Числа 10 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь сказал Моисею:
2 «Отчекань молотом две трубы из серебра, чтобы они созывали народ и оповещали о снятии станов.
3 Если будешь трубить протяжно в обе трубы, пусть весь народ соберётся у входа в шатёр собрания,
4 если же несколько раз протрубишь протяжно только в одну трубу, то пусть соберутся к тебе только вожди двенадцати израильских родов.
5 Отрывистый звук трубы оповестит народ, чтобы станы снимались с места. Когда протрубишь отрывисто в первый раз, пусть начинают двигаться роды, чьи станы находятся с восточной стороны.
6 Когда протрубишь отрывисто во второй раз, начнут двигаться роды, чьи станы располагаются с южной стороны.
7 Если же хочешь созвать народ на собрание, то труби долго и протяжно.
8 Пусть трубят в трубы только сыновья священника Аарона, и этот закон будет вам дан навечно, на все грядущие поколения.
9 Если сражаешься с врагом на собственной земле, то перед сражением громко протруби, тогда Господь, Бог твой, услышит тебя и спасёт от врагов.
10 Труби также, когда собираются собрания, и в дни праздника Новолуния, и когда веселитесь все вместе. Труби, когда приносишь жертвы всесожжения и приношение содружества. Это будет напоминанием о тебе Господу, Богу твоему. Повелеваю тебе делать это. Я — Господь, Бог твой».
11 В двадцатый день второго месяца, на второй год после исхода израильского народа из Египта, облако поднялось от шатра Соглашения.
12 Тогда израильский народ начал свои странствия и, покинув Синайскую пустыню, двигался до тех пор, пока облако не остановилось в пустыне Фаран.
13 Так народ поднял свой стан в первый раз по повелению Господа, данному через Моисея.
14 Первыми шли отряды из стана Иуды, каждый под своим знаменем. Впереди шёл отряд Иуды под командованием Наассона, сына Аминадава,
15 за ним отряд рода Иссахара под командованием Нафанаила, сына Цуара,
16 а затем отряд рода Завулона под командованием Елиава, сына Хелона.
17 Затем был разобран священный шатёр, который несли мужчины из колен Гирсона и Мерари, поэтому следующими пошли люди из этих родов.
18 Затем шли под своими знамёнами три отряда Рувима. Первым был отряд рода Рувима с командиром Елицуром, сыном Шедеура,
19 следующим шёл отряд рода Симеона с командиром Шелумиилом, сыном Цуришаддая,
20 а затем шёл отряд рода Гада с командиром Елиасафом, сыном Дегуила.
21 Затем, неся святыни, шёл народ из колена Каафа. Они шли в таком порядке, чтобы другие могли поставить священный шатёр и подготовить его к приходу народа.
22 Следующими шли под своими знамёнами три отряда из стана Ефрема. Первым шёл род Ефрема с командиром этого рода Елишамой, сыном Аммиуда,
23 следующим шёл отряд рода Манассии с командиром Гамалиилом, сыном Педацура,
24 затем шёл отряд рода Вениамина с командиром Авиданом, сыном Гидеония.
25 Последние три отряда охраняли всех остальных с тыла. Это были отряды стана Дана. Они шли под своим знаменем со своим командиром Ахиезером, сыном Аммишаддая.
26 Затем шёл отряд рода Асира с командиром этого отряда Пагиилом, сыном Охрана,
27 за ними шёл отряд рода Неффалима с командиром Ахирой, сыном Енана.
28 Вот в каком порядке шёл израильский народ, переходя от одного места к другому.
29 Моисей сказал Ховаву, сыну своего тестя мадиамитянина Рагуила:
«Мы идём в страну, обещанную нам Богом. Иди с нами, мы по-доброму отнесёмся к тебе. Господь обещал много хорошего израильскому народу»,
30 но Ховав отказался, ответив:
«Я не пойду с вами. Я возвращусь к себе на родину, к своему народу».
31 Тогда Моисей сказал:
«Прошу тебя, не уходи. Ты знаешь пустыню лучше нас, так будь нам проводником.
32 Если пойдёшь с нами, мы поделимся с тобой всем добром, которое даст нам Господь».
33 И вот они начали своё путешествие от горы Господней. Взяв ковчег Соглашения Господа, священники пошли впереди народа и шли три дня в поисках места для стана.
34 Облако Господнее осеняло их днём, и, когда они покидали стан утром, облако вело их за собой.
35 Когда народ, снимаясь с места, поднимал священный ковчег, Моисей всегда говорил:
«Восстань, Господи! Да рассеются враги Твои, да обратятся они бегством!»
36 А когда же ставили священный ковчег на место, Моисей говорил:
«Возвратись, Господи, к миллионам израильского народа!»

Толкование Далласской семинарии

2. ТРУБЫ ТРУБЯТ (10:1−11)

Чис 10:1−7. Для того, чтобы народ в точности знал, когда и как ему двигаться (сравните 9:15−23), необходимо было разработать систему сигналов. Их стали подавать в две специально для этого изготовленные серебряные трубы — с целью как собирать народ, так и объявлять о снятии станов. Когда дули в обе трубы, людям следовало собираться у входа в скинию (т. е. у восточной стороны ее). Когда же звучала лишь одна труба, это означало, что вызывались только «начальники» родов.

Особым трубным звуком или, может быть, тональностью его, объявлялось о снятии станов, расположенных к востоку (сравните 2:3−9). При повторном таком звуке поднимались, как по тревоге, племена, становящиеся к югу (9:6; сравните 2:10−16). По всей видимости, те племена, которые стояли к западу и северу, тоже имели свои, особые, сигналы тревоги.

