Левит 22 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь повелел Моисею:
2 «Скажи Аарону и его сыновьям: народ Израиля будет давать Мне подарки, которые станут святынями. Они принадлежат Мне, и вы, священники, должны почитать эти святыни. Если вы этого не будете делать, то обесчестите Моё святое имя. Я — Господь!
3 Если кто-либо среди ваших потомков прикоснётся к этим святыням, тот человек станет нечистым и должен быть удалён от Меня! Народ Израиля отдал эти святыни Мне. Я — Господь!
4 Если кто из потомков Аарона имеет серьёзное кожное заболевание или выделения, он не может есть святую пищу до тех пор, пока не станет чистым. Этот священник может стать нечистым от прикосновения к умершему или от своего собственного излияния семени.
5 Он может стать нечистым, если прикоснётся к нечистому пресмыкающемуся или дотронется до нечистого человека, что бы ни сделало того нечистым.
6 Кто прикоснётся к такому, тот будет нечист до вечера и не должен есть никакой святой пищи, даже если вымоется водой.
7 Он очистится только после заката солнца. Тогда он сможет есть святую пищу, потому что эта пища принадлежит ему.
8 Если священник найдёт животное, умершее своей смертью или убитое дикими животными, он не должен есть это мёртвое животное, чтобы не оскверниться. Я — Господь!
9 Каждый священник будет иметь отпущенное ему время служить Мне. Всё это время они должны быть осторожны, чтобы не осквернить себя грехом и не умереть, осквернив святилище. Я, Господь, выделил их для этой особой работы.
10 Только члены семьи священника могут есть святую пищу. Гость, живущий у священника, или наёмный работник не должны её есть.
11 Но, если священник купит себе раба за свои собственные деньги, тогда этот раб может есть святую пищу. Рабы, родившиеся в доме священника, также могут есть пищу священника.
12 Дочь священника может выйти замуж не за священника. В этом случае она не может есть никаких святых приношений.
13 Дочь священника может стать вдовой или разведённой. Если у неё нет детей, которые могли бы её содержать, и она возвратится в дом отца, где жила в детстве, она может есть пищу своего отца. Только члены семьи священника могут есть эту пищу.
14 Кто по ошибке съест святую пищу, тот должен отдать священнику такое же её количество, а также должен добавить одну пятую часть к её стоимости.
15 Народ Израиля будет приносить дары Господу, и эти дары святы. Поэтому священник не должен порочить эти святыни.
16 Если же священники позволят простым людям съесть эти приношения, то священники будут виновны в грехе и должны быть наказаны. Я, Господь, освящаю их!»
17 Господь обратился к Моисею с такими словами:
18 «Скажи Аарону, его сыновьям и всему народу Израиля: может быть, житель Израиля или чужеземец захочет принести приношение, дав особое обещание, или потому, что он хочет принести особую жертву всесожжения.
19 Это — приношения, которые люди хотят отдать в дар Богу. Если приношение бычок, баран или козёл, то животное должно быть мужского пола и не иметь никакого изъяна!
20 Вы не должны принимать никаких приношений, в которых есть изъян. Это не принесёт вам Моего благоволения!
21 Если человек приносит Господу жертву содружества, это приношение может быть платой за особое обещание, которое дал этот человек, или особым приношением, которое он хотел сделать Господу. Животное должно быть без изъяна: здоровый бычок или баран!
22 Не приносите Господу слепых или хромых животных, или с повреждёнными костями, или уродливых, или с кожными заболеваниями. Не приносите больных животных на огонь жертвенника Господа.
23 Иногда бывает, что у бычка или ягнёнка неправильно растёт нога. Если человек хочет принести это животное в особую жертву Господу, тогда она будет принята. Но она не будет принята как плата за особое обещание, которое сделал этот человек.
24 Если у животного повреждены или вырезаны яички, такое животное нельзя приводить к Господу.
25 Вы не должны брать от чужеземцев животных для жертвоприношения Господу, потому что это животное может быть повреждено или иметь порок. Такие животные не будут приняты в жертву!»
26 Господь сказал Моисею:
27 «Когда родится телёнок или козлёнок, он должен семь дней оставаться со своей матерью. С восьмого дня и далее животное будет принято для приношения в жертву Господу.
28 Но вы не должны закалывать его в один день с его матерью! Такое же правило для коров и овец.
29 Если вы хотите принести особую жертву благодарности Господу, вы должны сделать это, соблюдая все положенные правила, чтобы жертва принесла вам благоволение Бога.
30 Вы должны съесть всё животное в тот же день и не оставлять мясо до следующего утра. Я — Господь!
31 Помните Мои заповеди и соблюдайте их. Я — Господь!
32 Оказывайте почёт Моему святому имени! Я должен быть свят для народа Израиля. Я, Господь, сделал вас Моим особым народом.
33 Я вывел вас из Египта. Я стал вашим Богом. Я — Господь!»

