Числа 18 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь сказал Аарону:
«Ты, твои сыновья и все члены семейства твоего отца теперь несёте ответственность за всякую небрежность в святилище, ты и твои сыновья в ответе за всякий проступок против священников.
2 Чтобы предотвратить этот грех, приведи остальных мужчин из твоего рода, рода левитов, пусть они будут при тебе и пусть помогут тебе с сыновьями исполнять службу при шатре Соглашения.
3 Эти люди из семьи Левия будут находиться под твоим началом. Они будут исполнять всю необходимую работу в шатре, но пусть не приближаются ни к святилищу, ни к алтарю, чтобы не умереть ни им, ни вам.
4 Они будут при тебе и будут в ответе за шатёр собрания и за всю работу в шатре. Пусть больше никто не приближается к вам.
5 Ты в ответе за святилище и алтарь. Я не хочу снова гневаться на израильский народ.
6 Я Сам избрал левитов из числа народа Израиля и отдаю их тебе в дар, чтобы они служили Господу и трудились в шатре собрания.
7 Но только ты, Аарон, и твои сыновья можете служить священниками, ты — единственный, кто может приближаться к алтарю и заходить за завесу. Я даю тебе дар — твою священническую службу. Любой другой, кто приблизится к святилищу, будет убит».
8 И ещё Господь сказал Аарону:
«Я Сам поручил тебе наблюдать за всеми святыми дарами, приносимыми Мне народом: все святые дары Я отдаю тебе. Ты и твои сыновья будете получать долю от этих даров, они будут твоими навечно.
9 Народ будет приносить жертвы, хлебные приношения, приношения за грех и приношения повинности. Эти приношения — великая святыня. Твоя доля этих священных приношений будет от тех частей, которые не сжигают. Все эти части будут принадлежать тебе и твоим сыновьям.
10 Ешь эти жертвы только в наисвятейшем месте. Все мужчины в твоей семье могут есть, но помни, что эти приношения — святыня.
11 Все дары, приносимые израильским народом в жертву преподнесения Господу, также будут твоими: Я отдаю их тебе, твоим сыновьям и дочерям. Это — твоя доля. Каждый в твоей семье, кто чист, может есть их.
12 Отдаю тебе также всё самое лучшее оливковое масло, всё молодое вино и хлеб из того, что народ даёт Мне, Господу, всё то, что люди собирают во время первой жатвы.
13 Когда народ собирает урожай, самые первые плоды урожая приносят Господу. И вот Я отдаю всё это тебе, и каждый в твоей семье, кто чист, может есть эти приношения.
14 Всё, что в Израиле приносят Господу, будет твоим.
15 Первенец, рождённый женщиной, и первородная скотина должны быть отданы Господу. Ребёнок будет принадлежать тебе, однако его необходимо выкупить, а если первородная скотина нечиста, то она тоже должна быть выкуплена.
16 Когда ребёнку исполнится месяц от роду, за него должен быть выплачен выкуп, который будет составлять 57 граммов серебра. Когда будешь взвешивать серебро, возьми установленную меру, шекель же по установленной мере равен 20 герам.
17 Но за первородного бычка, овцу или козла не вноси плату, потому что эти животные — святыня. Окропи их кровью алтарь и сожги жир. Это — приношение всесожжения, его благоухание приятно Господу.
18 Мясо этих животных будет твоим, твоим будет также и грудина жертвы, преподнесённой Господу, и правое бедро от всех остальных приношений.
19 Всё, что народ приносит как священный дар, Я, Господь, отдаю тебе. Это — твоя доля. Я отдаю её тебе, твоим сыновьям и дочерям, и этот закон вечный — это нерушимое соглашение с Господом. Я даю это обещание тебе и твоим потомкам».
20 Затем Господь сказал Аарону:
«Земли ты не получишь никакой и не будешь владеть ничем из того, чем владеют другие. Я, Господь, буду твоим. Израильский народ получит обещанную Мной землю, а тебе Я даю в дар Себя.
21 Народ будет отдавать Мне десятую часть того, чем владеет, Я же буду отдавать одну десятую всем потомкам Левия за труд, исполняемый ими во время служения при шатре собрания.
22 Остальной же израильский народ пусть никогда не приближается к шатру собрания, а если кто приблизится, то пусть будет убит.
23 Левиты, служащие при шатре собрания, несут ответственность за любую небрежность в шатре. Этот закон вечен! Левиты не получат землю, обещанную Мной остальному израильскому народу.
24 Народ Израиля будет отдавать Мне десятую часть того, чем владеет, Я же отдам эту часть левитам. Вот почему Я сказал: „Эти люди не получат землю, обещанную Мной израильскому народу”».
25 Господь сказал Моисею:
26 «Обратись к левитам с такими словами: „Израильский народ будет отдавать Господу десятую часть того, чем владеет, и эта десятая часть будет принадлежать левитам, вы же должны отдавать десятую часть из этого в приношение Господу.
27 Вам будут отдавать зерно, собранное в жатву, и вино с винного пресса, и это будет также вашим приношением Господу.
28 Таким образом, вы будете приносить жертвы Господу, как это делает остальной израильский народ. Вы будете получать десятую часть, которую израильский народ даёт Господу, а затем будете отдавать десятую часть из этого священнику Аарону.
29 Когда израильский народ будет давать вам десятую часть того, чем владеет, вы должны выбирать самое лучшее и освящённое, это и есть та десятая часть, которую вы должны отдавать Господу”.
30 Моисей, скажи левитам: „Израильский народ будет отдавать вам десятую часть своего урожая и своего вина, вы же будете отдавать самое лучшее из этого Господу,
31 а оставшееся можете есть вместе со своими семьями — это ваша плата за труд, исполняемый при шатре собрания.
32 Лучшую же часть всегда отдавайте Господу, и тогда на вас никогда не будет вины. Помните, что эти дары — святые приношения израильского народа, и тогда вы будете жить”».

