист.
7 Если же сыпь начнёт распространяться по коже после того, как человек явился священнику для очищения, тогда этот человек должен снова прийти к священнику.
8 Осмотрев его и увидев, что сыпь распространилась по коже, священник должен объявить этого человека нечистым, так как это проказа.
9 Если у человека проказа, его надо привести к священнику.
10 Священник должен осмотреть этого человека, и если на коже появилась белая припухлость и волосы на ней побелели, а кожа на опухоли выглядит как живое мясо,
11 значит, это серьёзное кожное заболевание, которое остаётся на коже человека долгое время, и священник должен объявить такого человека нечистым. Священнику нет необходимости изолировать его от других людей на короткое время, потому что священник уже знает, что этот человек нечист.
12 Иногда кожное заболевание распространяется по всему телу человека и покрывает кожу больного с головы до ног. Тогда священник должен осмотреть всё тело человека.
13 Если священник видит, что кожное заболевание покрывает всё тело человека и вся кожа у него побелела, тогда священник должен объявить, что человек этот чист.
14 Но если кожа человека выглядит как живое мясо, то он нечист.
15 Когда же священник видит живое мясо, он должен объявить, что человек нечист, так как это проказа.
16 Если такая кожа изменится и побелеет, человек должен явиться к священнику.
17 Тот должен осмотреть человека, и если язва побелела, то священник должен объявить, что этот больной чист.
18 У человека мог появиться на коже нарыв, который потом зажил.
19 На месте нарыва может появиться припухлость белого цвета или белое пятно с красными прожилками. Человек должен показать такое пятно священнику.
20 Священник должен осмотреть его, и, если припухлость окажется углублённой в кожу и волосы на ней побелели, тогда священник должен объявить этого человека нечистым. Его нарыв — язва проказы.
21 Но, если, осмотрев пятно, священник не увидит на нём белых волосков и увидит, что пятно не углублено в кожу и притом побледнело, тогда священник должен изолировать больного на семь дней.
22 Если же пятно станет распространяться по коже, священник должен объявить, что человек нечист и что это инфекция.
23 Но, если яркое пятно остаётся на месте и не распространяется, значит это просто шрам от старого нарыва. Священник должен объявить, что человек чист.
24 У человека может быть ожог на коже. Если живое мясо становится белым или красноватым пятном,
25 священник должен осмотреть это пятно. Если оно окажется углублённым в кожу и волосы на этом пятне становятся белыми, значит это серьёзное кожное заболевание, которое началось с ожога. Священник должен объявить человека нечистым. Это — язва проказы.
26 Но, если священник, осмотрев пятно, не обнаружит на нём белых волос, а само пятно не углублено в кожу и его почти не видно, тогда священник должен изолировать больного на семь дней.
27 На седьмой день священник должен снова осмотреть человека. Если пятно распространилось по коже, то священник должен объявить, что этот человек нечист. Это — серьёзное кожное заболевание.
28 Но если яркое пятно не распространилось по коже, а побледнело, то это опухоль от ожога. Священник должен объявить человека чистым, так как это просто шрам от ожога.
29 Заражение кожи может начаться у человека на голове или на подбородке.
30 Священник должен осмотреть эту язву, и если она углублена в кожу и волосы вокруг неё тонкие и жёлтые, то священник должен объявить, что человек этот нечист. Это — серьёзное кожное заболевание.
31 Если язва не углублена в кожу и на ней нет тёмных волос, священник должен изолировать этого человека на семь дней.
32 На седьмой день священник должен осмотреть заражение, и если оно не распространилось, и на нём не растут жёлтые волоски, и язва не выглядит углублённой в кожу,
33 то этот человек должен побриться, но не брить больное место. Священник должен изолировать его ещё на семь дней.
34 На седьмой день священник должен осмотреть больное место, и если язвочка не распространилась и не углубилась в кожу, то священник должен объявить, что человек очистился. Он должен выстирать свою одежду и тогда будет чист.
35 Но, если болезнь на коже будет распространяться после его очищения,
36 тогда священник должен снова осмотреть больного. Если болезнь распространилась по коже, священнику не надо искать желтоватые волосы. Больной нечист.
37 Но, если священник думает, что болезнь прошла и на месте лишая растут чёрные волосы, значит человек чист. Священник должен объявить об этом.
38 Если у человека на коже появились белые пятна,
39 то священник должен их осмотреть, и, если пятна бледно-белые, значит это обыкновенная сыпь. Этот человек чист.
40 Если у человека на голове выпали волосы, то это облысение, он чист.
41 А если волосы выпали с висков, то это другой вид облысения, он чист.
42 Но, если на коже головы у человека появились белые и красноватые пятна, значит это кожное заболевание.
43 Священник должен осмотреть этого человека, и, если припухлость красноватая или белая и выглядит как проказа на других частях тела,
44 значит у этого человека заболевание проказы на коже головы и он нечист. Священник должен объявить, что этот человек нечист.
45 Если человек болен проказой, он должен предупреждать других людей. Этот человек должен кричать: „Нечист! Нечист!” Одежда на нём должна быть разорвана по швам, голова не покрыта, и он должен прикрывать себе рот.
46 Этот человек будет нечист всё время, пока на нём будет язва. Он нечист и должен жить отдельно, вне стана.
47 Может случиться, что на льняной, шерстяной, тканой или вязаной одежде появилась плесень.
48 Плесень может также быть на куске кожи или на каком-нибудь изделии из кожи.
49 Если плесень зеленоватая или красноватая, её следует показать священнику.
50 Священник должен осмотреть плесень и положить эту вещь отдельно на семь дней.
51 На седьмой день священник должен осмотреть плесень. Не имеет значения, на коже она или на изделии из кожи, не имеет также значения, тканая или вязаная эта материя и для чего употреблялась эта кожа. Если плесень распространилась, значит эта одежда или кожа нечисты.
52 Эта язва нечиста, и священник должен сжечь эту одежду или кожу.
53 Если же священник видит, что плесень не распространилась, тогда эту одежду или изделие из кожи необходимо выстирать. Не имеет значения, одежда ли это или изделие из кожи, тканая она или вязаная, — её необходимо выстирать.
54 Священник должен приказать людям выстирать эту одежду из кожи или материи, а затем должен изолировать эту одежду ещё на семь дней.
55 Спустя положенное время, священник должен осмотреть её снова. Если плесень не изменила своего вида, значит она нечиста. Не имеет значения, что плесень не распространилась, вы должны сжечь эту материю или кусок кожи.
56 Но, если священник увидит, что плесень на коже или материи побледнела, он должен оторвать заражённый кусок кожи или материи, тканой или вязаной.
57 Если же плесень снова покажется на материи или коже, значит плесень распространяется. Тогда эту одежду из ткани или кожи необходимо сжечь.
58 Но если плесень сойдёт после стирки, то эта вещь из кожи или материи чиста. Не имеет значения, тканая она или вязаная, эта одежда чиста».
59 Таковы правила о плесени на одежде из кожи или материи, тканой или вязаной.

