Левит 18 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Затем Господь сказал Моисею:
2 «Скажи народу Израиля: Я — Господь, Бог ваш.
3 В прошлом вы жили в Египте, но вы не должны делать то, что делалось в этой стране! Я веду вас в Ханаан, но вы не должны поступать так, как поступают в этой стране! Не следуйте их обычаям.
4 Подчиняйтесь Моим правилам и следуйте Моим законам! Неуклонно соблюдайте их! Потому что Я — Господь, Бог ваш,
5 и вы должны подчиняться Моим законам и правилам. Если человек будет их соблюдать, он будет жить! Я — Господь.
6 Ты не должен иметь половых отношений со своими близкими родственниками! Я — Господь.
7 Не имей половых отношений с твоим отцом или матерью. Эта женщина — твоя мать, и ты не должен иметь с ней половых отношений.
8 Ты также не должен иметь половых отношений с женой твоего отца, даже если она тебе не родная мать, потому что это то же самое, что иметь эти отношения со своим собственным отцом.
9 Не имей половых отношений со своей сестрой, даже если она дочь твоего отца или твоей матери. И не имеет никакого значения, родилась ли она в вашем доме или в каком другом месте.
10 Не имей половых отношений со своей внучкой. Она — часть тебя самого!
11 Если у твоего отца и у его жены есть дочь, она — твоя сестра, и ты не должен иметь с ней половых отношений.
12 У тебя не должно быть половых отношений с сестрой отца. Она — близкая родственница твоего отца.
13 У тебя не должно быть половых отношений с сестрой матери. Она — близкая родственница твоей матери.
14 У тебя не должно быть половых отношений с братом отца. Ты не должен приближаться к жене своего дяди для того, чтобы иметь с ней половые отношения. Она — твоя тётка.
15 У тебя не должно быть половых отношений с твоей невесткой. Она — жена твоего сына, и ты не должен иметь с ней никаких половых отношений.
16 У тебя не должно быть половых отношений с женой брата. Это всё равно что иметь их со своим братом.
17 Не имей половых отношений с матерью и с её дочерью, а также с внучкой этой женщины. Не имеет никакого значения, чья дочь эта внучка, дочь ли она сына этой женщины или её дочери. Её внучки — единокровные родственники, и половые отношения с ними беззаконны.
18 Пока жива твоя жена, ты не должен брать себе в жёны её сестру, делая их соперницами. Ты не должен иметь половых отношений с сестрой своей жены.
19 Не приближайся к женщине с тем, чтобы иметь с ней половые отношения во время месячного кровотечения, так как в это время она нечиста.
20 Не имей половых отношений с женой своего соседа. Это вас только осквернит!
21 Не предавай никого из своих детей огню для Молоха, чтобы не обесчестить имя своего Бога! Я — Господь.
22 Не имей половых отношений с мужчиной, как с женщиной. Это страшный грех!
23 Не имей половых отношений с животными. Это только осквернит тебя! И женщина также не должна иметь половых отношений с животными. Это противоестественно!
24 Не оскверняй себя ничем этим! Все народы, которых Я изгоняю из вашей страны, чтобы отдать её вам, осквернили себя этими страшными грехами.
25 Они осквернили эту землю! И эта земля извергает из себя народы, которые жили на ней!
26 Соблюдайте Мои законы и правила и не совершайте этих ужасных грехов. Эти законы — для жителей Израиля и для тех, кто живёт среди вас!
27 Люди, жившие на этой земле до вас, совершали все эти ужасные грехи, и земля осквернилась!
28 Если и вы будете совершать такое, вы оскверните эту землю, и она извергнет вас так же, как извергла народы, жившие на ней до вас.
29 Если же кто-либо совершит эти ужасные грехи, такого человека необходимо будет отделить от его народа!
30 Другие народы совершали эти страшные грехи, но вы должны соблюдать Мои законы! Не совершайте страшных грехов! Не оскверняйте себя ими! Я — Господь, Бог ваш».

Толкование Далласской семинарии

а. О моральном поведении на основании Завета; введение (18:1−5)

Лев 18:1−5. Фраза Я Господь, Бог ваш образует преамбулу главы 18-ой, которая выдержана в форме соглашения, заключенного в рамках завета. Но в этой главе имеется пять мест (стихи 4−6, 21, 30), содержащих скорее мотивировку для исполнения тех или иных конкретных законов. Почти идентичной фразой вводятся Десять заповедей (Исх 20:2; Втор 5:6). Таким образом призыв избегать обычаев, присущих другим народам, в первую очередь, египтянам и хананеям (Лев 18:3), имеет своим источником личность Бога и взаимоотношения с Ним Израиля на основе завета.

