«Соберитесь в горах Самарии и посмотрите, какие великие беспорядки и жестокие притеснения происходят в городе.
«Враг осадит всю страну и, разрушив неприступные стены, ограбит все крепости твои».
«Если лев нападёт на ягнёнка, пастух может попытаться спасти его, но из пасти льва удастся вытащить только две ноги или кусок уха. Так и народ Израиля не будет спасён. Те, кто живут в Самарии, смогут спасти лишь уголок своей кровати или кусок материи от своего ложа».
Так объявляет Господь.
Толкование Далласской семинарии
I. ОБ ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ ИЗРАИЛЯ В ГЛАЗАХ БОГА (3:1−2)
Ам 3:1−2. Все племя, выведенное Богом из земли Египетской, — это весь еврейский народ (будущие Израиль и Иудея). Только вас признал Я. Примечательно, что термин «признал» (от еврейского йада — «знать») употреблялся в упоминавшихся выше древних вассальных договорах: он выражал (подразумевал) обязательства сюзерена по отношению к вассалу. Примечательно и то, что упомянутое «признал», или познал, означавшее «приблизил к Себе, вступил в тесное общение», по-еврейски подразумевало (в библейском контексте) и ответную реакцию богопознания.
Стремление познавать Бога было особым даром, который Израиль получил от Него. Но эта привилегия духовного призвания изначально и неразрывно связана была с великой ответственностью, предполагавшей постоянное напряжение всех нравственных сил ради осуществления Божиих заповедей в повседневной жизни. Израиль был избран свыше не потому, что по природе своей он был лучше тех же финикийцев или филистимлян, а потому, что в недоступном человеческому познанию веденьи Своем Бог предназначил его принять Его откровение и стать «сосудом» его и носителем.
Итак, Господь из всех племен земли «признал» (в указанном значении) и, что то же самое, избрал еврейский народ — для особого попечительства о нем, но и для особого «спроса» с него, в виду той уникальной цели, ради которой совершилось это избранничество. (Не эту же ли мысль выразит впоследствии Иисус Христос в словах «Кому много дано, с того много спросится»; Лк 12:48.) Отсюда завершающее стих 2 (Ам 3:2) грозное предупреждение: (потому) и взыщу с вас за все беззакония ваши (сравните с 1Пет 4:17).
2. О НЕИЗБЕЖНОСТИ ВОЗДАЯНИЯ СВЫШЕ (3:3−8)
Ам 3:3−6. Серией из семи риторических вопросов Амос напоминает своим слушателям о причинно-следственной связи между событиями — как в природе, так и в жизни. Образная речь его в этих стихах направлена на раскрытие той мысли, что он, пророк, выступает с грозными предупреждениями о близких бедствиях потому, что суд Божий грядет.
Видимо, образ суда и его последствий присутствует в стихе 5: он подобен петле, раскинутой для Израиля, словно силки для птицы, и прежде чем Израиль не станет «добычей» грядущих бедствий, петля не поднимется с земли. В стихе 6 Амос уподобляет свое пророчество звуку трубы, предупреждающему народ об опасности, которая тем страшнее, что исходит от Господа, ибо не случается бедствий, которые не попустил бы Он.
Ам 3:7−8. В силу этой очевидности и вынужден пророчествовать он, Амос. Не может молчать он о том, что открыл ему Господь, Который, подчеркивает он, ничего не делает, не открыв Своей тайны пророкам.
Обратимся в этой связи к истории Израиля. Главные события в ней и в самом деле редко совершались, не будучи «предварены» откровениями свыше. Так пророк Ахия возвестил о грядущем разделении царства Соломона (3Цар 14:16; 39; об осуществлении этого читаем в 3Цар 12:15−20). Анонимным пророком предсказана была реформа царя Иосии (3Цар 13:1−2; о проведении ее читаем в 4Цар 23:15−20). Тот же Ахия предсказал смерть царского наследника Авии и конец династии Иеровоама I (3Цар 14:1−6; об осуществлении этого пророчества читаем в 3Цар 14:17−18; 15:29).
Пророк Илия возвестил о гибели царя Ахава и царицы Иезавели и об «искоренении» всего «дома Ахавова» (3Цар 21:17−24; об исполнении этого предсказания записано в 3Цар 22:29−37 и в 4Цар 9:30 — 10:11). Предсказал Илия и скорую смерть царя Охозии; все так и произошло (4Цар 1:2−4, 16 и 17). Пророк Елисей заранее сказал о поражении Моава от руки царей Иорама и Иосафата (4Цар 3). Он же повторил пророчество Илии о падении династии Ахава (4Цар 9:7−10). Иеровоам II «восстановил пределы Израиля», вернув утраченные им некогда территории — во исполнение не записанного в Библии пророчества Ионы (4Цар 14:25).
О поражении, которое потерпят ассирийцы при своей попытке завладеть Иерусалимом, заранее возвестил пророк Исаия (4Цар 19:5−7, 20, 32−34; об исполнении этого пророчества записано в 4Цар 19:35−37). Он же возвестил царю Езекии о продлении его жизни (4Цар 20:1−11). Неоднократными были пророчества об изгнании Иуды в Вавилон (и пророчества эти исполнились; 4Цар 24−25). Царю Езекии говорил об этом Исаия (4Цар 20:16−18), царю Манассии — некие анонимные пророки (4Цар 21:10−15), а царю Иосии — пророчица Олдама (4Цар 22:14−20).
Напомним, что пророк Исаия задолго «предузнал» о решении царя Кира восстановить храм в Иудее (Ис 44:28; об исполнении этого пророчества записано в Езд 1). Из перечисленного мы видим, что между произнесением пророками откровений, полученных ими свыше, и осуществлением их порой проходили годы и десятилетия, а, случалось, и века, однако, исполнялись они неизменно (в той части своей, которая не относилась к мессианскому времени; относящимся к нему исполниться еще предстоит).