Толкование Далласской семинарии

3. ЗАКОНЫ О БОЛЬНЫХ КОЖНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ И О «ЯЗВАХ» (ГЛ. 13−14)

Главы 13−14 посвящены диагностированию в народе заразных кожных болезней, обращению с заболевшими ими и обрядовому очищению в случаях этих заболеваний (13:2−46; 14:1−32), а также описанию «язвы» (в русском переводе), появлявшейся на одежде, предметах домашнего обихода (13:47−58) и на самих жилищах (14:33−53).

Представляющееся странным группирование воедино столь разных инфекций объясняется тем, что по-еврейски все они обозначаются словом сараат (которое по традиции переводится как «проказа»); смысл этого слова настолько широк, что позволяет обозначать им любую болезнь, связанную с распространением по поверхности человеческого тела или неодушевленных предметов бесцветных пятен, либо шелушения, своего рода «плесени» или «грибка».

Когда этим заболевал человек, нарушалась «цельность» его организма, без которой он, по левитским канонам, не мог поклоняться Богу; поэтому заразившиеся люди (как, впрочем, и предметы) объявлялись нечистыми.

Понятие, выраженное вышеупомянутым еврейским словом, было, должно быть, значительно шире того, которое соответствует «болезни Хансена» или «проказе», но вопрос в том, обозначало ли оно когда-нибудь и собственно проказу. Ответить на него определенно не представляется возможным. Мнение современной медицины кажется единодушным в том, что проказа («болезнь Хансена») и кожные болезни, о которых речь в главах 13−14, — не одно и то же. Приводятся даже археологические свидетельства в пользу того, что проказа вовсе не была широко распространена в древности на Ближнем Востоке.