Представляющая единое целое Божия система физических и духовных законов, направленных на то, чтобы дать Израилю, как искупленному Божиему народу, счастливую, содержательную жизнь, резюмируется в форме Его декретов и законов. Почему и с какой целью следовало исполнять эти законы, объясняется четко — исполняя (их), человек будет жив, другими словами, исполняя их, он будет наслаждаться жизнью.

Повиновение Его законам дало бы Его народу возможность жить счастливо, ни в чем не зная нужды (сравните Лев 26:3−13; Втор 28:1−14). К примеру, сформулированные в Лев 18 ограничения, связанные с брачными отношениями, служили залогом стабильной и счастливой семейной жизни. (Однако, возможно, человек, духовно необновленный, воспринимал подобную практику лишь как проклятие закона; сравните Гал 3:10).

б. Запрещение кровосмесительных союзов (18:6−18)

Лев 18:6−18. Основной принцип этого раздела сформулирован в стихе 6: Не вступай в физически близкие отношения (по-еврейски здесь употреблена более мягкая форма, которая буквально передается как «не открывай наготы») ни с кем из близких родственников, кроме супруга или супруги своих. Главное ударение ставилось на запрещении незаконных связей, под которыми понималось всякое прелюбодеяние (стих 20).

Подразумевалось также запрещение вступать в брачные отношения с теми, кто не принадлежал к израильскому народу (этот запрет недвусмысленно выражен во Втор 7:3−6; сравните 3Цар 11:1−2). Однако с лицом, не принадлежавшим к избранному народу, но обратившимся к Господу (как Руфь), в брак вступать разрешалось.

Вот правила, изложенные в этом разделе: человек не мог жениться (здесь и далее подразумевается запрещение вступать в физическую близость) на своей матери (Лев 18:7), ни на своей сестре (по отцу, либо по матери; имелась в виду первая ступень кровного родства — в свете современной генетики; стих 9).

Запрещение жениться на собственной дочери подразумевалось, и здесь о нем не упоминается (сравните Быт 19:30−38). Не мог человек жениться и на своей внучке (вторая ступень кровного родства, Лев 18:10), ни на тетке своей (сестре отца или матери, стихи 12−14). В стихе 8 речь, как представляется идет о запрещении вступать в брак с овдовевшей мачехой; возможно — и о прелюбодейной связи с женой отца; запрещена была женитьба на сестре по отцу (стих 11), на жене дяди (стих 14), на невестке (стих 15), на жене брата (стих 16); в стихе 17 содержится запрещение одновременного сожительства с какой бы то ни было женщиной и ее дочерью или внучкой. Видимая причина всех этих запрещений в том, что перечисленные родственники были «одной плотью» (Быт 2:24), близкими по крови, и рассматривались как представители разросшегося семейного союза.

в. Запрещение полового разврата, практиковавшегося хананеями (18:19−23)

Лев 18:19. 15:19−24 ; 20:18; 2Цар 11:4.

Лев 18:20. Прелюбодеяние определялось в Ветхом Завете как связь замужней или обрученной женщины с каким-либо мужчиной, мужем ее не являвшимся. Под это определение не подпадала связь женатого мужчины с одинокой женщиной, что считалось меньшим преступлением (Исх 22:16−17; Втор 22:28−29).

Лев 18:21. Молох был главным божеством аммонитян (1Цар 11:7; сравните 2Цар 23:10; Иер 32:35). Возможно, здесь имелось в виду жертвоприношение детей посредством предания их огню (2Цар 3:27; Втор 12:31; 18:10; сравните с суровой карой за это, о которой говорится в Лев 20:2−5); однако, судя по контексту, речь скорее идет о возможной передаче детей в храмы Молоха для занятия культовой проституцией.

Лев 18:22−23. Запрет наложен был также на физическую близость между мужчинами (сравните Быт 10; Лев 20:13; Суд 19:22; сравните с Рим 1:26−27; 1Кор 6:9) и скотоложство (сравните Исх 22:19; Лев 20:15−16; Втор 27:21).

г. Заключительное предупреждение относительно неповиновения условиям Завета (18:24−30)

Лев 18:24−30. В свете сопоставления 18-ой главы с договором (заветом) назначение данного раздела — в предостережениях не преступать под угрозой кары — условий завета. По причине только что упомянутых (особенно в стихах 19−23) преступлений, которые совершались хананеями, Бог принял решение уничтожить их. Но такая же кара грозила бы и израильтянам в случае их неповиновения.

Образ как бы ожившей земли, «свергаюшей с себя» своих обитателей (стих 25, 28), говорит о том, какой мерзостью (стихи 26, 29−30) в глазах Божиих было подобное поведение.

Заключительная фраза главы соответствует фразе, ее начинающей: Я Господь, Бог ваш.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.