Толкование Далласской семинарии

2. ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЩЕННЫХ ПРИНОШЕНИЙ (ГЛ. 22)

а. Введение (22:1−2)

Лев 22:1−2. И опять Господь дал уставы Моисею — для Аарона и его сыновей — об уважительном отношении к священным приношениям; вероятно, под этим подразумевалось уважительное отношение ко всему, что причиталось священникам, включая положенные им десятины, «первые плоды» и жертвы (сравните Чис 18:8−19). Хлебное приношение, а также приношения за грех и за вину полагалось съедать только мужчинам из священнического рода (Лев 6:16, 26; 7:6); из других приношений могли получать свою долю все члены их дома. Подлинная цель упомянутого устава состояла в том, чтобы неправильным обращением с тем, что предлагал народ Господу, священники не бесчестили Его святого имени.

б. Ограничения, связанные с употреблением священниками в пищу святых приношений (22:3−9)

Лев 22:3−9. Будучи церемониально нечист священник не мог ни предлагать святое приношение ни есть от него. Наказание в случае непослушания было суровым: истребится душа та от лица Моего.

В числе причин церемониального осквернения священника могли быть заразная кожная болезнь (сравните с главами 13−14), разного рода выделения (сравните с главой 15), прикосновение к мертвечине (сравните с 11:39) и употребление ее в пищу, а также употребление в пищу звероядины, т. е. растерзанного хищником.

В напоминание священникам о послушании вновь подчеркиваются святость Бога и Его намерение освящать Свой народ (22:9).

в. Запрешение посторонним есть от священных приношений (22:10−16)

Лев 22:10−13. Здесь даны уточнения относительно того, кому разрешалось есть святыню. Члены семьи священника имели право на это, однако, кто именно считались таковыми? Оказывается, всякий постоянно живший в его доме, включая раба (стих И), и овдовевшую либо разведенную бездетную дочь, которая вернулась в дом отца (стих 13). Сюда не относились, однако, ни гость, ни наемный работник, которые не жили в доме постоянно, как не относилась и дочь священника, жившая в семье своего мужа (стих 12).

Лев 22:14−16. В случае непреднамеренного нарушения этих правил (Кто по ошибке съест что-нибудь из святыни) виновный должен был возместить это священнику и еще уплатить штраф в размере 20 процентов.

На священниках лежала ответственность наблюдать за употреблением в пищу священных приношений (святыни), чтобы предупреждать какие-либо нарушения при этом (22:15−16).

г. Условия принесения жертв и связанные с этим ограничения (22:17−30)

Лев 22:17−21. Раздел, в котором рассматриваются возможные недостатки отдельных животных, предлагавшихся в жертву, начинается с общего заявления относительно жертв всесожжения или мирных.

