От Матфея 15 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Тогда к Иисусу пришли фарисеи и законоучители из Иерусалима и сказали:
2 «Почему Твои ученики нарушают обычай наших великих предков? Они не моют руки перед едой!»
3 Иисус ответил им:
«А почему вы нарушаете заповедь Божью ради установленных вами обычаев?
4 Ведь Бог сказал: „Почитай своего отца и свою мать”. И ещё сказал Всевышний: „Каждый, кто оскорбит своего отца или свою мать, должен быть предан смерти”.
5 Но вы говорите, что можно сказать отцу или матери: „Я не могу помочь вам, так как предназначаю всё своё состояние в дар Богу”,
6 и тем самым учите не почитать отца и мать. Так вы отменили заповедь Божью ради ваших обычаев.
7 Лицемеры! Правильно пророчествовал о вас Исаия, когда сказал:
8 „Эти люди чтут Меня устами своими, но сердца их далеки от Меня.
9 Почитание их бесполезно, так как то, чему они учат — это правила, выдуманные людьми”».
10 И, призвав к Себе народ, Иисус сказал:
«Слушайте Меня и поймите вот что:
11 не то, что попадает в рот человека, делает его нечистым, а то, что выходит из его рта».
12 Тогда к Иисусу пришли ученики и сказали:
«Понимаешь ли Ты, что фарисеи оскорбились, когда услышали то, что Ты сказал?»
13 Иисус ответил им:
«Каждое растение, которое не было посажено моим Небесным Отцом, будет вырвано с корнем,
14 так что отпустите их с миром. Они слепые, ведущие за собой слепцов. Но если слепой ведёт за собой слепца, то оба они упадут в яму».
15 В ответ Пётр попросил Его:
«Объясни нам значение этой притчи».
16 Иисус сказал ему:
«Неужели вы всё ещё не поняли?
17 Неужели вы не понимаете, что всё, что попадает вам в рот, проходит в желудок, а затем извергается из тела?
18 Но то, что выходит изо рта, идёт от сердца. Оно-то и оскверняет человека.
19 Я говорю так, потому что от сердца исходит такое зло: дурные помыслы, убийства, прелюбодеяние, распутство, воровство, ложь и клевета.
20 Всё это оскверняет человека. А, если кто не помоет руки перед едой, это его не осквернит».
21 Иисус ушёл оттуда и отправился в окрестности Тира и Сидона.
22 К Нему пришла одна хананеянка из тех мест и стала рыдать:
«Смилуйся надо мной, Господи, Сын Давидов! Моя дочь одержима бесами и ужасно мучается».
23 Но Он ей ничего не ответил. Тогда ученики подошли к Нему и стали просить:
«Исполни то, о чём она просит, и отпусти её! Она всё время ходит за нами и кричит».
24 Иисус сказал:
«Я послан только к заблудшим овцам народа Израиля».
25 Тогда женщина подошла к Иисусу и, склонившись перед Ним, сказала:
«Господи, помоги мне!»
26 Он возразил ей:
«Нехорошо отнимать у детей еду и бросать её собакам».
27 А она сказала:
«Верно, Господи, но даже собаки подъедают крохи, упавшие с хозяйского стола».
28 Тогда Иисус ответил ей:
«Женщина, велика твоя вера. Даровано будет тебе то, о чём просишь».
И в тот же миг её дочь исцелилась.
29 Уйдя оттуда, Иисус пошёл на берег Галилейского озера. Он взошёл на гору и сел там.
30 И стали к Нему приходить толпы народа, принося с собой хромых, слепых, калек, глухонемых и других больных. Они клали их на землю у ног Иисуса, и Он их исцелял.
31 Люди удивлялись, видя, что глухонемые начинают разговаривать, калеки исцеляются, хромые начинают ходить, а слепые прозревают. И они воздавали хвалу Богу Израиля.
32 Иисус призвал к Себе Своих учеников и сказал им:
«Мне жаль этих людей. Они со Мной вот уже три дня, и им нечего есть. Я не хочу отсылать их отсюда, чтобы по дороге домой они не ослабели от голода».
33 Ученики сказали:
«Откуда же нам в этом уединённом месте взять достаточно хлеба на такую огромную толпу?»
34 Иисус спросил:
«Сколько у вас хлебов?»
Они ответили:
«Семь хлебов и несколько небольших рыбин».
35 Тогда Он велел им всем сесть на землю,
36 взял семь хлебов и рыбу и, возблагодарив Бога, преломил хлеб и стал раздавать куски Своим ученикам, те же передавали хлеб народу.
37 И все ели, пока не насытились. Его ученики собрали остатки, и набралось тех остатков семь полных корзин.
38 А было там всего четыре тысячи мужчин и ещё женщины, и дети.
39 После того как толпа разошлась, Иисус сел в лодку и отправился в окрестности Магадана.

