Левит 25 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь говорил с Моисеем на горе Синай. Господь молвил Моисею:
2 «Скажи израильтянам: когда вы войдёте в страну, которую Я даю вам, вы должны дать земле этой время отдыха. Это будет особое время отдыха, чтобы оказать почёт Господу.
3 Шесть лет засевайте своё поле, шесть лет обрезайте свои виноградники и собирайте их плоды,
4 но на седьмой год дайте земле отдохнуть. Это будет особое время отдыха, чтобы почтить Господа, и вы не должны ни сеять семена на полях, ни подрезать свои виноградники.
5 Вы не должны собирать урожай, который вырастет сам по себе. Вы не должны собирать виноград со своих необрезанных лоз. Это будет год, когда земля будет отдыхать.
6 Земля будет покоиться целый год, но у вас всё равно будет достаточно пищи для ваших рабов и рабынь, для наёмных работников и чужестранцев, живущих в вашей стране.
7 И будет достаточно корма для ваших коров и для других животных.
8 Отсчитайте семь раз по семь лет, всего сорок девять лет, включая семь лет отдыха для земли.
9 На десятый день седьмого месяца, в день Искупления, протрубите в бараний рог по всей стране.
10 Вы сделаете пятидесятый год особым годом, провозгласив свободу всем людям, живущим в вашей стране. Это время будет называться „Юбилейным годом”. Каждый из вас вернётся к своим владениям и к своей семье.
11 Пятидесятый год станет для вас особым праздником. В этот год не сейте и не собирайте урожай, который вырастет сам по себе, и не снимайте виноград с необрезанных лоз.
12 Этот год — Юбилей, это время будет для вас святым. Вы будете питаться урожаем с полей.
13 В год Юбилея каждый человек вернётся в своё владение.
14 Не обманывайте своего соседа, когда будете продавать ему землю, и не позволяйте ему обманывать себя, когда будете покупать землю у него.
15 Если хотите купить землю своего соседа, сосчитайте количество лет, прошедших со времени последнего Юбилея, и соответственно этому определите правильную цену. Если же вы продаёте землю, сосчитайте, сколько лет собирали с неё урожай, и соответственно этому определите правильную цену.
16 Если лет много, то и цена будет высокой. Если же лет мало, тогда снизьте цену, так как ваш сосед продаёт вам лишь число урожаев до Юбилейного года. В следующий Юбилей земля снова будет принадлежать его семье.
17 Вы не должны обманывать друг друга. Вы должны почитать Бога своего. Я — Господь, ваш Бог!
18 Помните Мои законы и заповеди и исполняйте их! И тогда вы будете жить в безопасности в своей стране.
19 Земля будет давать вам богатый урожай, у вас будет вдоволь еды, и вы будете жить спокойно на земле.
20 Но вы можете сказать: „Если мы не будем сеять или собирать свой урожай, нам нечего будет есть на седьмой год”.
21 Я пошлю вам Моё благословение в шестой год, и земля будет давать урожай три года.
22 Когда вы будете сеять на восьмой год, у вас всё ещё будет старый урожай, и вы будете есть его до девятого года, пока не поспеет урожай, который вы посеете на восьмой год.
23 Земля в действительности принадлежит Мне, поэтому вы не можете продать её навсегда. Вы всего лишь чужеземцы и поселенцы, живущие со Мной на Моей земле.
24 Люди могут продавать свои земли, но семьи всегда получат свою землю обратно.
25 Человек в вашей стране может очень обеднеть. Он может так обеднеть, что должен будет продать свои владения. Тогда его близкий родственник должен будет прийти и выкупить владения для своего родственника.
26 У человека может не оказаться близкого родственника, чтобы выкупить для него землю. Но у него может быть достаточно денег, чтобы выкупить землю самому.
27 Тогда он должен сосчитать годы с того времени, когда земля была продана, и соответственно числу лет решить, сколько заплатить за землю. Затем он должен выкупить свою землю, и она снова станет его собственностью.
28 Но, если этот человек не сможет найти достаточно денег, чтобы самому получить обратно землю, тогда то, что он продал, останется в руках человека, который её купил, до наступления Юбилейного года. И тогда, во время этого особого праздника, земля вернётся к семье прежнего владельца, и собственность снова будет принадлежать ему.