Чис 10:8−10. Трубить в трубы было прерогативой священников. Даже после того, как пребывание в пустыне окончилось и племена осели на земле, в трубы следовало продолжать трубить, особенно в дни войны. Роль священников в битвах и обещание Господа откликаться на трубные призывы говорят о том, что Его народ должен был быть вовлечен в священную войну. Это значит, что евреям надо было сражаться для Господа, Который, конечно, вел бы их против их врагов и обеспечивал им успех в сражениях (стих 9; сравните Нав 6:12−21).

Священникам полагалось также дуть в трубы в дни главных праздников (Пасхи, Седмиц или Пятидесятницы, и Кущей), и, кроме того, в праздники новомесячия, в первый день каждого месяца (Лев 23; обратите особое внимание на стих 24). Причем в этих случаях в трубы трубили не столько ради того, чтобы объявлять о тех или иных праздниках, сколько для того, чтобы призывать Бога и праздновать Его присутствие среди Его народа по этим особым случаям.

Каждый раз трубные звуки как бы служили напоминанием Богу о Его народе, а также напоминанием народу о том, как Он вел и благословлял его в прошлом, особенно во время пребывания в пустыне.

II. Путешествие в Кадес-Варни (10:11 — 14:45)

А. Уход из Синая (10:11−36)

Чис 10:11−13. Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца после начала исхода, лишь 20 дней спустя после того, как начал Израиль получать наставления в связи с предстоявшим уходом из Синая (1:1), Господь поднял облако славы Своей над скинией. Они пробыли в Синае около года (сравните Исх 19:1 с Чис 10:11). Это явление Божией славы совпало с окончанием празднования отложенной Пасхи (9:9−12). В каком-то смысле это как бы указывало на возобновление Господнего водительства в иных условиях — после совершения исхода и первоначального празднования Пасхи (Исх 12:51; 13:21).

Непосредственным местом назначения вышедших из Синая была пустыня Фаран, обширная полоса голой земли, пересекавшая всю северо-центральную часть Синайского полуострова, но на пути к ней было сделано несколько остановок (сравните Чис 11:3, 34−35; 12:16).

Чис 10:14−28. Порядок движения был предписан Господом ранее (2:3−31). Первым выходило племя Иуды (10:14−16). Выступавшие вслед за ним сыны Гирсоновы и… Мерарины разбирали скинию и отправлялись за Иудой. Следующим был стан Рувимов (стихи 18−20), а после него шли сыны Каафовы, несшие ковчег откровения и другие священные предметы.

Они выступали позднее — так, чтобы у сыновей Гирсоновых и Мерариных было достаточно времени воздвигнуть скинию на новом месте, прежде чем появятся сыны Каафовы (стих 21). Калено Ефремово следовало за сынами Каафы (стихи 22−24), и замыкало шествие колено Даново (стихи 25−27). По-видимому, этот порядок оставался с тех пор неизменным но время всех передвижений Израиля (стих 28).

Чис 10:29−32. Между тем, прежде чем двинуться на Фаран, Моисей предложил своему зятю (брату жены) Ховаву сопровождать их к земле Обетованной. О том, кто такой Ховав, немало спорят, так как имя его некоторым представляется прозвищем Рагуила, тестя Моисеева (сравните Суд 4:11). Вопрос усложняется тем, что Рагуил известен и под именем Иофора (Исх 2:18; 3:1). Если уж обращаться к этому второстепенному вопросу, то ничего странного нет в том, что тесть Моисея известен под двумя именами.

Назывался же, к примеру, Иаков — Израилем. Что же до идентификации личности Xовава, то он явно был сыном Рагуила и, значит, зятем Моисея (братом его жены). Почему, в таком случае, в некоторых переводах Суд 4:11 Ховав назван «тестем» (хотен) Моисея? А дело в том, что наличие евр. корня хтн не всегда подразумевает тестя: оно может передавать понятие родства по супружеской линии как такового.

К примеру, образованным от него хатан называется иногда зять, точнее — муж дочери; Быт 19:12, 14; Суд 15:6; 19:5. Но мужем дочери Моисея Ховав, конечно, не был. Самое правильное решение вопроса видится в том, что Рагуил (Иофор) умер года за два до того, как здесь впервые встречаем упоминание о Ховаве. (Ведь последняя ссылка на Рагуила — в Исх 18:27.) Остается допустить, что Ховав, брат Сепфоры, жены Моисея, стал после смерти своего отца играть роль патриарха в семье и как бы сделался, по господствовавшему тогда обычаю, тестем Моисея. Кроме того, последнее сказанное нам о Рагуиле — это то, что он возвратился в свою землю (Исх 18:27), Ховав же, как видим, оставался на Синае с Моисеем, в свете изложенного закономерно считать Ховава зятем Моисея и не принимать его за Рагуила.

Моисей был заинтересован в том, чтобы Ховав шел с ними не только потому, чтобы сделать его причастником благословений, ожидавших Израиль в земле Обетованной. Ховав хорошо был знаком с дорогами в пустыне, которыми им предстояло идти (стихи 31−32), и Моисей хотел воспользоваться его познаниями. Из последующего повествования можно сделать вывод, что Моисей убедил Ховава идти с ними, и что тот сделался родоначальником некоторых израильских племенных объединений (Суд 1:16; 4:11).

Чис 10:33−36. Первый переход после того, как они оставили Синай, продолжался три дня. Израильтяне шли лишь при свете дня; а ночью и облако и ковчег покоились вместе с народом.

На то, что поход евреев носил военный характер, и предвкушение несомненных военных побед, ожидавших их впереди, не оставляло их, указывал военный клич Моисея, ведшего народ; это был клич, которым призывался Господь и Его всепобеждающая сила (стих 35; сравните Пс 68:1).

Когда дневной переход заканчивался, Моисей молил Господа, чтобы на ночь Он возвратился к народу Своему и пребывал с ним.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.