3. О БЕСПРИМЕРНОМ НАСИЛИИ В СРЕДЕ ИЗРАИЛЯ (3:9−10)
Ам 3:9−10. Приглашение жителей Финикии и Египта «полюбоваться» на великое бесчинство притеснения и насилия, совершающиеся в Израиле (стих 9), есть литературный прием, направленный на усиление обличений тех, кому принадлежала власть в Самарии. Они утратили самое чувство справедливости. Последняя фраза стиха 10 звучит по-русски в свободном переводе; ближе к еврейскому тексту было бы так: «насилием и грабежом они наполняют чертоги свои». Фраза, по всей вероятности, имеет тот смысл, что и сокровища «в чертогах» собраны грабежом, и самая атмосфера в них пропитана насилием.
4. О ГРЯДУЩЕЙ КАТАСТРОФЕ (3:11−15)
Ам 3:11−12. Оба эти стиха сложны для понимания и перевода и местами переданы условно. Полагают, что начало стиха 11 может быть понято как восклицание: «вот неприятель окружает всю твою землю!» Пророк, по всей вероятности, видел полчища ассирийцев. Под словом могущество, скорее всего, подразумевались крепостные стены и башни израильской столицы (Самарии). В стихе 12 аллегорически выражена мысль о том, что от грядущей катастрофы будет спасен (в значении «уцелеет») лишь ничтожный остаток, подобный «части» растерзанного барана или овцы, вырванной пастухом из пасти львиной; пастуху эти «части» нужны были в доказательство того, что животное действительно было растерзано, а не украдено или продано им (Исх 22:10−13).
Весьма трудна для понимания последняя фраза в стихе 12. Представляется обоснованным или, по крайней мере, логичным отнесение ее к стиху 13. Дело в том, что не поддается объяснению, почему жители Самарии оказываются сидящими в Дамаске на ложе. Существует предположение, что на «сынах Израилевых» стих 12 должен закончиться. И что в стихе 13 содержится обращение (сходное с тем, что в стихе 9) к язычникам в Дамаске и в каком-то другом не израильском городе (остается наугад поставить название его, вместо Самарии, допустив, что здесь вкралась ошибка или описка).
Ам 3:13−15. Если принять предлагаемое выше прочтение стихов 12 и 13, то в стихе 13 язычники приглашаются «засвидетельствовать» дому Иакова — и тем как бы подтвердить — справедливость Божией кары, грядущей на него. Господь в этом контексте назван Богом воинств небесных, или Богом Всемогущим (Саваофом) с тем, чтобы подчеркнуть: наказание, которое совершится по воле Его, будет страшным.
Пророк возвещает слушающим его, что жертвенники их и дома будут разрушены. Русский текст стиха 14 несколько отличается от такового в англ. переводах Библии, в которых поклонение тельцу в Вефиле не названо причиной наказания. Говорится лишь об отсечении рогов алтаря. Напомним, что Вефиль стал, наряду с Даном, местом царского святилища, возведенного по воле Иеровоама I (7:10−13). Царь Израиля, желая удержать своих подданных от паломничества в Иерусалимский храм (на территории Иудеи) ввел поклонение Иегове в упомянутых израильских городах в образе золотого тельца (3Цар 12:26−30; Ос 10:5).
Но изображение Невидимого в образе быка, или тельца (который как образ божества был весьма характерен для древнего Востока) автоматически превращало культ в Вефиле (как и в Дане) в языческий. Тем не менее, у израильтян Вефиль как религиозный центр пользовался большой популярностью. Жертвенники его, в речи пророка, как бы символизируют постоянное неповиновение Израиля Богу. в книге Исход говорится о рогах на жертвенниках (при скинии) для всесожжении и курений (Исх 27:2; 30:2).
Они были воспроизведены и на жертвенниках в Вефиле, поскольку играли существенную роль: их помазывали кровью жертвенных животных (Ис 29:12); спасающийся от преследователей получал убежище, если успевал схватиться за рога жертвенника (3Цар 1:50; 2:28; Исх 21:12−13). Известно, однако, что убийцу, «схватившегося за рога алтаря», насильно отрывали от него, лишая пощады (Исх 21:14). Отсюда правомочно видеть известную символику в намерении Бога «отсечь рога алтаря в Вефиле»: не хотел ли Господь сказать Израилю, что грех его в Его глазах настолько велик, что Он лишит его возможности «просить убежища» и отдаст в руки врагов, которые придут!
В стихе 15 говорится о разрушении богатых домов: только богачи могли позволить себе иметь дома зимние и дома летние. К примеру, царь Ахав (9-ый век до Р. Х.) имел зимний дворец, возведенный на теплой Изреельской равнине (3Цар 21:1), помимо основной своей резиденции в Самарии. Роскошными были дома, украшенные инкрустациями из слоновой кости и меблированные предметами обихода из нее (Ам 6:4; сравните с 3Цар 22:39; Пс 44:9). Все это будет «поражено», говорит Господь устами Амоса, и не станет многих домов. Пророчество его осуществилось, когда полчища ассирийцев вторглись в Северное царство.
Б. Второе послание (глава 4)
Вторую свою речь Амос начинает с предупреждения знатных женщин Израиля об ожидающем их изгнании: эта кара постигнет их за то, что они бессердечно притесняют бедных и угнетают нищих. Здесь же осуждение народа в целом за его лицемерие в вере и за упорное нежелание покаяться несмотря на то, что «предупредительные» наказания свыше постигают его вновь и вновь.