29 Если человек продаёт дом в городе, обнесённом стенами, он тоже имеет право получить обратно свой дом до истечения целого года после того, как он его продал. Право получить дом обратно сохранится за ним в течение одного года.
30 Но, если владелец не выкупит дом до истечения целого года, тогда дом, находящийся в городе, окружённом стенами, будет принадлежать тому человеку, который его купил, и всем его потомкам. Этот дом не перейдёт обратно к первому владельцу во время Юбилея.
31 Города, вокруг которых нет стен, должны считаться полями. Так что дома, построенные в этих маленьких городах, вернутся к первоначальным владельцам во время Юбилейного года.
32 Левиты в любое время могут выкупать свои дома в городах, которые им принадлежат.
33 Если человек покупает дом у левита, то этот дом в городе левитов будет снова принадлежать первоначальному владельцу во время Юбилея. Так должно быть, потому что дома в городах левитов принадлежат их семьям. Народ Израиля отдал эти города левитам,
34 и поэтому поля и пастбища вокруг их городов также не могут быть проданы. Эти поля принадлежат им навсегда.
35 Если человек из твоей собственной страны так обеднеет, что не сможет содержать себя, ты должен разрешить ему жить с тобой как чужеземцу.
36 Не бери с него процентов на деньги, которые даёшь ему взаймы. Чти Бога своего, и пусть твой брат живёт с тобой.
37 Не бери с него проценты на деньги, которые даёшь ему в долг, и не старайся получить прибыль от продуктов, которые ты ему продаёшь.
38 Я — Господь, Бог ваш! Я вывел вас из земли Египта, чтобы дать вам Ханаанскую землю и стать вашим Богом.
39 Может случиться, что человек из твоей собственной страны так обеднеет, что будет продан тебе в рабство. Ты не должен заставлять его работать как раба.
40 Он будет у тебя жить как наёмный работник и поселенец до Юбилейного года.
41 Тогда он может уйти от тебя, забрав с собой своих детей, и вернуться к своей семье. Он может вернуться к владениям своих предков,
42 потому что они Мои слуги! Я вывел их из рабства в Египте, и они не должны снова быть рабами.
43 Не будь этому человеку жестоким хозяином и почитай Бога своего.
44 А теперь о твоих рабах и рабынях: ты можешь покупать рабов и рабынь у народов, которые живут вокруг тебя.
45 Ты можешь покупать детей как рабов, если они из семей чужеземцев, живущих в твоей стране. Эти дети-рабы будут принадлежать тебе.
46 После смерти ты даже можешь передать этих чужеземных рабов своим детям, и они будут принадлежать им. Они будут вашими рабами навечно. Но не будь жестоким хозяином над своими братьями, сынами Израиля.
47 Если чужеземец или пришелец среди вас разбогатеет, а человек из твоей собственной страны обеднеет так, что продаст себя в рабство чужеземцу, живущему среди вас, или члену семьи чужеземца,
48 то у этого человека будет право быть выкупленным и стать свободным. Один из членов его семьи может выкупить его:
49 дядя, двоюродный брат или один из его близких родственников. В том случае если этот человек получит достаточно денег, он может заплатить за себя самого и стать снова свободным.
50 Как определить цену? Тебе необходимо отсчитать годы от того времени, как он продал себя чужестранцу, до следующего года Юбилея. Это число и определит цену, потому что на самом деле он только „отдал себя внаём” на несколько лет!
51 Если же до года Юбилея остаётся ещё много лет, этот человек должен отдать большую часть в выкуп за себя. Всё зависит от количества лет.
52 Если до года Юбилея осталось всего лишь несколько лет, то этому человеку необходимо заплатить небольшую часть первоначальной суммы.
53 Но он каждый год будет жить у чужеземца как наёмный работник. Не допускай, чтобы чужеземец был над ним жестоким хозяином.
54 Этот человек станет свободным, даже если никто не выкупит его. В год Юбилея он и его дети станут свободными.
55 Потому что народ Израиля — Мои слуги. Они Мои слуги, которых Я вывел из рабства в Египте. Я — Господь, Бог ваш!»

