Левит 4 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь обратился к Моисею с таким наставлением:
2 «Скажи народу Израиля: если кто случайно согрешит и сделает что-либо из того, что запретил Господь, то вот что он должен сделать.
3 Если помазанный священник согрешит и тем самым сделает народ виновным в грехе, то пусть тот священник принесёт бычка без всякого изъяна как жертву Господу за свой грех.
4 Пусть помазанный священник приведёт бычка к входу в шатёр собрания перед Господом и, положив руку на голову бычка, заколет его перед Господом.
5 Затем помазанный священник должен взять немного крови принесённой жертвы и внести её в шатёр собрания.
6 Пусть он обмакнёт палец в кровь и семь раз покропит кровью перед Господом, перед завесой в Святая святых.
7 Пусть священник помажет кровью края алтаря для благовонного курения, который находится в шатре собрания перед Господом. Пусть священник выльет всю остальную кровь бычка у подножия алтаря для сожжения приношений, который стоит у входа в шатёр собрания.
8 Затем он должен вынуть из бычка весь жир, который находится на внутренностях и вокруг них.
9 Пусть священник возьмёт две почки вместе с жиром, который на них, около поясничного мускула, а также жирную часть печени, вынув её вместе с почками.
10 Пусть священник принесёт в жертву эти части точно так же, как приносят жертву содружества, и сожжёт части животного на алтаре для сожжения приношений,
11 но пусть вынесет шкуру бычка, его внутренности, нечистоты и всё мясо, которое на ногах и на голове.
12 Пусть вынесет эти части за пределы стана, туда, где высыпают пепел, положит там эти части на дрова и сожжёт их.
13 Может случиться, что весь народ Израиля согрешит, сам того не ведая, и сделает что-нибудь против заповедей Господа, тогда люди будут виновны.
14 Когда они узнают об этом грехе, то пусть принесут в жертву бычка как приношение за грех всего народа. Пусть приведут бычка к шатру собрания,
15 и старейшины народа положат руки на голову бычка перед Господом, а потом заколют его перед Господом.
16 Затем помазанный священник должен взять немного крови жертвенного животного и внести её в шатёр собрания и,
17 обмакнув палец в кровь, семь раз покропить ею у завесы перед Господом.
18 Тогда священник помажет кровью углы алтаря, который находится в шатре собрания, перед Господом. Пусть священник выльет всю остальную кровь бычка у подножия алтаря для сожжения приношений, который стоит у входа в шатёр собрания.
19 Пусть он вынет из животного весь жир, который на внутренностях, и сожжёт его на жертвеннике.
20 Затем священник должен принести эти части в жертву, как приносят бычка за грех. Только так он очистит людей от греха, и тогда Бог простит израильский народ.
21 Пусть священник вынесет бычка за пределы стана и сожжёт его так же, как и первую жертву. Это будет приношением за грехи всей общины.
22 Если же правитель случайно согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господа Бога, то правитель виновен.
23 Если он узнает о своём грехе, то пусть приведёт козла, в котором нет никакого изъяна, и это будет его приношением.
24 Пусть правитель положит руку на голову козлу и пусть животное будет заколото на том месте, где закалывают приношения, сожжённые перед Господом. Козёл — приношение за грех.
25 Священник должен взять на палец кровь приношения за грех и помазать углы алтаря для сожжения приношений, а остатки пусть выльет у подножия алтаря.
26 Затем священник сожжёт весь жир козла на алтаре, как сжигают жир жертвы приношения содружества, и так он очистит правителя, и Бог его простит.
27 Кто-то из простого народа может случайно согрешить и сделать то, что не дозволено Господом.
28 Если человек узнает о своём грехе, то пусть приведёт козу, в которой нет изъяна, и это будет его приношением за грех.
29 Положив руку на голову животного, пусть человек заколет его там, где приносят жертву сожжением.
30 Затем священник должен обмакнуть палец в кровь козы и помазать ею углы алтаря для сожжения приношений, а остальную кровь вылить у подножия алтаря.
31 Пусть священник принесёт в жертву весь жир козы, как приносят в жертву жир от приношений содружества, сожжёт его на алтаре как приятное благоухание Господу, и так очистит того человека, и Бог простит его.
32 Если тот человек жертвует ягнёнка как приношение за грех, то пусть приведёт овцу, в которой нет изъяна.
33 Положив руку на голову животного, пусть заколет его как приношение за грех на том месте, где закалывают приношения сожжением.
34 Затем священник должен взять на палец немного крови приношения за грех и помазать ею углы жертвенника в приношение сожжением, а всю остальную кровь овцы вылить у подножия жертвенника.
35 Пусть священник принесёт в жертву весь жир овцы, как приносят в жертву жир ягнёнка при приношениях содружества. Пусть священник сожжёт его на жертвеннике как любое приношение огнём Господу. Так священник очистит этого человека от совершённого им греха, и Бог простит того человека.

