Числа 13 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 После этого народ ушёл из Асирофа, отправился в пустыню Фаран и там поставил свой стан.
2 Тогда Господь сказал Моисею:
3 «Пошли несколько человек, чтобы они обследовали Ханаанскую страну, которую Я даю израильскому народу. Пошли по одному вождю от каждого из двенадцати родов».
4 Моисей исполнил повеление Господа и отправил вперёд вождей, народ же тем временем оставался в стане, в пустыне Фаран.
5 Вот имена тех вождей: из рода Рувима — Шаммуй, сын Закхура,
6 из рода Симеона — Сафат, сын Хория,
7 из рода Иуды — Халев, сын Иефоннии,
8 из рода Иссахара — Игал, сын Иосифа,
9 из рода Ефрема — Осия, сын Навина,
10 из рода Вениамина — Фалтий, сын Рафуя,
11 из рода Завулона — Гаддиил, сын Содия,
12 из рода Иосифа, от Манассии, — Гаддий, сын Сусия,
13 из рода Дана — Аммиил, сын Гемаллия,
14 из рода Асира — Сефур, сын Михаила,
15 из рода Неффалима — Нахбий, сын Вофсия,
16 из рода Гада — Геуил, сын Махия.
17 Вот имена тех, кого Моисей послал разузнать о той земле. Моисей назвал Осию, сына Навина, Иисусом.
18 Посылая их обследовать Ханаан, Моисей наказал им:
«Пройдите через Негев, поднимитесь в горы,
19 посмотрите, что там за земля, разузнайте, какой там живёт народ: сильный или слабый, многочисленный или малочисленный.
20 Разузнайте о земле, на которой они живут: хорошая она или плохая, в каких городах они живут, есть ли вокруг городов крепостные стены и хорошо ли они защищены.
21 Разузнайте, плодородная ли там почва и есть ли там деревья, и принесите назад плоды той земли».
Всё это происходило во время созревания первого урожая винограда.
22 Посланцы отправились в ту землю и обследовали местность от пустыни Син до Рехова, близ Лево-Емафа.
23 Придя в ту землю через Негев, они дошли до Хеврона, города, где жили Ахиман, Шешай и Фалмай, потомки Енака. Этот город был построен на семь лет раньше города Цоан в Египте.
24 Затем они пошли в долину Эшкол, срезали там с виноградной лозы ветвь, на которой была кисть винограда, и привязали ветвь к шесту. Два человека несли её; они также взяли с собой гранаты и фиги.
25 То место называлось долиной Эшкол, потому что там израильтяне срезали виноградную кисть.
26 Сорок дней они обследовали страну, а потом возвратились в стан.
27 Народ поставил стан у Кадеса, в пустыне Фаран. Затем посланцы пошли к Моисею и Аарону и ко всему израильскому народу, рассказали им об увиденном и показали плоды той земли.
28 «Мы пошли в ту землю, куда ты послал нас, — сказали они Моисею. — В этой земле всего в изобилии, и вот какие там растут плоды.
29 Но народ, живущий там, силён, города хорошо укреплены и охраняются весьма надёжно, и мы видели там даже енакитян.
30 В Негеве живут амаликитяне, хеттеи, в горах живут иевусеи и аморреи, а около моря и у реки Иордан живут хананеи».
31 Халев стал успокаивать окружавший Моисея народ, а потом сказал:
«Пойдём и захватим эту землю для себя. Нам не составит большого труда её захватить».
32 Но ходившие с ним сказали:
«Мы не можем бороться с этим народом — он намного сильнее нас!»
33 Посланцы также сказали, что израильский народ недостаточно силён, чтобы одолеть народ той земли. «В земле, которую мы обследовали, живёт множество могучих людей, — сказали они. — Они очень сильны и легко одолеют любого, кто придёт туда.
34 Мы видели там исполинов, от которых произошли потомки Енака, и они смотрели на нас как на кузнечиков. Да, мы были перед ними словно кузнечики!»

Толкование Далласской семинарии

Г. Лазутчики в Обетованной земле (главы 13−14)

1. ОТБОР ЛАЗУТЧИКОВ (13:1−16)

Чис 13:1−16. Наконец, колена Израилевы вошли в пустыню Фаран, где, вероятно, в оазисе Кадес (стих 27) расположились лагерем надолго. Кадес, который формально относится к пустыне Син, здесь «помещен» в пустыню Фаран, потому что Син составляла часть громадных просторов этой пустыни (сравните 27:14; Втор 32:51).

Тут Моисей распорядился, чтобы по одному человеку от колена послали на разведку в землю Ханаанскую. Каждый из этих мужей, «главных» у сынов Израилевых, назван здесь с указанием племени (колена), к которому он принадлежал (стихи 4−16). В свете дальнейшего развития событий особый интерес представляет для нас Халев, представитель Иуды (стих 7), и Осия, избранный Ефремом (стих 9). По не вполне понятным соображениям Моисей переделал его имя Осия («спасение») на Иисус («Ягве есть спасение»).

