Числа 23 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Валаам сказал:
«Постройте здесь семь алтарей и приготовьте для меня семь быков и семь баранов».
2 Валак исполнил просьбу Валаама, и они закололи на каждом алтаре по барану и по быку.
3 Тогда Валаам сказал Валаку:
«Стой здесь, у этого алтаря, а я пойду в другое место. И если Господь явится мне, то скажет, что я должен говорить».
Тогда Валаам ушёл на возвышенное место,
4 и там ему явился Господь. «Я приготовил семь алтарей, — сказал Валаам, — и на каждом алтаре заколол в жертву по быку и по барану».
5 Тогда Господь сказал Валааму, что ему говорить. «Возвратись к Валаку, — сказал Господь, — и скажи всё то, что Я вложил в твои уста».
6 Валаам возвратился к Валаку, когда тот всё ещё стоял у алтаря, и вместе с ним стояли и все вожди Моава.
7 Валаам сказал: «Валак, царь Моава, привёл меня сюда от восточных гор Арама, сказав: „Приди, прокляни для меня Иакова! Приди, прокляни израильский народ!”
8 Но Бог не против этого народа, потому и я тоже не могу проклясть его! Господь не пожелал, чтобы с этим народом случилось плохое, поэтому и я тоже не могу сделать этого.
9 Я вижу этот народ с вершины горы, смотрю на него с высоких холмов. Израильтяне живут отдельно от всех и не зависят от других народов.
10 Кто пересчитает народ Иакова? Их словно песчинок. Никто не сможет пересчитать даже четвёртой части израильского народа. Так дайте же мне умереть смертью праведника! Пусть моя кончина будет столь же счастливой, сколь счастлива их!»
11 И сказал Валак Валааму:
«Что ты сделал со мной! Я привёл тебя сюда, чтобы ты проклял моих врагов, ты же благословил их!»
12 Валаам ответил:
«Я должен говорить то, что мне повелел говорить Господь!»
13 Тогда Валак ему сказал:
«Пойдём на другое место, с которого ты увидишь этот народ, но не всех, а только часть его. Прокляни их оттуда!»
14 Валак привёл Валаама на холмы Стражей, на вершину горы Фасга, построил там семь алтарей и принёс жертвы, заколов на каждом алтаре по быку и по барану.
15 Тогда Валаам сказал Валаку:
«Постой здесь, у этого алтаря, а я пойду туда навстречу Богу».
16 Господь встретился с Валаамом и сказал ему, что говорить, а потом повелел Валааму возвратиться к Валаку.
17 Валаам возвратился к Валаку, который всё ещё стоял у алтаря вместе с вождями Моава. Увидев приближающегося Валаама, Валак спросил:
«Что сказал Господь?»
18 Валаам ответил:
«Встань, Валак, и слушай меня! Слушай меня, Валак, сын Сепфора!
19 Бог не человек, Он никогда не лжёт. Бог не человек — Его решения неизменны. Он делает, что скажет, и исполняет обещанное.
20 Господь повелел мне благословить их. Господь благословил их, и я не могу изменить этого.
21 Бог не увидел в народе Иакова зла. Он не увидел греха в израильском народе! Господь — Бог их, Он с ними! Великий Царь с ними!
22 Бог вывел этот народ из Египта, в них сила неукротимого быка.
23 Никакая сила не победит народ Иакова. Никакое колдовство не остановит израильский народ. И скажут люди об Иакове и израильском народе: „Вот что сделал Бог!”
24 Этот народ силён как лев, и сражается как лев. Лев не ляжет отдыхать, пока не пожрёт свою добычу, пока не напьётся крови своего врага!»
25 И сказал тогда Валак Валааму:
«Ты не просил о благословении для этого народа, но не просил и о проклятии!»
26 «Не говорил ли я тебе, что могу делать только то, что Господь повелит мне!» — ответил Валаам.
27 Затем Валак сказал Валааму:
«Тогда пойдём со мной на другое место, может быть, Господу будет угодно разрешить тебе проклясть их с другого места».
28 И вот Валак повёл Валаама на вершину горы Фегор, обращённой к пустыне.
29 «Построй здесь семь алтарей, — сказал Валаам, — а потом приготовь для алтарей семь быков и семь баранов».
30 Валак исполнил сказанное Валаамом и принёс в жертву на алтарях быков и баранов.

Толкование Далласской семинарии

1. ПОДГОТОВКА К ПРОРИЦАНИЯМ (22:36 — 23:6)

Чис 22:36−38. Когда Валак, царь Моава, встретился наконец, с Валаамом, то стал укорять его за то, что так долго не шел. Не усомнился ли он в способности царя оплатить его услуги? (неужели я в самом деле не могу почтить тебя?). Прорицатель ответил лишь, что вот, теперь он пришел, но говорить будет только то, что вложит Бог в уста его.

Чис 22:39 — 23:6. И оба они пошли в Кириаф-Хуцоф (где находилось это место, теперь неизвестно), и там совершилась подготовка к ритуалам прорицания. Эти ритуалы часто бывали сопряжены с принесением жертв и гаданием по внутренностям животных, так называемой гепатоскопией.