Толкование Далласской семинарии

Лев 4:1−2. Это введение, оно предваряется формулой Божественного откровения — И сказал Господь Моисею, каковую мы не встретим более до 5:14 (что свидетельствует о единстве темы в 4:1 — 5:13); в введении устанавливается, когда надлежит приносить жертву за грех: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать.

За словом «если», которым передается стоящее в оригинале слово ки (более близкое по значению к «когда») следует пространное заявление, в котором рассматриваются различные случаи согрешений; требования, предъявляемые к тому, кто совершил грех, менялись в зависимости от теократического статуса грешника (4:3, 13, 22, 27).

В целом акт согрешения, который требовал жертвоприношения за грех, имел две определяющие характеристики: согрешение совершалось ненамеренно («по ошибке») и — оно было совершено «против каких-либо заповедей Господних» (это могла быть оплошность, мог быть и проступок; сравните Чис 15:22−23). О каких бы специфических деяниях ни шла здесь речь и какими бы примерами они ни иллюстрировались, очевидно, что за грех, совершенный намеренно (Чис 15:30 — буквально: «сделает что дерзкою рукою»), т. е. за умышленное неповиновение Богу, — согрешивший лишался права приносить жертву (сравните, однако, с толкование на Лев 16, относительно ритуалов на День искупления). Таким образом Давиду, к примеру, совершившему грех с Вирсавией, который он сам признал «беззаконием» и мятежом против Бога, не оставалось ничего иного, как отдаться на милость Божию (Пс 50:2−3, 16−17).

Итак, в порядке уточнения повторим, что приношение за грех предлагалось за такие грехи, которые совершались «ненамеренно» (бисгагах — «по неведению»). Хотя чаще термин этот употреблялся по отношению к грехам, явно совершенным в неведении или по оплошности (в русском тексте — «по ошибке»; Лев 4:2, 22, 27), употребим он был и применительно к убийству, если оно совершилось без умысла. Противопоставление в Чис 15:22−31 является лишь противопоставлением между грехами, соделанными в дерзком неповиновении Богу и Его закону, и такими, которые не были продиктованы намеренным непослушанием.

Таким образом границы термина бисгагах оказываются широко раздвинутыми — до включения в них всех грехов, были ли они совершены по неведению (Лев 4), без умысла (Лев 5) или сознательно, однако, не в порядке мятежа против Господа и условий Его завета (Чис 1:22−29). Во очищение от них и предписывалось принесение жертвы за грех.

Структурно закон о приношении за грех (т. е. основная ритуальная часть его, Лев 4; сравните 6:24−30) подразделялся соответственно статусу жертвователя (священник, член совета старейшин, вождь или обычный человек). Приемлемые жертвы перечислены в нисходящем по их ценности порядке: телец для священника (4:3) или за народ в целом (стих 14), козел — для племенного вождя (в русском тексте — «начальник»; стихи 22−23); обычному человеку разрешалось принести козу (стих 28) или овцу (стих 32), а бедному члену общества — двух птиц (5:7); даже хлебное приношение допускалось для очень бедного человека (5:11−13). Разница в приносимых жертвах зависела не от характера греха, но — от социального и / или материального положения согрешившего.

Дополнительная информация в главе 5 касается конкретных прегрешений, во искупление которых требовалось совершить приношение за грех (5:1−6), а также уступок для бедных (5:7−13).

2) Приношение за грех полагавшееся священнику (4:3−12).

Лев 4:3. Священник помазанный был фактически первосвященником, единственным, кому возливали елей на голову, чтобы помазать его (8:12). Если он, представитель народа перед Богом, совершал грех, то его грех делался виной всего народа. И в таком случае ему предписывалось представить из крупного скота тельца, без порока… в жертву о грехе. Любопытно отметить, что еврейское слово хаттат означает как «грех», так и «жертвоприношение за грех».

Лев 4:4. Следовавший затем ритуал был в целом таким же, как ритуалы при других жертвоприношениях, но в деталях его прослеживаются и явные отличительные особенности; они касались священнодействия с кровью, а также того, как поступали с различными частями туши.

Итак, жертвенное животное приводилось к дверям скинии собрания, и после возложения на него рук подлежало закланию пред Господа, несомненно на северной стороне жертвенника (сравните со стихом 33 «на том месте, где закапают жертву всесожжения»).