Лев 22:22−25. О запрещении приносить в жертву увечных животных и животных с недостатками говорится почти в тех же словах, что и о запрещении приносить жертвы на алтарь тем представителям священнического рода, которые сами страдали теми или иными дефектами (21:18−20). Это, вероятно, не случайно. Венхэм считает, что жертвенные животные были как бы «священниками животного мира» — в том смысле, что если символом язычников были нечистые животные, а символом Израиля — животные чистые, то священников символизировали жертвенные животные.

Допускалось единственное исключение: животное с дефектом можно было предложить только в том случае, если оно приносилось «в жертву усердия» (22:23).

Лев 22:26−28. Делались оговорки и относительно молодых жертвенных животных. Они не принимались ранее, чем на восьмой день после своего появления на свет, и «матерей» их нельзя было закалать в один день с ними.

Лев 22:29−30. Здесь напоминается о границах времени, в которых следовало употреблять в пищу жертву благодарения… в тот же день должно было съесть ее (сравните 7:15).

д. Заключительное заявление в духе завета (22:31−33)

Лев 22:31−33. В этих заключительных стихах подчеркиваются как святость Божия, так и милость Его (Который вывел вас из Египта; сравните толкование на Втор 4:20) — как стимулы к соблюдению Божиим народом святости в его собственной жизни (сравните 18:24−30; 19:36−37; 20:22−26).

Г. Законы о священных праздниках Господних (глава 23)

Левитской системой были предусмотрены случаи как индивидуальных, так и общенародных жертвоприношений и поклонения Богу. Главы 1−7, в значительной части своей, сосредоточены на случаях индивидуальных приношений. А структура главы 23 определяется описанием ежегодных национальных праздников Израиля, во время которых совершались жертвоприношения общенародные.

Хотя в других местах с большими подробностями рассказывается о некоторых из этих «священных собраний», созывавшихся в назначенное время (например, о Пасхе — в Исх 12−13 и о Дне очищения — в Лев 16), в главе 23 содержится наиболее полный отчет о ежегодных празднествах — с точки зрения их взаимосвязи в рамках праздничного календаря Израиля.

Установления в этой главе даются для рядовых верующих. В Чис 28−29 о тех же праздниках (там, правда, нет упоминания о празднике Первого снопа, как в Лев 23:9−14) говорится скорее для сведения священников, которым даются подробные опись и график тех особых жертв, которые следовало приносить в праздничные дни.

После того, как Израиль войдет в землю Ханаанскую, три больших праздника (Праздник опресноков, сопутствующий Пасхе, Праздник жатвы или «седмиц» (недель) и Праздник собирания плодов или Кущей, как это видно из Исх 23:14−17; 34:18−25; Втор 16:1−16) должны были стать поводом к паломничеству «всего мужского пола» к главному святилищу.

Отсюда еврейское слово, обозначающее «праздник» (хаг; оно встречается в Лев 23:6, 34, 39; Втор 16:16; 2Пар 8:13), включает в себя и понятие «паломничества»; соответственно его можно переводить как «праздник паломничества». Другое еврейское слово (моед, что значит «встреча в установленное время») в форме множественного числа четырежды употреблено в Лев 23, и каждый раз оно примерно так и переводится (стих 2, 4, 37, 44; в рус. переводе в стихе 44 — речь просто «о праздниках Господних»).

Предметом спора является точное количество ежегодных праздников, перечисленных в этой главе. Если допустить, что Пасха и Опресноки — два разных праздника (стихи 4−8), и не считать за отдельный Праздник первых плодов (стихи 9−14), то всего праздников получится шесть. Судя по календарю, как и по структуре 23 главы, более естественно группировать эти праздники следующим образом: а) за праздниками весенними (или праздниками, приходившимися на начало лета), т. е. за Пасхой и Опресноками, включая церемонию принесения первого снопа (порой называемую принесением Первых плодов, но в сущности самостоятельным праздником не являвшуюся), следовал через 50 дней Праздник седмиц (недель); б) осенние праздники, справлявшиеся в седьмом месяце; это праздники Труб, Дня очищения и Кущей.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.