2. ЗАСЫЛКА ЛАЗУТЧИКОВ (13:17−25)

Чис 13:17−20. Путь, которым шли лазутчики, пролегал на север от Кадеса и вел через Негев в гористую страну. Словом «Негев» (буквально «юг») обозначалась вся пустынная часть Южного Ханаана, и, прежде всего, территория на юг от Беер-Шивы.

Горная часть страны состояла из гор Иуды, располагавшихся севернее холмов Ефрема и тянувшихся до Галилейских высот. Во времена Моисея здесь, в горах, жили главным образом аморреи, а в долинах и на равнинной части — хананеи (сравните толкование на стих 29).

Миссия лазутчиков была четко определена: осмотреть, какова она, эта земля, сама по себе, и выяснить, сильны или слабы живущие на ней племена (стихи 18−20).

Причина, по которой Моисей предложил этот путь, состояла, вероятно, в том, что, следуя именно в этом направлении, он намеревался войти в Ханаан. Вначале они наверняка не планировали войти в Обетованную землю с востока, через Иерихон. Ибо он был далеко от главных подступов к Ханаану со стороны Египта, а, кроме того, на этом пути евреям пришлось бы проходить близ сильно укрепленных городов Иерихона и Аи, а это было весьма небезопасно.

Чис 13:21−23. Маршрут, которым шли лазутчики, начинался в пустыне Син и простирался на север до Рехова и Емафа, располагавшегося примерно в двадцати двух километрах на северо-запад от Баальбека. Емаф был крупным арамейским городом в большой центральной долине, известной под именем Бекаа. Емаф располагался в нижней части этой долины, которая начиналась сразу же на север от Галилейского моря.

На обратном пути двенадцать вождей прошли через Хеврон, город, построенный на семь лет раньше Цоана, города Египетского (стих 23). Цоан, известный еще как Танис, был возведен гиксосами, когда те захватили северо-восточную часть Египта примерно в 1730 г. до Р. Х. Причина этого как бы не относящегося к делу сообщения, может быть, в том, что позднее Хеврон стал достоянием Халева (Нав 14:13−15), а еще позднее — столицей царя Давида, когда он правил Иудеей (2Цар 2:1−4). В дни Моисея, однако, Хеврон был городом сыновей Енаковых, племени высокорослых людей (Чис 13:33; Втор 9:2), которым предстояло впоследствии сделаться непримиримыми врагами Израиля (Нав 15:13−14).

Чис 13:24−25. Близ Хеврона лежала долина Есхол («виноградная кисть»), где лазутчики срезали такую огромную и тяжелую ветвь с одною кистью ягод, что двое мужчин должны были нести ее на шесте. Кроме того, они набрали гранат и смокв, и через сорок дней после начала этой разведывательной операции возвратились в Кадес.

Почему ровно сорок дней осматривали они Обетованную землю? Возможно, для того, чтобы впоследствии могли сопоставить этот относительно короткий отрезок времени с сорока годами блуждания в пустыне, к каковым им скоро предстояло быть приговоренными (сравните 14:34).

3. ОТЧЕТ ЛАЗУТЧИКОВ (13:26−33)

Чис 13:26−30. Вернувшись в Кадес, лазутчики доложили обо всем, что видели. Они предъявили свои трофеи и заверили общество, что Ханаан — действительно земля, в которой течет молоко и мед. Но была и негативная сторона их сообщения — они видели там очень большие и укрепленные города и пришли к выводу, что народы, живущие там сильны, там и амаликитяне, как обитающие в пустыне Негев (сравните Исх 17:8−16); Хеттеи, Иевусеи и Аморреи, живущие в гористой части страны, или Хананеи, расселившиеся на прибрежной равнине Средиземного моря и в долине реки Иордан.

Хананеи были исконными жителями Ханаана. Аморреи пришли туда из северо-восточного Арама (Сирии), где-то в самом конце третьего тысячелетия до Р. Х.; они изгнали хананеев из горной части страны и обосновались там. Хеттеи происходили из центральной Анатолии (современная Турция); они известны примерно с 1800 г. до Р. Х.; медленно распространялись они на юг и юго-восток и, вероятно, слились с аморреями в Ханаане.

О иевусеях ничего не известно, кроме того, что основная их масса жила в Иерусалиме; их считают одной из аморрейских групп (Нав 10:5). Еще четыреста лет спустя после Моисея они владели Иерусалимом, но затем были изгнаны оттуда царем Давидом, который взял город и сделал его своей столицей в 1004 г. до Р. Х. (2Цар 5:6−10).

Чис 13:31−34. Повествуя о городах и жителях той земли, лазутчики разделились во мнениях. Халев побуждал Моисея не откладывая, завладеть землей, потому что он был уверен, что им это удастся. Но десять других лазутчиков (все, кроме Иисуса Навина и Халева, 14:6−9, 30), расхолаживали народ, будучи настроены пессимистически: мол, дело завоевания им не по плечу — слишком неравны силы. (Земля, поядающая живущих на ней, по-видимому, означает, что на ней не прекращались войны.)

Только здесь и в Быт 6:4 (толкование на этот стих, встречается слово исполины, которых считали «сынами Енаковыми». (сравните Втор 9:2)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.