Лев 4:5−7. В зависимости от теократического статуса жертвователя, с кровью — при совершении ритуала жертвоприношения за грех — производилась одна из трех главных процедур. Процедура, установленная для первосвященника (стихи 5−7) или израильского общества в целом (стихи 16−18), была более сложной, чем вторая, упрощенная, процедура, установленная для вождя племени («начальника», стих 25) или простого члена общества (стих 30). Самой сложной была третья процедура, которой следовали при совершении особого ритуала в День искупления (16:6−19). В поразительном контрасте с ними находилась простая процедура, установленная для бедного человека, приносившего в жертву за грех птиц (5:9).

В случае принесения жертвы за грех первосвященника (4:5−7, и по аналогии с этим за грех всего народа; сравните стихи 16−18) священник вносил кровь в скинию собрания (стих 5; обычно ее называли «святым местом»), опускал перст в чашу с кровью и кропил ею семь раз пред Господом пред завесою святилища, т. е. завесой, отделявшей святое место от самого святого; потом он наносил немного крови на роги жертвенника благовонных курений, а затем выходил во двор скинии, где выливал остатки крови тельца у подножия жертвенника всесожжении. Этот последний акт, по-видимому, не имел никакого ритуального смысла, а означал лишь то, что остатки крови выливались.

Лев 4:8−10. Сожжение внутренностей, покрытых жиром, на жертвеннике всесожжения происходило так же, как при принесении мирной жертвы (сравните 3:3−4).

Лев 4:11−12. Части туши распределялись в соответствии с одним из двух принципов, и характер ритуала зависел от того, приносилась ли жертва за грех священника (и даже всего общества, которое он представлял), или она приносилась за других. Священнику не разрешалось употреблять в пищу мяса животного, принесенного в жертву за его собственный (или общества в целом) грех (6:30), так что части туши, не сожженные на жертвеннике (все, что останется от тельца), должны были быть вынесены за стан, на место, почитавшееся ритуально чистым (где насыпался пепел), для сожжения их на дровах.

Хотя о том, как поступали с тушей в случае принесения жертвы «начальником» (4:26) не упоминается, как не упоминается об этом и в случае приношения за грех рядовым членом общества (сравните стих 31, 35), в 6:26 ясно указывается, что это мясо шло в пищу священнику, и он должен был съедать его на святом месте.

Несмотря на то, что об искуплении и прощении согрешившего священника не упоминается, нет сомнения, что он получал и то и другое — на тех же основаниях, что и все люди (сравните 4:20, 26, 35).

3) Жертвы за грех всего израильского сообщества.

Лев 4:13−21. На протяжении всей истории Израиля грехи совершались как обществом и народом в целом, так и его священниками (к примеру, Чис 14). Порой это были неумышленные грехи, которые снимались соответствующими жертвоприношениями (например, Чис 15:22−26). В таких случаях старейшины общества, представлявшие народ, приводили тельца как жертву за грех и, возложив руки ему на голову, закалывали его пред Господом.

В остальной своей части этот ритуал был идентичен тому, который совершался при принесении священником жертвы за собственный грех: священнодействие с кровью (Лев 4:16−18), сжигание жира на жертвеннике (стихи 19−20) и завершение ритуала над тушей вне стана (стих 21). Результатом этого жертвоприношения за грех были искупление и прощение (стих 20).

4) Приношение за грех, совершенный начальником.

Лев 4:22−26. Совершив грех по ошибке (неумышленный грех) племенной вождь (в евр. оригинале наси, т. е. «некто, стоящий высоко»; сравните с «начальником общества» в Исх 16:22 и «князем» в Чис 34:18) должен был привести козла без порока. Специфика данного ритуала прослеживается лишь в священнодействии с кровью, которую в этом случае в скинию не вносили: священник просто брал немного перстом своим крови и наносил ее на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь выливал к подножию жертвенника. После сожжения на жертвеннике покрытых жиром внутренностей священник, совершавший служение, получал мясо жертвенного животного в пищу для себя и своей семьи (сравните Лев 6:26, 29). Если процедура эта совершалась с верой, грех начальника искупался, и он получал прощение.

5) Приношение за грех, совершенный членами общества.

Лев 4:27−35. За грех, совершенный неумышленно, рядовой член общества приносил жертву, подобную жертве своего начальника; только он приносил животное женского пола: или козу без порока (стих 28), или овцу без порока (стих 32). Весь ритуал жертвоприношения, независимо от того, козу приводили или овцу, был идентичен ритуалу жертвоприношения за грех, совершенный начальником (сравните стихи 22−26). Важно, что тук (жир), сжигавшийся на жертвеннике был приятным благоуханием Господу, т. к. это свидетельствовало о том, что Бог принимал приношение за грех, и если ритуал совершался с верой, то результатом его было прощение (стих 31, 35).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.