Толкование Далласской семинарии

3. ОТВЕРЖЕНИЕ ЦАРЯ — КАК ВИДНО ОНО В СТОЛКНОВЕНИЯХ ЕГО С РЕЛИГИОЗНЫМИ ВОЖДЯМИ (15:1 — 16:12)

а. Первое столкновение и его результат (глава 15)

Мф 15:1−9 (Мк 7:1−13). Весть об Иисусе, Его учении и удивительных делах, которые Он совершал, быстро разносилась по всей земле. Официальные лица в Иерусалиме тоже хорошо были осведомлены обо всем, что касалось Иисуса и вскоре в Галилею прибыла из Иерусалима целая делегация книжников и фарисеев, чтобы учинить Ему допрос в свете соблюдения иудейских традиций. Объектом своей атаки они сделали Его учеников, обвинив их в том, что те нарушают предание старцев и не умывают своих рук перед тем, как есть.

Речь шла о нарушении традиции, установленной не Моисеем, а раввинами, и предполагавшей ритуальное омовение не только рук, но и «чаш, кружек, котлов и скамей» (Мк 7:3−4). Приняв брошенный Ему вызов, Иисус пошел в наступление и, в свою очередь, спросил «книжников», почему они нарушают прямую заповедь Божию. Господь имел в виду нарушаемую в обществе пятую заповедь — относительно почитания отца и матери (Мф 15:4; Исх 20:12). Заповедь эта считалась настолько важной, что всякий, кто стал бы злословить своих родителей, обрекался законом на смерть (Исх 21:17; Лев 20:9).

Далее Иисус показал, что на деле религиозные вожди эту заповедь отменили (Мф 15:6), ибо согласно утвержденной ими практике та или иная вещь (деньги) могли быть объявлены даром Богу, и в результате родители человека, прибегшего к такому приему, не могли уже претендовать на них. То, что будто бы было отделено для Бога, оставалось в доме своего владельца и в его пользовании. Подобную практику Иисус заклеймил как лицемерную (стих 7) — ведь под прикрытием святости поступавшие так действовали корысти ради.

Уклоняясь от помощи своим родителям, они явно нарушали пятую заповедь. За много столетий до того о подобных людях хорошо сказал, по словам Христа, пророк Исаия (Ис 29:13), подразумевавший, что свою религию они подменили удобными им человеческими установлениями. Пророк говорил, что сердца их далеки от Бога, Которого они чтут лишь устами, и что такое почитание тщетно, т. е. бессмысленно и бесполезно.

Мф 15:10−20 (Мк 7:14−23). Затем Иисус обратился к народу и предостерег его об опасностях, которые таят в себе поучения его религиозных вождей. Не тем, что входит в его уста, оскверняется человек, говорил Он, но то, что выходит из уст его, свидетельствует о его скверне. Фарисеи заблуждались, думая, что ритуальные омовения делают их чистыми духовно.

Ученики Иисуса заметили Ему, что фарисеи соблазнились (т. е. были оскорблены) Его словами, почувствовав, что они направлены в их адрес. На это Иисус ответил, что, не будучи «насаждением» Отца Его Небесного, фарисеи подлежат искоренению (в значении «осуждению»). И посоветовал ученикам оставить их в покое, поскольку эти люди сами избрали свой путь, и ничто не свернет их с него. В развитие Своей мысли Иисус продолжал: Они слепые вожди слепого народа, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Петр попросил Иисуса объяснить им притчу (подразумевая записанное в 11 стих; сравните Мк 7:15−17). И Господь пояснил сказанное Им прежде. Не извне оскверняется человек. Ведь все, что входит в уста его, переваривается в желудке и извергается вон. Но исходящее из уст выявляет то, что в сердце человека; лишь то, что скрыто в сердце, делает человека нечистым или свидетельствует о его нечистоте. Ибо именно в злом сердце (во внутреннем «Я») человека, когда оно нечисто, гнездятся злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. И именно это, а не прикосновение к еде неумытыми руками, — залог и причина его нечистоты.