Один из ученых полагает, что кожные болезни, о которых говорится в книге Левит, — это, в частности, псориаз и леукодермия.

Но существует, с другой стороны, и такое мнение, что «болезнь Хансена» должна быть включена в родовое понятие сараат. В связи с этим высказывается предположение, что развитые формы проказы попросту не описаны в главе 13, поскольку в ней речь, по-видимому, идет только о раннем диагностировании болезни. А люди, страдавшие развитой формой проказы, должны были постоянно находиться в изоляции, за пределами стана.

а. Диагностирование кожных заболеваний человека и обращение с заболевшими (13:1−46)

Лев 13:1−46. Здесь описывается протекание упомянутой кожной болезни, большинства из 21-го случаев (не типов) ее; делается это по следующему принципу: а) предварительное указание симптомов (например, 2, 7, 9, 12 и т. д.); б) первый и повторный осмотры заболевшего священником (например, стих 3, 10, 13, 15 и т. д.); в) констатация специфических симптомов, как они виделись священнику (стих 3, 11, 13, 15 и т. д.); г) вынесение священником диагноза, т. е. нечист (стихи 3, 8, 11, 15 и т. д.) или чист обратившийся к нему (стихи 6, 13, 17, 23 и т. д); д-1) если нечист то он должен быть изолирован от других, как это следует из стихов 44−46 (сравните стих 116); д-2) если при первом осмотре священник не ставил уверенного диагноза, то обратившийся к нему мог быть подвергнут семидневному карантину (стих 4, 21, 31), После которого следовал вторичный осмотр (стихи 5, 26) и установление диагноза, а в некоторых случаях допускалась и вторая неделя карантина (стих 6, 33).

Весь этот раздел строится в соответствии со следующей схемой: а) введение (стих 1), б) первая серия проверок на кожное заболевание (стихи 2−8), в) вторая серия проверок на кожное заболевание (стихи 9−17), г) третья серия проверок на кожное заболевание в случае нарыва (стих 18−23), д) Четвертая серия — при ожоге (стихи 24−28), е) пятая серия проверок — в случае возникновения «язвы» на голове или на бороде (стихи 29−37), ж) заключение о церемониальной чистоте кожного заболевания (ВТ, 38−39), з) диагностирование кожного заболевания, связанного с плешивостью (стихи 40−44) и и) обращение с признанными церемониально нечистыми (стихи 45−46).

Священник не выступал в роли врача, предписывавшего лечение. Он скорее действовал как лицо, ответственное за охрану здоровья народа, и поэтому изолировал от общества человека, заболевшего заразной кожной болезнью.

Была ли «скверна» таковой лишь с церемониальной точки зрения или представляла угрозу и в гигиеническом отношении, здесь не рассматривается. В любом случае больного, как правило, предоставляли ходу естественного (или сверхъестественного) исцеления, и все то время, пока длился процесс, он оставался вне стана (стих 46), причем должен был выражать скорбь по поводу своего недуга и криком предупреждать прохожих о своей нечистоте.

Не только предотвращать возможное распространение заразы было целью этой изоляции — она также служила символом отделения человека от святого сообщества израильского, в котором обитал Господь (Чис 5:1−4; сравните Втор 23:10−14).

б. О «язве проказы» на одежде и личных вещах (13:47−59)

Лев 13:47−59. Подобно инфекционным кожным заболеваниям, «плесень» или «грибок» («язва проказы») могли испортить, появившись на них, целый ряд вещей, включая одежду и пряжу (уток). В этом разделе говорится о трех случаях, когда такие вещи признавались нечистыми (стихи 47−52, 53−55, 56−57).

Когда на одежде или на других личных вещах выступала язва проказы (стих 47), их следовало показать священнику (стих 49), который помещал зараженную вещь в карантин на семь дней (стих 50), после чего, если язва распространилась, вещь признавалась нечистой (стих 51) и подлежала сожжению (стих 52). Если… язва не распространилась (стих 53), вещь следовало вымыть и отложить еще на семь дней (стих 54), после чего она объявлялась нечистой и сжигалась, если «язва» не побледнела; в случае же, если она делалась «менее приметной», то выдиралась и предавалась огню только зараженная часть (стих 56), а вещь в целом должна была быть снова вымыта, чтобы стать чистой (стих 58).

Всем этим установлениям подводится итог в стихе 59.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.