Толкование Далласской семинарии

Г. Роль и привилегии священников и левитов (глава 18)

Чис 18:1. Вероятно, по причине бунта против священнических прерогатив Аарона, о котором только что было рассказано (главы 16−17), в этой главе напоминается об ответственности, возложенной на левитов, которая здесь трактуется более расширенно.

Лишь на священниках и только на них лежала обязанность служить в скинии, по крайней мере, только они несли ответственность за возможные нарушения или проступки как против святилища, так и против своего священнического сана.

В жестко сказанных об этом словах подразумевалось нечто большее, чем связанное с функцией заступничества, осуществлявшейся священниками; в них подразумевались и возможные согрешения самих священников и левитов при обслуживании священных Божиих предметов. Ведь в работу священников входило благоговейное обращение с упомянутыми предметами в скинии и исполнение ритуалов, предписанных свыше бесконечно святым Богом.

Чис 18:2−7. Хотя большая часть левитов священниками не являлась и, значит, пользоваться соответствующими привилегиями не могла, исполнение некоторых функций им, как помощникам священников, было разрешено. Собственно, круг их обязанностей был довольно широк, и исключалось для них только прикосновение к предметам Святого-святых и к большому жертвеннику для всесожжений. В случае нарушения левитом этого запрета погибли бы оба: и священник, и он сам (стих 3); недостаточное чувство ответственности у священников навлекло бы Божий гнев и на народ (стих 5).

За вычетом упомянутого левиты могли производить различные работы в скинии.

Тяжелая нагрузка была возложена на священников, но Бог дал им — как дар — левитов (сравните 3:9), чтобы помогали им всеми доступными способами, соблюдая, однако, всю ту специфику, о которой говорилось выше.

Чис 18:8−11. За их службу Господу священники и левиты получали от Него часть тех приношений, которые люди, приходившие поклониться Богу, предлагали Ему. А именно: священникам и левитам доставались все те части жертвы, которые не сжигались на жертвеннике; считалось, что Богу принадлежит то, что становится пищей огня.

Для Господа, при принесении жертв, чаще всего сжигались жир и внутренние органы, такие, как почки и печень (например, Лев 3). Поскольку жертвы, перечисленные а стихе 9, были самыми священными, есть их могли только священники и мужчины, составлявшие их семьи (сравните Лев 6:18, 29; 7:6). А всем остальным (включая женщин) членам их семей можно было есть от жертв возношения (или «потрясания»); Чис 18:11 и сравните со стихом 8. Это были так называемые мирные жертвы (сравните Лев 7:11−18).

Чис 18:12−19. Помимо этого, в распоряжение священников и их семей поступали все первые плоды урожая приносившиеся Израилем в жертву, включая оливковое масло, вино и хлеб (стих 12). Хотя эти первые плоды приносились Господу (сравните Втор 26:1−11), на жертвеннике они не сжигались, но становились достоянием священников. То же было и со всем, что посвящалось Господу (заклятым). (сравните Лев 27:1−33.)

Далее речь идет о первенцах людей и животных. Перворожденные люди и нечистые животные подлежали выкупу за пять сиклей серебра (примерно две унции его). Именно столько платил жертвователь священнику, вместо того, чтобы действительно принести в жертву перворожденного (сравните Чис 3:44−51). Что же до первенцев чистых животных (волов, овец и коз), то их следовало приносить Господу и закалать в жертву Ему. Мясо их, однако, не сжигалось на жертвеннике, как при обычных жертвоприношениях, но отдавалось священникам.

Все это обеспечение священников от святых приношений являлось знаком того, что Бог благословлял их по Завету. Их доля была объявлена уставом вечным. Завет соли — метафора, тоже подтверждающая долговременность данного постановления. Как соль сохраняет надолго свою крепость, так и Завет, заключенный с Господом, никогда не утратит силы своей (сравните 2Пар 13:5). Кстати, солью посыпали хлеб приношения (Лев 2:13), тоже, может быть, в знак прочности взаимоотношений, скрепленных Заветом.

Чис 18:20−24. Обращаясь к другому аспекту священнического и левитского служения, Господь сказал Аарону, что, хотя священники и левиты не имеют своих земельных наделов, у них будет нечто большее — Сам Господь. Это означало, что левиты будут получать десятины от народа — за службу, которую они несут в скинии, и эти-то десятины будут источником их существования. Поскольку израильтяне, в массе своей, не могли приближаться к скинии, их представляли в скинии левиты.

Чис 18:25−32. Но и сами левиты должны были отдавать десятую часть от получаемого ими Господу. Речь идет о десятой части хлеба и виноградного сока (стих 27). Их следовало рассматривать как плоды, взращенные самими левитами (стих 30). В качестве десятины левиты должны были отдавать лучшее из того, что получали (стих 29:30, 32).

И эта десятина шла непосредственно священнику (стих 28), чтобы остаться в скинии как священное приношение Господу (стихи 29−30). Остальное же левиты могли есть и пить, потому что оно не священнику принадлежало, а только им. Беря десятины у израильтян и в свою очередь принося собственную десятину Господу, левиты использовали народные приношения именно так, как хотел Бог, и таким образом были чисты перед Ним (стих 32).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.