Толкование Далласской семинарии

Е. Законы об особых годах (глава 25)

1. СУББОТНИЙ ГОД (25:1−7)

Лев 25:1−7. Как люди должны были шесть дней работать, а затем отдыхать в субботу, так и землю, на которой они жили, следовало обрабатывать шесть лет (стих 3), а на седьмой год, или на субботний, оставлять ее в покое (стих 4). Ни сеять, ни подрезать виноградные лозы, ни снимать урожай не разрешалось на седьмой год (стихи 4−5).

То, что земля рождала стихийно, всякий (а не только владелец ее) мог употреблять в пищу, но целенаправленно снимать урожай было нельзя, как и продавать произведенное землей кому бы то ни было (стихи 6−7; сравните Исх 23:11). Итак, одну седьмую времени землевладельцы и безземельные оказывались в равном положении, питаясь от плодов земли.

В субботний год прерывалась таким образом обычная сельскохозяйственная деятельность. О второй цели субботнего года — о прощении всех долгов — говорится в тексте, дополняющем этот (Втор 15:1−11). Кроме того, в это же время отпускались на волю рабы (Втор 15:12−18; Исх 21:2−6; однако, толкование на Лев 25:39−55).

2. ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД (25:8−55)

Земля израильская была собственностью Бога, и Его народ был Его «поселенцами» на ней (стих 23). В свете этого народ не мог пользоваться своим правом собственности на землю в интересах обогащения одних при условии обнищания других (толкование на стихи 23−24).

В силу долговых обязательств владелец земли мог лишиться какой-то ее части — продав ее (фактически сдав в аренду; стих 14:17), либо продав самого себя в рабство, или по причине того и другого. Но по закону земля не могла быть отчуждаема от своего хозяина навечно. Имелось несколько способов вновь обрести ее во владение или выкупить (стихи 23−28). Такой же принцип применялся при освобождении еврея из рабства — с тем, чтобы он мог вернуться на свою землю (стих 41, 48−55).

а. Правила соблюдения юбилейного года (25:8−22)

Лев 25:8−13. За каждым седьмым субботним годом (т. е. за каждым 49-ым годом) должен был следовать юбилейный год (йубел, первоначально, возможно, означал «баран» или «бараний рог», поскольку именно в рог трубили, возвещая начало года); хотя новый год, по-видимому, начинался в первый день седьмого месяца, официально о начале его объявлялось трубным звуком на 10-ый день (т. е. в День очищения, стих 9).

Девизом юбилейного года было провозглашение свободы (т. е. освобождения) по всей земле — с главной целью вновь каждому вернуться в свое «племя», в свою семью, и опять вступить во владение семейной собственностью (стих 10, 13).

Это означало, что все виды собственности (за исключением недвижимого имущества в городах, обнесенных стенами, сравните стих 29:30) должны были возвращаться их первоначальным владельцам, т. е. «поселенцам» Божиим; сравните стих 23), и всех рабов из евреев следовало освобождать, чтоб они могли вернуться к своим семьям.

Так же, как на протяжении предшествовавшего субботнего года, земле предоставлялся полный отдых (стихи 11−12; сравните стихи 4−7).

Лев 25:14−17. Хотя продажа земли не была тем, к чему следовало стремиться, порой это бывало необходимо. И в этом случае надо было поступать справедливо; цена земли рассчитывалась на основании количества лет, прошедших с юбилейного года, т. е. в расчет принималось то их число, в которые с этой земли будет сниматься урожай, пока в следующем юбилейном году она не будет возвращена прежнему ее владельцу. Другими словами, продаже подлежало то или иное число урожаев; это было своеобразной арендой земли, полностью оплаченной вперед.

Лев 25:18−22. Бог обещал Свое благословение… земле, если «поселенцы» на ней станут подчиняться Его законам; Он обещал им освобождать их от страха перед нуждой и войной (стих 19; сравните 26:3−13; Втор 28:1−14). Это особенно относилось к понятному страху, который мог испытывать израильтянин при мысли о том, что два года подряд не должен ни сеять, ни собирать (Лев 25:20). Но Бог обещал им обильные урожаи в шестый год, достаточно, чтобы безбедно прожить до сбора урожая в девятый год.

б. Связь между выкупом имущества и юбилейным годом (25:23−38)

Лев 25:23−24. Земля Израиля не принадлежала народу, потому что ее великим Владельцем был Бог, Который обеспечил наделами ее каждое племя и каждую семью (сравните Чис 32; Нав 13−20). Этот богословский принцип лежит в основе главных наставлений, содержащихся в 25-ой главе книги Левит.

Право пользоваться землей было даровано народу Богом, и дар этот уходил корнями в Завет, заключенный Им с Авраамом (Быт 15:7; 17:8; 24:7; Исх 6:4; сравните Лев 20:24; 25:2, 38; Втор 5:16).

О том, как обеспечивался выкуп земли, говорится в следующих стихах.