На следующее утро они поднялись на Вамот-Ваал (в русской Библии — высоты Вааловы), откуда могли увидеть часть народа израильского. Вероятно, Вамот-Ваал был какой-то горной вершиной, поднимавшейся над равнинами Моава. Судя по тому, что она называлась именем языческого бога Ваала, в месте этом, по-видимому, совершались хананеями их языческие ритуалы.

Валаам велел Валаку возвести там семь жертвенников, на которых можно было бы принести в жертву семь тельцов и семь овнов… по тельцу и по овну на каждом жертвеннике (сравните 23:14, 29−30).

В Библии мы не находим ни объяснений действиям Валаама, ни иных описаний, похожих на то, что он делал, и нам остается предположить, что подобные жертвоприношения являлись частью какого-то языческого ритуала. После принесения жертв Валаам уединился, чтобы получить откровения от Господа. Валаам продолжал свои попытки вновь вступить в контакт с Богом Израиля, хотя методы, к которым он для этого прибегал, не были предусмотрены израильским Законом. И встретился Бог с Валаамом… и вложил ему в уста то, что он должен был передать Валаку.

2. ПЕРВОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:7−12)

Чис 23:7−12. В первом из своих четырех больших прорицаний Валаам вначале вкратце напомнил, каким образом оказался он здесь, и что ему велено было сделать (стих 7). И затем он спросил, как же проклясть ему Израиль народ, который благословил Бог (стих 8; сравните Быт 12:1−3)? Валаам далее сказал, что, вот, глядя с этой высокой вершины, может видеть благословенных Им, живущих отдельно, которые между народами не числятся. (сравните Втор 32:8−10). Они многочисленны, как песок (сравните Быт 13:16), и быть приравненным к ним в жизни или смерти — значит быть благословенным Богом (Чис 23:10). Валаам говорил так, будто и сам хотел принадлежать к этому народу.

Понятна реакция Валака на его прорицание — ведь оно не походило на проклятие в адрес Израиля (стих 11). Но Валаам мог лишь повторить, что должен говорить то, что влагает Господь в уста его (стих 12; сравните 22:38, 23:3).

3. ВТОРОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:13−26)

Чис 23:13−24. На этот раз Валак пришел для получения нового прорицания на другое место, а именно на вершину горы Фасги (стих 14; сравните 21:20). Тут они возвели еще семь жертвенников и принесли на них в жертву еще семь тельцов и семь баранов. Вновь Валаам отправился в уединенное место, чтобы вступить в контакт с Господом и опять вернулся к Валаку с известием (23:15−17).

И снова были в его прорицании вступительные слова (стихи 18−20), которые прямо возвестили Валаку, что неизменяющийся Бог Израиля обещал благословлять Свой народ и от этого намерения не откажется. Более того, благословлять Он только что приказал и Валааму, и в свете нерушимых обязательств, связывающих Бога с Израилем, нет у Валаама силы делать что-либо иное.

Затем Валаам сказал, что по причине исхода из Египта (сравните 24:8) Израилю свыше даровано процветание (Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастия, 23:21а); Господь обитает в его среде (стих 21б), и народ наделен сверхъестественной силой (стих 22б).

Выражение трубный царский звук надо понимать как символ военной грозы, т. е. в том смысле, что Сам Господь — Воин, ведущий Свои сонмы к победе (сравните Нав 6:5, 2; Пс 46:6; Иер 4:19; 49:2).

Такое могущество делает «волшебство» и «ворожбу» ненужными и бессильными. И все, что остается другим народам, — взирать на Израиль и дивиться Божией милости, которая служит ему защитой (Чис 23:23). «Волшебство» (нахаш), как оно здесь понимается, строилось на изучении предзнаменований. В древности на Ближнем Востоке особым образом наблюдали с этой целью внутренности животных, конфигурацию дыма, форму масляных пятен на воде; предзнаменования видели в дефектах новорожденных, в необычных явлениях погоды и во множестве других вещей.

Колдуны, изучая все это, пытались увязать видимое им с историческими событиями и экстраполировали его на события в будущем.

При «ворожбе» (кесем), возможно, несколько большее значение, чем при актах «волшебства», придавали бросанию жребия (Иез 21:21; сравните толкование на Втор 18:14). Валаам понял, что не быть Израилю побежденным, но, подобно льву, поднимется он и полностью уничтожит своих врагов (сравните Чис 24:9).

Чис 23:25−26. В унижении и страхе Валак просил Валаама, если не проклинать, то и не благословлять Израиль, но Валаам напомнил ему, что он — в руках Господа, и делать может лишь то, что Он ему повелит.

4. ТРЕТЬЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:27 — 24:14)

Чис 23:27−30. В третий и последний раз предложил Валак Валааму проклясть Израиль. В суеверии своем царь понадеялся, что, может быть, на новом месте обстановка окажется подходящей для того, чтобы проклятие возымело силу. Они взошли на вершину горы Фегор, что близ гооода Беф-Фегора (Втор 3:29; 4:46) и неподалеку от стана израильского, разбитого на равнинах Моава. И снова воздвигли тут семь жертвенников и приготовлены были жертвы (сравните Чис 23:1−2, 14), необходимые для ритуала волхвования.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.