Мф 15:21−28 (Мк 7:24−30). Чтобы уклониться от дальнейших расспросов со стороны фарисеев, Иисус покинул израильские пределы и удалился в страны Тирские и Сидонские (побережье Финикии, которое заселяли язычники). Тир находился примерно в 50 км от Галилеи, а Сидон — примерно в 80 км. За несколько столетий до того жителей этой местности называли хананеянами (Чис 13:29). И женщина, которую встретил тут Иисус, названа хананеянкой. Она просила Его оказать ей милость и исцелить ее дочь. При этом она называла Иисуса Господом и Сыном Давидовым (титул Мессии — Мф 9:27; Мф 20:30−31).

Но и это не помогло ей — ведь время язычников еще не настало. Иисус ничего не отвечал ей, но она продолжала умолять Его, и тогда ученики стали просить Его отпустить ее. В их просьбе звучал и вопрос: «Почему, Господи, Ты не хочешь помочь этой женщине, которая все равно ведь не отстанет, пока Ты не смилуешься над ней?»

В ответ Иисус напомнил ученикам, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (сравните 10:6). Другими словами, Он пришел для того, чтобы предложить Своему народу Царство, обещанное ему через Давида столетия назад. Вот почему не надлежало Ему изливать благословения на язычников прежде чем они изольются на Израиль. Но женщина не отступала. Она чувствовала, что только Иисус может помочь ее дочери. И она кланялась Ему и продолжала молить: Господи, помоги мне! В свете только что сказанного ей Иисусом — Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам — она осознала свое положение язычницы.

Он как бы нарисовал перед ней картину семьи, сидящей за столом и получающей хлеб из рук главы дома. На фоне этой картины хананеянка увидела и себя. Нет, она не принадлежала к числу детей этого дома (Израиля), и лучшие из раздаваемых за столом кусков не были предназначены ей. В этом «доме» она могла быть приравнена разве что псу (иудеи часто называли язычников-идолопоклонников «псами»), которому хорошо, если достанутся, лишь крохи, которые падают со стола господ.

Впрочем, она и не мыслила воспользоваться тем, что ей не принадлежало, т. е. благословениями, предназначенными для Израиля. Все, о чем она просила, это о «крохе» благословения в ее нужде. В ответ на ее великую веру, какую хотел бы Иисус найти в Израиле (сравните 8:10), Он ответил хананеянке: Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот же час. Как же просияла вера «хананеянки» на мрачном фоне отвержения Иисуса вождями израильского народа! Не является ли эпизод с этой язычницей прекрасным примером того, что «Царство Небесное силою берется»!

Мф 15:29−39 (Мк 7:31 — 8:10). Иисус возвратился из пределов Тирских и Сидонских к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. Тут же стало окружать Его множество народа со своими бесчисленными больными. Судя по тому, что сказано в Мк 7:31−37, можно предположить, что тут (в Мф 15:30−31), речь идет о язычниках. Иисус исцелил их больных, и, видя это, народ… прославлял Бога Израилева.

Служение это продолжалось три дня. Проникшись жалостью к окружавшим Его людским массам, Господь не хотел отпустить их по домам голодными. Но откуда было взять ученикам столько еды в этом пустынном месте? В ответ на вопрос Иисуса, какими съестными припасами они располагают, ученики сказали, что есть у них семь хлебов и немного рыбок. При этом они не могли не догадаться, что этими «припасами» Иисус воспользуется так же, как раньше (14:13−21), чтобы опять накормить множество людей.

Господь и в самом деле велел народу возлечь на землю и, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики — народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных. («Корзины» или «короба» (14:20) — обычная принадлежность ходивших по земле своей жителей этих мест) На этот раз евших было четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.

Это чудо говорит о том, что Господни благословения станут изливаться через Его учеников не только на Израиль (сравните 14:13−21), но и на «язычников». Пожалуй, наиболее явное подтверждение этому находим в Деян 10−11, где описано, как апостол Петр проповедал Благую Весть о спасении в языческом доме сотника Корнилия.

После того, как Иисус отпустил народ, пошел Он в пределы Магдалинские, т. е. на западное побережье Галилейского моря, в город Магдалу, на север от Тиверии. Мария Магдалина (Мф 27:56) была родом из этого города, который имел и другое название — Далмануфа (Мк 8:10).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.