Лев 25:25−28. Еврею, который, обеднев, вынужден был продать часть своей земельной собственности, чтобы выжить, должен был помочь его ближайший родственник, выкупив его землю, (сравните Руфь 3:12 — 4:6; Иер 32:7−12); за обедневшим сохранялось право и самому, если сможет, выкупить эту землю позднее, при чем стоимость ее определялась в зависимости от даты юбилейного года (сравните стих 16, 50−53). И в крайнем случае его земля должна была быть возвращена ему в юбилейный год.

Лев 25:29−34. Здесь говорится о двух исключениях, касавшихся выкупа имущества. Право выкупа в юбилейный год не распространялось на дома, находившиеся за городскими стенами, и каждый такой дом мог быть выкуплен не позднее, чем через год после его продажи. Второе исключение относилось к левитам (так они названы лишь в книге Левит, хотя все священники несомненно были левитами), за которыми сохранялось право в любое время выкупать свое городское имущество; но даже и не выкупленное ими, оно возвращалось к ним в юбилейный год.

Лев 25:35−38. Гордыня не должна была удерживать израильтянина от надлежащего обращения со своим бедным соплеменником, по отношению к которому ему следовало, впрочем, проявлять такие же дружелюбие и гостеприимство, как и по отношению к чужестранцу или временно проживавшему среди них. Еврею запрещалось так или иначе наживаться на бедном (стихи 36−37), и примером в этом ему должно было служить благородное поведение Бога по отношению к Его народу.

в. Связь между выкупом рабов и юбилейным годом (25:39−55)

Хотя рабство, при известных ограничениях его, разрешалось Моисеевым законом, даже рабам из язычников предоставлялись известные права, например, право отдыха в субботу (Исх 20:10; Втор 5:14); за жестокое обращение с рабом хозяину грозило наказание (Исх 21:20−21; Втор 23:15−16). Сами евреи, как Божии слуги, не могли становиться рабами другого хозяина (Лев 25:55). Однако на время бедному израильтянину позволялось идти в кабалу, но ситуация при этом возникала более гуманная, чем, скажем, долговое рабство, бытовавшее в 19 веке.

Рабы-евреи обладали большими правами, чем рабы-язычники, и власть хозяина над работавшим на него евреем была более ограниченной (стихи 39−43). Это было связано со статусом еврея как слуги Божиего.

Лев 25:39−43. С рабом-евреем полагалось обращаться скорее как с наемным работником, чем с рабом (сравните стих 43). И он, и его дети, родившиеся в доме хозяина, имели право на освобождение в юбилейном году. Их нельзя было продавать в рабство другим. Судя по Исх 21:1−11 и Втор 15:12−18, раб-еврей мог получить освобождение после шести лет пребывания в рабстве, однако, неясно, как это сочеталось с его правом получить освобождение в юбилейном году.

Лев 25:44−46. На рабов из язычников эти льготы не распространялись, они оставались рабами на всю жизнь, и их можно было передавать как имущество по наследству.

Лев 25:47−55. Купленный ли своим соплеменником-израильтянином (стихи 39−43) или чужеземцем (стихи 47−53), раб-еврей мог быть выкуплен в соответствии с законами, схожими с законами выкупа собственности (сравните стихи 23−28). В идеальном случае его мог выкупить родственник, уплатив за него ту сумму долга, которая привела его в рабство (стихи 48−49). Либо, преуспев, он сам мог выкупить себя. Если же ни то ни другое не оказывалось возможным, он подлежал освобождению в юбилейный год.

О юбилейном годе нигде, кроме Пятикнижия, в Ветхом Завете не упоминается. В Библии нет прямых свидетельств о том, что израильтяне исполняли закон о нем на протяжении своей истории. Хотя если исполнение его являлось чем-то само собой разумеющимся, не было и оснований упоминать об этом. Но с другой стороны, явное нарушение евреями в период Царств закона о субботних годах (сравните 26:34−35, 43; 2Пар 36:20−21) говорит о том, что и закон о юбилейном годе мог не соблюдаться ими.

Ж. Благословения за послушание и наказания за непослушание в рамках завета (глава 26)

В древности на Ближнем Востоке тексты так называемых «вассальных договоров» обычно завершались перечислением благословений в случае послушания и наказаний — в случае непослушания. Другие разделы, в которых говорится об этом в рамках Моисеева закона, соответствуют Исх 23:22−33; Втор 28; Нав 24:20.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.